Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Тип программы:  модифицированная

Классы: вторые

Количество часов: 55 (пятьдесят пять часов)

  • всего – 55 часов, в неделю – 2 часа

Контрольных работ: 6 (шесть)

После проведенного логопедического обследования у учащихся вторых классов были выявлены следующие нарушения письменной речи:

• смешение графически сходных букв (ш—щ, п—т, е—ё, и—у, б—д, к—н, п—р, к— р, х—ж) (девочка — «девочна»);

• ошибки обозначения гра­ниц предложения: начало предложения пишут с малень­кой буквы, в конце предложе­ния не ставят точку;

• пропуски согласных и гласных букв (дрожит — «до­жит»);

• ошибки обозначения гра­ницы слова (птичница дает корм — «птичницадает корм»);

• ошибки обозначения твер­дости-мягкости согласных (Люба — «Луба», лыжи — «лижи»);

• смешение букв, обознача­ющих согласные звуки:

— глухие — звонкие (коза — «коса»),

— аффрикаты и их компонен­ты (птички — «птицки»),

— соноры (роза — «лоса»),

— свистящие и шипящие (шляпа — «сляпа»);

• смешение гласных (собач­ка — «собочка», набухли — «набохли»);

• пропуски и вставки букв и слогов («пушиестая кошка»);

• трудности в воспроизведе­нии предложения из 4—5 слов;

• ошибки при списывании;

в затруднения при нахож­дении ошибок во время про­верки письменной работы;

• в структурном построе­нии предложения;

• неумение пользоваться грамматическими связями слов в предложении;

• слитное написание пред­логов и раздельное написание приставок;

• бедный словарный запас;

• затруднения в подборе проверочных слов.

 

Цель программы: коррек­ция нарушений письменной речи.

 

Задачи программы:

• Развивать навыки звуково­го анализа и синтеза, фо­нематическую дифференци­ацию звуков, зрительную дифференциацию строчных букв, внимание, память, мышление.

· Обогащать и активизиро­вать словарь.

• Формировать навык само­контроля, орфографическую зоркость, фразовую речь.

• Выработать умение разли­чать твердые и мягкие со­гласные.

P.S. Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы, вносит коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса.

(Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся. Это позволит увидеть особенности содержания, реализуемого учителем, но не содержит информации об особенностях организации образовательного процесса)

Организация процесса обу­чения:  групповые занятия (зачисление на логопункт осуществляется по результатам проведенной диагностики (с 02.09.2011 по 16.092011), заключения районной психолого-медико-педагогической комиссии, а также  согласия родителей учеников)

 

Концептуалъность: данная программа написана в соответ­ствии с основными принципа­ми логопедического воздей­ствия и реализует логопеди­ческие методы и приемы на всех этапах коррекции.

 

Программа опирается на сле­дующие специальные принци­пы:

· этиопатогенетический;

· системности учета структу­ры речевого нарушения;

· комплексности;

· дифференцированного под­хода;

· поэтапности;

· учета личностных особен­ностей;

· использования обходного пути.

 

При обучении используют­ся практические, наглядные, словесные методы:

· различные упражнения по развитию мышления и во­ображения;

· игры, направленные на коррекцию внимания, па­мяти, фонематического слуха;

· упражнения, способствую­щие формированию полноценных речевых навыков: объяснение правильно на­писанных слов, их запись;

· восстановление пропущен­ных букв;

· самостоятельный поиск ор­фографических ошибок;

· запись под диктовку;

· списывание с рукописного и печатного текстов;

·  осложненные задания логи­ческого и грамматического характера;

·  слуховой диктант со зри­тельным самоконтролем;

·  графический диктант.

 

Си­стема коррекционного обуче­ния разделена на три этапа:

  • фонетический,
  • лексический,
  • синтаксический.

В начале обу­чения проводятся диагности­ческое обследование, беседа с родителями и заполнение до­кументации. В конце учебного года обучения — подведе­ние итогов, направленное на выявление динамики в преодо­лении нарушений письменной речи.

В зависимости от сложнос­ти нарушения письма варьирует­ся количе­ство учебных часов.

 

Содержание коррекционной работы на фонетическом уровне

Учащиеся знакомятся с работой артикуляционного аппарата, со способами образования зву­ков речи, познают взаимо­связь между буквой и звуком. У них формируется понятие о букве как о графическом об­разе звука.

Большое значение отводится дифференциации букв, имею­щих кинетическое сходство м, пт, иш, цщ; бд, вд, уч, гр). Ведется рабо­та по дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство (в первую оче­редь гласных первого и второго ряда). Дети знакомятся с обо­значением мягкости согласных посредством гласных второго ряда (е, ё, и, ю, я) и мягкого знака.

Первый этап коррекционной работы завершается диф­ференциацией согласных зву­ков, формированием понятия о звонких и глухих звуках, объяснением сходства и раз­личия.

 

Содержание коррекционной работы на лексическом уровне

Работа на втором этапе кор­рекции начинается с уточне­ния и расширения словарно­го запаса. Школьники полу­чают представления о слове, слоговом анализе и синтезе слов, усваивают роль ударения в устной речи, знакомятся со способами словообразования: суффиксальным, префиксаль­ным, суффиксально-префик­сальным, учатся подбирать родственные слова.

