|
|||
Сатгуру Свами Вишну Дэв. ТРАКТАТ. по запредельной интуитивной логике мистического постижения. ПАРАСАТТАРКА ЛОГИКА. Дивья ЛокаСатгуру Свами Вишну Дэв ТРАКТАТ по запредельной интуитивной логике мистического постижения ПАРАСАТТАРКА ЛОГИКА Дивья Лока
Предисловие Свами Вишну Дэва Данный текст, подобный сокровищу-посланию Великого Духа Недвойственности, был передан пустотной основой – телом Мудрости Бхагавана Даттатрейи и записан как мистическое откровение, спонтанно возникшее безо всякой причины в пространстве чистого ума, благодаря однонаправленному пребыванию в естественном самадхи. Дивья-лока, июнь 2004 г.
Предисловие редактора Несмотря на весьма небольшой размер и предельную лаконичность, данный трактат можно смело назвать эпохальным, переломным трудом по философии йоги и духовной практики в традиции «Прямого Пути», представляющим интерес не только для практикующих Адвайту, йогу, йога-тантру в индуистской или буддийской традиции, но и для духовных искателей любых традиций и вероисповеданий мира, и более того, даже для «обычных» ученых людей, чьи умы открыты к тому, чтобы взглянуть на мир по-новому. Несмотря на кажущуюся радикальность и шокирующую революционность трактата, новое видение мира, предложенное в нем, было известно тысячи лет назад святым сиддхам, и давно описано в древних традиционных религиозных текстах, к примеру, в «Трипура Рахасье» Даттатрейи, в некоторых буддийских сутрах. А, потому, впору говорить, что «Парасаттарка логика» – это мастерское изложение древних текстов на современном языке человечества, возникшее благодаря глубокой ясности Мастера, реализовавшего подлинное самоузнавание – сердце «Прямого Пути». Термин «саттарка» был введен святым мистиком, сиддхой Абхинавагуптой (950-1015 гг.), великим ученым-философом кашмирского шиваизма, теоретиком индуистской эстетики, синтезировавшим в своем Учении доктрины индуизма, буддизма, джайнизма. Согласно Абхинавагупте, существует обыденная логика (тарка), основанная на человеческом повседневном опыте и обусловленная рамками мышления в категориях привычных физических законов, и интуитивная мистическая логика (саттарка), основанная на интуитивном переживании сверхсознательного состояния, которое доступно йогу в самадхи и созерцании. Саттарка логика способна оперировать категориями, неукладывающимися в обычные (научные и т. д.) логические представления, она свободно может выходить за рамки общепринятых понятий времени, пространства, причинности и т. д. С точки зрения обыденной логики она является «иррациональной», «чудом» и т. д. Подобный подход существует в нынешней математике, где параллельно с классической логикой существуют различные неклассические виды логики, для которых возможны понятия «истинности», «ложности», а также «вероятности» или допускается бесконечное множество возможных значений, что так же иррационально само по себе, и является «научной мистикой», «чудом» в математике (особенно в прикладной). Иррациональные факты науки, такие как «неклассическая логика» в математике, различные парадоксальные теории физики (типа «кошки Шредингера», «психологического времени» Хью Эверетта), сходны с подходом саттарка логики Абхинавагупты и парадоксальным стилем мышления махасиддхов (улата-бамси). В их основе лежит неконцептуальное видение за пределами рационального мышления.
