ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тип программы: модифицированная
Классы: вторые
Количество часов: 55 (пятьдесят пять часов)
- всего – 55 часов, в неделю – 2 часа
Контрольных работ: 6 (шесть)
После проведенного логопедического обследования у учащихся вторых классов были выявлены следующие нарушения письменной речи:
• смешение графически сходных букв (ш—щ, п—т, е—ё, и—у, б—д, к—н, п—р, к— р, х—ж) (девочка — «девочна»);
• ошибки обозначения границ предложения: начало предложения пишут с маленькой буквы, в конце предложения не ставят точку;
• пропуски согласных и гласных букв (дрожит — «дожит»);
• ошибки обозначения границы слова (птичница дает корм — «птичницадает корм»);
• ошибки обозначения твердости-мягкости согласных (Люба — «Луба», лыжи — «лижи»);
• смешение букв, обозначающих согласные звуки:
— глухие — звонкие (коза — «коса»),
— аффрикаты и их компоненты (птички — «птицки»),
— соноры (роза — «лоса»),
— свистящие и шипящие (шляпа — «сляпа»);
• смешение гласных (собачка — «собочка», набухли — «набохли»);
• пропуски и вставки букв и слогов («пушиестая кошка»);
• трудности в воспроизведении предложения из 4—5 слов;
• ошибки при списывании;
в затруднения при нахождении ошибок во время проверки письменной работы;
• в структурном построении предложения;
• неумение пользоваться грамматическими связями слов в предложении;
• слитное написание предлогов и раздельное написание приставок;
• бедный словарный запас;
• затруднения в подборе проверочных слов.
Цель программы: коррекция нарушений письменной речи.
Задачи программы:
• Развивать навыки звукового анализа и синтеза, фонематическую дифференциацию звуков, зрительную дифференциацию строчных букв, внимание, память, мышление.
· Обогащать и активизировать словарь.
• Формировать навык самоконтроля, орфографическую зоркость, фразовую речь.
• Выработать умение различать твердые и мягкие согласные.
P.S. Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы, вносит коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса.
(Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся. Это позволит увидеть особенности содержания, реализуемого учителем, но не содержит информации об особенностях организации образовательного процесса)
Организация процесса обучения: групповые занятия (зачисление на логопункт осуществляется по результатам проведенной диагностики (с 02.09.2011 по 16.092011), заключения районной психолого-медико-педагогической комиссии, а также согласия родителей учеников)
Концептуалъность: данная программа написана в соответствии с основными принципами логопедического воздействия и реализует логопедические методы и приемы на всех этапах коррекции.
Программа опирается на следующие специальные принципы:
· этиопатогенетический;
· системности учета структуры речевого нарушения;
· комплексности;
· дифференцированного подхода;
· поэтапности;
· учета личностных особенностей;
· использования обходного пути.
При обучении используются практические, наглядные, словесные методы:
· различные упражнения по развитию мышления и воображения;
· игры, направленные на коррекцию внимания, памяти, фонематического слуха;
· упражнения, способствующие формированию полноценных речевых навыков: объяснение правильно написанных слов, их запись;
· восстановление пропущенных букв;
· самостоятельный поиск орфографических ошибок;
· запись под диктовку;
· списывание с рукописного и печатного текстов;
· осложненные задания логического и грамматического характера;
· слуховой диктант со зрительным самоконтролем;
· графический диктант.
Система коррекционного обучения разделена на три этапа:
- фонетический,
- лексический,
- синтаксический.
В начале обучения проводятся диагностическое обследование, беседа с родителями и заполнение документации. В конце учебного года обучения — подведение итогов, направленное на выявление динамики в преодолении нарушений письменной речи.
В зависимости от сложности нарушения письма варьируется количество учебных часов.
Содержание коррекционной работы на фонетическом уровне
Учащиеся знакомятся с работой артикуляционного аппарата, со способами образования звуков речи, познают взаимосвязь между буквой и звуком. У них формируется понятие о букве как о графическом образе звука.
