Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема 1.10 Диагностика обученности. Контроль обучения, его сущность, функции, формы и методы. Оценка знаний обучающихся



 

                                      Методические указания к выполнению урока

1) Внимательно изучите теоретический материал по теме урока, составьте краткий конспект.

2) Выполните задания, представленные после теоретического материала.

3) Задания возможно выполнить в письменном варианте или в виде текстового документа.

4) Письменные работы или электронный документ с заданием высылаются на эл.почту: elena.karpenkova.77@mail.ru, на личную страницу в социальных сетях, в любом из мессенджеров (Viber, WhatsApp).

5) Выполненные работы должны быть высланы до 17- 00 20.11.2020 г. Работы, отправленные позднее, оцениваются на балл ниже.

6) При отправки работ обязательно указывается: дата, дисциплина, ФИ обучающегося и группа.

Тема 1.10 Диагностика обученности. Контроль обучения, его сущность, функции, формы и методы. Оценка знаний обучающихся

                                                         16.11.2020 г.

План:

  1. Понятие, сущность диагностики обученности.
  2. Педагогический контроль, структура педагогического контроля.
  3. Функции, виды, методы педагогического контроля.
  4. Требования к педагогическому контролю.
  5. Оценка учебных достижений обучающихся с учетом особенностей возраста, класса и отдельных обучающихся.

Диагностика обученности включает: контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, динамику, прогнозирование дальнейшего развития событий участников процесса.

Цель: своевременное выявление, оценивание и анализ учебно-воспитательного процесса в связи с его продуктивностью.

Контроль – выявление, измерение, оценивание знаний и умений обучаемых. Объект контроля совместный труд учащихся и учителя, общий результат.

Проверка –составной компонент контроля, основной дидактической функцией которого является обеспечение обратной связи между педагогом и учащимися, выявление уровня и объема знаний обучаемых.

Оценивание –процесс выявления и измерения объема полученных знаний обучаемыми, т.е. процесс проверки.

Оценка –результат проверки, учет качественных показателей работы учащихся в виде оценочных суждений.

Отметка –фиксирование оценки в ведомостях, журналах и т.д. в виде условных обозначений, кодовых сигналов, памятных знатоков. В школе – баллы.

Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня освоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту, требованиям учебной программы.

 

Функции контроля:

1. Контролирующая -  выявление знаний, умений и навыков, эффективности методов, приемов и средств обучения.

2. Обучающая - сравнение своего ответа с ответом других, получение новых дополнительных знаний.

3. Воспитывающая -  воспитывает чувство ответственности, приучение к систематическому труду, дисциплинированности, волевых качеств.

4. Развивающая – развитие, мышление, памяти и др.

5. Стимулирующая – стимулирование активности ученика.

Требования к контролю:

1. Объективность, заключается в выставлении отметки в соответствии с критериями, давать то, что знают дети.

2. Систематичность: состоит в том, что контроль осуществляется на всех этапах педагогического процесса.

3. Всесторонность: не только проверка ЗУН, но и уровень развития учащихся (мышление, памяти и др.).

4. Гласность: проведение открытых испытаний для всех обучаемых по одним и тем же критериям. Словесное оценивание деятельности каждого.

5. Индивидуальность: учет специфики учебных предметов, личная учебная деятельность учащихся.

6. Дифферинцированность: учет индивидуально –личностных качеств обучаемых.

7. Разнообразие форм контроля.  

 

Контроль бывает разных видов и форм, а также может осуществляться с помощью разнообразных методов. В педагогической практике применя­ется несколько видов контроля: предварительный контроль, текущий конт­роль, периодический контроль, тематический контроль, итоговый контроль и отсроченный контроль.

Предварительный контроль, как правило, имеет диагностические задачи. Он проводится с целью выявления имеющихся знаний, умений и навыков

учащихся к началу обучения. Применяется он обычно в начале учебного года или перед изучением новой темы. Предварительный контроль поз­воляет обучающему находить наиболее эффективные методы и формы работы.

Текущий контрольосуществляется по ходу обучения и позволяет опреде­лить степень сформированности знаний, умений, навыков, а также их глу­бину и прочность. Этот контроль дает возможность своевременно выявить пробелы в знаниях учащихся и оказать им помощь в усвоении программно­го материала. Текущий контроль стимулирует ответственность ученика подготовку к каждому занятию.

Периодический контрольподводит итоги работы за определенный период времени. Он осуществляется в конце четверти, полугодия.

Тематический контрольосуществляется после изучения темы, раздела имеет целью систематизацию знаний обучаемых.

Итоговый контрольпризван определить конечные результаты обучения. Он охватывает всю систему знаний, умений и навыков по предмету.

Отсроченный контроль— контроль остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса (этот срок может колебаться от 3 месяцев до полугода и более). Отсроченный контроль как вид контроля соответствует требованию судить об эффективности процесса по конечному результату.

Контроль осуществляется в различных формах. По форме контроль подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный.

При контроле используются различные методы. Методы контроля - это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих.

В педагогической практике используются методы устного, письменного, практического, машинного контроля и самоконтроля.

Устный контроль осуществляется в процессе устного опроса обучаемых Он позволяет выявить знания обучаемых, проследить логику изложения ими материала, умение использовать знания для описания или объяснения процессов и происходящих событий, для выражения и доказательства своей точки зрения, для опровержения неверного мнения и т. д.