Часть I Творение за пределами законов 1. То, что сформулировано логично в сознании, существует в сознании, как логическая система понятий, – аксиома. 2. Когда логическая система понятий, существующая в сознании, наделяется энергией, она материализуется в пространстве, времени и материальных элементах, – аксиома. 3. Ее материализация зависит от силы намерения и распространяется на все параметры времени (прошлое, будущее) и пространства (другие измерения и т.д.) – аксиома. 4. Это обусловлено тем, что время и пространство – производные от сознания, их породившего. Они являются материализацией ранней аффирмации1, им предшествовавшей, – аксиома. 5. Следовательно, если порождается аффирмация, образующая новые логические ряды, и сила ее превосходит предыдущую, она вытесняет ее. Действия старой аффирмации прекращаются. Сами собой отменяются действия старых законов времени и пространства. Это касается не только настоящего и будущего, но и прошлого, – аксиома. 6. Следствие 1. Это означает, что создав обоснованную логическую систему и наделив ее силой, возможно влиять на прошлое, которое становится многовариантным и неоднозначным. 7. Следствие 2. Выбрав другой вариант прошлых событий, в одно мгновение можно изменить настоящее. 8. Создав новую логическую цепь в прошлом, можно создать мир, где нет кармы, неведения, страданий, смерти или с иными временными, пространственными, энергетическими характеристиками. 9. Применив подобную логику к исцелению, устраняют ситуацию в прошлом, где была причина болезни нынешней; применив подобную логику в духовном Пути, йогин вспоминает себя в прошлом как «Нерожденного Брахмана», «обладающего природой Будды» и, следовательно, узнает себя как бессмертного; йогин вспоминает свое «лицо до рождения» и в один миг обретает его в настоящем; йогин вспоминает себя как бога, обладающего всеми чистыми качествами и сиддхи, и в один миг меняется линия его судьбы-кармы и проявляется его другой облик; йогин вспоминает себя как Исконное пространство сознания – Всевышний Источник и в один миг становится им, узнавая себя в нынешнем «я». 10. Духовная практика Пути неусилия, основанная на парасаттарка логике, значит движение во времени не вперед, а назад, то есть к прошлому, и представляет собой «припоминание новых прошлых событий», «узнавание их», как те, что есть и всегда были. Новое обнаруживается как забытое старое. Опыт святых и практика Просветления именно так описываются в текстах и наставлениях-упадешах. Примеры новой логики в Адвайте: ~ узнавание змеи как веревки; ~ нахождение ожерелья, которое не терялось, а всегда висело на шее владельца и лишь было забыто; ~ обнаружение якобы потерянного при пересчете десятого человека, которого забыли посчитать; ~ забывание принцем из царской семьи своей родословной, страдание в связи с этим и мгновенное освобождение от страданий в момент узнавания-вспоминания своего истинного социального статуса; ~ термин «человек, ограниченный законом кармы» определяется как человек, забывший свою природу, а Освобождение – как вспоминание ее. 11. Обоснование подобного подхода основано логически на фундаментальном определении в Учении Адвайты, тантры и Ануттара-тантры исконного Сознания – Источника пространства-времени и всех событий и вещей, как «того, что есть и всегда было», «существующего до рождения», «того, что не достигается, а узнается», «того, что всегда есть, но не узнано из-за омрачений предыдущей, сансарной логики (майи) и клеш (деструктивной логики)». 12. Перелагая по принципу «подобия» данный подход «узнавания», «самовспоминания» к событиям, вещам, характеристикам времени и пространства, можно вывести универсальный принцип – творение не создается Абсолютом, оно припоминается и узнается, как уже существующее и существовавшее всегда в потенции в виде семян (бидж). В момент припоминания только происходит актуализация (выявление) тех или иных тенденций и событий, которые существуют во вселенском поле информации (Хираньягарбхе – архиве акаши) одномоментно. 13. Следовательно, «создать что-либо» не означает буквально «создание», а «выявление» и «припоминание» того, что уже есть и всегда было. Поэтому возможности творящего сознания на пути «вспоминания-узнавания» безграничны, поскольку их потенциал идентичен потенциалу Абсолюта. 14. Поскольку возможности одномоментного существования вещей и событий в потенции Всевышнего Источника безграничны, то возможности творческого сознания, основанного на парасаттарка логике, безграничны. 15. Абсолют достигается без усилия, «припоминанием», «обнаружением», как всегда существующий в глубине сознания2. 