Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Государственное образовательное учреждение высшего профессионального  образования



Государственное образовательное учреждение высшего профессионального  образования

Московской области

Международный университет природы, общества и человека “Дубна”

 Кафедра государственно - правовых дисциплин

 По дисциплине История отечественного государства и права

На тему 

Государственные органы в борьбе с терроризмом в России в 60-70е годы XIX века

 

Студент гр. 1061

Бусыгин А.А.

Научный руководитель:

Профессор, Суворов А.И.

 

Дубна 2012


Оглавление

Введение. 3

Глава I. Политический терроризм в России в 60-70х годах XIX века. 8

1.1 Причины возникновения российского политического терроризма. 8

1.2 Социальный состав русского терроризма. 11

1.3 Этапы становления политического терроризма в России. 14

Глава II. Действия государственной власти по борьбе с терроризмом в России в 60-70х годах XIX века. 21

2.1 Краткая история политического надзора (Александр I - Николай I) 21

2.2 Александр II и политический терроризм. 28

Вывод. 39

Список используемой литературы.. 41


Введение

Терроризм одно из самых страшных явлений на земле. Прошел период открытой войны, уступив место войне партизанской, войне в которой проливаются реки крови невиновных людей, чаще всего стариков, женщин и детей. Каждый новый теракт все больше ужасает своей жестокостью и количеством унесенных жизней.

Так что же такое терроризм? В праве Росси терроризм определяется как идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и иными формами противоправных насильственных действий.[1]В праве США В праве США - предумышленное, политически мотивированное насилие, совершаемое против мирного населения или объектов национальными группами или подпольно действующими агентами, обычно с целью повлиять на настроение общества.[2]

Рассуждая о конкретных проявлениях террора и терроризма, можно выделить:

· Религиозный терроризм - преследует своей целью установление религиозной власти.

· Политический терроризм (терроризм революционный) - преследует своей целью изменение существующей власти.

· Националистический терроризм - преследует народно-освободительные цели

 

Основная опасность для России всегда исходила из политического терроризма, поэтому так нужно и важно оглянуться в прошлое и изучить способы противодействия радикально настроенным людям в нашей стране.

Основная цель данной работы рассмотреть методы борьбы с политическим терроризмом в России II-ой половины XIX го века.

В первой части моей работы мы поговорим про специфику политического терроризма в России 60-80х годов XIX века, идеологически заданного социального, ставящего своей главной целью изменение политического строя и смену власти в стране, во второй части работы о мерах принятых правительством для борьбы с терроризмом, особых формах борьбы с ним. Явление терроризма пытались классифицировать многие исследователи, но также как и в случае с определением терроризма и террора, единого мнения на этот счет не существует. Мне более импонирует классификация, предложенная современным исследователем проблемы терроризма Д.В.Ольшанским, который наряду с другими формами терроризма выделяет политический терроризм и дает его определение следующим образом: «Политический терроризм – это террористические действия разного рода, имеющие целью оказание влияния на политических лидеров, власти или проводимую ими политику, вынудить те или иные политические действия или властные решения. В отдельных случаях политический терроризм направлен на устранение неугодных политических лидеров, – в том числе и ради изменения политического строя в целом».

Условно отечественную историографию революционного терроризма в России можно разделить на четыре периода:

Первый период – со второй половины 1910-х по начало 1930-х гг., когда современники, очевидцы и непосредственные участники событий пытались осмыслить терроризм как явление, собрать и проанализировать доступные документы и свидетельства. В эти же годы продолжало создаваться немало мемуарной литературы.

Второй период историографии приходится на середину 1930-х – конец 1950-х годов - время наибольшего идеологического давления на гуманитарное знание в целом. Отечественные историки тогда не имели возможности объективно изучать деятельность партий, выступавших в начале XX века на политической сцене в качестве оппонентов большевистской партии. Тем более запретной темой был индивидуальный политический терроризм, изучение которого в контексте политической реальности Советского государства зачастую вызывало у руководителей идеологического аппарата необоснованное мнение о пропаганде методов, которые могли бы быть направлены на борьбу с существующим режимом.

