|
|||
Анализ внешней среды.
Анализ маркетинговых возможностей предприятия должен показать способность предприятия сохранить или увеличить свою долю рынка. Ясность в этом вопросе может быть тогда, когда имеется достоверная информация следующего содержания: 1) Величина рынка и его характерные черты. Наиболее существенным является оценка его стабильности или изменчивости, платежной способности и привычек потребителей. 2) Сравнительная характеристика конкурентов. 3) Соответствие продукции предприятия ожиданиям потребителей. 4) Эффективность выбранных способов продвижения товаров к потребителям. Имеются ввиду такие способы как персональная работа с потребителем, реклама, выставки, презентации и стимулирование потребителей. 5) Соответствие выбранных мест распределения товаров привычкам потребителей покупать товар. 6) Соответствие установленных па продукцию цен краткосрочным н долгосрочным целям предприятия. Анализ состояния и возможности имеющихся трудовых ресурсовпреследует цель оценить их качество и найти резервы результативности работы людей. Выводы делаются па основе следующей информации: 1) Уровень квалификации работников предприятия. 2) Потребность предприятия в рабочих и специалистах, а также требования к их квалификации. 3) Наличие и состояние механизма мотивации высокопроизводительного труда. 4) Эффективность системы повышения квалификации и подготовки руководителей. 5) Результаты оценки деятельности персонала. 6) Текучесть кадров и ее причины. 7) Издержки предприятия на рабочую силу. Анализ менеджмента предприятия позволяет оценить степень согласованности и целенаправленности всех видов деятельности предприятия, его имидж и уровень активизации человеческого фактора. Такой анализ предполагает использование следующих видов информации: 1) Организационная структура и ее соответствие планам предприятия. 2) Стиль работы менеджеров предприятия и эффективность использования их рабочего времени. 3) Морально-психологический климат в коллективе. 4) Привлекательность предприятия. 5) Репутация и общественное мнение о предприятии. 6) Отношение клиентов к покупке продукции предприятия. Анализ возможностей производства должен позволить оцепить способность предприятия обеспечить качество продукции, низкую себестоимость, высокую производительность, а также способность быстро перестроить производство (гибкость). Для такого анализа требуется следующая информация: 1) Сравнительная характеристика свойств выпускаемой продукции. 2) Результативность имеющейся на предприятии системы контроля качества продукции. 3) Научно-технический уровень применяемого оборудования и технологии. 4) Зависимость производства от поставщиков материалов и комп- лектующих изделий. 5) Длительность производственного цикла. 6) Время и средства, необходимые для перехода па выпуск новой продукции. 7) Наличие в результативность работы служб экономического и функционально-стоимостного анализа. Анализ финансовых возможностей предприятия. Цель такого анализа – определение инвестиционной способности предприятия и ожидаемых доходов. В процессе анализа используется следующая информация: 1) Источники финансовых средств предприятия. 2) Ожидаемый оборот. 3) Рентабельность оборота. 4) Потребность в инвестициях. 5) Структура баланса и ликвидность баланса. 6) Другая финансовая информация. Анализ внешней среды. Всякому предприятию свойственны черты открытой системы. Т.е. внешняя среда постоянно воздействует на деятельность и результаты предприятия. Вид такого воздействия разнообразны. Для обобщенного рассмотрения их можно классифицировать как: – воздействие экономической внешней среды; – технологической; – социальной; – политической; – этической; – экологической и др.
На основе анализа внешний среды и внутренних возможностей формируется стратегия предприятия. Она представляет собой некий комплекс стратегий, составляющие элементы которого разрабатываются менеджерами различных уровней. В число элементов стратегии предприятия входят главная функция предприятия (миссия), стратегические цели, корпоративная стратегия, стратегия бизнеса, функциональные стратегии и способ конкурентной борьбы. Вопросы для самопроверки 1. В чем состоит основная идея ситуационного подхода в менеджменте? 2. Что такое четырехшаговый процесс в ситуационном подходе? 3. Что такое внутренние и внешние переменные? Приведите примеры. 4. Нарисуйте схему „7-С". Поясните ее смысл. Почему элементы схемы называются ключевыми элементами управления? 5. В каких двух основных формах проявляется нестратегический подход в менеджменте? 6. Какие недостатки имеет стратегическое управление? 7. Почему, несмотря на недостатки, ведущие фирмы применяют стратегический менеджмент? 8. Нарисуйте схему процесса разработки и реализации стратегии. Поясните ее принципы. 9. Нарисуйте структуру стратегического управления. Объясните ее. 10. Дайте определения понятия «стратегия». 11. По каким функциям предприятия анализируются внутренние возможности фирмы? Какую информацию необходимо собрать и обрабо- тать для подобного анализа? 12. Каким образом анализируется внешняя среда при разработке стратегии?
|
|||
|