16. Поскольку всевышняя сущность Сознания есть источник времени, пространства, причинности и т д., и его ограниченность есть всего лишь условность, обусловленная незнанием, то в момент узнавания и припоминания Абсолюта как нераздельного с сознанием, индивидуальное сознание меняет характеристики и обретает качества Абсолюта, становится творцом всех событий. Возможности творчества вещей ограничены лишь глубиной сознания творящего. 17. Это означает, теперь, что любые пришедшие в ум ~ законы, ~ события, ~ вещи, ~ характеристики времени, пространства, элементов могут быть проявлены, материализованы, если сознание породит намерение к ним, припомнив их и актуализировав их. 18. На этом этапе теряют смысл понятия «ложь», «фантазии», «нереальное» и их логическое обоснование, поскольку «нереального», «фантазий», «лжи» – не существует, т.к. «ложь», «фантазия» и т. д. – это равноценная логическая система, стоящая на том же уровне, что и «реальность», «правда» и «истина», и может быть актуализирована и проявлена объективно в случае приложения достаточной энергии сознания. 19. На этом основании любой «вымысел», «мечта», «ложь», «фантазия», «теория», «абсурд» – то, что противоречит физическим законам Вселенной, полностью логически допустимы, имеют под собой логическую базу равную с «правдой», «реальностью», «законами мироздания» и т.д., с той лишь разницей, что первые не актуализированы и находятся в латентном состоянии, поскольку к ним не прилагалась аффирмация индивидуумом, нераздельным с творящим сознанием Источника. 20. Обусловленность человечества кармой, смертью, страданиями, старостью, болезнями, законами физики (сансара), есть результат забывания и неузнавания своей божественной природы, свободной от сансары. 21. В момент вспоминания-узнавания актуализируются другие ветви причин-следствий, меняется прошлое и настоящее, божественная природа человека безусильно постигается как всегда ему присущая. 22. Тот, кто вошел в контакт с творящим источником силой своей аффирмации, может искривлять характеристики пространства-времени, менять причинные связи, качественные характеристики объектов и т.д. (пример «воскрешение мертвых», «чудеса святых» и т. д.). 23. На основании этого обычный человек, породивший намерение жить в мире бессмертных, со временем «узнает» себя живущим там, создав новую логическую связь и вспомнив-узнав ее как всегда присущую ему, он актуализирует ее из латентного прошлого в проявленное настоящее. Со стороны это видится как «достижение бессмертия». 24. Данное верно для масштабов всей Земли и человечества. Приложив волевое намерение и осознание, возможно актуализировать ситуацию «золотого века», «бессмертного человечества», «богочелове-чества», «чистых земель», «рая на земле», «спасения», «всеобщего квантового перехода», «нисхождения супраментала», «всеобщей трансмутации в лучистое человечество», т. е. полного изменения кармического видения мира людей и перехода в богочеловечество.
Часть II Воссоединение с Единой Сферой – Время и пространство – 1. В основе всех явлений во Вселенной лежит принцип Изначального Сознания – Всевышнего Источника. Обоснование в текстах: «Из Всеобщего Разума возникает весь мир, видимый и невидимый, и независимо от того, есть мир или нет, существует один только Всеобщий Разум». «Шива Самхита» (1.77) 2. Изначальное Сознание переживается как ощущение «я есмь» в его исконной чистоте, вне чувственных переживаний и мысленных интерпретаций и оценок. Обоснование в текстах: «Форма, вкус, запах, осязание, звук, страдание, наслаждение, акт обретения или обретаемый объект – для всего этого нет места в той Запредельности, которая является основой и поддержкой всего сущего и которая является сущностью всего, но она исчерпывается только этим, превосходя все это. Она – Всевышний Господь, Творец, Хранитель и Разрушитель Вселенной и Извечное Существо». Авадхута Даттатрейя, «Трипура Рахасья» (глава IX) «Истинное «Я» есть ни прана, ни апана, ни любой орган или чувство. Медитируй на Истинном «Я», которое вечно, совершенно и всеведуще». «Атма Сакшаткара» (27) 3. Время и пространство есть проекции Изначального Сознания. Обоснование в текстах: «Время и пространство – факторы разделения в мире; из них пространство относится к местоположению объектов, а время к последовательности событий. …Время и пространство при этом сами проецируемы из сознания... Вселенная – только проекция из зеркала сознания и проекция в зеркале сознания...» Авадхута Даттатрейя, «Трипура Рахасья» (глава XI)
