Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Рис. 1. Равновесие на рынке труда



 

1. Микроэконо́мика (др.-греч. μικρός — маленький; οἶκος — дом; νόμος — закон) — наука, изучающая функционированиеэкономических агентов в ходе их производственной, распределительной, потребительской и обменной деятельности.

Микроэкономика занимается исследованием следующих основных направлений:

1. Проблема потребителя — почему агенты выбирают именно такие наборы благ (как правило, для конечного потребления).

2. Проблема производителя — как и почему агенты-производители выбирают именно такие наборы факторов производства и структуры выпуска.

3. Рыночное равновесие и структура рынка.

4. Общее равновесие — как и почему формируются цены на товары и услуги, как происходит обмен при различных предположениях; когда рынок экономически эффективен.

5. Асимметрия информации — как и почему несовпадение информационных множеств экономических агентов может привести к экономической неэффективности.

6. Внешние эффекты (экстерналии) — как и почему возможность своим выбором косвенно повлиять на решения других агентов может привести к экономической неэффективности.

7. Общественные блага — как и почему существование некоторых типов экономических благ может привести к экономической неэффективности.

 

Макроэконо́мика (от др.-греч. μακρός — длинный, большой, οἶκος — дом и Nόμος — закон) — наука, изучающая функционирование экономики в целом, экономической системы как единого целого, работу экономических агентов и рынков; совокупность экономических явлений. Впервые термин был употреблён Рагнаром Фришем 14 августа 1934 года. Основателем современной макроэкономической теории считается Джон Мейнард Кейнс, после того, как в 1936 году он выпустил свою книгу «Общая теория занятости, процента и денег» (англ. The General Theory of Employment, Interest, and Money).

Наука макроэкономика занимается вопросами, ответ на которые невозможно найти на микроэкономическом уровне: изучаемые макроэкономикой проблемы являются общими для экономики в целом.

 

2. Закон спроса и предложения — объективный экономический закон, устанавливающий зависимость объёмов спроса и предложения товаров на рынке от ихцен. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше на него платёжеспособный спрос (готовность покупать) и тем меньше предложение (готовность продавать). Обычно цена устанавливается в точке равновесия между предложением и спросом. Закон окончательно сформулирован в 1890 году Альфредом Маршаллом.

Спрос — это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющимся у негосредствам, которые предназначены для этой покупки. Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по цене, находящейся в пределах «доступного» диапазона.

Вместе с этими обобщенными определениями спрос характеризуется рядом свойств и количественных параметров, из которых прежде всего следует выделить объём или величину спроса.

С позиций количественного измерения спрос на товар, понимается как объём спроса, означает количество данного товара, которое покупатели (потребители) желают, готовы и имеют денежную возможность приобрести за некоторый период по определенным ценам.

Величина спроса — количество товара или услуг определенного вида и качества, которое покупатель желает купить по данной цене в течение определенного периода времени. Величина спроса зависит от доходов покупателей, цен на товары и услуги, цен на товары-субституты и комплементарные блага, ожиданий покупателей, их вкусов и предпочтений.

Неценовые характеристики товара

Но кроме цены на величину спроса влияет и ряд других факторов, которые иногда называют неценовыми. Это прежде всего потребительские вкусы, мода, величина доходов (покупательная способность), величина цен на другие товары, возможность замещения данного товара другими.

Эластичность спроса

Эластичность спроса — это показатель, выражающий колебания совокупного спроса, вызванные изменением цен на товары и услуги. Эластичным называется спрос, сформировавшийся при условии, что изменение его объёма (в%) превышает процентное выражение снижение цен.

Если показатели падения цен и увеличения спроса, выраженные в процентах, равны, то есть рост объёма спроса лишь компенсирует снижение уровня цен, то эластичность спроса равна единице.

В случае, когда степень понижения цен превышает показатель спроса на товары и услуги, спрос неэластичен. Следовательно, эластичность спроса — показатель степени чувствительности (реакции) потребителей к изменениям цены товара.

Эластичность спроса может быть связана не только с изменением цены на товар, но и с изменением доходов потребителей. Поэтому различают эластичность спроса по цене и по доходам. Есть и спрос с единичной эластичностью. Это ситуация, при которой и доход, и величина спроса изменяются на одинаковый процент, так что общий доход остаётся постоянным по мере изменения цены.

