Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Звуковые системы современного кино»



 

 

Лекция №36

 

«Звуковые системы современного кино»   

Dolby Stereo

 

В 80-е гг. XX в., после внедрения относительно недорогого стереофони­ческого оборудования фирмы Dolby Laboratories, на обычной 35-мм пленке удалось разместить не одну, а две оп­тические дорожки (рис. 1). Теперь они  несли информацию о звуке трех каналов.  

Левого, правого и канала, расположенного в центре экрана. Эта система получила название Dolby Stereo (Dolby А). Для пол­ноценного воспроизведения такой фонограммы необходимо де­кодирующее устройство, три усилителя и три громкоговорителя, которые размещаются с обеих сторон экрана и в его центре. В залах, оборудованных такой аппаратурой, зритель мог отслежи­вать перемещения объектов в экранной плоскости; а актерские диалоги в центре экрана стали разборчивее.

 

 

 

Рис.1

 

Dolby Surround

 


Рис. 2. Воспроизведение Dolby Surround


Когда с помощью матричного кодера удалось увеличить объем информации, записанной в той же паре стереосигналов на оптической дорожке, появился четвертый канал, "канал эф­фектов", громкоговорители которого размещаются вдоль боко­вых и задней стен кинозала. Аналоговая (оптическая) двухдорожечная запись превратилась в четыре канала с возможным вы­делением басовой части. Благодаря громкоговорителям высокого качества, широкополосных по спектру, и динамическим воз­можностям система окружающего звучания позволяет получать различные дополнительные аудиоэффекты. Сабвуфер воспроиз­водит самую низкочастотную область спектра сигналов, кото­рую выделили в отдельный "басовый" канал (рис. 2). При этом такую запись можно воспроизводить и на старом оборудовании, и в стереорежиме, и в четырехканальном Dolby Stereo, и в пятиканальном Dolby Surround. Наличие четырех каналов дало возможность с высоким приближением к реальности имитиро­вать перемещение объектов в пространстве кинозала. Различные методы обработки, применяемые к оптической фонограмме во время записи и воспроизведения звука, позво­лили значительно улучшить "достоверность" звучания. Основ­ными методами обработки среди них было шумопонижение Dolby, предназначенное для снижения шума фонограммы и искажений, связанных с оптическими преобразованиями зву­ка, а также эквализация громкоговорителей для приведения звуковой системы кинотеатра к стандартной электроакустичес­кой характеристике звуковоспроизведения.

Важное преимущество оптического формата Dolby состо­яло в том, что фонограмма кинофильма печаталась одновремен­но с изображением, точно так же как и при производстве мо­нофонических копий, стоимость печати кинокопии с четырь­мя каналами была не больше стоимости печати копии с моно­звуком.

Кроме того, модернизация кинотеатра для воспроизве­дения стереозвука была относительно недорогой и не требовала каких-либо затрат на эксплуатацию в дальнейшем.

 

Dolby SR

 

В 1986 г. Dolby Laboratories представила новый профессио­нальный способ записи фонограмм, названный Dolby SR (Spectral Recording — "спектральная запись"). Подобно систе­ме шумоподавления Dolby, это была "зеркальная система", ис­пользующая принципы кодирования при записи и декодирова­ния при воспроизведении звуковой дорожки кинофильма. Но­вая система обеспечила снижение уровня шума более чем вдвое по сравнению с системой шумопонижения А-типа и, кроме того, позволила записывать и воспроизводить более громкие звуки с более широким частотным диапазоном и с меньшими искажениями.

Оптическая дорожка для 35-мм фильмокопий с Dolby SR вместо Dolby А не только дала превосходные результаты в ки­нотеатрах, оборудованных новыми SR-процессорами, но так­же удовлетворительно воспроизводилась в монофоническом режиме в кинотеатрах, не оборудованных Dolby-процессорами. В результате, сегодня практически на всех кинокопиях в мире аналоговая фонограмма записывается в системе Dolby SR.