Единство 1. Пространство внешней видимой Вселенной есть эманация Всевышнего Ума, не отличная от него, подобно тому, как лучи есть эманации солнца, качественно не отличные от самого солнца. Обоснование в текстах: «Многообразие наблюдаемо только в пространстве, и это пространство пребывает в Высшей Сущности, которая, в свою очередь, проецирует его в тот момент, когда начинается появление многообразия, хоть это и неясно тогда. Парашурама! Обрати свой взор внутрь. То, что ты воспринимаешь как внутреннее пространство – это протяженность, в которой все существа существуют, и она образует их Высшую Сущность, или сознание. То, что они считают пространством – это твоя Высшая Сущность. Таким образом, Высшая Сущность одного – это пространство в другом, и наоборот. Но одна и та же вещь не может иметь различную природу. Поэтому нет никакого различия между пространством и Высшей Сущностью, которая есть полное и совершенное Блаженство-Сознание». Авадхута Даттатрейя, «Трипура Рахасья» (глава XVIII) 2. Каждый объект в бесконечной Вселенной, включая человека, пребывает одновременно в каждой точке пространства. 3. То видимое место, где объект, видимый наблюдателем, находится – является узлом восприятия – местом пересечения актуальных (задействованных) линий кармического видения. 4. Эти линии присущи кармическому видению наблюдателя, т.е. субъекта, который наблюдает объект. 5. Так называемый «видимый мир» представляет собой всего лишь кармическое видение. Кармическое видение есть результат влияния остаточных кармических следов-отпечатков, идущих из прошлого. Обоснование в текстах: «Мир становится таким, каким его привыкаешь видеть в своих мыслях и представлениях». Авадхута Даттатрейя, «Трипура Рахасья» (глава XII) 6. При изменении кармического видения субъекта3 могут задействоваться новые линии и обнаруживаться новые узлы восприятия (пересечения линий кармического видения). 7. Тогда объект может проявляться и высвечиваться в кармическом видении субъекта, как пребывающий в других точках пространства-времени, или в этой же точке, но с новыми качествами. 8. В тех местах, в которых, как кажется, объекта не существует, объект присутствует в виде скрытого (латентного) кармического (причинно-информационного) следа, который в любой момент может быть проявлен (актуализирован).
Единство времени 1. Каждый объект во Вселенной, будучи проекцией сознания, пребывает одновременно в прошлом, будущем и настоящем. 2. Время также является проекцией сознания, в сущности, оно есть тонкая неделимая единая субстанция сознания, выражающая игровую трансформацию вселенских энергий, в которой прошлое, настоящее и будущее расположены не в линейной последовательности, а существуют одномоментно. 3. Когда сознание субъекта скользит по привычному тоннелю кармического видения в определенном направлении, рассматривая события под определенным ракурсом, время начинает осознаваться дискретно, как разделенное на прошлое, настоящее и будущее. 4. Жесткое деление на прошлое, настоящее и будущее создается тенденциями омраченного кармического видения существ, пребывающих в двойственном восприятии реальности. Обоснование в текстах: «Из-за кармических причин Абсолютный Разум сокращается до уровня видоизменений и кажется ограниченным. На самом деле он бесконечен и непрерывен. Если ты хочешь сказать, что такой Разум разбивается на части посредством времени и т.д., то скажи мне, эти разделяющие влияния находятся внутри Высшей Сущности или вовне? Если они вне сознания, тогда их существование недоказуемо; если внутри, то сознание пронизывает их, и тогда оно не разделено. Разбитие на временные интервалы, наблюдаемое в мире, воспринимается сознанием как события (разделенные части) и время (разделитель), и все это пронизываемо Сознанием. Сознание само по себе – время и события. Если время непронизываемо сознанием, то как интервалы становятся очевидными? Как Сознание может рассматриваться разделенным при своей всеобщей всепронизываемости? Разделение должно быть вызвано при посредстве чего-то внешнего. Но за пределами сознания нет ничего, что вообще могло бы поддерживаться или обсуждаться». Авадхута Даттатрейя, «Трипура Рахасья» (глава XVIII) 5. С открытием недвойственного видения исчезает тенденция цепляться за прошлое и проецировать будущее, привязываться к внешним чувственным объектам, теряя внутренний центр – Всевышний Источник. Йогин покидает привычный временной тоннель субъективного кармического видения и погружается в непрерывное настоящее Бытие, которое неподвластно течению времени. Обоснование в текстах: «От всех ограничений свободное, Я – Сознание вечное, Я – То, Верховный Брахман. Этой Истине внимая, как можно в то же время принадлежать касте какой-либо или времени жизни?» Шри Ади Шанкарачарья, «Созерцание Брахмана» 6. Тогда игровые манифестации энергий Всевышнего Ума – объекты внешней Вселенной – больше не оцениваются в терминах прошлое-настоящее-будущее, так же как и отсутствует непосредственно прямое движение типа причина-следствие. Существует единое состояние, в котором в виде семян одномоментно присутствует информация о всех изменениях энергии. 