История одного похода

Конец июня. В геолого-спелеологическом кружке «Долган» идут интенсивные сборы к экспедиции «Икандек – 2011». Грандиозные планы, надежды на грантовую поддержку Республики и Русского географического общества – все это рухнуло. Но есть надежда, что мы все-таки прорвемся в вершину Витимкана. На первоначальном этапе упор ставился на оз. Икандек, но постепенно стало ясно, что невозможно пропустить и оз. Верх Джилиндинское (или как его называют - Суваниха). Слухи о больших глубинах (более сотни метров), местах пребывания эвенков, наличия рыбы-эндемика гольца – давытчана – все говорило о том, что хотя бы разведочный выход надо сделать. Не ясен состав, постоянно меняется – кто-то не может, а кто-то, наоборот, присоединяется. Один из главных вопросов – транспортировка участников экспедиции и питание.  С теми, кто уже точно идет, производим ремонт имеющихся плавсредств – это надувная, видавшая виды, большая лодка НЛ-8 и надувной, тоже очень древний, морской плот ПСН-6. Ура, «Центр дополнительного образования детей и эвенкийских народных ремесел» выделил 8 тысяч рублей на продукты – это уже существенная поддержка нашего мероприятия. Еще весной я договариваюсь с директором ООО «Север» Галицким В.В. о доставке нас из Варваринска в Багдарин. Здесь я спокоен – это надежный человек и слова свои всегда держит. Сложнее ситуация с заброской нас в вершину Витимкана. Никак не можем договориться с вездеходом – все вязнет, буксует… Уже прорабатываю в голове запасной вариант пешего похода в Хойгот. Наконец, выходим на Коденева А.П – все решено, вздох облегчения. Так как вездеход – не такси и есть у каждого предпринимателя свои планы – перекраиваем сроки экспедиции. Закупаем продукты, (Слава Павлов помогает их нам довезти до моего дома), фасуем их в пластиковые бутылки, чтобы не было проблем с непрочной водопроницаемой тарой. Бутылок не хватает, особенно пятилитровых с большим горлышком, и тут нас выручает Осипова Н.В.  Делаем из катушки с металлическим гибким проводом ручной лот, промаркированный до 150 м, имеющий общую длину – 250 м. Все – мы готовы. Нас семь человек: я и кружковцы из старшей группы – Балаганский Женя, Ненаших Виталя, Сидоренко Коля, Черниговский Денис, Шувалов Дима и Яковенко Степа.

6 июля выезжаем в строну Карафтита. С нами вместе А.П. Коденев подвозит до Варваринска туристов из города Шадринска (Урал). Они должны сплавиться по Витиму до с. Романовка. Все не так просто – в Карафтите только 8-го вечером. Здесь нас хорошо встречают. Идут дожди. Чина маленькая, но Витимкан бушует. Не знаю, радоваться этому или нет. 9-го успеваем сделать экскурсию по Карафтиту и сходить на Ольгину и Школьную сопки. На топографической карте на Ольгиной сопке указана пещера. Еще раньше Сидорова Е.Р. говорила, что в этой пещере стояла чашечка (в пятидесятые годы прошлого столетия) с различными дарами. Когда мы были маленькими, боялись туда ходить – между детворы ходили слухи, что там живет ведьма (недавно прошел в прокате фильм «Вий»).  Ничего этого нет – только находим нишу с пластмассовым женским гребешком. Возможно, это и есть та самая пещера. Наконец 10 июля мы шумной толпой выгружаем вещи из вездехода на берегу Витимкана в устье ручья Икандек. Хорошо, что водитель вездехода – Юринов Д.Е. знает сюда дорогу. Я здесь впервые, хотя и жил раньше в Карафтите. Отсюда и будем работать. Ставим до вечера уютный лагерь, готовимся к работе. Одна беда – нет рядом камней, чтобы соорудить баню с каменной печкой, а это при длительном путешествии – вещь необходимая. Вечером на Витимкане ловим немного рыбы. На следующий день – опять дождь, приводим вещи и мысли в порядок. Чувствуется, что график работы будет напряженным.

