Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Правило поверхности Рубнера и проблемы возрастной периодизации.



 

ГЛАВА 2. ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ

В течении многих веков считалось, что изменения с возрастом ребенка сводятся лишь к количественным: тогда считали, что детский организм - это взрослый в миниатюре. Такой подход к ребенку мерилом взрослого с данными общей физиологии и патологии проявил себя, по меткому выражению известного русского педиатра Маслова, ″гекатомбами детских трупов″. (Детская смертность в XIX веке по его данным такова: из каждых 1000 новорожденных 550 достигало 6 лет, менее половины - 10 лет. Особенно велика смертность была в раннем детском возрасте. Ежегодно в России умирало 100 тыс. младенцев в возрасте до 3 лет.) Колоссальная детская смертность параллельно с прогрессом медицины заставила признать, что организм ребенка имеет целый ряд особенностей строения, функционирования, которые изменяются в процессе развития.

Знание главных закономерностей возрастного развития позволяет подойти к решению практически важных задач, лежащих в основе педагогики и медицины.

Важнейшая из этих задач - оценка возрастной нормы. С позиции адаптивного характера развития критерии возрастной нормы должны учитывать диапазон возможностей организма, обеспечивающих надежность его функционирования на каждом этапе онтогенеза.

Возрастная норма нередко рассматривается как совокупность среднестатистических параметров, характеризующих морфофизиологические особенности организма. Вне всяких сомнений, подобный подход сыграл прогрессивную роль, позволив решить ряд практических задач (например, в оценке уровня физического развития). Однако такое представление о возрастной норме, практически возводящее количественную оценку морфологической и функциональной зрелости организма на разных этапах онтогенеза в абсолют, не отражает сущности самих возрастных преобразований, определяющих развитие организма по адаптивному пути и организующих его взаимоотношения с внешней средой.

Развитие представлений о критериях возрастной нормы определяют и подходы к возрастной периодизации развития. Одним из наиболее распространенных является подход, в основе которого лежит анализ оценки морфологических признаков (рост, смены зубов, нарастание массы тела и т.д.). Наиболее полная возрастная периодизация, основанная на морфологических и антропологических признаках, была предложена В.В. Бунаком, по мнению, которого в изменениях размеров тела и связанных с ними структурно-функциональных признаков отражаются преобразования метаболизма организма с возрастом.

Согласно этой периодизации в постнатальном онтогенезе выделяются следующие периоды: младенческий, охватывающий первый год жизни ребенка и включающий начальный (1-3, 4-6 мес.), средний (7-9 мес.) и конечный (10-12 мес.) циклы; второго детства (начальный цикл: 8-10 лет - мальчики, 8-9 лет - девочки; конечный: 11-13 лет - мальчики, 10-12 лет - девочки); подростковый (14-17 лет - мальчики, 13-16 лет - девочки); юношеский (18-21 год - юноши, 17-20 - девушки); с 21 года начинается взрослый период. Как видно, эту классификацию возрастных периодов, отражающую в большей степени существующую систему воспитания и обучения, нельзя считать приемлемой.

В возрастной и педагогической психологии часто используют периодизацию, основанную на педагогических критериях! (В частности, периоды дошкольного возраста подразделяются в соответствии с группами детского сада; школьный возраст подразделяют на три этапа: (1-4 класс, 4-8 класс, 8-10 класс).

Также распространенная в настоящее время возрастная периодизация с выделением периодов новорожденности, ясельного, дошкольного и школьного возрастов у детей отражает скорее систему детских учреждений, нежели истинные возрастные особенности.

Согласно возрастной периодизации, принятой в 1965 году на 7-й Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии АПН СССР в г. Москва, в жизненном цикле человека выделяют следующие периоды:

1. Новорожденный - 1-10 дней

2. Грудной возраст - 10 дней - 1 год.

3. Раннее детство - 1-3 года.

4. Первое детство - 4-7 лет.

5. Второе детство - 8-12 лет мальчики  - 8-11 лет девочки

6. Подростковый возраст - 13-16 лет мальчики  - 12-15 лет девочки

7. Юношеский возраст - 17-21 год юноши  - 16-20 лет девушки

8. Зрелый возраст

-  I период - 22-35 лет мужчины  - 21-35 лет женщины  

- II период - 36-60 лет мужчины  - 36-55 лет женщины

9. Пожилой возраст - 61-74 год мужчины   - 56-74 лет женщины  

10. Старческий возраст - 75-90 лет мужчины и женщины

11. Долгожители - от 90 лет и более

Эта периодизация несколько отличается от предложенной В.В. Бунаком за счет выделения периода раннего детства, смещения границ второго детства и подросткового периода и, кроме того, в данной классификации представлены все периоды постнатального онтогенеза. Однако следует учитывать, что всякая возрастная периодизация довольно условна, но необходима для учета меняющихся в процессе онтогенеза физиологических и морфологических свойств организма, для разработки научно обоснованной системы охраны здоровья, системы обучения, разработки социальных программ и так далее. Также не следует забывать, что не всегда календарный (паспортный) возраст соответствует их биологической зрелости, возможны и задержка биологического развития, и его ускорение. Следует признать, что проблема возрастной периодизации окончательно не решена, прежде всего, потому что все существующие периодизации, включая и общепринятую, недостаточно физиологически обоснованы. Они, в частности, не учитывают адаптивно-приспособительный характер развития и механизмы, обеспечивающие надежность функционирования физиологических систем и целостного организма на каждом этапе онтогенеза. Это определяет необходимость выбора наиболее информативных критериев периодизации. Одним из таких критериев может служить оценка энергетических возможностей организма, предложенная Рубнером (1908), и претендующих на объяснение различных количественных особенностей энергетических процессов и физиологических отправлений организма в разные возрастные периоды.