7. Настоящее время объекта – это такое состояние, когда характеристики данного объекта актуализированы (проявлены) и полностью сонастроены с кармическим видением субъекта, его наблюдающего. 8. Кармические следы объекта остаются в прошлом, как тонкие отпечатки в виде воспоминаний, и присутствуют в будущем, как тонкоматериальные временные матрицы будущих событий. 9. Таким образом, каждый объект, включая тело человека, является непостижимой, бесконечно протяженной во времени, бессмертной, вечной, пустотной структурой, непрерывно изменяющейся подобно бликам лучей на гранях кристалла. 10. Время есть особый аспект единой неделимой субстанции сознания – хроносфера, содержащая одновременно в себе все поле событий и метаморфоз любых объектов, когда-либо существовавших во Вселенной. 11. Время, будучи аспектом сознания, обладает всеми качествами игр – манифестаций чистого сознания, такими как: многовариантность, способность разветвляться, пребывать одновременно во многих местах и аспектах; в состоянии останавливаться, сжиматься, замедлять течение, быть проявленным или непроявленным и т.д. 12. Также как йогин, познавший Чистое «Я», освобождается от связанности более грубыми качествами, войдя в недвойственное видение4, овладев силой воли5, он выходит за пределы хроносферы, освобождается от диктата течения времени и может двигаться в нем в любом направлении и попадать в любую точку во времени или иные временные Вселенные. Обоснование в текстах: «Что касается твоей силы воли, то она подавляется Творцом, но когда это препятствие преодолевается вышеупомянутыми методами, то твоя сила воли также станет действенной. Время, пространство, грубое творение и т.д. проявляются согласно образам замышляющего их лица». Авадхута Даттатрейя, «Трипура Рахасья» (глава XIV) 13. Благодаря таким способностям, он, кроме прошлого, будущего, настоящего, силой ума способен попадать в различные варианты временных Вселенных – временные тоннели, коридоры, временные тупики, петли, временные дыры6. 14. Все виды времени присутствуют одномоментно, подобно проекции одного источника света на несколько экранов или отражениям одного изображения от множества граней алмаза или кристалла. 15. Переход из одного временного тоннеля в другой возможен, если йогин входит в пустотное состояние созерцания вне двойственности и преодолевает давление привычного тоннеля времени.
Единая Сфера7 1. Время, пространство, причины и следствия исходят из Единой Сферы Сознания – Всевышнего Источника, осознаваемого йогином как свой собственный ум в его изначальной чистоте. Обоснование в текстах: «Вся эта Вселенная, состоящая из проявленного или непроявленного, возникает из Него, пребывает в Нем и растворяется в Нем. Это окончательное и хорошо известное заключение священных писаний; а священные писания никогда не ошибаются». Авадхута Даттатрейя, «Трипура Рахасья» (глава XI) 2. Всевышний Источник осознается субъектом в момент самадхи – самоисследования как недвойственное переживание «я есмь» во всей его глубине и полноте. 3. Йогин, открывший недуальное сознание, обнаруживает ключ к единому видению пространства и времени, воспринимая их как производные Единой Сферы – Исконного Осознавания – Всевышнего Источника. Обоснование в текстах: «Знанием, приобретенным самоисследованием, отвергни оба – микрокосм и макрокосм – как нереальные, и пребывая в ненарушимой тишине, оставайся в вечном покое и совершенном блаженстве как бескачественный Абсолют». Шри Ади Шанкарачарья, «Вивекачудамани» 4. Ключом к вхождению в Единую Сферу является раскрытие «единого вкуса» всех явлений, т.е. такого мироощущения, когда видятся равными время и пространство, сансара и Нирвана, внутреннее и внешнее пространство, исчезает дуализм чистое-нечистое, добро-зло, прошлое-будущее, состояние медитации и не-медитации, причина-следствие и т. д. 5. Таким образом, время и пространство видятся йогином как игровые манифестации качеств и возможностей. Неотделимые от Всевышнего Источника, они подобны украшению Единой Сферы – всеобщего поля Исконного Сознания. Обоснование в текстах: «Можешь ли ты показать время или пространство, которое не было бы пронизываемо сознанием? Разве не находится все внутри твоего сознания, когда ты говоришь о нем?» Авадхута Даттатрейя, «Трипура Рахасья» (глава XI) 6. В этой Единой Сфере каждый объект находится одновременно и одномоментно в каждой точке пространства и времени по принципу «все во всем», «что есть здесь, то есть везде».