Третий период историографии условно можно обозначить серединой 1960-х - серединой 1980-х гг. В это время было продолжено изучение политического терроризма как немаловажного фактора новейшей истории на основе доступных документов.

Четвертый период историографии начинается с конца 1980-х гг. Он характеризуется, прежде всего, вовлечением новых многочисленных исторических источников в процесс исследования, а также идейной свободы авторов, как при определении проблем, так и по их оценке. Однако это не избавило некоторых историков от многообразных идеологических клише и неглубокого проникновения в суть изучаемых вопросов, а другую часть исследователей к одностороннему диаметрально противоположному освещению исследуемых процессов.

Политический терроризм уходит корнями в Античность и Средние века, один из наиболее известных примеров того времени это убийство македонского царя Филлипа, отца Александра Великого, в 336 до н. э., павшего от рук Павсания.

Перенесемся в революционную Францию конца XVIII века, где политический террор оставил свой несмываемый, кровавый след, эта политика  была принята под давлением обстоятельств и явилась временной чрезвычайной мерой, начало террору положили народные выступления 4 и 5 сентября 1793 года, прошедшие под лозунгом "Хлеба и Террора!" Был учрежден революционный трибунал, разбиравший дела «врагов государства», а в следующем месяце – «Комитет общественного спасения».  По требованию народных масс Конвент принял Закон о подозрительных и после этого, в марте 1794 года революционное правительство казнило короля и начало преследования своих противников и всех, кто, как считалось, представлял угрозу режиму. В период жестокой диктатуры, последовавшей за поражением жирондистов, были казнены, по меньшей мере, 12 тысяч политических заключенных, священников и аристократов, включая Марию-Антуанетту и Мадам Ролан. Режим террора усилился в июне 1794 г. после казни Эбера и передачи высшей власти Дантоном - Робеспьеру.[3]

На мой взгляд, возникновение явления, именуемого «терроризмом» вполне обоснованно можно отнести к последней трети XIX - началу XX веков, справедливо усмотрев в нем явление, новое и не имеющее аналогов, если говорить о соединении идеологии, организации и действия, причем носящего публичный характер и нашедшего свое классическое воплощение в борьбе «Народной воли».

На основании изложенного выше, естественно, следует задаться вопросом: почему явление политического терроризма появилось и широко развернулось именно в России и именно в указанный выше период? Почему терроризм оказался в России столь живучим? Почему каждое из последующих поколений русских революционеров обращалось вновь к этому оружию, причем интенсивность и размах террористической борьбы оказывались с каждым разом все масштабнее. И это несмотря на катастрофические временами последствия террористических актов для революционного движения, как это было после покушения Каракозова или после величайшего достижения террористов, цареубийства 1 марта 1881 года, повлекшего за собой разгром «Народной воли» и потери революционерами «кредита» (в прямом и переносном смысле этого слова) в обществе.

В своей работе я стремился показать происхождение террористических идей в России и борьбу с ними, от их зарождения в 1860-х годах до апогея в 1881 году; взаимовлияние идеологии и практики терроризма; различные версии террористических идей – от эпохи декабристов до Нечавского «Катехизиса революционера».

Глава I. Политический терроризм в России в 60-70х годах XIX века.

1.1 Причины возникновения российского политического терроризма

Обилие реформ, свалившихся на российское общество, при Александре II, еще больше обострили противоречия в стране, которые привели к мощной волне экстремизма и терроризма захлестнувшей наш народ. Кровавой точкой в этих событиях стало убийство Александра II от рук народовольцев.

Конфликт и противостояние между самодержавным строем и наиболее радикально настроенными слоями общества, выступавшими за коренное преобразование существующего государственного строя. Стремление правительства законсервировать государство и сохранить отжившие социально-политически и экономические институты, наталкивались на все более усиливающееся противостояние со стороны государства. Применение подчас неоправданно жестоких мер к инакомыслящим членам общества, жестко преследовалась критика действующей власти, свободомыслие. Тем самым, правительство невольно провоцировало рост народного негодования и революционной активности. Отчаявшись другим способом достучаться до государства экстремистки и радикально настроенные элементы общества стали все чаще прибегать к террору.