Реакция потребителей на изменение цены товара может быть сильной, слабой, нейтральной. Каждый из них порождает соответствующий спрос: эластичный, неэластичный, единичный. Возможны варианты, когда спрос оказывается абсолютно эластичным или совершенно неэластичным.

Эластичность спроса измеряется количественно через коэффициент эластичности по формуле:

K o — коэффициент эластичности спроса

Q — процент изменения количества продажи

P — процент изменения цены

Как правило, существуют товары с разной эластичностью по цене. В частности, хлеб и соль являются примерами неэластичного спроса. Повышение или снижение на них цен в целом не влияет на количество их потребления.

Знание степени эластичности спроса на товар имеет большое практическое значение. Так, например, продавцы товара с высокой эластичностью спроса могут пойти на снижение цены с целью резко увеличить объём продаж и получить прибыль больше, чем если бы цена товара была выше.

Для товаров с низкой эластичностью спроса подобная ценовая практика неприемлема — при снижении цены объём продаж изменится слабо и не компенсирует упущенную выгоду.

При наличии большого количества продавцов спрос на любой товар будет эластичным, поскольку даже незначительное повышение цены одним из конкурентов заставит потребителей обращаться за покупкой к ​​другим продавцам, предлагающих этот же товар дешевле.

Предложение

Предложение характеризует возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для реализации на рынке по определённым ценам. Такое определение описывает предложение и отражает его суть с качественной стороны. В количественном плане предложение характеризуется по своей величине и объёму. Объём, величина предложения — это количество продукта (товара, услуг), которую продавец (производитель) желает, может и способен в соответствии с наличием или производительными возможностями предложить для продажи на рынке в течение некоторого периода времени при определённой цене.

Как и объём спроса, величина предложения зависит не только от цены, но и от ряда неценовых факторов, включая производственные возможности (см. Кривая производственных возможностей), состояние технологии, ресурсное обеспечение, уровень цен на другие товары, инфляционные ожидания.

Рыночное равновесие — ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению; объём продукта и его цену называют равновесными или ценойрыночного клиринга. Такая цена имеет тенденцию в отсутствие изменений спроса и предложения оставаться неизменной.

3. Издержки производства — затраты, связанные с производством товаров. В бухгалтерской и статистической отчетности отражаются в виде себестоимости. Включают в себя: материальные затраты, расходы на оплату труда, проценты за кредиты.

 

Средние издержки – это валовые издержки, приходящиеся на единицу продукции.

Средние издержки можно рассчитывать на уровне и постоянных, и переменных издержек, поэтому все три разновидности средних издержек принято называть семейством средних издержек.

(18.3)

где ATC– средние общие издержки; AFC– средние постоянные издержки; AVC– средние переменные издержки; Q– количество выпускаемой продукции.

С ними можно произвести те же самые преобразования, что и с постоянными и переменными:

ATC = AFC+ AVC; AFC= ATC– AVC; AVC= ATC– AFC. (18.4)

Взаимосвязь средних издержек можно изобразить на графике (рис. 18.3).


18.3. Средние издержки фирмы
С – издержки фирмы; Q – количество выпускаемой продукции.

                          Предельные издержки – это дополнительные издержки, связанные с производством еще одной добавочной единицы продукции.

(18.5)

где МС – предельные издержки; ΔTC – изменение общих издержек; ΔQ – изменение выпуска продукции.

Расчет предельных издержек в сопоставлении со средними общими и переменными издержками позволяет предпринимателю определить объем производства, при котором его издержки будут минимальны.

Фирма, увеличивая объем производства, идет на дополнительные (предельные) издержки ради дополнительной выгоды, дополнительного (предельного) дохода.

                          ЧАСТНЫЕ ИЗДЕРЖКИ Издержки по предоставлению товаров и услуг, которые несут физические лица или фирмы, поставляющие их. Они включают в себя все расходы по обслуживанию или на покупку производственных факторов, стоимость проделанной работы, а также расходы по использованию земельных участков, зданий и оборудования, принадлежащих поставщику. В частные издержки не входит любой внешний ущерб, наносимый другим лицам или окружающей среде, например шум или загрязнение, до тех пор, пока закон не обяжет поставщика платить за это. Частные издержки отличаются от общественных, в которые включены все внешние издержки, а также прямые издержки для поставщиков.

                              

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИЗДЕРЖКИ Общие издержки от ведения любой деятельности. Они включают не только частные издержки, которые выпадают на долю отдельного лица или фирмы, но также и внешние издержки, достающиеся на долю других людей, которые не имеют возможности потребовать их компенсации.