Причина и следствие 1. Исходя из принципа Единой Сферы, причина, созданная каким-либо действием или мыслью, не порождает следствие, а лишь является катализатором, способствующим появлению уже существующих во времени и пространстве новых Вселенных с другими характеристиками, возможностями и событиями. 2. Таким образом, будучи катализатором, причина не прямо порождает следствие, а опосредованно. Созданная причина является концом одной Вселенной кармического видения и началом другой. Это означает, что каждое значимое действие, создающее весомую причину, является актом творения новой Вселенной с новым полем возможностей. 3. Поэтому определенное действие, создавшее причину, не жестко порождает следствие, а стимулирует и проявляет (актуализирует) уже существующую новую Вселенную или новую ветвь Вселенных с другим кармическим видением и, соответственно, – новые узлы событий в кармическом видении индивида (которые ему кажутся следствиями, возникшими в его старой вселенной кармического видения). 4. Такое проявление происходит за счет сдвига сознания в новую Вселенную другого кармического видения, с похожими параметрами, но небольшими отличиями в частностях. 5. Чем более весомым является мироощущение8, сопровождающее действие, тем больший сдвиг происходит в более отдаленную новую Вселенную кармического видения, и, соответственно, возникают большие отличия в качествах и характеристиках последующих узлов-событий. 6. Само же действие не является жестко определяющим будущие причины и следствия, поскольку оно всего лишь открывает доступ к новым ветвям иных кармических вселенных с новыми возможностями и характеристиками. 7. Этим можно объяснить относительность закона причин-следствий – различие в кармическом воздаянии (ответственности) за один и тот же поступок для разных существ. 8. Этим также объясняется релятивизм ценностей (различная интерпретация добродетельного и греховного, чистого и нечистого, правильного и неправильного, доброго и злого) для богов, святых йогов и даже для обычных людей, принадлежащих к разным духовным культурам. Обоснование в текстах: «То, что пища для одного, яд для другого. То, что йогам и небесным существам кажется одним, другими воспринимается совершенно по-другому». Авадхута Даттатрейя, «Трипура Рахасья» (глава XI) 9. Любое живое существо подвержено (или не подвержено) закону причин-следствий, в зависимости не столько от самих причин и поступков, а в зависимости от того, насколько им глубоко открыто (или не открыто) недуальное сознание – Единая Сфера. 10. Сознание обычного непробужденного индивида движется по периферии Единой Сферы, активизируя уже скрыто существующие те или иные возможности и подвергаясь их воздействию. 11. Когда сознание йогина, вошедшего в естественное состояние9, перестает двигаться по периферии и входит в центр Единой Сферы, оно становится обладателем бесконечного спектра возможностей и больше не подвергается воздействию времени, пространства, причин и их следствий. Обоснование в текстах: «Он, кто есть Всеобщее «Я», принимает по желанию бесчисленные формы и имеет бесчисленные переживания». Шри Ади Шанкарачарья, «Вивекачудамани» 12. Йогин, находящийся в естественном состоянии «я есмь», освобождается от жестких ограничений пространства и времени и становится способным формировать время и пространство в соответствии с собственным намерением10 (творящей аффирмацией). Обоснование в текстах: «Отношение между пространством и объектами и между временем и событиями соответствует тому, как ты сам их оцениваешь; между ними нет никаких, свойственных им самим, внутренних отношений». Авадхута Даттатрейя, «Трипура Рахасья» (глава XIV)
