|
|||||
Эмоциональный интеллектЭмоциональный интеллект Эмоциональный интеллект (англ.Emotional intelligence) - психологическая концепция, возникшая в 1990 г.. и введенная в научный обиход американскими учеными П. Салоувеем и Дж. Майером. На данный момент существует несколько концепций эмоционального интеллекта и единой точки зрения на содержание этого понятия нет. Эмоциональный интеллект - по определению Майера и Салоувея, - группа ментальных способностей, которые стимулируют осознание и понимание собственных эмоций и эмоций окружающих. Этот подход получил название модели способностей. В рамках модели способностей выделяются следующие иерархически организованные способности, составляющие эмоциональный интеллект: § восприятие и выражение эмоций; § повышение эффективности мышления с помощью эмоций; § понимание своих и чужих эмоций; § управление эмоциями.
Теперь о смешанной модели эмоционального интеллекта. По мнению американского психолога Д. Гоулмана, эмоциональный интеллект - это способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих, с тем чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей. Выделяются четыре главных составляющих эмоционального интеллекта (EQ): § самосознание; § самоконтроль; § эмпатия; § навыки отношений.
Все специалисты по эмоциональному интеллекту, говоря о наших различиях в этом аспекте, выделяют ибиологические предпосылки его: § уровень EQ родителей; § правополушарный тип мышления: § свойства темперамента. Исоциальные предпосылки развития: § синтония (эмоциональная реакция окружения на действия ребенка); § степень развития самосознания; § уверенность в эмоциональной компетентности; § уровень образования родителей и семейный доход; § эмоционально благополучные отношения между родителями;
Таким образом, структура эмоционального интеллекта выглядит так: 1. осознанная регуляция эмоций; 2. понимание (осмысление) эмоций; 3. различение и выражение эмоций; 4. использование эмоций в мыслительной активности.
|
|||||
|