Большое значение отводится дифференциации букв, имеющих кинетическое сходство (л—м, п—т, и—ш, ц—щ; б—д, в—д, у—ч, г—р). Ведется работа по дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство (в первую очередь гласных первого и второго ряда). Дети знакомятся с обозначением мягкости согласных посредством гласных второго ряда (е, ё, и, ю, я) и мягкого знака.
Первый этап коррекционной работы завершается дифференциацией согласных звуков, формированием понятия о звонких и глухих звуках, объяснением сходства и различия.
Содержание коррекционной работы на лексическом уровне
Работа на втором этапе коррекции начинается с уточнения и расширения словарного запаса. Школьники получают представления о слове, слоговом анализе и синтезе слов, усваивают роль ударения в устной речи, знакомятся со способами словообразования: суффиксальным, префиксальным, суффиксально-префиксальным, учатся подбирать родственные слова.
Содержание коррекционной работы на синтаксическом уровне
Третий этап начинается с работы над предложением. У учащихся формируется навык определения количества и последовательности слов в предложении, навык смыслового, интонационного и грамматического оформления, они учатся правильно согласовывать различные части речи.
На всех этапах коррекции ведется работа над формированием связной речи.
Итоговый контроль включает следующие проверочные работы: слуховые диктанты, списывание с печатного и рукописного текстов, грамматические задания по изучаемым темам. Результативность работы определяется по итогам сравнительного анализа данных первичного логопедического обследования и состояния навыка письма на заключительном тестировании.
№
| Этапы коррекционной работы
| Кол-во часов
| В том числе на:
| Дата
| теоретические
| Контрольные диктанты, контрольное списывание
|
| Фонетический
|
|
|
1 (28)
|
|
| Лексический
|
|
|
3 (14,38,44)
|
|
| Синтаксический
|
|
|
2 (54,55)
|
|
| Итого
|
|
|
| |
Структура учебно-коррекционного процесса
на 2011-2012 учебный год
· С 02 сентября по 15 сентября - диагностический период;
· 16 сентября – комплектование групп и составление рабочих программ и годового плана;
· С 19 сентября по 29 октября 2011 год– учебный период;
· С 08 ноября по 29 декабря 2011 год– учебный период;
· С 10 января по 22 марта 2012 года– учебный период;
· С 02 апреля по 11 мая 2012 года– учебный период.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методические пособия:
№
п/п
| Автор
| Название, класс
| Год издательства
| Издательство
| 1.
| Ануфриев А.Ф. , Костромина С.Н.
| «Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения»
|
| Просвещение
| 2.
| Бачина О.В.,
Вилочева М.П.
| «Школьный логопункт: Организация и содержание работы»
|
| Москва ТЦ СФЕРА
| 3.
| Бекшиева З.И
| «Коррекция письменной речи у школьников»
|
| Ростов н/Д : Феникс
| 4.
| Богомолова А.И.
| «Логопедическое пособие для работы с детьми».
|
| Издательство «Библионалис». СПб
| 5.
| Визель Т.Г..
| «Логопедические упражнения на каждый день»
|
| Москва В.Секачев
| 6.
| ВолковаЛ.С.,
ЛалаеваР.И., МастюковаЕ.М..
| «Логопедия»
Книга 1,2
|
| Просвещение
| 7.
| Елецкая О.Н., Горбачевская Н.Ю.
| «Организация логопедической работы в школе»
|
| Москва
ТЦ Сфера
| 8.
| Епифанова О.В.
| «Логопедия»
|
| «Учитель-АСТ». Волгоград
| 9.
| Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г.
| «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте»
|
| Москва
Просвещение
| 10.
| Жукова Н.С.
| «Уроки логопеда. Исправление нарушений речи»
|
| Москва
ЭКСМО
| 11.
| Журнал
| «Логопед» № 1-5
|
| Москва
| 12.
| Косинова Е.
| «Уроки логопеда»
|
| Москва ЭКСМО
| 13.
| Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А..
| «Исправляем нарушение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств»
|
| СПб. Литера
| 14.
| Кузьмина Е.В.