 

2.2. "Правило поверхности" Рубнера и проблемы возрастной периодизации.

Теория Рубнера (1908) продолжает господствовать и сейчас, особенно за рубежом. Она известна всем под названием "закона поверхности" или "энергетического правила поверхности", и претендует на объяснение различных количественных особенностей энергетических процессов и физиологических отправлений организма в разные возрастные периоды.

С помощью предложенных принципов Рубнер (опираясь в первую очередь на "закон поверхности") пытался объяснить не только различие особенностей энергетических процессов в зависимости от меняющихся линейных размеров организма в процессе его роста, но и неодинаковую продолжительность жизни у разных млекопитающих в зависимости от величины линейных размеров, достигаемых к взрослому состоянию.

Продолжительность жизни организма, согласно его взглядам, представляет собой функцию интенсивности обмена веществ и энергии. Трата "энергетического фонда" начинается сразу же после первого деления оплодотворенной яйцеклетки, и тем самым каждый физиологический акт приближает систему к концу жизни.

Таким образом, каждый организм характеризуется генетически предопределенным для него энергетическим фондом - данную концепцию разделял и один из выдающихся теоретиков биологии Бауер (1935). Им, в частности, для характеристики указанного энергетического фонда было введено понятие ″константа Рубнера″.

Также поддерживает концепцию Рубнера о генетически предопределенном фонде "адаптивной энергии" в своем учении о стрессе знаменитый канадский ученый Г. Селье. Он сравнивает ее с особым родом банковского вложения, которое можно изымать, но нельзя добавочно увеличивать. Поэтому каждая стрессовая реакция обуславливает изнашивание организма, приближая его к старости и смерти. А так как процессы морфогенеза и дифференцирования клеток более всего выражены у эмбриона и плода, то - развивая концепцию Майнота (1913) - организм при рождении появляется на свет уже сильно постаревшим.

Из приведенных концепций следует, что одним из частных выражений инволюции является постепенное возрастное ухудшение способности организма осуществлять аккомодативное сопротивление, или адаптацию к действию разнообразных стрессовых раздражителей среды.

Согласно этим теориям, наиболее высокой устойчивостью и адаптационными возможностями должен характеризоваться антенатальный (это время с момента оплодотворения яйцеклетки до начал родовой деятельности) и ранний постнатальный возраст (грудной).

Отсюда же естественно следует, что при переходе от одного возрастного периода к последующему объем двигательной реакции и энергетические возможности организма должны снижаться.

В исследованиях Аршавского с сотрудниками (1962 - 1971) показано, что неодинаковая продолжительность жизни у разных видов млекопитающих определяется не линейными размерами, по Рубнеру, а особенностями развития у них скелетной мускулатуры, обусловленных экологическими факторами среды.

Так, по Рубнеру, продолжительность жизни кролика и зайца одинакова. Между тем, в действительности у кроликов продолжительность жизни равна 4-6 годам, зайца - 10-12 годам, (у крупного рогатого скота 25 годам, а у лошади - 50-60 годам, крысы 2,5 года, белки - 12-15 лет, мышей - 2 года, летучих мышей 20-25 лет и т.д.).

Таким образом, анализ значения "энергетического закона поверхности" для понимания специфических особенностей физиологических отправлений организма в различные возрастные периоды привела к заключению, что этот закон не может быть принят в качестве теории постнатального онтогенеза, в частности, объясняющей неодинаковую продолжительность жизни у различных видов млекопитающих!

Данные исследования привели к формулированию "энергетического правила скелетных мышц". Сущность этого правила заключается в том, что в связи с необходимостью удовлетворения пищевой потребности или в связи с действием стрессовых раздражений усиливаются факторы функциональной индукции анаболизма. Особенность последнего в данном случае - не просто восстановление исходного состояния, а обязательно избыточное восстановление энергетических материалов (энергетических резервов), за счет которых в последующий момент может быть осуществлен большой объем функций.

Учитывая вышеизложенное, необходимо подчеркнуть, что для решения задачи возрастной периодизации необходима всесторонняя характеристика возрастных особенностей функционирования целостного организма и отдельных его физиологических систем и опираться на три уровня изучения физиологии организма:

1. внутрисистемный,

2. межсистемный,

3. целостного организма.

Не менее важным при разработке проблем возрастной периодизации является вопрос о границах функционально различных этапов, то есть физиологически обоснованная периодизация должна опираться на выделении этапов "актуального" биологического возраста.

 

Вопросы.

1.

2.

3.

4.

5.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.