Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вариант 2. Гроза» А.Н. Островский



Вариант 2

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–7; 8, 9.

«Гроза» А.Н. Островский

Кабанова. Поди, Феклуша, вели приготовить закусить что-нибудь.

Феклуша уходит.

Пойдём в покои!

Дикой. Нет, я в покои не пойду, в покоях я хуже.

Кабанова. Чем же тебя рассердили-то?

Дикой. Ещё с утра с самого.

Кабанова. Должно быть, денег просили.

Дикой. Точно сговорились, проклятые; то тот, то другой целый день пристают.

Кабанова. Должно быть, надо, коли пристают.

Дикой. Понимаю я это; да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а всё добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить — обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому — только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека.

Кабанова. Нет над тобой старших, вот ты и куражишься.

Дикой. Нет, ты, кума, молчи! Ты слушай! Вот какие со мной истории бывали. О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелёгкая и подсунь мужичонка; за деньгами пришёл, дрова возил. И принесло ж его на грех-то в такое время! Согрешил-таки: изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно, какое сердце-то у меня! После прощенья просил, в ноги кланялся, право, так. Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланялся. Вот до чего меня сердце доводит: тут на дворе, в грязи ему и кланялся; при всех ему кланялся.

Кабанова. А зачем ты нарочно-то себя в сердце приводишь? Это, кум, нехорошо.

Дикой. Как так нарочно?

Кабанова. Я видала, я знаю. Ты коли видишь, что просить у тебя чего-нибудь хотят, ты возьмёшь да нарочно из своих на кого-нибудь и накинешься, чтобы рассердиться; потому что ты знаешь, что к тебе сердитому никто уж не пойдёт. Вот что, кум!

Дикой. Ну, что ж такое? Кому своего добра не жалко!

Глаша входит.

Марфа Игнатьевна, закусить поставлено, пожалуйте!

Кабанова. Что ж, кум, зайди! Закуси чем бог послал!

Дикой. Пожалуй.

Кабанова. Милости просим!

(Пропускает вперёд Дикого и уходит за ним.)

 

При выполнении заданий 1-7 ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.

Задание 1.Укажите авторское определение жанра пьесы А. Н. Островского «Гроза».

Задание 2.Фамилия Дикого несёт в себе определённую образно-смысловую нагрузку и является средством характеристики персонажа. Как называются подобные фамилии?

Задание 3. В приведённой сцене герои беседуют друг с другом, обмениваясь репликами. Укажите термин, которым обозначается данная форма общения между персонажами художественного произведения.

Задание 4. Установите соответствие между тремя персонажами «Грозы» и родом их занятий. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ РОД ЗАНЯТИЙ
А) Дикой 1) часовщик-самоучка
Б) Кудряш 2) конторщик
В) Кулигин 3) купец
  4) лакей

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков.

Задание 5. В приведённой сцене фигурирует Глаша — девка в доме Кабановой. Каким термином обозначается персонаж второго ряда, изредка появляющийся на сцене?

Задание 6. Как называются авторские пояснения и замечания по ходу действия («Пропускает вперёд Дикого и уходит за ним»)?

Задание 7. Взаимоотношения Дикого с окружающими людьми часто носят характер столкновения, непримиримого противостояния. Укажите термин, которым оно обозначается.

Задание 8. Каким образом рассуждения Дикого подтверждают слова Кулигина о «жестоких нравах» города Калинова?

 

Задание 9. В каких произведениях русской литературы показаны взаимоотношения властных и подначальных и в чём эти произведения могут быть сопоставлены с пьесой А. Н. Островского «Гроза»?

 

Задание 10. Для выполнения задания 10 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений. Укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов). Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

10.1. Что делает Катерину «чужой» в калиновском мире? (По драме А.Н. Островского «Гроза».)

10.2. Почему чеховский "Вишневый сад" часто называли пьесой-предупреждением?



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.