|
|||
Буквы – условные раздражители
Лабораторная работа Уровень работоспособности Наиболее доступными являются методы оценки умственной работоспособности путем дозированных заданий по буквенным таблицам Анфимова. Задание. Методика проведения 4-минутного дозированного задания по буквенным таблицам Анфимова. Исследование целесообразно проводить в период с 25 октября по 15 ноября во вторник и среду между 9 и 11 часами утра. Учащиеся первого класса обследуются в декабре-январе после букварного периода. Ход работы: 1. Взять в руки секундомер. 2. Раздать буквенные таблицы учащимся и предложить написать класс, фамилию, имя, возраст, во сколько накануне лег спать, во сколько встал утром, хорошо ли спал. 3. Дать инструкцию по выполнению задания: возьмите шариковую ручку и поставьте правую руку на локоть; внимательно просматривайте каждую строку слева направо и вычеркивайте буквы Х и И одной косой чертой ( написать буквы на доске и зачеркнуть их). Выясните, понятно ли задание, попросите 2-3 учеников повторить задание. Затем дать команду «Начали работу» и включить секундомер, стереть все с доски. Через 2 минуты команда «Стой», остановить работу детей и дать указание:»Поставьте уголок на том месте строки, где каждый остановился. Снова дать указание поставить правую руку на локоть и слушать инструкцию:» Будете продолжать вычеркивать буквы Х и И во всех случаях, кроме тех, когда перед буквой Х стоит буква В, а перед буквой И – буква Е. В этих случаях надо ВХ и ЕИ подчеркивать» (написать на доске Х, И, ВХ, ЕИ). Выяснить, понятно ли детям задание (вторая часть), попросить 2 – 3 учеников повторить задание. Затем дать команду «Начали работу от поставленного уголка» и включить секундомер, стереть все с доски. Через 2 минуты командой «Стой» остановить работу, попросить поставить уголок, где каждого застал сигнал «Стой» и провести черту под всей сделанной работой. Собрать таблицы. Динамика работоспособности может изучаться в течение урока, учебного дня, учебной недели, четверти, года. На период изучения динамики работоспособности составляются задания, например:
Буквы – условные раздражители | |||
Подлежат вычеркиванию | Подлежат зачеркиванию | ||
Понедельник | Х,А | ИХ,СА | |
Вторник | В,К | ИВ,ЕК | |
Среда | С,А | ИС,НА | |
Четверг | Н,Е | СН,АЕ | |
Пятница | Х,И | ВХ,ЕИ | |
Суббота | И,Е | ВИ,КЕ |
А) Подсчитайте объем работы, т.е. количество просмотренных знаков за 4 минуты. Это количественный показатель работоспособности (а). Затем подсчитывается количество просмотренных знаков после введения тормозных агентов, т.е. за последние 2 минуты (а¹);
Б) Подсчитывается коэффициент К, характеризующий подвижность нервных процессов:
Чем выше К, ближе к 2, тем больше подвижность нервных процессов;
В) Определяют качественные показатели работоспособности. Для этого подсчитывают количество ошибок, допущенных за все время работы, и количество ошибок во второй части задания. Пропущенная строка при просмотре приравнивается к одной ошибке и не включается в общее количество просмотренных знаков. Затем производят стандартизацию ошибок: пересчитывают общее количество ошибок на 500 знаков и количество ошибок с дифференцировкой на 200 знаков. Данные заносятся в таблицу.
Г) Вычисляют коэффициент продуктивности по формуле:
Q = (a : 10) / ( a : 10) + в,
Где Q – коэффициент продуктивности, а – общее число просмотренных знаков, в – общее количество ошибок. Производят статистическую обработку данных, полученных для исследуемого контингента, вычисляют средние значения и среднеквадратические отклонения, ошибки средних для показателей объема работы (общее количество просмотренных знаков), коэффициента подвижности и качественных показателей : стандартизированного количества ошибок, коэффициента продуктивности.
Ошибка средней для объема работы, коэффициента подвижности и коэффициента продуктивности рассчитывается по формуле:
m = σ / n
Для качественных показателей (количества ошибок) – по формуле:
m = M / n при n > 30 и m = M / n –1 при n < 30
где М – среднее значение, n - количество наблюдений, σ – стандартное отклонение.
Е) проводят распределение индивидуальных показателей работоспособности по качественным градациям:
- средний уровень – М + 0,67σ; по нормальному распределению теоретически это должно охватывать 50% всех случаев;
- выше среднего - от М + 0,67σ до М + 1,5σ;
- ниже среднего – от М – 0,67σ до М – 1,5σ;
- высокий уровень – М + 1,5σ и выше;
- низкий – М – 1,5σ и ниже.
Сделайте выводы по полученным результатам.
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|