Не случайно в программных документах большинства террористических организаций того времени говориться о том, что террор лишь ответная мера по отношению к правительству применяемая в ответ на неоправданную жестокость репрессий и мер, проводимых последним[4].

Тираноборческие идеи так же подогревались иллюзиями изменить положение дел, в стране устранив «ненавистных мучителей народа»[5], а именно самодержца и его ближайшее окружение. Поэтому эти идеи были очень популярны в разные времена: начиная с декабристов и кончая народовольцами эсерами и анархистами.

Очень так же то, что в кругу террористов были широко распространены нигилистические идеи, так же как и сейчас в массах царило мнение, будто Россия безнадежно отстает по сравнению с западом: ее судебная система безнадежно устарела, экономика, как и армия, в плачевном состоянии. Поэтому в головах многих террористов господствовало убеждение, что Россию надо срочно спасать, ибо она находится на краю пропасти и уже завтра может кануть в безызвестность из-за глупости и неспособности, к руководству всего государственного аппарата начиная от письмовыводителя и кончая императором и его ближайшим окружением.[6]

Так же огромное влияние на становление терроризма в России оказала литература. При кажущейся приторности и серости литературы прижатой к земле государственной цензурой довольно широко распространялся критический подход к окружающей действительности. Это проявлялось практически во всех более менее серьезных литературных творениях того времени начиная от лирических стихов Пушкина и кончая серьезными произведениями Толстого и Достоевского. Так же можно вспомнить знаменитые сатирические произведения Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» или «Как один мужик двух генералов накормил», его герои: губернаторы, помещики, чиновники, выглядят сплошь смешно и убого. Особняком стоит известнейшее произведение Н. В. Гоголя «Ревизор» представляющее читателю свой набор карикатурных персонажей.

Критика, содержащаяся в Русской литературе, была бы не так опасна, если бы не призывы, к разрушению появляющиеся в ранней лирике Пушкина, поэзии Некрасова, в статьях Белинского, Чернышевского, Бакунина, Писарева и др. Чернышевский советовал Герцену своим «Колоколом» звать Русь к топору.[7]

Так же одной из причин террора послужило разочарование большей части оппозиционно настроенной интеллигенции поднять народ к революции. Политическая импотенция и пассивность русского мужика-крестьянина показало абсолютнейшую бессмысленность революционной агитации. Этому мы находим неопровержимое подтверждение в воспоминаниях участников событий, так например: Александр Константинович Соловьев, человек, стрелявший в императора, пишет что «Мы ничего не в состоянии сделать до тех пор, пока одно значительное событие не всколыхнет страну. Нужен лишь толчок, чтобы все поднялось, одна искра и пожар вспыхнет». Петр Никитич Ткачев (1844–1886) последовательно придерживался взглядов русских народников и полагал, что специфика России заключается в ее сельской общине и потому социализм имеет психологические и организационные корни, которых нет на индивидуалистическом Западе. Единственной преградой на пути к полному расцвету социализма является царская автократия, которая совершенно чужда русскому обществу и не имеет с ним ничего общего. По этой причине война должна быть объявлена царскому режиму и его сторонникам. В связи с тем, что большинство крестьянского населения пребывает в состоянии политической дремоты и невежества, эта война должна быть объявлена революционным меньшинством, революционной партией, которая поведет массы к состоянию равенства, свободы и счастья. Как только царизм падет, русский социализм, питающийся животворными соками коммунитарных инстинктов масс и общественной собственности на землю, принесет свои богатые плоды[8].

Таким образом, можно сделать вывод, что эти оппозиционные проявление выраженные в их крайней форме, в форме террора выросли на обильно сдабриваемой правительством и другими внешними факторами, благоприятной почве. Поэтому неудивительно, что начиная с середины XIX века, политический терроризм все больше и больше разрастался по нашей огромной стране.

 

1.2 Социальный состав русского терроризма

Отчего же Российское общество, традиционное во многих отношениях, сумело значительно опередить Запад в отношении терроризма?

