Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРОБЛЕМА ОСНОВАНИЙ НАУКИ



ПРОБЛЕМА ОСНОВАНИЙ НАУКИ

Основания науки – фундаментальные представления, понятия и принципы науки, которые определяют стратегию исследования, организуют в целостную систему разнообразные конкретные теоретические и эмпирические знания и обеспечивают их включение в культуру той или иной исторической эпохи. То есть, проще говоря, фундаментальные представления и принципы, которые определяют науку.

 

Проблема оснований науки активно разрабатывалась в философии науки 20 в. Возрастающий интерес к этой проблематике был стимулирован: научными революциями 20 в., появлением новых направлений и отраслей науки, усилившимися процессами дифференциации и интеграции наук.

 

Ряд компонентов и аспектов оснований науки был выявлен и проанализирован в западной философиинауки 2-й пол. 20 в. В качестве своего рода оснований были предложены, например:

· научная парадигма (Кун);

· "принципы естественного порядка", "идеалы и стандарты понимания" (Тулмин);

· фундаментальные темы науки (Холтон).

 

Как правило в структуре оснований науки выделяют три основных компонента:

 

1. Идеалы и нормы исследования.В разные эпохи и в разных областях исследования они разнятся. В целом включают в себя познавательные идеалы − нормы объяснения и описания, доказательности и обоснованности знаний, построения и организации знаний.

 

2. Научная картина мира − обобщённая и целостная система интерпретации научных знаний в пределах исторической эпохи и в пределах дисциплины. Она является способом осмысления наличных знаний и придаёт им целостный и системный характер. Её можно рассматривать как теоретическую модель исследуемой реальности. Выделяются общенаучная КМ (на основе синтеза знаний, полученных в разных научных дисциплинах); социальная и естественнонаучная КМ (представления соответственно о обществе и природе), специальные научные КМ (представления о предметах отдельных наук − напр., физическая, химическая КМ).

 

3. Философские основания науки:

· Онтологические − представления той или иной науки о своем предмете, наиболее общих свойствах, отношениях и закономерностях изучаемых ею объектов, характере их взаимосвязи и изменения.

· Гносеологические − представления о научном знании, методах научного познания, критериях истинности и обоснованности научного знания, закономерностях развития научного знания, способах его представления..

· Праксеологические− представления о характере и способах ее взаимосвязи с практикой, формах применения результатов научных исследований, экономическом и правовом регулировании научной деятельности.

· Социокультурные − представления о взаимосвязи с культурой и обществом, востребованности обществом.

· Аксиологические − представления об идеалах и нормах научного исследования, целях научного познания, его возможностях и границах, социальных и этических регулятивах научного исследования, взаимосвязи науки и идеологии;

Трансформация оснований науки происходит в эпохи научных революций и выступает основным содержанием революционных преобразований в науке.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.