|
|||
Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте
Электив в 8 классе 16.11.2020 Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте 1.Ознакомьтесь с теорией. 2.Выполните упражнение. СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ Одним из основных признаков текста является связность. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу и грамматически. Рассмотрим основные средства связи предложений в тексте. Лексические средства связи:
Грамматические средства связи:
ЦЕПНАЯ И ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ Цепная (последовательная) связь широко используется в текстах разных стилей речи, т.к. именно этот вид связи наиболее полно отражает специфику мышления, особенности соединения суждений, когда последующее вытекает из предыдущего. При этом в качестве средств связи чаще других используются местоимения и местоименные наречия, лексические повторы, синонимические замены. Рассмотрим в качестве примера миниатюру Д.С. Лихачёва "Поезда": "Сергей Сергеевич Аверинцев рассказывал мне, как летом он снимал дачу рядом с железной дорогой. Поезда мешали ему спать. Наконец он решил: проносятся не поезда, а проезжают люди со своими заботами и мыслями. И шум поездов перестал раздражать его. Он стал спать. Надо развивать в себе благожелательное, "понимающее" отношение к окружающему, и тогда станет легче жить. Злые люди живут короче, чем добрые." Каждое последующее предложение текста развивает предшествующее, а наиболее значимая информация из предыдущего предложения (данное) различными способами повторяется в последующем и дополняется новой. Так, первое предложение по типу передаваемой информации условно делится на две части: вначале назван источник и способ получения сведений (Сергей Сергеевич Аверинцев рассказывал мне), а затем наиболее значимая часть — сообщение о том, что, собственно говоря, послужило поводом для последующих размышлений (как летом он снимал дачу рядом с железной дорогой). Во втором предложении вновь фигурирует основной участник события (с помощью личного местоимения, как и во всех последующих предложениях), а новая информация соотносится с тем, что уже известно из первого предложения, благодаря использованию лексики той же тематической группы (железная дорога — поезда), но ситуация в целом конкретизируется (поезда мешали спать). Новое из данного предложения (поезда мешали спать) повторяется в следующем (проносятся не поезда) и, в свою очередь, пополняется новой информацией (проезжают люди со своими заботами и мыслями). Это актуализируется в следующем предложении: поскольку "проносятся не поезда", а люди, возникает новое --"шум поездов перестал раздражать". С этим глаголом соотносится новая информация следующего предложения, переданная глаголом того же тематического ряда — стал спать. В текстах с параллельной связьюсвязанные по смыслу предложения имеют один и тот же субъект, то есть данное не меняется. Параллельные связи используются в описании и повествовании, т.к. называют действия, события, явления, располагающиеся рядом. Для текстов с параллельной связью характерна следующая структура: сначала зачин, мысль-тезис всего текста; далее ряд предложений, раскрывающих эту мысль (как правило, с параллельной структурой и соблюдением форм выражения сказуемых); концовка, допускающая смену временного плана и отсутствие параллелизма. В качестве примера рассмотрим фрагмент текста "Этажи заботы" Д.С. Лихачёва: Нравственности в высокой степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром (не только людьми, народами, но и с животными, растениями, природой и т.д.) Чувство сострадания (или что-то близкое ему) заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за природу, за отдельные пейзажи, за уважение к памяти. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития. Первое предложение представляет собой зачин-тезис: Нравственности в высокой степени свойственно чувство сострадания. Все последующие предложения раскрывают содержание понятия сострадание, это слово присутствует в каждом из них. Параллелизм структур проявляется в том, что предложения эти простые с рядами однородных членов во второй части; при этом структура второго и четвёртого совпадает полностью, это подчёркивается анафорой (предложения начинаются с одних и тех же слов): В сострадании есть сознание своего единства с… В текстах, как правило, сочетаются разные виды связи предложений и используется всё многообразие лексических и грамматических средств связи. Задание: раскройте скобки; где необходимо, выберите нужный пароним.
Паро́нимы — это слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением. Также возможно ошибочное употребление одного из них вместо другого. Например, адресат — адресант.
|
|||
|