|
|||
Міністерство внутрішніх справ УкраїниМіністерство внутрішніх справ України Харківський національний університет внутрішніх справ Науково – навчальний інститут заочного та дистанційного навчання. Факультет права,економіки, психології та інформаційних технологій. Контрольна робота З предмету Девіантна поведінка
Виконала: студентка 1 курсу гр. Псзб13-1М Зелена Тетяна Науковий керівник: Доцент Шиліна А.А.
Харків – 2013 Вариант № 13 1.Т- личность за Фарли. 1. В зависимости от способов взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества девиантное поведение разделяется на пять типов: 1 - делинквентное - девиантное поведение, в крайних своих проявлениях являются действиями, влекущие за собой уголовное наказание Характерна для людей: - с неустойчивым внутренним миром; человек совершает преступление под влиянием обстоятельств, или окружающих лиц; - с высоким уровнем правосознания, но пассивным отношением к другим нарушителям правовых норм; - могут лишь случайно совершить преступление У этих людей в пределах волевой сознательной действия в силу индивидуально-психологических особенностей нарушается или блокируется процесс предсказания будущего результата деликта (проступка) - не имеет существенного сус общей опасностей. У таких людей сила побудительного мотива тормозит анализ негативных его последствий Часто делинквентного действия опосредуются ситуационно-импульсивными или аффективными мотивам Эти мотивы реализуются без этапа предварительного планирования и выбора адекватных объектов, целей, способов и программы действия для удовлетворения актуальной потребностейби. Делинквентное поведение может проявиться, в частности, в озорстве и желании развлечься (например, подросток из любопытства и за компанию может бросать с балкона тяжелые предметы или еду у прохожих, получая или удовольствие от точности попадания в «жертву»; человек может позвонить в диспетчерскую аэропорта и предупредить о якобы заложенной в самолете бомбе; чтобы привлечь к себе внимание, молодой человек м оже попробовать залезть на телевизионную башнюйну башту). 2 - аддиктивное поведение - одна из форм девиантного поведения с формированием стремления к бегству от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния через употребление некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности, направленное на развитие и поддержание интенсивных эмоций. Основной мотив личностей, склонных к аддиктивных форм поведения, - активная изменение психического состояния, не удовлетворяет их и рассматривается ими как \"серый\", \"скучный\", \"монотонный\", \"апатичный\" Такому человеку не удается обнаружить в реальной действительности какие-то сферы деятельности, способные привлечь надолго его внимание, увлечь, вызвать какую-то существенную и выраженную эмоциональную реакцию Жизнь ей видится неинтересным из-за его обыденность и однообразие Человек не воспринимает того, что считается в обществе нормальным: необходимости что-то делать, чем-то заниматься, придерживаться принятых в семье или обществе традиций и норм. аддиктивного активность носит избирательный характер - в тех сферах жизни, которые хоть на время, но приносят человеку удовлетворение и вырывают его из мира эмоциональной нечувствительности (стагнации), она может проявить ты большую активность для достижения целей. Особенности людей с аддиктивного формами поведения:я: - пониженная выносливость к трудностям повседневной жизни наряду с хорошей выносливостью в кризисных ситуациях; - скрытый комплекс неполноценности, который сочетается с преимуществом, которое внешне проявляется; - внешняя социабельность, которая сочетается со страхом перед стойкими эмоциональными контактами; - стремление говорить неправду; - стремление обвинять других, зная, что они невиновны; - стремление к бегству от ответственности в принятии решений; - стереотипность, повторяемость поведения; - зависимость; - тревожность Предсказуемость, заданность собственной судьбы - дразнящий момент аддиктивного личности Кризисные ситуации с их непередбачу-ность, риском и выраженными аффектами являются для них той почвой, на котором они приобретаю ют уверенности в себе, самоуважения, чувство превосходства над другими Отмечается феномен \"жажды острых ощущений\" (В А Петровский. Петровський). На аддиктивного человека действует большое влияние социума, ей приходится подстраиваться под нормы общества, она учится формально исполнять те социальные роли, которые ей навязываются обществом (зразковог го сына, внимательного собеседника, порядочного коллеги. Внешняя социабельность, легкость настройки эмоциональных контактов сопровождается манипулятивной поведением и поверхностностью эмоциональных связей Такой человек боится стойких и длительных эмоциональных контактов через быструю потерю интереса к одной и той же человека или вида деятельности, из-за страха ответственности за какое-то дело (например, мотив вом поведения \"закоренелого холостяка\", когда преобладают аддиктивные формы поведения, может быть страх ответственности за возможную жену и детей и зависимости от нихі від них).