Воссоединение с Единой Сферой 1. Вхождение в Единую Сферу – означает выйти из связанности линейными понятиями субъект-объектных отношений, закона причин-следствий, трех временных категорий (прошлого, настоящего и будущего), трех пространственных измерений, дуализма – добро-зло, правильное-неправильное, чистое-нечистое, внутреннее-внешнее, жизнь-смерть и т.д. и начать оперировать понятиями: вечность, бесконечность, недвойственность вне субъекта и объекта, спонтанная, непостижимая игра вне причин-следствий, «единый вкус» всех явлений. Обоснование в текстах: «Знающий Брахмана и освобожденный еще в теле, он не затрагивается влечениями и отвращениями, радостями и скорбями, благоприятными и неблагоприятными вещами, естественными для обычного человека, привязанного к телу». Шри Ади Шанкарачарья, 2. Полностью введя понятие «Единая Сфера» в свое кармическое видение (свою психологическую картину мира и перечень семантических значений), выдающийся йогин радикально меняет представление о себе как о человеке, ограниченном телом, пространством, временем, и занимает позицию центра времени-пространства, становится единым со Всевышним Источником Бытия. Обоснование в текстах: «Вечен Я и неизменен, бестелесен и неуничтожим. Я есмь бытие, сознание, блаженство. И в сущности своей Я пребываю вне пяти телесных оболочек. Не исполнитель Я и не причастен к делу, и также наслажденья не по Мне. Ни с чем не связан Я. Я Высший из Владык. Все органы тела непрестанно работают по причине Моего присутствия в нем. Не имею начала, середины, конца. Я не связан ничем и никогда. По природе своей Я – ясен и чист. Воистину, Я Брахман есмь, и нет в этом сомнений». Шри Ади Шанкарачарья, 3. В результате такого воссоединения йогин наивысших способностей становится обладателем бесконечного множества тел в бесконечных мерностях Вселенных, существуя одновременно не только в прошлом, будущем и настоящем, но и в бесконечном множестве вариативных временных Вселенных. Становится бессмертным. Становится бессмертным.
Дришти-сришти-вада – В Адвайта-веданте существуют три философские школы, три теории, описывающие картину мира, пригодную для понимания человеческого существа. Первая теория называется «Сришти-дришти-вада» или «теория постепенного творения». Вторая теория называется «Дришти-сришти-вада» или «теория мгновенного творения». Наконец, третья, самая высшая, называется «Аджата-вада» или «теория нетворения или непричинности». Аджата-вада считается высшей теорией, а теория постепенного творения считается низшей. В зависимости от способностей ученика сначала он овладевает первой теорией, затем второй, наконец, переходит к самой высшей. От того, насколько мы поймем принцип существования Вселенной, времени и пространства, зависит наше мировоззрение и, соответственно, наш духовный путь. Первая теория, называемая теорией постепенного творения (Сришти-дришти-вада) – это обычная общепринятая теория физического творения Вселенной, которая нам известна. Она говорит, что время течет из прошлого в будущее, что Вселенная родилась в результате большого взрыва, что в ней есть субъект-объектные линейные связи, причинно-следственные отношения. Первая теория (теория постепенного творения) полностью согласуется с нынешней научной картиной физического мира, поэтому мы на ней задерживаться не будем. С точки зрения постепенного творения Вселенная творится, затем разрушается, она существует определенные промежутки времени (кальпы и юги), живые существа планомерно развиваются в своей эволюции, проходя различные стадии от камней, минералов, низших существ, животных, людей до богов, великих богов, творящих Вселенные (Брахм), до тех пор, пока они не воссоединятся с Абсолютом. Это общепринятая теория, которой придерживаются пураны, такие как «Рамаяна», «Махабхарата», общепринятый взгляд йоги для начинающих, но на более высоком уровне святые говорят, что эта теория неверна, в том смысле, что она верна лишь в определенной степени, а теория мгновенного творения более близка к реальности. Когда вы слышите, что существует несколько теорий творения Вселенной, вы можете сомневаться, как они могут существовать одновременно: если одна правильная, значит, другая – неправильная, однако, это не так. Мир является гораздо более сложным бытием, он подобен многомерному кристаллу. Существуют такие миры, где теория постепенного творения верна, и такие, где она полностью неверна. Это подобно тому, как если бы мы поворачивали кристалл, направив на него луч света, тогда кристалл в зависимости от угла света отбрасывал бы различные блики на стены. Итак, более высокая теория творения Вселенной называется «Дришти-сришти-вада» (теория мгновенного творения). С точки зрения Лайя-йоги она очень важна для нашего понимания, потому что именно ею мы пользуемся в практике самоузнавания. О