Следующие 4 дня – работа на оз. Верх Джилиндинское. Один день только заброска – лодка тяжелая и приходится ее тащить вдвоем, часто сменяясь, под жердиной. Очень неудобно – мешок с нашим плавсредством постоянно раскачивается при ходьбе и каждое неосторожное движение одного из несущих, дает проблемы второму. 5 километров за 6 часов – суперскорость. Вот и озеро. В последующие дни замеряем глубины. Хорошо, что Женя взял с собой GPS-ку. Иногда ветер не дает остановиться лодке и не выдерживается расстояние между точками. Но все равно – результат есть. Самая большая глубина – 47 м. Озеро образовано при таянии древнего ледника, который выпахал, как бульдозер глубокую котловину, причем дно у нее неровное с ямами и буграми. В дальнейшем при выноске точек наблюдения видим, что есть места, где еще можно сделать замеры. 47  метров – это, возможно, не самое глубокое место. Тем более, есть данные, что все-таки глубина здесь может достигать 100 метров. Жаль, что так и не получилось у нас приобрести эхолот. Подлавливаем немного хариуса – это хорошая добавка к нашему питанию. Вечером его солим и запекаем на углях. В Истоках речки Джилинда из озера стоит добротное зимовье и банька. Вот образец для многих владельцев лесных избушек. Открываешь дверь и, при виде чистоты и опрятности, сразу на пороге хочется снять сапоги. Везде чувствуется заботливая рука хозяина.

Ежедневные 5-ти километровые прогулки по болотам и горам к озеру и обратно утомляют и, поэтому, приходится делать один день отдыха. Затем выход на скалы, находящиеся в междуречье Икандека и Верхней Марикты, как назвал их знаменитый наш земляк Андрей Распутин – Баунтовский Стоунхэндж. Все предыдущие дни ежедневно, а иногда и довольно продолжительно шел дождь, что создавало дополнительные проблемы – ежедневная сушка обуви, одежды и даже спальников (одна из новых палаток совсем не держала воду – китайский ширпотреб). По дороге видим много каменной смородины. Ягоды еще не спелые, но отдельные с коричневым боком можно уже есть. Здесь особенно видно, как все опустошил пожар. Тайга залечивает свои раны, но это не так быстро происходит. Скалы впечатляют своим величием, разнообразием. Находим даже небольшую (9 м) пещеру в одном из скальников. Скалы древние – на них видна работа ветра. Это когда-то в далекие времена на нашей земле была холодная пустыня. Подобные следы наблюдаются только на древних скалах.

На оз. Икандек решаем нести плот, т.к он меньше по габаритам и легче. Катушку (наш лот) крепить негде и приходится ее класть просто на дно плота. Довольно быстро – около 3 часов добираемся до озера. Оно мене впечатляет, чем Верх Джилиндинское, но все равно – красивое вытянуто на 2,5 км и ширина не более 500 м. Пытаемся тоже выдержать равномерную сеть замеров. Ближе к южной части озеро почти пережимается. Образовано оно так же как и Верх Джилиндинское – при выпахивании и, в дальнейшем, таянии ледника. Перешеек на Икандеке – следы отступания этого холодного гиганта. С южной стороны впадает ручей Икандек и здесь, до перешейка вода холодная. Мелководье на перешейке делает свою работу и далее вода уже значительно теплее. Самая большая глубина озера, замеренная нами, 16 м. В принципе еще можно более тщательно поискать, но навряд ли максимальная глубина будет достигать 50 м. После работы умудряемся быстренько быстренько наловить за 3 дня 2,5 ведра хариуса. Солим его и пытаемся коптить. В последний момент коптилка сгорает. Не повезло…

Увы, так и не нашли мы подходящей площадки на Берегу озера Икандек, где мог бы проходить эвенкийский праздник – Больдер. Хотя, точно известно, что раньше его здесь проводили. Надо просто еще более подробно расспрашивать свидетелей этих событий. Следы пребывания эвенков – здесь везде видны – вдоль Витимкана стойбища, непонятного происхождения навес…

