|
|||
Урок ОБЖ в 9-м классе Международное гуманитарное правоСтр 1 из 2Следующая ⇒ Урок ОБЖ в 9-м классе "Международное гуманитарное право" Благородно – сражаться и, если нужно, умереть за свое Отечество. Не менее благородно и честно – проявить гуманность и сострадание к поверженному противнику или к застигнутому сражением гражданскому лицу. Право войны показывает, как это должно быть сделано. Д.Робертс
Цель: создать условия для усвоения учащимися понятия «международное гуманитарное право (МГП)», выяснить его сущность; подвести учащихся к пониманию значения международных договоренностей о защите прав человека в условиях вооруженных конфликтов; способствовать воспитанию у учащихся патриотизма, готовности отстаивать интересы своей страны. Учащиеся должны знать: Во время войны нарушаются права человека. Основные положения МГП. МГП обязывает проявлять милосердие к раненым и больным. Существует независимая гуманитарная организация Международный комитет Красного Креста (МККК). Учащиеся должны понимать, что такое: международное гуманитарное право; жертвы войны; комбатанты; гражданские объекты; конвенция. Учащиеся должны уметь: раскрыть смысл понятия «война»; дать представление о нарушениях прав человека во время вооруженных конфликтов; анализировать способы разрешения международных конфликтов; определять основные положения международного гуманитарного права. Тип урока: изучение нового материала. Урок представлен в виде презентации Основные понятия: международное гуманитарное право, жертвы войны, гражданские и военные лица, военнопленные. Термины: вооруженный конфликт, военные преступления.
ХОД УРОКА Здрвствуйте ребята! Возможные ожидания учащихся: Узнать новое по теме урока, расширить свои знания. Увидеть многомерность проблемы. Почувствовать свою значимость в работе на уроке. Развивать навыки совместной работы, слушания друг друга, учителя. Получить урок жизни. Стать мудрее, сдержаннее. Учитель: Принято считать, что XX век дал человечеству цивилизацию и культуру. Но он был богат и войнами. В Первой мировой войне принимали участие 38 стран, под ружья было поставлено более 70 млн. человек, а общие потери воевавших стран составили примерно 10 млн. убитых и 20 млн. раненых, вдвое больше, чем за весь предыдущий век. В XX веке войны приобрели глобальный характер и потому получили название мировых. В начале Первой мировой войны нормы международного права были беззастенчиво попраны. (Применение хим.оружия) Во Вторую мировую войну оказалось втянуто 61 государство, в которых проживало до 80% населения планеты. Военные действия велись не только на суше, но и на всех океанах, охватив гигантские области Евразии, Северной Африки и Океании. В армии было призвано примерно 11О млн. человек. Погибло 65 млн. человек, приблизительно половину из которых составляли жертвы среди гражданского населения, страдавшего от массированных обстрелов, бомбардировок с воздуха и карательных акций. Всего две бомбы, сброшенные США на японские города Хиросиму и Нагасаки привели к мгновенной гибели более 100 тысяч японцев, и еще примерно 400 тысяч получили смертельную дозу облучения. На оккупированных территориях завоеватели вводили жестокий режим, основанный на насилии и ограблении коренного населения. Концлагеря, которые в годы первой мировой войны использовались преимущественно для военнопленных, во Второй мировой войне стали пунктами массового уничтожения не только солдат, но и гражданского населения противника. К концу войны в Германии и оккупированных ею странах действовало до 1,1 тыс. таких «фабрик смерти». За несколько лет через них прошло около 18 млн. человек, примерно две трети из которых погибли. С чем можно сравнить войну? Какого цвета война. Какие ассоциации вызывает у вас слово война? «Мировое сообщество вступило в начало третьего тысячелетия. Мир не стал добрее. По-прежнему идут вооруженные конфликты в странах мира. И если нельзя добиться мира сразу, то необходимо постараться уменьшить страдания людей, которые им приносит война. Одним из главных механизмов ограничения жестокости вооруженных конфликтов является регулирование поведения их участников с помощью норм международного гуманитарного права Вслушайтесь в это название и скажите: Почему мы говорим о Международном гуманитарном праве? (Ответы уч-ся, повторяем термины: гуманизм, гуманный). ЦЕЛЬ НАШЕГО УРОКА. (После ознакомления с целями урока внимание учащихся обращается на формулирование плана урока) (учащиеся делают это самостоятельно, руководствуясь традиционным алгоритмом изучения отрасли права: понятие и нормативная база ––> основные положения ––> ответственность). План урока: 1. Проблема уменьшения бедствий, причиняемых войной. 2. Сущность, источники МГП. 3. Основные положения МГП. 4. Дети и война. 5. Значение МГП. В ХХ веке две мировые войны унесли жизни почти 100.000.000 человек. Среди них не только военные, но и гражданские лица. Запись в тетради. Военные лица — лица, входящие в состав вооруженных сил. Гражданкие лица — лица, не входящие в состав вооруженных сил. ». Вооруженные конфликты продолжаются и в них страдает прежде всего мирное население (можно проиллюстрировать современную международную обстановку обратившись к карте, на которой обозначены очаги конфликтов). Всеобщего мира добиться в один момент сложно и поэтому нужно приложить все усилия, чтобы облегчить страдания людей, приносимые войной. Этому способствует международное гуманитарное право – одно из отраслей международного права. Вывод по первому вопросу: Во все времена вооруженные конфликты приносили людям глубокие страдания, тяжелые материальные и человеческие потери. Осознавая это, человечество стремится найти способ смягчить бедствия вызванные войной. 2 вопрос: Сущность, источники, нормы МГП Приводим 2 высказывания:
|
|||
|