Вопросы к государственному экзамену
«УТВЕРЖДАЮ» Согласовано на заседании
Проректор по учебной учебно-методического совета
и воспитательной работе протокол № 4 от 06.04.2009г. «___»______________2009г. Председатель УМС по психологии
_______________Л.Ю.Мажар д.псих.наук, проф.
________________В.В. Гриценко
Вопросы к государственному экзамену
по специальности 030301.65 “ПСИХОЛОГИЯ”
по специализации
“КЛИНИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И КОРРЕКЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ”
- Развитие представлений о предмете психологии. Современные представления о предмете психологии.
- Общая характеристика психики животных (тропизмы, инстинкты, интеллектуальное поведение).
- Развитие психологических взглядов в античности.
- Гуманистическая психология (концепции А. Маслоу, К. Роджерса и др.)
- Метод наблюдения и беседы в психологии.
- Метод эксперимента в психологии.
- Критический анализ бихевиоризма. Проблема объективности в психологии.
- Естественно – научная и культурно – историческая ориентация в истории психологии.
- Французская социологическая школа и ее роль в развитии психологии.
- Психоанализ: история и современность.
- Деятельностный подход в психологии. Строение психической деятельности.
- Основные положения гештальтпсихологии.
- Принцип развития в психологии.
- Принцип единства сознания и деятельности.
- Характеристика основных видов деятельности человека.
- Категория общения в психологии. Строение общения и виды.
- Характеристика онтологического статуса психических явлений.
- Когнитивная психология как современное направление психологии.
- Содержание открытого кризиса в зарубежной психологии.
- Психическое в свете естественно – научного знания.
- Психология малой группы: структура, динамика.
- Психология в системе связей с другими науками.
- Образ “Я” как основа самосознания личности.
- Сущность основных принципов отечественной психологии.
- Подходы к типологии личности в зарубежной психологии.
- Виды ощущений. Различные классификации.
- Мотивационная сфера человека. Мотивы и потребности.
- Эмоциональные состояния: тревога, фрустрация, стресс.
- Функции эмоций.
- Понятие о личности. Личностный принцип в отечественной психологии.
- Концепция личности как субъекта жизнедеятельности.
- Проблема способностей. Виды способностей.
- Концепции личности в отечественной психологии.
- Анализ соотношения понятий “индивид”, “личность”, “индивидуальность”.
- Психология сознания и самосознания.
- Воля как объект психологического исследования. Структура волевого действия.
- Строение характера. Акцентуации.
- Темперамент, его строение.
- Различные классификации типов темперамента.
- Общение как коммуникация.
- Способности и задатки: их взаимосвязь и различие.
- Понятие об ощущении. Строение анализаторных систем.
- Общие представления о внимании. Виды внимания.
- Характеристика общих закономерностей ощущений (пороги чувствительности, адаптация, сенсибилизация, синестезия).
- Общие представления о восприятии. Свойства восприятия.
- Общее представление о памяти. Процессы памяти.
- Сущность мышления. Операции мышления и мышление как процесс.
- Виды мыслительной активности.
- Психическая природа воображения. Процессы воображения.
- Психология речи. Виды и функции речи.
- Клиническая психология: цели, задачи, основные разделы, методы исследования. Сферы приложения деятельности клинических психологов.
- Лечебно-диагностический и лечебно-реабилитационный блоки клинической психологии. Понятие клинического интервьюирования.
- Нейропсихология: определение, основные направления. Роль А.Р.Лурия, Л.С.Выготского в развитии нейропсихологии. Структурно-функциональная модель организации работы мозга А.Р.Лурия.
- Зрительное восприятие. Строение зрительного анализатора. Уровни повреждения, типы нарушений зрительного восприятия. Гностические зрительные расстройства. Методы исследования.
- Кожно-кинестетическая чувствительность. Строение анализатора, особенности. Уровни повреждения, типы нарушений. Гностические кожно-кинестетические расстройства. Методы исследования.
- Двигательный анализатор. Уровни регуляции движений. Нарушения произвольных движений и действий в зависимости от уровня поражения двигательного анализатора. Методы исследования.
- Слуховое восприятие. Строение анализатора, особенности. Уровни повреждения, типы нарушений. Гностические слуховые расстройства. Методы исследования.
- Психологическое строение различных форм речи. Нарушения речи при локальных поражениях мозга. Методы исследования.
- Нарушения памяти при локальных поражениях мозга. Амнезии. Методы исследования.
- Нарушения внимания при локальных поражениях мозга. Методы исследования.
- Нарушение мышления при локальных поражениях мозга. Методы исследования нарушений вербально-логического и наглядно-образного мышления.
- Нарушение эмоционально-личностной сферы при локальных поражениях мозга. Методы исследования.
- Нарушения сознания при локальных поражениях мозга. Особенности вклада различных структур мозга в формировании сознания. Методы исследования.
- Патопсихология: определение, предмет и задачи. Роль Б.В.Зейгарник, С.Я Рубинштейна в становлении патопсихологии. Понятие патопсихологического синдрома. Особенности и задачи патопсихологического исследования.
- Психосоматика: определение, предмет, задачи. Роль З.Фрейда, Ф.Данбар, Ф.Александера, М.Шура, А.Мичерлиха в становлении психосоматики.
- Психосоматические расстройства. Теории стресса и «неспецифичность» роли психосоциальных факторов в генезе психосоматозов на примере гипертонической болезни.
- Психогении и учение о психической травме. Учение В.Н.Мясищева о механизмах психологической защиты в генезе формирования психогений.
- Психосоматические заболевания и их основная характеристика. Методы исследования в психосоматике.
- Ятрогении и ятропатии как формы психосоматических расстройств.
- Этика и деонтология в практике клинического психолога.
- Понятие дизонтогенеза психики. Классификация. Этиология. Патогенез. Клинические варианты дизонтогенеза и их характеристика.
- Понятие умственной отсталости (олигофрении). Классификация. Характеристика различных форм олигофрении.
- Понятие аддикций и зависимостей, виды, патогенез, методы диагностики, методы психотерапии и психопрофилактики в работе с зависимыми и созависимыми.
- Клиническая психология в экспертной практике. Виды экспертиз. Роль клинического психолога в проведении экспертиз.
- Психология здоровья: определение, цели, задачи. Понятие нормы в клинической психологии.
|