2. Нарушения поведения, его отклонения от общепринятых норм встречаются среди подростков довольно часто. Характер нарушения поведения у детей и подростков может быть самым разнообразным. Чаще всего они выражаются в противоправных действиях, игнорировании существующих требований и порядков, пьянстве, сексуальной распущенности, наркотизации, бродяжничестве, суицидальных тенденциях. Что же понимается под девиацией с психологической точки зрения? Дело в том, что психиатрический и психолого-педагогический аспект проблемы нарушения поведения изучен недостаточно. Одним из выражений этого является разнобой в терминологии данной группы расстройств: «нарушение поведения»; «патологическое поведение»; «аномальное поведение»; «девиантное поведение». Многочисленные попытки систематизации нарушения поведения недостаточно успешны, что прежде всего связано с отсутствием четких диагностических корректив. В принятой классификации выделяют: антисоциальное, т.е. невыполнение нравственных норм поведения в обществе; антидисциплинарное, т.е. нарушение режима и дисциплины, принятых в учебно-воспитательных учреждениях; делинквентное, т.е. потивоправное; аутоагрессивное. В клинической и педагогической практике часто встречаются патохарактерологические реакции, которые проявляются, в основном, интуативно обусловленными нарушениями поведения: побеги из дома и бродяжничество; ранней алкоголизации, наркоманией и токсикоманией; суицидальным поведением; транзиторными сексуальными девиациями. Типология девиантного поведения, предложенная Р. Мертоном (1949), рассматривается многими специалистами как одна из наиболее удачных. Согласно Мертону, девиация происходит в результате разрыва между культурными целями и социально одобряемыми средствами их достижения. Это определение лежит в основе его типологии девиантных поступков. Конформизм — единственный тип недевиантного поведения. Он поддерживает и цели деятельности, и средства их достижения. Инновация предполагает согласие с одобряемыми данной культурой целями, но отрицает социально неодобряемые способы их достижения (напр., рэкет, шантаж). Ритуализм предполагает отрицание целей данной культуры, но согласие использовать социально одобряемые средства. Ретритизм (бегство от действительности) наблюдается в случае, когда человек одновременно отвергает и цели, и социально одобряемые средства их достижения (пример: бродяги, наркоманы). Наконец, бунт. В отличие от ретритизма бунтарь не только отрицает то и другое, но и стремится заменить старые цели и средства на новые, развивает «новую идеологию». Концепция Р. Мертона важна прежде всего потому, что она рассматривает конформизм и девиацию как две стороны одной проблемы. В ней сделан также упор на то, что девиация не является продуктом абсолютно негативным, отрицанием общепринятых стандартов. В конце XIX в. стала приобретать известность биологическая концепция девиации. Итальянский врач Ч. Ломброзо обнаружил связь между криминальным поведением и определенными физическими чертами. Он считал, что люди предрасположены к определенным типам поведения по своему биологическому складу. Криминальный тип, например, можно определить по таким характерным чертам, как выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка и пониженная чувствительность к боли. У.Х. Шелдон, известный американский психолог и врач, подчеркивал важность строения тела (1940). Наиболее склонен к девиации, согласно Шелдону, мезоморфный тип: «тяжелые», «мускулистые», «атлетические». Биологические концепции, популярные в начале XX в., сейчас постепенно вытесняются другими. Психологические и психиатрические концепции делают акцент на личностных факторах, особенно неправильной социализации в детстве. Тщательные исследования показали, что сущность девиации нельзя объяснить только лишь на основе анализа психологических факторов. Не было выявлено ни одной психологической черты, например эмоциональная незрелость, психическая неустойчивость, которые могли быть наблюдаемы у всех преступников. В настоящее время большинство психологов и социологов признают, что с помощью анализа какой-то одной психологической черты, конфликта или «комплекса» нельзя объяснить сущность любого типа девиации. Более вероятно, что девиация возникает в результате сочетания многих психологических и социальных факторов. Социологическая трактовка девиации учитывает социальные и культурные факторы, влияющие на нее. Впервые социологическое объяснение девиации предложено Э. Дюркгеймом («Самоубийство», 1897), который полагал, что социальная дезорганизация — причина девиантного поведения. Практика свидетельствует, что социально одобряемые средства достижения таких целей, как, например, образование, богатство, недостаточны для большинства населения. Новейшие теории девиации делают акцент на характере общества и стремятся выявить, в какой мере оно заинтересовано в создании и сохранении девиации, доказывают необходимость исправления не отдельных людей, а всего общества. Динамизм социальных процессов, происходящих в современной России, кризисная ситуация во многих сферах общественной жизни неизбежно приводят к увеличению девиаций. Наряду с ростом позитивных девиаций (например, политическая активность, экономическая предприимчивость, художественное творчество) усиливаются девиации негативные — насильственная и корыстная преступность, алкоголизация и наркотизация населения, подростковая девиантность, аморальность поведения. Растет социальная незащищенность граждан. В этих условиях объективно повышается спрос на социальную поддержку, профессиональную помощь социальных служб.
|
|||
|