Письменный контроль предполагает выполнение письменных заданий (упражнений, контрольных работ, сочинений,- отчетов и т. д.). Письменный контроль позволяет проверять знания всех обучаемых одновременно но требует больших временных затрат на проверку письменных заданий.

Практический контроль применяется для выявления сформированности умений и навыков практической работы или сформированности двигатель­ных навыков.

С развитием информационных технологий распространение получил контроль с использованием машин. Машинный контроль экономит время учащихся и учителя. С помощью контролирующих машин легко установить единые требования к измерению и оцениванию знаний. Результаты конт­роля легко поддаются статистической обработке. Устраняется субъекти­визм учителя при оценивании знаний.

Применение контролирующих машин позволяет успешно осуществлять самоконтроль. Самоконтроль возможен и без применения машин. Но для этого необходимо обучаемых учить самостоятельно находить ошибки, ана­лизировать причины неправильного решения познавательных задач, искать способы их устранения.

Сочетание различных методов контроля называется комбинированным (уплотненным) контролем. Обычно это сочетание устного и письменного опроса.

 

Неуспеваемость учащихся:

Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества.

Определение видов неуспеваемости содержится в работе
А. М. Гельмонта, который выделил три вида неуспеваемости в зависимости от количества учебных предметов и устойчивости отставания:

1 – общее и глубокое отставание – по многим или всем учебным предметам длительное время;

2 – частичная, но относительно стойкая неуспеваемость – по одному–трем наиболее сложным предметам (как правило, русский и иностранный языки, математика);

3 – неуспеваемость эпизодическая – то по одному, то по другому предмету, относительно легко преподаваемая.

Во всех случаях А. М. Гельмонт имеет в виду фиксированную неуспеваемость: к неуспевающим он относит тех учащихся, которые «приходят к концу четверти с грузом неудовлетворительных оценок».

Первый тип неуспевающих школьников

Для всех школьников этого типа характерна низкая обучаемость, связанная со сниженным уровнем мыслительных операций. Слабое развитие процесса мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и конкретизации) вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала, которые способствуют возникновению у школьников упрощенного подхода к решению мыслительных задач. При таком подходе учащиеся стремятся приспособить учебные задания к своим ограниченным возможностям или вообще избегают умственной работы, в результате чего происходит задержка умственного развития и не формируются навыки учебной работы.
Неуспех в учебе и неумение работать вместе с классом не являются для них источником морального конфликта, так как в силу ограниченности своих познавательных возможностей свое отставание они правильно видят в неспособности усваивать отдельные предметы наравне со всеми.

Второй тип неуспевающих школьников

Учащиеся этого типа в школу приходят с хорошей интеллектуальной подготовкой, с желанием хорошо учиться. Однако на качестве их учебной работы отражается прежде всего то, что они привыкли заниматься только тем, что им нравится. При отсутствии более широкой и устойчивой мотивации в учебном труде эти ученики избегают активной умственной работы по предметам, усвоение которых требует систематического и напряженного труда (языки, математика), задания по устным предметам усваивают поверхностно. В процессе такой работы у них не формируются навыки учения, умения преодолевать трудности. Наряду с этим у них складывается определенный подход к работе: небрежное ее выполнение, низкий темп.

Третий тип неуспевающих школьников

Для этого типа, как и для первого, характерна низкая обучаемость. Слабое развитие мыслительных процессов вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала. При выполнении учебных задач у этих школьников отсутствует критичность; манипулируя цифрами, они легко приходят к абсурду. Причем полученные результаты они не пытаются сравнивать с результатами других школьников. Выполнение работы подобным образом свидетельствует не только о трудностях в усвоении и неумении работать, но и о беспечном отношении к учению. У этих школьников весьма отчетливо проявляется узость мышления.

Слабое развитие мотивационной стороны познавательной деятельности проявляется в отсутствии познавательных интересов, в характере общей направленности личности. Совокупность этих качеств определяет отрицательное отношение к знаниям, к школе, учителям, а также стремление оставить школу. Общее отрицательное отношение определяет интересы этой категории. В школе их больше всего привлекают такие предметы, как физкультура, уроки труда.

Причины:

1. Отсутствие работоспособности, прилежания, внимательности у детей.

2. Запущенность знаний.

3. Неумение выделять существенные признаки в изучаемом материале, отличать главное от второстепенного.

4. Отсутствие интереса к предмету.

5. Неблагополучное положение в семье, в кругу сверстников.

 

 

                                             Выполнить задания.

Задание 1. Изучите Положение о системе оценок, формах, порядке и периодичности промежуточной и итоговой аттестации учащихся в начальной школе.

Задание 2. Представить образцы портфолио ученика начальной школы.

Задание 3. Представить образцы бланков мониторинга успеваемости младших школьников. Определить причины и пути преодоления неуспеваемости младших школьников.

Задание 4. Написать эссе по теме на выбор: «Педагогические и психологические причины неуспеваемости», «Преимущества и недостатки современной системы оценивания», «Оценивание в начальной школе за рубежом», «Электронный дневник и портфолио ученика как современный вид мониторинга успеваемости».

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.