Ответ на этот вопрос следует искать в особенностях мобилизации маргинального населения, которое было присуще России в конце 19-го века и остается присуще многим странам третьего мира и поныне. В конце 19-го века в России соединились вместе быстрая индустриализация с одной стороны и отсталая политическая система с другой. Эта взрывоопасная смесь с неизбежностью рождала большое количество избыточного населения, подвергавшегося маргинализации и фрустрации и охотно пополнявшего ряды наиболее радикальных движений. С другой стороны, интеллигенция и предприниматели не имели возможности выразить свои политические чаяния и амбиции, что превращало их в тайных и явных недоброжелателей существующей политической системы.

Но суть дела заключалась в наличии острой социальной несправедливости в общественном устройстве России. В том, например, что 22, 827 000 крестьян Европейской России по данным за 70-е годы владели 120, 6 млн. десятин земли (меньше 5,3 десятины на человека), а 15 тыс. помещиков имели 70 млн. десятин т.е. по 4666 десятин на каждого[9]. Кроме того, над рабочими, как и над крестьянами довлели пережитки феодализма: политическое бесправие, отсутствие трудового законодательства, самоуправство хозяев, повсеместные издевательства. К примеру, рабочий день совершенно не регламентировался законодательством и достигал нередко 16-18 часов. Эти и другие факты позволяют заявить, что в российском обществе был острый дефицит социальной справедливости, следовательно, дело борцов с режимом было в значительной степени правым.

Пожалуй, самым мощным источником низового террора было то примитивное обстоятельство, что при всяком удобном и неудобном случае хваленая народниками крестьянская община легко превращалась заурядную бандитскую шайку, не переставая при этом быть общиной. Как только ослабевала центральная власть, инициатива неизменно перехватывалась нижестоящими источниками организации и силы. «Мужички-богоносцы» легко переходили к грабежу ближайших помещичьих усадеб и проходящих поездов. 

Одной из характерных особенностей русского политического терроризма является его интернационализм, отражающий этническую специфику Российской империи. Наряду с русскими в терроре активно участвовали представители социальных окраин Польши, Украины, Прибалтики. Так же надо отметить высокий удельный вес еврейской молодежи. Факты, приведенные историками, свидетельствуют, что евреи составляли непропорционально большую долю членов партии эсеров и подавляющую особенно ее руководства. Это было связано с тем именно обстоятельством, что евреи объективно были наиболее маргинальной социально-этнической группой, которая в наименьшей степени вписывалась в традиционное общество. Но следует иметь в виду, что еврейская революционность была также и протестом против традиционной еврейской морали. Первыми жертвами, к примеру, многочисленных еврейских анархистов, становились еврейские же предприниматели и собственники. Бомбы террористов нередко взрывались в синагогах. Среди народовольцев еврейской национальности выделялись такие активисты, как Г. Гольденберг, Л. Дейч, А. Зунделевич, Л. Шишко, Г. Гельфман, С. Гинсбург, Л. Гартман.

В террористических организациях было много молодых людей, в возрасте до 30 лет. Как известно, молодежь более скептически относится к прошлому, стремительнее увлекается всей той революционной романтикой, активнее реагирует на перемены в обществе. Окутанный ореолом тайны, вызывающий трепет души образ «борца за народное счастье», вызывал культ преклонения и восхищение у молодежи того времени. «Многие из нас, начинали революционно мыслить, как народовольцы почти все в ранней юности преклонялись перед героями террора тог времени» писал В.И. Ленин. По подсчетам исследователей из 1342 народников и народовольцев, представших перед судом за 1865-1895 годы, 82 % были моложе 30 лет, а 48% моложе 25.[10]

В рядах террористов студентов было подавляющее количество. Сосредоточенное в крупных коллективах студенчество легче поддавалось на подаваемые им экстремистские идеи и скорее пропитывалось нигилистическими убеждениями. Немалую роль в этом играл резкий переход от школы и опеки родителей к свободной и вольной студенческой жизни. Этому так же способствовала демократизация российского образования в направлении расширения доступа к нему со стороны малообеспеченных слоев общества и предоставление вузам значительной автономии. К концу 1907 года число студентов в стране выросло почти в три раза главным образом за счет выходцев из низших сословий.[11]

Среди лиц, привлекавшихся по народовольческим процессам в 1880-х годах, студенты составляли 38,3 %[12]. Чаще всего в народовольческие организации попадали недоучившиеся молодые люди, исключенные из вузов за различные проступки. Среди исключенных из вузов по разным причинам и ставших известными террористами были А. Желябов, стрелявшие в царя Д. Каракозов и А. Соловьев, Б. Савинков и др.