                          ПОСТОЯННЫЕ ИЗДЕРЖКИ — (fixed cost) Часть валовых издержек, которая не зависит от текущего объема производства. К постоянным относятся управленческие расходы и затраты на охрану предприятия. Постоянные издержки в краткосрочной перспективе не оказывают влияния на…

ПЕРЕМЕННЫЕ ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА - затраты, непосредственно связанные с объемом производства, изменяющиеся в зависимости от объема, например затраты наматериалы, сырье, полуфабрикаты, сдельная оплата труда работников.

ОБЩИЕ ИЗДЕРЖКИ совокупность постоянных (не связанных с объемом выпускаемой продукции) и переменных (зависящих от объема производства) затрат, издержек; полные издержки.

           4. ВЫРУЧКАденежные средства, полученные (вырученные) предприятием, фирмой, предпринимателем от продажи товаров и услуг, выручка от реализации.

ИЗДЕРЖКИ - в экономике - затраты разного рода; как правило, основная составляющая цены. Отличаются сферой формирования (издержки обращения, издержки производства, торговые, транспортные, хранения) и способом включения в цену (целиком или по частям). Издержки производства на уровне предприятия - себестоимость продукции.

Экономическая прибыль (англ. economic profit) — это чистая прибыль, остающаяся у предприятия после вычета всех затрат, включая альтернативные издержки распределения капитала владельца. В случае отрицательного значения экономической прибыли рассматривается вариант ухода предприятия с рынка.

Экономическая прибыль находится как разность между рентабельностью вложенного капитала (материальным выражением которого являются чистые операционные активы) и средневзвешенной стоимостью капитала, умноженной на величину вложенного капитала.

Экономическая прибыль даёт возможность сравнить рентабельность вложенного капитала предприятия с минимально необходимой для оправдания ожиданий инвесторов доходностью, а также выразить полученную разницу в денежных единицах.

БУХГАЛТЕРСКАЯ ПРИБЫЛЬ- прибыль от предпринимательской деятельности, рассчитанная по бухгалтерским документам без учета документально не зафиксированных издержек самого предпринимателя, в том числе упущенной выгоды.

 

           5. Чистая конкуренция - конкуренция, возникающая между предприятиями, продающими одинаковые товары. При этом цены на товары определяются соотношением спроса и предложения.

           Чистая монополия - тип отраслевого рынка, на котором:
- одна фирма продает уникальный продукт, не имеющий близкого заменителя;
- доступ на рынок закрыт;
- фирма-монополист обладает значительным контролем над ценой на продаваемый продукт.
При чистой монополии ценовая конкуренция отсутствует или ограничена.

           Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция является не только наиболее распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено точной абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое здесь зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и стратегию развития производителя, предсказать которые практически невозможно, а также от природы стратегического выбора, имеющейся у фирм данной категории. Таким образом, большинство предприятий мира можно назвать монополистически конкурентными.

 

           Олигополия - тип отраслевого рынка, на котором несколько фирм продают стандартизованный или дифференцированный товар, причем доля каждого из них в общих продажах настолько велика, что изменение в количестве предлагаемой продукции одной из фирм ведет к изменению цены. Доступ на олигополистический рынок для других фирм затруднен. Контроль над ценами на таком рынке ограничен взаимозависимостью фирм (за исключением случая сговора). Обычно на олигополистическом рынке действует сильная неценовая конкуренция.
Различают олигополию с дифференцированным и стандартным товаром.

6. Антимонопольная политика государства - экономическая политика государства, опирающаяся на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Антимонопольная политика направлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке.

7.Рынок труда - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок. Особенность рынка труда и его механизма: объектом купли-продажи на нем является право на использованиерабочей силы, знаний, квалификации и способностей к трудовому процессу.

В широком смысле рынок труда — система социально-экономических и юридических отношений в обществе, норм и институтов, призванных обеспечить нормальный непрерывный процесс воспроизводства рабочей силы и эффективное использование труда.

Спрос на труд - количество труда, которое работодатели желают нанять в данный период времени за определенную ставку заработной платы. Спрос на труд определяется:
- объемом производства и его отраслевой структурой;
- степенью трудоемкости производства;
- ценой труда.