22 июля назначено отчаливание от уже ставших для нас родных берегов и сплав вниз по Витимкану. Еще перед походом Андрей Распутин не советовал плавать в этой части, во всяком случае, до устья Беремьи. Опасения по этому поводу и высказывал Александр Коденев, глядя на большую воду, и даже предлагал подстраховаться вездеходом. Оставляя неделю на сплав до Варваринска, я надеялся, что Витимкан нас пропустит. То, что я видел – было сложноватым, но вполне посильным для нас делом. Единственная проблема – маловато заплат и клея, чтобы ремонтироваться. Уровень воды был высоким, но не максимальным и это вселяло надежду на быстрый и безопасный сплав. Дальше было 4 дня выживания. Если бы не поджимавшие сроки и вздувшиеся ручьи, часть маршрута (во всяком случае, до Суванихи) можно было бы попытаться обнести пешком. Бешенный с огромными валами и камнями посредине, зажатый в узкое русло Витимкан (от устья Джилинды и почти до Суванихи), не оставлял нам никаких шансов на сплав. В первый же день плот получает массу сквозных пробоин в дне, ухудшается осадка. Все наши вещи в воде. Лодка более прочная быстроходная и поворотливая – удается всего этого избежать. Мы сами мокрые с ног до головы проводим вдоль берега наши суда, где-то идя по берегу, где-то бултыхаясь в воде между камнями. Второй день – сушимся и латаем плот под дождем. Третий день – доплываем до Суванихи, при этом на одном из перекатов на очередных камнях отрывает половину дна у плота (вторая половина – независимая, получает только пробоины), часть вещей уходит на дно. Спасаем только рюкзаки. Мы остались без топора, ремнабора для лодок – это самые необходимые вещи. Все остальные потери (в том числе и ведро соленого хариуса) – ерунда по сравнению с этим… В лодке тоже пробито дно. Опять пол ночи не сплю, решая задачу, как выпутаться из этой ситуации. Нам бы только дотянуть до Ивановского. Хорошо, что есть опыт, делаем из надувного плота - настоящий плот с покрытием из досок - получается что-то вроде катамарана – устойчивое и плавучее средство.  В обед нам улыбается удача. На Суваниху за запчастями приезжает машина ЗАО «Витимгеопром» и нас (спасибо огромное!) не против подвезти. Просим Попова Сергея передать по рации записку в Багдарин, чтобы нас не потеряли (На следующий день утром уже был звонок в Багдарин. Спасибо огромное всем, кто помог нам в этом деле). Значительно сокращаем путь. В 9 часов вечера подплываем к Ивановскому. Поставив лагерь, идем на Николаевский – здесь нас хорошо встречают, делаем звонок домой. Завтра в Варваринск утром идет вездеход. О сплаве уже и не может быть речи, в случае пробоины нам не чем даже ее залатать. В нашей ненаселенной местности – это весьма грустный вариант.

26 утром уже в Варваринске. Идем к начальнику участка ООО «Север» Филиппову С.П. В ближайшие дни должен подойти вездеход, на котором мы можем уехать до Северного. Нас, как всегда, хорошо встречают – свежий хлеб (после 15 дней на сухарях), вкусный обед … Надо сушить и разбирать вещи. Почти у всех промокли  и не работают мобильные телефоны, у меня еще и  фотоаппарат, и видеокамера. Подводим итог продуктам: на 3 дня хватит. Сказываются утопленные 30 банок тушенки и неплотно завинченные крышки  у нескольких бутылок с крупами и рожками. Затянувшееся до 30 ожидание нам на пользу – успеваем досконально перетряхнуть и просушить все вещи и продукты. Ребята пропадают в Варваринске, восхищаясь гостеприимством варваринцев и всех, кого мы встречали за время своего путешествия. Баня, обеды, свежий хлеб, булочки для ребятишек, продукты – все это не полный перечень помощи нам Филипповым С.П. Спасибо большое и женщинам поварам (извините, что не знаю фамилий) за их заботу о моих ребятах!!!!

30 июля мы загружаемся в тот же вездеход, что подвозил нас к вершине Витимкана, и, избавив, руководство ООО «Север» от проблемы доставки нас из Северного в Багдарин, покидаем этот гостеприимный участок. 31 мы уже дома. Так закончились эти 26 дней. Впереди – обработка материалов и подготовка научных докладов ребятами.

Естественно, без поддержки не возможно провести такую объемную экспедицию. Спасибо всем, кто хоть чуть чуть нам помог. Эта помощь, как капельки воды, собирающиеся в бурную реку, дали возможность провести экспедицию. Приятно было дело иметь с водителями вездеходов Кульковым Д.И., Юриновым Д.Е., Соловьевым Е.Г. Особая благодарность Цыбиковой О.Н., Коденеву А.П., Филиппову С.П. и Галицкому В.В. Слаженная работа  нашей команды, помогла много сделать и преодолеть все трудности (а было иногда очень трудно). Это имеющие большой опыт и берущие на себя первый удар - Женя Балаганский и Дима Шувалов, вкусно готовящий из нашего скудного провианта - Коля Сидоренко, мастер-рыболов – Виталя Ненаших, весельчаки и юмористы – Денис Черниговский и Степа Яковенко. Спасибо родителям ребят – за их помощь.

Не все мы успели сделать, что задумали. Значит, есть еще шанс вернуться сюда. Полюбоваться скалами, чистотой и красотой горных озер, туманами над Витимканом…

Морозов О. Руководитель геолого-спелеологического кружка «Долган»

P.S. Буду очень признателен, если кто-нибудь покажет на карте самые глубокие места исследованных нами озер и место проведения Больдера.