Из вышесказанного можно заключить, что политический терроризм целиком и полностью захватил маргинальные, неустойчивые слои общества такие как студенчество, мелкая интеллигенция, национальные меньшинства. В основном в состав террористических организаций входили молодые люди овеянные своеобразным революционным романтизмом и целиком и полностью верящих что своими руками смогут изменить ход российской истории.

 

1.3 Этапы становления политического терроризма в России.

Ученые спорят о событиях, с которых можно говорить о начале политического терроризма в России. В отечественной историографии традиционно выделяют три события, с которых можно вести речь о политическом терроризме некоторые придерживаются мнения, что выход труда Заичневского «Молодая Россия», где впервые в России убийство открыто, признавалось нормальным средством достижения социальных и политических изменений, в 1862 году можно считать символичной датой. Покушение на Каракозова на императора Александра II в 1866 году и выстрел В. Засулич в 1878 некоторые так же причисляют к отправным точкам российского политического терроризма.

Я же наряду с другими значимыми исследователями данной проблемы, такими как А.И. Суворов, придерживаюсь мнения, что движение декабристов было первым массовым общественно-политическим движением направленным на изменение существующего общественно-политического строя. Этот этап продолжался с разной степенью интенсивности до 70-х годов.

Отличительной чертой данного периода является преобладание террористических замыслов над практическими действиями. Все это еще только витало в качестве разговоров в кулуарах и обдумывания замыслов в различных хорошо законспирированных кружках. Вместе с тем имело место и проведение отдельных террористических актов, в том числе и против императора, но эти действия были скорее редким исключением, нежели закономерным правилом.

Оппозиционные и антиправительственные взгляды декабристов сложились во многом под влиянием революционных событий в Европе и войны с Наполеоном. Не случайно они называли себя «детьми отечественной войны 1812 года»[13].

Оторванные от реальности дворяне-революционеры стремились навязать чуждую российскому народу модель западного устройства общества, далекую от подлинных интересов русского мужика. Дворянская военная молодежь России, изучив передовые мысли французских и русских просветителей и усвоив идеи западного либерализма о народном суверенитете, стремилась покончить с причинами отсталости России, и обеспечить её народу свободное развитие, но должного пиетета со стороны власти эта мысль не получила и идею решили оставить для лучших времен.

В 40-х годах XIX века в  России складывается кружок петрашевцев, названный так по имени его основателя Буташевича-Петрашевского.

Участники этого кружка объявили себя последователями Фурье - представителя западного утопического социализма. Но это была не отвлеченная проповедь идей фурьеризма, а тесно связанная с революционной борьбой против крепостничества и самодержавия, которая занимала основное место в их деятельности.

Петрашевцы состояли главным образом из разночинцев, а не из дворян-революционеров, хотя в числе их были и дворяне (Спешнев и др.).

Идеи и борьба петрашевцев находились в преемственной связи с идеями и борьбой декабристов и революционных демократов - Белинского, Герцена, Чернышевского.

Правительство увидело в петрашевцах опасный элемент. В ночь с 22 на 23 апреля 1849 г. они были арестованы.

Для ведения следствия была создана особая комиссия во главе с генерал-аудитором (главный военный судья). По окончании следствия был назначен военно-полевой суд. В ноябре 1849 г. несколько петрашевцев были приговорены к расстрелу, остальные - к каторге; 22 декабря троих из них заставили пережить ужас смерти, так как их (Петрашевского, Спешнева и Момбелли) поставили на эшафот, дали команду стрелять по ним и лишь после этого объявили о замене смертной казни ссылкой в Сибирь. Петрашевский был приговорен к пожизненной ссылке, остальные - к ссылке на различные сроки, от 10 до 15 лет. Так закончилась деятельность петрашевцев.