Предложение труда - выраженные работниками, обладающими определенными качественными характеристиками, желание и возможность работать определенное количество времени при альтернативных уровнях заработной платы и прочих равных условиях.

Проанализируем детально положение на рынке труда (рис. 1). Особое внимание обратим на точку Е пересечения кривой спроса на труд и кривой предложения труда. Этой точке на графике соответствует определенный уровень ставки заработной платы (WE) и заданное этим уровнем предложение труда (LE). В точке E спрос на труд равен предложению труда, т. е. рынок труда находится в равновесном состоянии. Это означает, что все предприниматели, согласные платить заработную плату WE, находят на рынке необходимое количество труда, их спрос на труд удовлетворен полностью. В положении рыночного равновесия полностью трудоустроены и все работники, готовые предложить свои услуги при заработной плате WE. Поэтому точка Е определяет положение полной занятости.

При любой другой величине заработной платы, отличной от WE , равновесие на рынке труда нарушается. При совпадении спроса и предложения труда заработная плата выступает как цена равновесия на рынке труда.

Рис. 1. Равновесие на рынке труда

В случае превышения ставкой заработной платы уровня равновесий (случай w') предложение на рынке труда (0 - Ls') превышает спрос (О - LD'). В этой ситуации происходит отклонение от положения полной занятости, рабочих мест не хватает для всех желающих продать свой труд ПРИ заработной плате w'. Возникает избыток предложения труда, измеряемый отрезком LD' - Ls' на оси абсцисс.
В случае снижения заработной платы по сравнению с равновесной (например, до уровня w") спрос на рынке труда (0 - LD") превышает предложение (0 - Ls") на величину Ls" - LD". В результате этого образуются незаполненные рабочие места вследствие нехватки работников, согласных на более низкую заработную плату.

Обе эти ситуации (безработица и наличие незанятых рабочих мест) в условиях рынка совершенной конкуренции не могут быть устойчивыми, они подвергаются коррекции со стороны рыночных механизмов в направлении восстановления положения полной занятости.
Действительно, если предложение труда больше спроса на него вследствие установления ставки заработной цене, на которую вынуждены согласиться и те, кто занят в производстве, чтобы не потерять свои рабочие платы выше равновесного уровня, появляются безработные, готовые предложить свой труд по более низкой места. Предприниматели готовы нанять большее количество труда, но при условии снижения заработной платы. Таким образом, тенденция к снижению заработной платы складывается как со стороны предложения труда, так и со стороны спроса на труд.

В том же случае, когда спрос на труд превышает его предложение из-за снижения ставки заработной платы по сравнению с ее равновесным значением, наблюдается иная картина. Работодатели, чтобы заполнить пустующие рабочие места, готовы повысить заработную плату. Благодаря такому повышению расширяется круг работников, готовых предложить свой труд.

Как в первом, так и во втором случаях равновесие на рынке труда восстанавливается, и этот РЫНОК приходит в состояние полной занятости.
Колебания спроса на труд и предложения труда позволяют в самом общем виде дать ответ на вопрос о том, почему высока или низка заработная плата.

8. РЫ́НОК КАПИТА́ЛА, сфера спроса и предложения финансовых ресурсов, используемых в качестве инвестиций. Посредством рынка капитала большая часть денежных средств, поступающих от частных инвесторов, банков, пенсионных фондов, страховых компаний и др., вкладывается в коммерческие, производственные проекты, ценные бумаги или имущество в целях получения дохода. В деятельности рынка капитала участвуют также фондовые биржи, которые выпускают акции и облигации, выступающие в качестве капитала.
Затем инвестиции направляются фирмам на рынок физического капитала (зданий, сооружений, оборудования, строительных работ), где приобретаются элементы капитала фирмы.
На практике основным средством получения собственного капитала является выпуск и продажа различного акций, владельцы которых не могут вернуть их фирме-эмитенту, но вправе продать на фондовом рынке. Цена акций на этом рынке определяется ожиданиями относительно доходов, которые фирма может заработать для своих владельцев в будущем.
В состав рынка капитала входят разные сектора, различающиеся условиями купли-продажи денежного капитала: кредитный рынок, рынок акций и рынок долговых обязательств фирм (облигаций).
      Цена на рынке капитала определяется взаимодействием предложения капитала со стороны владельцев сбережений и спроса со стороны фирм, нуждающихся в средствах для инвестиций. Величина спроса здесь определяется ситуацией на рынках товаров, выпускаемых фирмами, а также прибыльностью, с которой фирмы могут использовать средства, привлеченные с рынка капитала. Такая оценка производится на основе пересчета денежных сумм, затраченных или полученных в различные годы, к одному моменту времени. Предложение капитала зависит от размеров сбережений, срока отвлечения средств и риска инвестирования. Все эти факторы влияют как на размеры предложения, так и на цену, которую владельцы сбережений требуют от фирм за право пользования своими средствами. Как правило, чем выше риск инвестирования и дольше срок отвлечения средств, тем более высокой платы требуют владельцы сбережений.
Наличие и развитость рынка капитала отличают промышленно развитые страны от развивающихся.