| «Бланковые методики в работе логопеда»
|
| Москва
ТЦ Сфера
| 15.
| Садовникова И.Н.
| «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников»
|
| Владос
| 16.
| Черошникова Г.С.
| «Логопедические занятия в начальной школе» 1,2 части
|
| Иркутск
|
Календарно-тематическое планирование коррекционных занятий
№ занятия
| Тема коррекционной работы
| Цели урока
| Дата
| -
| Диагностика письменной речи
| Выявить наличие специфических ошибок в письменных работах
|
| -
| Диагностика письменной речи
| Исследовать состояние навыка чтения
|
| -
| Работа над словом
| Усваивать понятие слово как части предложения, его лексическое значение. Усваивать слова, обозначающие живые и неживые предметы
|
| -
| Слова, обозначающие предмет
| Закрепить понятие о словах, обозначающих предметы. Слова, отвечающие на вопросы: кто? что?
Учить графически изображать слова, обозначающие предметы
|
| -
| Слова, обозначающие действие предмета
| Учить различать слова, обозначающие действие предмета, слова, отвечающие на вопрос: что делает?
|
| -
| Дифференциация слов, обозначающих предметы и действия предметов
| Учить различать слова, обозначающие предметы и действия предметов. Составлять предложения из двух слов: предмет — действие, составление схем. Познакомить с частями речи: существительное и глагол
|
| -
| Слова, обозначающие признаки предметов
| Учить различать слова, обозначающие
признаки предмета.
Учить правильно изменять слова по родам.
|
| -
| Дифференциация слов, обозначающих предметы, действия и признаки предметов
| Закрепить представления о словах, обозначающих предмет, действие и признак предмета.
Самостоятельная работа.
|
| -
| Работа над слоговым составом слова
| Учить делить двух- и трехсложные слова на слоги.
Дать представления о слогообразующей роли гласного.
Учить выделять гласные из слов.
|
| | -
| Работа над слоговым составом слова
| Учить определять порядок слогов в слове. Выполнять анализ и синтез слов, полученных путем перестановки слогов
|
| | - 11.
| Перенос слов
| Упражнять в формировании умения делить слова на слоги для переноса.
|
| | -
| Ударение, ударный слог
| Сформировать навык определения ударного слога в словах. Подчеркивать роль ударения в устной речи. Научить различать значения слов
|
| | -
| Повторение пройденного материала. Диктант
| Проводить проверочную работу.
Проводить контрольную проверку.
|
| | -
| Звуковой состав слова. Понятия звук, буква
| Познакомить со способами образования звуков речи. Сформировать понятие о букве, как о графическом образе звука
|
| | -
| Гласные первого ряда. Выделение из слогов и слов
| Учить слышать и выделять гласные звуки первого ряда из звукового ряда, слога, слова
|
| | -
| Гласные второго ряда. Выделение их из слогов и
слов
| Познакомить с образованием гласных звуков второго ряда
|
| | -
| Дифференциация звуков И—[я]
| Учить различать звуки [а]—[я] устно и на письме в слогах и словах
Учить различать звуки [а]—[я] устно и на письме в предложениях и текстах.
|
| | -
| Повторение пройденного материала
| Проверочная работа
|
| | -
| Дифференциация гласных звуков [о]—[ё]
| Учить различать звуки [о]—[ё] устно и на письме в слогах и словах
Учить различать звуки [о]—[ё] устно и на письме в предложениях и текстах.
|
| | -
| Повторение пройденного материала
| Проверочная работа
|
| | -
| Дифференциация звуков
[у]-[ю]
| Учить различать звуки [у]—[ю] устно и на письме в слогах и словах
Учить различать звуки [у]—[ю] устно и на письме в предложениях и текстах
|
| | -
| Повторение пройденного материала
| Проводить проверочную работу
|
| | -
| Дифференциация звуков [и]-[ы]
| Учить различать звуки [и]—[ы] устно и на письме в слогах и словах
Учить различать звуки [и]—[ы] устно и на письме в предложениях и текстах.
|
| | -
| Повторение пройденного
материала
| Проводить проверочную работу
|
| | -
| Дифференциация звуков [э]-[е]
| Учить различать звуки [э]—[е] устно и на письме в слогах и словах
|
| | -
| Контрольное списывание
| Проводить контрольную работу
|
| | -
| Дифференциация звуков [э]-[е]
| Учить различать звуки [э]—[е] устно и на письме в слогах и словах
|
| | -
| Согласные звуки, буквы. Способы образования согласных звуков
| Учить узнавать согласный звук на слух и по артикуляции.