Где-то в начале 1860 года уже возник ишутинский «Ад». Ишутин сумел объединить студенческую молодежь, которая под влиянием Н. Г. Чернышевского надеялась перестроить общественный строй России на началах общинно-артельного социализма. Были организованы касса взаимопомощи, переплетная и швейная мастерские, бесплатные библиотеки и школа, просуществовавшая почти год, в которой учились мальчики из беднейших семей. Ишутин мечтал: "Мы сделаем из этих малышей революционеров". Помимо участников московского кружка Ишутин имел единомышленников в Петербурге (кружок И. Худякова), в Саратове (А. Христофоров) и др. городах. В 1864 ишутинцы помогли выехать за границу бежавшему из тюрьмы польскому революционеру, впоследствии генералу Парижской Коммуны Я. Домбровскому, разрабатывали возможность побега Н.Г. Чернышевского. Ишутин надеялся на крестьянскую революцию, которую, по его мнению, можно было ускорить индивидуальным террором. Тайное общество Ишутина осуществляло надзор над членами "Организации" и подготовку терактов. Во всех этих "тайнах" было много детской игры в заговорщиков. После того как двоюродный брат Ишутина Д.В. Каракозов стрелял 4 апреля 1866 в Александра II, ишутинская организация была разгромлена. Ишутин был приговорен к казни, но смерть была заменена пожизненной каторгой. До 1868 года Ишутин содержался в одиночке Шлиссельбурга, где стал душевнобольным. Был отправлен в Сибирь и умер в тюремном госпитале.

Примечателен так же выход в свет в 1869 году, библии русского политического терроризма, а так же множества революционеров и народовольцев, прокламации «Катехизис революционера». Этот документ является, очевидно, плодом коллективного творчества, вобравшим идеи не только Нечаева, но и Михаила Бакунина, Петра Ткачева.

В «Катехизисе революционера» впервые в истории русской революционной мысли была сформулирована детальная программа широкомасштабной террористической деятельности.

В «Катехизисе» «все это поганое общество» дробилось на шесть категорий, осужденных на смерть. В первую категорию попадали люди «особенно вредные для революционной организации», а также те, чья «внезапная и насильственная смерть может навести наибольший страх на правительство». Ко второй категории осужденных относились люди, которым «временно» даровали жизнь для того, чтобы они «рядом зверских поступков довели народ до неотвратимого бунта». В третью категорию входило "множество высокопоставленных скотов», которых по замыслу Нечаева, перед смертью надо было «эксплуатировать всевозможными манерами, сбить их с толку и, овладев  их грязными тайнами, сделать их своими рабами»[14].

В августе 1869 Нечаев вернулся в Россию. Здесь он организовал тайное общество «Народная расправа», полностью руководствуясь принципами, заявленными в «Катехизисе революционера».

Для осуществления своей революционной программы С. Г. Нечаев создал конспиративную сеть «революционных пятерок», находящихся в неведении друг о друге и связанных лишь через иерархию, требующую от всех безоговорочного повиновения. Нечаев придумал технологию обеспечения абсолютной дисциплины: превращение сотоварищей-революционеров в соучастников общего преступления.

«Народная расправа» С.Г. Нечаева даже на фоне других радикалов отличалась крайним политическим авантюризмом. Хотя организация не просуществовала и года, но нечаевщина, как вседозволенность в политической борьбе, осталась. Идеология этой организации, ее методы в будущем будут заимствовать другие революционные организации, например эсеры.

Началом практического народного террора принято считать покушение Веры Засулич на петербургского градоначальника генерала Трепова, 24 января 1878 года, тяжело ранив его выстрелом из револьвера. Барышни-курсистки в темных платьях и старых шляпках бредили Верой Засулич, мечтали повторить ее подвиг - кого-нибудь "укокошить".

После покушения на Ф.Ф. Трепова и оправдательного приговора суда 31 марта 1878 года имя Веры Засулич стало одним из популярнейших в России. Впрочем, больше ничего замечательного в жизни Засулич не случилось. Так она и осталась героиней одного выстрела в истории революционного движения России. А дальше пустота - ни любви, ни подвигов и долгое старение на фоне знаменательных событий.