 

Содержание коррекционной работы на синтаксическом уровне

Третий этап начинается с работы над предложением. У учащихся формируется навык определения количества и по­следовательности слов в пред­ложении, навык смыслового, интонационного и граммати­ческого оформления, они учатся правильно согласовы­вать различные части речи.

На всех этапах коррекции ведется работа над формиро­ванием связной речи.

Итоговый контроль включа­ет следующие проверочные ра­боты: слуховые диктанты, списывание с печатного и рукописного тек­стов, грамматические задания по изучаемым темам. Результа­тивность работы определяется по итогам сравнительного ана­лиза данных первичного лого­педического обследования и со­стояния навыка письма на за­ключительном тестировании.

 

Этапы коррекционной работы

Кол-во часов

В том числе на:

Дата

теоретические Контрольные диктанты, контрольное списывание
Фонетический        1 (28)    
Лексический       3 (14,38,44)    
Синтаксический        2 (54,55)    
  Итого  

 

Структура учебно-коррекционного процесса

на 2011-2012 учебный год

· С 02 сентября по 15 сентября - диагностический период;

·    16 сентября – комплектование групп и составление рабочих программ и годового плана;

· С 19 сентября по 29 октября 2011 год– учебный период;

· С 08 ноября по 29 декабря 2011 год– учебный период;

· С 10 января по 22 марта 2012 года– учебный период;

· С 02 апреля по 11 мая 2012 года– учебный период.

 

Для реализации рабочей программы используется учебно-методические пособия:

 

№  п/п Автор Название, класс Год издательства Издательство
1. Ануфриев А.Ф. , Костромина С.Н. «Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения» Просвещение  
2. Бачина О.В., Вилочева М.П. «Школьный логопункт: Организация и содержание работы» Москва ТЦ СФЕРА
3. Бекшиева З.И «Коррекция письменной речи у школьников» Ростов н/Д : Феникс
4. Богомолова А.И. «Логопедическое пособие для работы с детьми». Издательство «Библионалис». СПб
5. Визель Т.Г.. «Логопедические упражнения на каждый день» Москва В.Секачев
6. ВолковаЛ.С., ЛалаеваР.И., МастюковаЕ.М..  «Логопедия»  Книга 1,2     Просвещение  
7. Елецкая О.Н., Горбачевская Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе» Москва ТЦ Сфера
8. Епифанова О.В. «Логопедия» «Учитель-АСТ». Волгоград
9. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте» Москва Просвещение
10. Жукова Н.С. «Уроки логопеда. Исправление нарушений речи» Москва  ЭКСМО
11. Журнал «Логопед» № 1-5    Москва
12. Косинова Е. «Уроки логопеда» Москва ЭКСМО
13. Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А.. «Исправляем нарушение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств» СПб. Литера
14. Кузьмина Е.В. «Бланковые методики в работе логопеда» Москва ТЦ Сфера
15. Садовникова И.Н. «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников» Владос
16. Черошникова Г.С. «Логопедические занятия в начальной школе» 1,2 части Иркутск

 

Календарно-тематическое планирование коррекционных занятий

№ заня­тия Тема коррекционной работы Цели урока

Дата

 

Диагностика письменной речи Выявить наличие специфических оши­бок в письменных работах

 

Диагностика письменной речи Исследовать состояние навыка чтения

 

Работа над словом Усваивать понятие слово как части предложения, его лексическое значение. Усваивать слова, обозначающие живые и неживые предметы

 

Слова, обозначающие предмет Закрепить понятие о словах, обозна­чающих предметы. Слова, отвечающие на вопросы: кто? что? Учить графически изображать слова, обозначающие предметы

 

Слова, обозначающие действие предмета Учить различать слова, обозначающие действие предмета, слова, отвечающие на вопрос: что делает?

 

Дифференциация слов, обозначающих предметы и действия предметов Учить различать слова, обозначающие предметы и действия предметов. Составлять предложения из двух слов: предмет — действие, составление схем. Познакомить с частями речи: существи­тельное и глагол

 

Слова, обозначающие признаки предметов Учить различать слова, обозначающие признаки предмета. Учить правильно изменять слова по родам.

 

Дифференциация слов, обозначающих предметы, действия и признаки предметов Закрепить представления о словах, обозначающих предмет, действие и признак предмета. Самостоятельная работа.

