|
|||||||||
Звуковые системы современного кино»
Лекция №36
«Звуковые системы современного кино» Dolby Stereo
В 80-е гг. XX в., после внедрения относительно недорогого стереофонического оборудования фирмы Dolby Laboratories, на обычной 35-мм пленке удалось разместить не одну, а две оптические дорожки (рис. 1). Теперь они несли информацию о звуке трех каналов. Левого, правого и канала, расположенного в центре экрана. Эта система получила название Dolby Stereo (Dolby А). Для полноценного воспроизведения такой фонограммы необходимо декодирующее устройство, три усилителя и три громкоговорителя, которые размещаются с обеих сторон экрана и в его центре. В залах, оборудованных такой аппаратурой, зритель мог отслеживать перемещения объектов в экранной плоскости; а актерские диалоги в центре экрана стали разборчивее.
Рис.1
Dolby Surround
Когда с помощью матричного кодера удалось увеличить объем информации, записанной в той же паре стереосигналов на оптической дорожке, появился четвертый канал, "канал эффектов", громкоговорители которого размещаются вдоль боковых и задней стен кинозала. Аналоговая (оптическая) двухдорожечная запись превратилась в четыре канала с возможным выделением басовой части. Благодаря громкоговорителям высокого качества, широкополосных по спектру, и динамическим возможностям система окружающего звучания позволяет получать различные дополнительные аудиоэффекты. Сабвуфер воспроизводит самую низкочастотную область спектра сигналов, которую выделили в отдельный "басовый" канал (рис. 2). При этом такую запись можно воспроизводить и на старом оборудовании, и в стереорежиме, и в четырехканальном Dolby Stereo, и в пятиканальном Dolby Surround. Наличие четырех каналов дало возможность с высоким приближением к реальности имитировать перемещение объектов в пространстве кинозала. Различные методы обработки, применяемые к оптической фонограмме во время записи и воспроизведения звука, позволили значительно улучшить "достоверность" звучания. Основными методами обработки среди них было шумопонижение Dolby, предназначенное для снижения шума фонограммы и искажений, связанных с оптическими преобразованиями звука, а также эквализация громкоговорителей для приведения звуковой системы кинотеатра к стандартной электроакустической характеристике звуковоспроизведения. Важное преимущество оптического формата Dolby состояло в том, что фонограмма кинофильма печаталась одновременно с изображением, точно так же как и при производстве монофонических копий, стоимость печати кинокопии с четырьмя каналами была не больше стоимости печати копии с монозвуком. Кроме того, модернизация кинотеатра для воспроизведения стереозвука была относительно недорогой и не требовала каких-либо затрат на эксплуатацию в дальнейшем.
Dolby SR
В 1986 г. Dolby Laboratories представила новый профессиональный способ записи фонограмм, названный Dolby SR (Spectral Recording — "спектральная запись"). Подобно системе шумоподавления Dolby, это была "зеркальная система", использующая принципы кодирования при записи и декодирования при воспроизведении звуковой дорожки кинофильма. Новая система обеспечила снижение уровня шума более чем вдвое по сравнению с системой шумопонижения А-типа и, кроме того, позволила записывать и воспроизводить более громкие звуки с более широким частотным диапазоном и с меньшими искажениями. Оптическая дорожка для 35-мм фильмокопий с Dolby SR вместо Dolby А не только дала превосходные результаты в кинотеатрах, оборудованных новыми SR-процессорами, но также удовлетворительно воспроизводилась в монофоническом режиме в кинотеатрах, не оборудованных Dolby-процессорами. В результате, сегодня практически на всех кинокопиях в мире аналоговая фонограмма записывается в системе Dolby SR.
Dolby Digital Аналоговая дорожка
Цифровая дорожка▼ ▼
Рис. 4. Воспроизведение Dolby Digital
Новые форматы не заставили себя ждать: в 1992 г. была разработана система цифрового кодирования при записи шестиканального звука Dolby Digital. На стандартной 35-мм кинопленке, наряду с оптической записью двух дорожек, нашлось место и для цифровой оптической записи (рис. 3). Цифровая фонограмма располагалась на межперфорационных перемычках. Закодированный в единый цифровой поток шестиканальный звук при воспроизведении декодируется, усиливается и подается на шесть громкоговорителей. При прохождении склейки или повреждении цифровой фонограммы, процессор автоматически переводит шестиканальное звучание в четырехканальное, с Dolby Digital в Dolby SR. Переход на цифровую запись раздельных каналов (левый/правый фронтальные, центральный, левый/ правый тыловые каналы плюс канал низкочастотных эффектов LFE (Low Frequency Effect)) предоставил возможность звукорежиссерам еще точнее, чем в Dolby Surround, позиционировать источники звука в пространстве (рис. 4). Информация каналов разделяется между собой по уровню минус 50—60 дБ. Эта мультиканальная конфигурация, с легкой руки Т. Хольмана, стала обозначаться как "5.1".
Dolby Digital совместима со всеми предыдущими форматами многоканального звука Dolby . Кинокопия может быть традиционно воспроизведена в любом кинотеатре, в то время как цифровая дорожка может быть воспроизведена в кинотеатре, в котором установлен процессор Dolby Digital, а кинопроектор оборудован цифровым ридером.
Dolby Digital Surround EX
В 1999-м был разработан еще один формат — Dolby Digital Surround EX, который к формату Dolby Digital добавляет третий канал окружающего звука. Обеспечивая
улучшенную реалистичность, более высокую точность локализации звука и
впечатляющие спецэффекты, третий центральный канал пространственного звучания воспроизводится тыловыми громкоговорителями окружающего звука, а левый и правый каналы окружающего звука — боковыми громкоговорителями (рис. 5). Это означает, что теперь источник звучания может располагаться и позади зрительного зала, что позволяет использовать совершенно новые звуковые эффекты, такие как панорамирование на 360 градусов. Центральный канал пространственного звучания также делает более реалистичными звуковые переходы от экрана к задней части зрительного зала и наоборот. Зритель теперь воспринимает "пролеты" звучания над своей головой именно как перемещение над собой, а не как перемещение звука вдоль боковых стен зрительного зала. Также значительно улучшается воспроизведение фонового звучания, потому что на него меньше влияет ширина зрительного зала. Не менее важно и то, что благодаря новому центральному каналу пространственного звучания даже те зрители, которые сидят близко к левому или правому краю зрительного зала, воспринимают общую атмосферу пространственного звучания именно в том виде, в котором это звучание задумывалось создателями фильма. Как и все усовершенствования Dolby, формат Dolby Digital Surround EX имеет обратную совместимость, то есть фильмокопии этого формата можно воспроизводить во всех кинотеатрах Dolby Digital, независимо от того, оснащены ли они декодером дополнительной дорожки окружающего звука. Для того чтобы дооборудовать ранее установленную систему Dolby достаточно всего лишь установить новый адаптер Dolby SA 10 и подключить акустические системы для левого, центрального и правого каналов пространственного звучания.
Также необходимо обеспечить усиление сигнала дополнительного канала. Адаптер легко подключается между звуковым процессором и усилителями мощности. Кроме возможности воспроизведения трех каналов пространственного звучания, адаптер имеет три семиполосных эквалайзера для настройки электроакустической характеристики каналов окружения зала.
|
|||||||||
|