4 августа 1878 Кравчинский среди бела дня в центре Петербурга заколол кинжалом шефа жандармов Мезенцова и, сумев скрыться, написал брошюру "Смерть за смерть", объяснив мотивы убийства. Кравчинский сначала мечтал отрубить ему голову и даже заказал для этого особую саблю по своему вкусу, очень короткую и толстую. При его громадной силе он, пожалуй, и мог отрубить голову, но, в конце концов, товарищи признали это оружие непрактичным и вооружили Кравчинского простым кинжалом. Свое дело он обделал с величайшим хладнокровием. Когда ничего не подозревавший Мезенцев вышел на прогулку, Кравчинский пошел ему навстречу с кинжалом, завернутым в большой лист бумаги. Поравнявшись со своей жертвой, он чуть не до рукоятки воткнул кинжал и имел предусмотрительность даже повернуть его во внутренностях убитого. Затем он вскочил в пролетку, ожидавшую его, и ускакал. Пролетка, лошадь и кучер были, конечно, свои[15].

Воодушевленные успехами и безнаказанностью, террористы народники значительно расширили свою деятельность. В 1879 году последовали убийства Харьковского губернатора князя Д.Н. Кропоткина, в Москве видного деятеля сыска Н.В. Рейнштейна, покушение на шефа жандармов А.Р. Дрентельна, покушение на императора А. Соловьев.

Своеобразным апогеем террористического движения в России стало убийство Александра II организованного «Народной волей». Народовольцы вынесли смертный приговор Александру II и организовали в общей сложности семь покушений на императора, в том числе взрыв поезда под Москвой 19 ноября 1879 и взрыв в Зимнем дворце 5 февраля 1880. Взрыв в царской резиденции вызвал панику в верхах и по существу заставил власти пойти на уступки: упразднить III Отделение, приостановить смертные казни, начать поиски опоры в обществе. Однако казнь в ноябре 1880 народовольцев Квятковского и А. К. Преснякова, осужденных по процессу «16-ти», сделали цареубийство «делом чести» партии. 1 марта 1881 царь был смертельно ранен при взрыве бомбы, брошенной народовольцем И. И. Гриневицким. В подготовке цареубийства принимали участие почти все члены ИК; непосредственное руководство терактом осуществила Перовская. Но для подготовки какого-либо выступления или совершения нового теракта сил у партии не оказалось. 10 марта 1881 требования народовольцев были сформулированы в виде письма ИК к Александру III. Требования сводились к объявлению амнистии по политическим делам и созыву народных представителей.

После убийства императора наступил своеобразный кризис российского политического терроризма связанный с целым рядом причин. Во-первых, были наказаны и арестованы вожди «Народной воли» и наиболее активные боевики. Во-вторых, начало царствования нового императора показало бесперспективность изменения политической обстановки путем устранения верховного правителя. В-третьих, реакция русского общества, осуждающая убийство и убийц императора. Новый этап политического терроризма в России наступит лишь в начале XX века.


 

Глава II. Действия государственной власти по борьбе с терроризмом в России в 60-70х годах XIX века.

2.1 Краткая история политического надзора (Александр I - Николай I)

Говоря об истории политического сыска в России, мы не будем заходить слишком далеко, так как это не основная тема нашего исследования, поэтому начнем с царствования Александра I для дополнительного погружения в события той эпохи и для краткого ознакомления с их предысторией.

Царствование Александра I, начавшееся убийством отца, в отношении внутриполитического положения в империи следует считать вполне спокойным, если сравнить его с предыдущим и последующим периодами русской истории. Но вскоре после торжественной и громогласной ликвидации Тайной экспедиции Александр I пришел к мысли о необходимости существования в государстве централизованной системы политического сыска. 8 сентября 1802 года император распорядился образовать Министерство внутренних дел, одна из четырех экспедиций которого (вторая) ведала политическим сыском и цензурой. Почти одновременно с созданием Министерства внутренних дел император учредил при столичном военном губернаторе тайную полицейскую экспедицию, также осуществлявшую политический сыск. Приведу извлечение из секретной инструкции:

«Тайная полицейская экспедиция обнимает все предметы, деяния и речи, клонящиеся к разрушению самодержавной власти и безопасности правления, как-то: словесные и письменные возмущения, заговоры, дерзкие или возжигательные речи, измены, тайные скопища толкователей законов, учреждениев, как мер, принимаемых правительством, разглашателей новостей важных, как предосудительных правительству и управляющим, осмеяний, пасквилесочинителей, вообще все то, что относиться может до государя лично, как правление его.»