 

Работа над слоговым составом слова Учить делить двух- и трехсложные сло­ва на слоги. Дать представления о слогообразующей роли гласного. Учить выделять гласные из слов.  
Работа над слоговым составом слова Учить определять порядок слогов в слове. Выполнять анализ и синтез слов, полу­ченных путем перестановки слогов  
  1. 11.
Перенос слов Упражнять в формировании умения делить слова на слоги для переноса.  
Ударение, ударный слог Сформировать навык определения удар­ного слога в словах. Подчеркивать роль ударения в устной речи. Научить различать значения слов  
Повторение пройденного материала. Диктант Проводить проверочную работу. Проводить контрольную проверку.  
Звуковой состав слова. Понятия звук, буква Познакомить со способами образования звуков речи. Сформировать понятие о букве, как о графическом образе звука  
Гласные первого ряда. Выделение из слогов и слов Учить слышать и выделять гласные зву­ки первого ряда из звукового ряда, сло­га, слова  
Гласные второго ряда. Выделение их из слогов и слов Познакомить с образованием гласных звуков второго ряда  
Дифференциация звуков И—[я] Учить различать звуки [а]—[я] устно и на письме в слогах и словах Учить различать звуки [а]—[я] устно и на письме в предложениях и текстах.  
Повторение пройденного материала Проверочная работа  
Дифференциация гласных звуков [о]—[ё] Учить различать звуки [о]—[ё] устно и на письме в слогах и словах Учить различать звуки [о]—[ё] устно и на письме в предложениях и текстах.  
Повторение пройденного материала Проверочная работа  
Дифференциация звуков [у]-[ю] Учить различать звуки [у]—[ю] устно и на письме в слогах и словах Учить различать звуки [у]—[ю] устно и на письме в предложениях и текстах  
Повторение пройденного материала Проводить проверочную работу  
Дифференциация звуков [и]-[ы]   Учить различать звуки [и]—[ы] устно и на письме в слогах и словах Учить различать звуки [и]—[ы] устно и на письме в предложениях и текстах.  
Повторение пройденного материала Проводить проверочную работу  
Дифференциация звуков [э]-[е] Учить различать звуки [э]—[е] устно и на письме в слогах и словах  
Контрольное списывание Проводить контрольную работу  
Дифференциация звуков [э]-[е] Учить различать звуки [э]—[е] устно и на письме в слогах и словах  
Согласные звуки, буквы. Способы образования согласных звуков Учить узнавать согласный звук на слух и по артикуляции. Учить вычленять согласный звук из сло­ва  
Твердые и мягкие соглас­ные Учить различать твердые и мягкие со­гласные  
Обозначение мягкости согласных посредством гласных звуков второго ряда ([е]) Учить слышать мягкие согласные перед гласными второго ряда Проводить контрольные упражнения  
Обозначение мягкости согласных посредством гласных звуков второго ряда ([ё]) Учить слышать мягкие согласные перед гласными второго ряда Проводить контрольные упражнения  
Обозначение мягкости согласных посредством гласных звуков второго ряда ([и]) Учить слышать мягкие согласные звуки перед гласными второго ряда  
Обозначение мягкости согласных посредством гласных звуков второго ряда ([и]) Проводить контрольные упражнения  
Обозначение, мягкости согласных посредством гласных звуков второго ряда ([ю]) Учить слышать мягкие согласные звуки перед гласными второго ряда  
Обозначение, мягкости согласных посредством гласных звуков второго ряда ([ю]) Проводить контрольные упражнения  
Диктант Проводить контрольную проверку  
Обозначение мягкости согласных в конце слова с помощью мягкого знака Учить обозначать мягкость согласных в конце слова с помощью мягкого знака

 

Обозначение мягкости согласных в конце слова с помощью мягкого знака Проводить самостоятельные контрольные упражнения

 

Обозначение мягкости со­гласных в середине слова с помощью мягкого знака Учить обозначать мягкость согласных между двумя согласными с помощью мягкого знака

 

Обозначение мягкости со­гласных в середине слова с помощью мягкого знака Проводить самостоятельные контрольные упражнения

 

Повторение пройденного материала Проводить проверочные работы

 

Диктант Проводить контрольную проверку

 

Дифференциация понятий предложение, слово Уточнить понятия предложение, слово. Формировать навык определения коли­чества и последовательности слов в предложении

 

Прописная буква в начале предложения. Знаки пре­пинания в конце предло­жения Учить определять границы предложения и интонационно их оформлять

 

Имена собственные Обучать практическому усвоению напи­сания имен собственных

 

Предложение и его грам­матическое оформление   Учить согласованию глагола с именем существительным в роде и числе Учить согласованию имени прилага­тельного с именем существительным в роде и числе

 

Распространение предло­жения Учить распространять предложения дополнением

 

Распространение предло­жения Учить распространять предложения дополнением

 

Предлоги Дать понятие о предлоге как самостоя­тельном слове. Формировать навык раздельного напи­сания предлога со словом

 

Предлоги Проводить самостоятельные контроль­ные упражнения  
Составление предложений по опорным словам и схе­мам и описательного рас­сказа Закреплять умение согласовывать слова в предложении  
Составление и запись предложений по серии сюжетных картинок Обучать придумыванию части текста (начало, середина и окончание)  
Составление и запись предложений по серии сюжетных картинок Обучать придумыванию части текста (начало, середина и окончание)  
Контрольное списывание с рукописного текста Проводить итоговые проверочные рабо­ты. Оценивать динамику работы с учащи­мися. Выполнять количественный и качест­венный анализ ошибок  
Контрольный слуховой диктант Проводить контрольную проверку  

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.