Учить вычленять согласный звук из слова
|
| | -
| Твердые и мягкие согласные
| Учить различать твердые и мягкие согласные
|
| | -
| Обозначение мягкости согласных посредством гласных звуков второго ряда ([е])
| Учить слышать мягкие согласные перед гласными второго ряда
Проводить контрольные упражнения
|
| | -
| Обозначение мягкости согласных посредством гласных звуков второго ряда ([ё])
| Учить слышать мягкие согласные перед гласными второго ряда
Проводить контрольные упражнения
|
| | -
| Обозначение мягкости согласных посредством гласных звуков второго ряда ([и])
| Учить слышать мягкие согласные звуки перед гласными второго ряда
|
| | -
| Обозначение мягкости согласных посредством гласных звуков второго ряда ([и])
| Проводить контрольные упражнения
|
| | -
| Обозначение, мягкости согласных посредством гласных звуков второго ряда ([ю])
| Учить слышать мягкие согласные звуки перед гласными второго ряда
|
| | -
| Обозначение, мягкости согласных посредством гласных звуков второго ряда ([ю])
| Проводить контрольные упражнения
|
| | -
| Диктант
| Проводить контрольную проверку
|
| | -
| Обозначение мягкости согласных в конце слова с помощью мягкого знака
| Учить обозначать мягкость согласных в конце слова с помощью мягкого знака
|
| -
| Обозначение мягкости согласных в конце слова с помощью мягкого знака
| Проводить самостоятельные контрольные упражнения
|
| -
| Обозначение мягкости согласных в середине слова с помощью мягкого знака
| Учить обозначать мягкость согласных между двумя согласными с помощью мягкого знака
|
| -
| Обозначение мягкости согласных в середине слова с помощью мягкого знака
| Проводить самостоятельные контрольные упражнения
|
| -
| Повторение пройденного материала
| Проводить проверочные работы
|
| -
| Диктант
| Проводить контрольную проверку
|
| -
| Дифференциация понятий предложение, слово
| Уточнить понятия предложение, слово. Формировать навык определения количества и последовательности слов в предложении
|
| -
| Прописная буква в начале предложения. Знаки препинания в конце предложения
| Учить определять границы предложения и интонационно их оформлять
|
| -
| Имена собственные
| Обучать практическому усвоению написания имен собственных
|
| -
| Предложение и его грамматическое оформление
| Учить согласованию глагола с именем существительным в роде и числе
Учить согласованию имени прилагательного с именем существительным в роде и числе
|
| -
| Распространение предложения
| Учить распространять предложения дополнением
|
| -
| Распространение предложения
| Учить распространять предложения дополнением
|
| -
| Предлоги
| Дать понятие о предлоге как самостоятельном слове.
Формировать навык раздельного написания предлога со словом
|
| -
| Предлоги
| Проводить самостоятельные контрольные упражнения
|
| | -
| Составление предложений по опорным словам и схемам и описательного рассказа
| Закреплять умение согласовывать слова в предложении
|
| | -
| Составление и запись предложений по серии сюжетных картинок
| Обучать придумыванию части текста (начало, середина и окончание)
|
| | -
| Составление и запись предложений по серии сюжетных картинок
| Обучать придумыванию части текста (начало, середина и окончание)
|
| | -
| Контрольное списывание с рукописного текста
| Проводить итоговые проверочные работы.
Оценивать динамику работы с учащимися.
Выполнять количественный и качественный анализ ошибок
|
| | -
| Контрольный слуховой диктант
| Проводить контрольную проверку
|
| |
|