Тайная полицейская экспедиция должна ведать обо всех приезжих иностранных людях, где они жительствуют, их связи, дела, сообщества, образ жизни, и бдение иметь о поведении оных.

5 сентября 1805 года император образовал комитет высшей полиции. Один из ближайших друзей Александра I Н.Н.Новосильцев написал для комитета инструкцию, из которой явствовало, что это был межведомственный координационный орган, собиравший из различных учреждений сведения о слухах, настроениях людей, подозрительных иностранцах, скопищах народа, тайных собраниях и сообщавший о них в Комитет министров или императору. Исследователи считают, что комитет высшей полиции был учрежден лишь на время отсутствия царя из столицы[16].

Менее чем через полтора года, 13 января 1807 года, вместо Комитета высшей полиции, явно неудачного посреднического органа, Александр I учредил Комитет для рассмотрения дел по преступлениям, клонящимся к нарушению общего спокойствия (Комитет охранения общественной безопасности). В его состав вошли: председатель — министр юстиции П. В. Лопухин, министр внутренних дел В. П. Кочубей, сенаторы Н.Н.Новосильцев и А.С.Макаров. Последний успешно руководил Тайной экспедицией после смерти Шешковского. Позже Комитет пополнился министрами полиции А.Д. Балашовым, затем С.К. Вязьмитиновым, в 1814 году его членом сделался А.А. Аракчеев.

Одновременно с Комитетом в Петербурге (при генерал-губернаторе) и Москве (при обер-полицмейстере) существовала Особая секретная полиция, одновременно подчинявшаяся Министерству внутренних дел. В ее обязанности входил политический сыск. Московский обер-полицмейстер предписывал своим агентам из Особой секретной полиции: «Выведывать и доносить начальству все распространяющиеся в народе слухи, молвы, вольнодумства, нерасположение и ропот, проникать в секретные сходбища. Допускать к сему делу людей разного состояния и разных наций, но, сколько возможно благонадежнейших, обязывая их при вступлении в должность строжайшими, значимость гражданской и духовной присяги имеющими реверсами о беспристрастном донесении самой истины и охранении в высшей степени тайны, хотя бы кто впоследствии времени и выбыл из сего рода службы. Они должны будут, одеваясь по приличию и надобностям, находиться во всех стечениях народных между крестьян и господских слуг, в питейных и кофейных домах, трактирах, клубах, на рынках, на горах, на гуляньях, на карточных играх, где и сами играть могут, так же между читающими газеты словом, везде, где примечания делать, поступки видеть, слушать, выведывать и в образ мыслей проникать возможно.»[17]

Наивные карнавальные переодевания полицейских чинов не прекращались вплоть до Февральской революции, они лишь переместились от столицы в глубь империи. Так рыцари славного ордена политического сыска в порыве верноподданнической страсти переодевались в женские платья и, не сбрив рыжих прокуренных богатырских усов, не снимая жандармских брюк с кроваво-красными лампасами, рыскали по злачным местам сонных городков в поисках крамолы.

Комитет для рассмотрения дел по преступлениям, клонящимся к нарушению общего спокойствия, прекратил свое существование 17 января 1829 года. Первые три года своего существования Комитет собирался на заседания раз в неделю, но затем их количество резко сократилось. Объясняется такое положение тем, что в 1810 году Александр I по проекту М. М. Сперанского учредил Министерство полиции, выделившееся из Министерства внутренних дел, и оно приняло на себя большую часть нагрузки Комитета.

Министерство полиции имело в своем составе три Департамента: полиции исполнительной, полиции хозяйственной и полиции медицинской, а также две канцелярии:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.