 

 

   

Dolby Digital

                            Аналоговая дорожка


Рис. 3. Фонограмма Dolby Digital


    Цифровая дорожка▼ ▼

 

 


Рис. 4. Воспроизведение Dolby Digital

 

 

Новые форматы не заставили себя ждать: в 1992 г. была разработана система цифрового кодирования при записи шестиканального звука Dolby Digital.

 На стандартной 35-мм кино­пленке, наряду с оптической записью двух дорожек, нашлось место и для цифровой оптической записи (рис. 3). Цифровая фонограмма располагалась на межперфорационных перемычках. Закодированный в единый цифровой поток шестиканальный звук при воспроизведении декодируется, усиливается и пода­ется на шесть громкоговорителей.

При прохождении склейки или повреждении цифровой фонограммы, процессор автоматически переводит шестиканальное звучание в четырехканальное, с Dolby Digital в Dolby SR. Переход на цифровую запись раздельных каналов (левый/правый фронтальные, центральный, левый/ правый тыловые каналы плюс канал низкочастотных эффектов LFE (Low Frequency Effect)) предоставил возможность звуко­режиссерам еще точнее, чем в Dolby Surround, позициониро­вать источники звука в пространстве (рис. 4).

Информация каналов разделяется между собой по уровню минус 50—60 дБ. Эта мультиканальная конфигурация, с легкой руки Т. Хольмана, стала обозначаться как "5.1".

 

Dolby Digital совместима со всеми предыдущими форматами многоканального звука Dolby . Кинокопия может быть тради­ционно воспроизведена в любом кинотеатре, в то время как цифровая дорожка может быть воспроизведена в кинотеатре, в котором установлен процессор Dolby Digital, а кинопроектор оборудован цифровым ридером.

 

Dolby Digital Surround EX

 

 


Рис. 5. Воспроизведение Dolby Digital Surround EX


В 1999-м был разработан еще один формат — Dolby Digital Surround EX, который к формату Dolby Digital добавляет тре­тий канал окружающего звука. Обеспечивая

 

улучшенную реалистичность, более высокую точность локализации звука и

 

впечатляющие спецэффекты, третий центральный канал пространственного звучания воспроизводится тыловыми громко­говорителями окружающего звука, а левый и правый каналы окружающего звука — боковыми громкоговорителями  (рис. 5).

Это означает, что теперь источник звучания может располагаться и позади зрительного зала, что позволяет использовать совер­шенно новые звуковые эффекты, такие как панорамирование на 360 градусов.

Центральный канал пространственного звучания также делает более реалистичными звуковые переходы от эк­рана к задней части зрительного зала и наоборот.

Зритель те­перь воспринимает "пролеты" звучания над своей головой именно как перемещение над собой, а не как перемещение звука вдоль боковых стен зрительного зала.

Также значительно улуч­шается воспроизведение фонового звучания, потому что на него меньше влияет ширина зрительного зала.

Не менее важно и то, что благодаря новому центральному каналу пространственно­го звучания даже те зрители, которые сидят близко к левому или правому краю зрительного зала, воспринимают общую атмосферу пространственного звучания именно в том виде, в котором это звучание задумывалось создателями фильма.

Как и все усовершенствования Dolby, формат Dolby Digital Surround EX имеет обратную совместимость, то есть фильмо­копии этого формата можно воспроизводить во всех кинотеат­рах Dolby Digital, независимо от того, оснащены ли они деко­дером дополнительной дорожки окружающего звука.

Для того чтобы дооборудовать ранее установленную систему Dolby дос­таточно всего лишь установить новый адаптер Dolby SA 10 и подключить акустические системы для левого, центрального и правого каналов пространственного звучания.

 

Также необходимо обеспечить усиление сигнала дополнительного канала.

Адаптер легко подключается между звуковым процессором и усилителями мощности.

Кроме возможности воспроизведения трех каналов пространственного звучания, адаптер имеет три семиполосных эквалайзера для настройки электроакустической характеристики каналов окружения зала.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.