чем говорит эта теория? Она говорит, что мир, Вселенная – есть проекция сознания. Мир – есть продукт нашего разума. Вселенная творится ежемгновенно, с каждым актом сознания. Не существует постепенного творения, эволюции и разрушения Вселенной, все это – субъективно. Вселенная возникает и разрушается каждое мгновение, с каждым актом нашего сознания. Время, пространство являются производными проекциями нашего сознания. В основе всех явлений, таких как время, пространство, причина и следствие лежит осознавание «я есмь». Это осознавание «я есмь» переживается во всей глубине и полноте, когда мы исследуем чувство «я», и проникаем в его пространство. Даттатрейя в «Трипура Рахасья» говорит так: «Время и пространство проецируемы из сознания. Вселенная только проекция в зеркале сознания». Какие выводы можно сделать из этой теории? Из этой теории можно сделать парадоксальные выводы, которые в нынешней физике являются вершиной теоретических воззрений. К примеру, очень популярная в нынешней квантовой физике теория Хью Эверетта фактически является повторением один к одному древней ведантической теории Дришти-сришти-вада. Дришти-сришти-вада говорит, что каждый объект одновременно существует в каждой точке пространства. К примеру, прямо сейчас ваше тело и вы сами одновременно присутствуете в бесконечном множестве точек пространства. Прошлое, настоящее и будущее не расположены в линейной последовательности, они существуют одновременно. Вы существуете одновременно прямо сейчас в прошлом, настоящем и будущем. Прошлое, настоящее и будущее время можно представить в виде видеокассеты. Настоящее – это то, что демонстрируется в настоящий момент, но если вы обладаете способностью изменять свое восприятие, то есть перематывать кассету, вы можете перемотать фильм назад и посмотреть его еще раз. Вы можете перемотать его вперед и посмотреть будущее. События подобны кадрам на видеокассете, они существуют одновременно, и если вы абстрагируетесь от видения того, что демонстрируется в настоящий момент, вы можете понять принцип единой кассеты. Это подобно тому, как если бы пассажир ехал в поезде и видел из окна мелькающие деревья. Но если этот пассажир высовывает из окна голову, он видит деревья, которые были в прошлом, и деревья, которые надвигаются по пути из будущего. Он видит единую картину леса, он видит, что это – одно целое массивное пространство, а настоящее – это лишь только то, что мелькает в пределах его маленького окна. Итак, Дришти-сришти-вада говорит, что прошлое, настоящее и будущее существуют одномоментно, и мы одновременно существуем как в прошлом, так и в настоящем, и в будущем. С точки зрения этого воззрения будущее является неоднозначным, мы можем сами его проецировать, мы можем полностью управлять им. Более того, самым парадоксальным является не только это, но и то, что прошлое является неоднозначным. Мы можем менять свое прошлое, потому что прошлое, настоящее и будущее являются проекцией нашего сознания. Если мы проникаем в зеркало нашего сознания, мы можем поменять свою собственную автобиографию или даже историю в прошлом. Время и пространство сами есть проекция из изначального сознания. «Пространство внешней видимой Вселенной есть эманация Всевышнего Ума, неотличная от него, подобно тому, как лучи есть эманации солнца, качественно неотличные от самого солнца». «Парасаттарка логика» (часть 2) Внешнее пространство Вселенной есть продукт нашего сознания. Вселенная не существует отдельно от нашего «я», она лишь кажется чем-то независящим от нашего «я». Даттатрейя в «Трипура Рахасье» говорит так: «Время и пространство существуют согласно образам замышляющего их лица». Если вы с сильным намерением, с силой воли и установкой (санкальпой) начинаете воспринимать по-другому окружающее вас пространство и время, то через некоторое время они проявляются, материализуются. Даттатрейя в «Трипура Рахасье» описывает это своему ученику Парашураме в рассказе о царевиче Махасене. Это было во времена Вед много тысяч лет назад. Принц Махасена отправился искать пропавший отряд воинов своего брата-царя. Говорится, что отряд вошел в холм и исчез. Когда Махасена отправился на поиски отряда, он встретил сидящего в самадхи риши и его сына-й
|
|||
|