 

9. РЫ́НОК ЗЕМЛИ́, сфера формирования спроса и предложения на земельные ресурсы.
Основой формирования рынка земли является возможность свободно осуществлять на нем сделки купли-продажи. Главной особенностью рынка земли является то обстоятельство, при котором предложение земли в каждый данный момент времени постоянно и не может расширяться или уменьшаться в зависимости от изменений цен. Это означает, что эластичность предложения по цене равна нулю: несмотря на рост цены на какие-либо земельные участки, предложение на них не может заметно возрасти, поскольку площадь этих участков физически ограничена. Однако в сельскохозяйственном производстве при вкладывании труда и капитала можно увеличить количество пригодных к использованию земель (например, в годы освоения целинных земель в Казахстане или при проведении мелиоративных работ на болотах Белоруссии). В этом случае эластичность предложения земли становится хотя и небольшой, но уже не нулевой.
Плата за пользование землей является рентой, собственники земли получают рентный доход. Если земля приносит доход только за счет своих естественных преимуществ или выгодного расположхения, то рента является чистым доходом владельца. Поскольку увеличение спроса на землю не ведет к росту величины ее предложения, то возрастает лишь рента. Верхняя граница ренты определяется тем, какую выгоду могут получить от использования земель ее владельцы.
Для сельскохозяйственных земель эта выгода зависит от плодородия почв и местоположения участков, от которого в свою очередь зависят как климатические условия производства, так и затраты на доставку ресурсов и готовой продукции. Для земель несельскохозяйственного пользования выгода зависит от местоположения участков и степени их подготовленности к использованию. На цену земли влияет также удобство сообщения с другими населенными пунктами, центром города или центром деловой активности. Несельскохозяйственные пользователи менее стеснены ограниченностью земель, так как важное для них полезное пространство может быть обустроено и на небольшом участке земли.
Говоря о размерах пригодных к использованию земель, следует различать такие понятия, как земля и пространство. Расширенное пространство получить намного легче, чем увеличить размеры земли (например, когда на месте одноэтажного дома возводится многоэтажный). Таким образом, объем предлагаемого пространства весьма эластично реагирует на цену — уровень арендной платы. Именно этим фактором объясняется рост массового высотного строительства.
По причине низкой мобильности труда в сельском хозяйстве рынок земли является одним из самых узких рынков в экономике.
Однако, несмотря на практически неэластичное общее предложение земли, можно говорить об определенной (ограниченной) мобильности и этого фактора производства, поскольку с точки зрения отдельного пользователя предложение земли весьма эластично реагирует на повышение его собственного дохода. Предлагая относительный высокий уровень ренты, фирма или частное лицо всегда найдут подходящий для себя участок земли, предложив прежнему владельцу продать его по устраивающей его цене. При этом общее предложение земли будет оставаться постоянным.

Земе́льная ре́нта — это цена, уплачиваемая за использование ограниченного количестваземли и других природных ресурсов.

Земельная рента - доход, получаемый владельцем земли от арендаторов земельных участков. Земельная рента выступает в форме абсолютной ренты, дифференциальной ренты и монопольной ренты. Абсолютная земельная рента — один из видов дохода от собственности на землю, плата собственнику за разрешение применять капитал к земле; уплачивается арендатором абсолютно со всех участков земли независимо от плодородия (отсюда название этого вида ренты). Дифференциальная рента — дополнительный доход, получаемый за счет использования большей плодородности земли и более высокой производительности труда. Дифференциальная рента существует в двух формах: дифференциальная рента I и дифференциальная рента II. Источниками дифференциальной ренты I являются более производительный труд на относительно лучших и средних по плодородию землях, а также различия в местоположении участков земли по отношению к рынкам сбыта, транспортным путям и т. д. Дифференциальная рента II связана с дополнительными вложениями капитала в один и тот же участок, обеспечивающими получение добавочной прибыли. Дифференциальная рента возникла как результат ограниченности земли: цена производства сельскохозяйственного продукта определяется условиями производства не на средних и лучших участках, а на худших, т. к. продукт только лучших и средних участков недостаточен для покрытия общественного спроса. В результате образуется дополнительная прибавочная стоимость, представляющая собой разность между ценой производства на худших участках (общественная цена производства) и индивидуальной ценой производства на средних и лучших участках. Монопольная рента - особая форма земельной ренты, образуется при продаже определенных видов сельскохозяйственных продуктов по монопольной цене, превышающей их стоимость.

К ренте земельной относится также рента с земель, не вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот: рента с земель, используемых в добывающей промышленности; рента со строительных участков. В добывающей промышленности образуется прежде всего дифференциальная рента, т. к. при добыче полезных ископаемых издержки производства каждой единицы продукции и доставки ее на рынок неодинаковы и находятся в зависимости от богатства недр и от месторасположения угольных шахт, нефтяных промыслов и т. д. Ввиду ограниченности земли общественная цена производства этих товаров регулируется издержками производства на худших (с точки зрения добычи полезных ископаемых) землях. Поэтому на лучших участках образуется дифференциальная рента - разность между общественной и индивидуальной ценой производства.

Цена земли - капитализированная земельная рента, которая при превращении в капитал может приносить доход в виде процентной ставки.

10. Измерение результатов экономической деятельности. ВНП (ВВП)

ВНП и ВВП, способы их измерения. Другие показатели дохода и продукта. уже розетка телефонная недорогаяподключение. Одним из основных макроэкономических показателей, оценивающих результаты экономической деятельности, является валовой национальный продукт (ВНП).

ВВП (Валовой внутренний продукт) - сумма добавленных стоимостей, созданная за определенный период (как правило, за год) всеми производителями, ведущими производство на экономической территории страны. Исчисляется в текущих рыночных ценах.

При расчете ВВП измеряют годовой объем производства в экономике, поэтому из него необходимо исключать непроизводственные сделки (трансфертные выплаты, операции с ценными бумагами, сделки с подержанными вещами и т.д.).

ВВП и ВНП взаимосвязаны, но не тождественны. Если ВНП отражает результаты производственной деятельности национального капитала, т.е. включает в себя определенное количество товаров и услуг, созданных на предприятиях, принадлежащих капиталу данной страны, в том числе находящихся за рубежом, то в состав ВВП включается вся продукция, созданная на территории данной страны, в том числе и иностранным капиталом. Это означает, что ВВП и ВНП совпадают в той части, которая охватывает товары и услуги, созданные национальным капиталом на территории данной страны. Второй же частью ВНП является продукция, созданная национальным капиталом за пределами данной страны, а ВВП, соответственно, продукция, созданная иностранным капиталом на ее территории.

Валовой внутренний продукт (ВВП) и методы его расчета

Статьи » Макроэкономика

Экономическая теория и статистика для измерения объема национального производства используют ряд показателей, среди которых важнейшее место занимает показатель валового внутреннего продукта (ВВП). При расчете ВВП используются три основных метода.

 

1. Метод добавленной стоимости (производственный метод)

ВВП - это денежная оценка всех произведенных конечных товаров и услуг в экономике за год. При этом учитывается годовой объем конечных товаров и услуг, созданных на территории данной страны, или, выражаясь иначе, в географических границах какой-либо страны или региона.

Для правильного расчета ВВП необходимо учесть все продукты и услуги, произведенные в данном году, но без повторного, или двойного счета. Вот почему в определении ВВП речь идет о конечных товарах и услугах. Эти блага потребляются в рамках домашних хозяйств или фирм, и не участвуют в дальнейшем производстве, в отличие от промежуточных товаров. Например, продовольственные товары, стиральные машины, парикмахерские услуги, приобретаемые домашними хозяйствами - типичный пример потребления конечных товаров и услуг. В отличие от них, мука, купленная хлебозаводом для выпечки хлеба, представляет собой промежуточную продукцию. Если в ВВП включить промежуточные продукты, т.е. товары, используемые для производства других товаров, то мы с неизбежностью получим завышенную оценку ВВП. Так, цена муки будет учтена несколько раз: вначале как результат деятельности мукомольного завода (собственно цена муки), потом - в цене выпеченного хлеба, далее - в цене расфасованного хлеба в супермаркете и т.д.

Исключить двойной счет позволяет показатель добавленной стоимости, который представляет разницу между продажами фирмами их готовой продукции и покупкой материалов, инструментов, топлива, энергии и услуг у других фирм. Иными словами, добавленная стоимость - это рыночная цена продукции фирмы, за вычетом стоимости потребленного сырья и материалов, купленных у поставщиков.

Суммируя добавленные стоимости, произведенные всеми фирмами в стране, можно определить ВВП, который и представляет рыночную оценку всех выпущенных товаров и услуг.

2. Метод расчета ВВП по расходам

Этот метод непосредственно вытекает из первого рассмотренного способа подсчета ВВП. Поскольку ВВП определяется как денежная оценка конечных продуктов и услуг, произведенных за год, постольку необходимо суммировать все расходы экономических субъектов на приобретение конечных продуктов. Действительно, нельзя складывать яблоки с апельсинами, но можно сложить расходы множества людей на покупку этих и иных товаров. При расчете ВВП на основе расходов, или потока благ (этот метод называют также производственным методом) суммируются следующие величины:
1. Потребительские расходы населения (С).
2. Валовые частные инвестиции в национальную экономику (Ig).
3. Государственные закупки товаров и услуг (G).
4. Чистый экспорт (NX), который представляет разность между экспортом и импортом данной страны.
Таким образом, перечисленные здесь расходы составляют ВВП и показывают рыночную оценку годового производства:

У = С + lg + G + NX формула(1)

Строго говоря, формула (1) является тождеством, т.е. утверждением, которое выполняется всегда, потому что оно задано определением (выполняется по определению). Тождества не связаны с экономическим поведением субъектов экономики. Уравнения же выполняются лишь при определенных условиях. Но в целях упрощения в последующем мы везде будем использовать знак равенства.
Расходы домашних хозяйств на личное потребление (С), как отмечалось ранее, включают расходы на приобретение товаров длительного пользования, продовольственные товары, одежды и предметов домашнего обихода, а также различных услуг.

Валовые частные инвестиции (Ig), или капиталовложения представляют собой сумму чистых инвестиций (In) (прирост запаса капитальных благ длительного пользования, т. е. зданий и сооружений, мэшин и оборудования, товарно-материальных запасов) и амортизации (d) в течение года. Чистые инвестиции подразумевают процесс реального капиталообразования, а не приобретение финансовых активов типа акций, облигаций и т.п., которые также называются инвестициями, но уже в рамках финансового сектора экономики. Подчеркнем, что в настоящей главе речь идет только о том инвестировании, которое увеличивает производственные мощности.

Государственные закупки товаров и услуг (G) - это расходы государственных учреждений и органов власти всех уровней на приобретение товаров и оплату услуг труда занятых в государственном секторе. В эти государственные расходы не включаются трансфертные платежи. Трансфертные платежи - это безвозмездные выплаты государства, так как они не являются платой за предоставленную услугу (например, государственные пособия по бедности, по безработице, поддержке неполных семей и т. п.). Поскольку они выплачиваются не в обмен на услуги какого-либо фактора производства, постольку их не рассматривают как факторные доходы.

Чистый экспорт (NX) - это разница между экспортом и импортом страны, поскольку большинство стран представляет собой открытую экономику, в которой правительство не препятствует свободному перемещению товаров, капитала, рабочей силы через национальные границы.
В Российской Федерации структура ВВП по использованию, или по расходам, выглядела следующим образом (см. таблицу 1).

Таблица 1
Структура использования валового внутреннего продукта в России, 2006 г.

ВВП по использованию, или по расходам Млрд. руб. В процентах
Валовой внутренний продукт 26781,1
в том числе:    
Расходы на конечное потребление 17742,5 66,2
домашних хозяйств 12910,9 48,2
государственного управления 4698,0 17,5
некоммерческих организации, обслуживающих домашние 133,6 0,4
хозяйства    
Валовое накопление 5415,8 20,2
валовое накопление основного капитала 4795,6 17,9
изменение запасов материальных оборотных средств 620,2 2,3
Чистый экспорт Экспорт Импорт Статистическое расхождение 3390,0 9069,1 5679,1 232,8 12,6 33,8 21,2 0,86

Источник: Федеральная служба государственной статистики



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.