Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Теоретические принципы разработки диагностических методик для работы психолога в специальных (коррекционных) учреждениях.



12. Теоретические принципы разработки диагностических методик для работы психолога в специальных (коррекционных) учреждениях.

Каждая диагностическая методика конструируется с учетом возрастных особенностей детской психики на основе возрастной периодизации, предложенной Л.С.Выготским и конкретизиро­ванной Д. Б. Элькониным. Учет качественных возрастных новооб­разований служит основанием для уровневого подхода к анализу сформированности основных компонентов общей способности к учению: интеллектуального и неинтеллектуальных компонентов — саморегуляции и положительного эмоционального отношения к ум­ственной деятельности.

Диагностический комплекс включил в себя методики как отдельных структурных компонентов, так и всего комплекса в целом.

Характерными особенностями данных методик является при­ближение экспериментальных занятий к обычным, проводимым с детьми в дошкольном учреждении: игра, продуктивная деятельность в различных вариациях и т. п. Длительность занятия — 15 — 20 мин, результаты, характерные для каждого ребенка (особенности деятель­ности, поведения, варьирование формы и содержания предъяв­ляемого задания, особенности учебных действий по подчинению общей цели и программе деятельности, техническому исполне­нию), фиксируются в индивидуальном протоколе. Обработка дан­ных идет в строгом соответствии с выделенными оценочными критериями: например, в соответствии с критериями овладения детьми основными компонентами учебной деятельности:

мотивационным (интерес ребенка к заданию, особенности эмо­ционального отношения к процессу и результату деятельности, ее возможному продолжению);

ориентировочно-операциональным (особенности вербализации задания — осознания общей цели, средств и способов его выполнения — и программирования ребенком предстоящей деятель­ности, уровень выполнения и осознания учебных действий);

регуляционным (степень полноты принятия и сохранения зада­ния до конца занятия, качество самоконтроля по ходу выполне­ния и при оценке результата деятельности).

способствующих изучению не отдельной мыс­лительной операции, не самого по себе факта достижения или недостижения окончательного результата в процессе решения задачи, а изучению качественных особенностей мыслительной де­ятельности ребенка, который ставится в позицию субъекта этой деятельности.

ЗПР, является построение их по прин­ципу обучающего эксперимента (т. е. во всех заданиях предусмот­рена возможность оказания строго дозированной помощи). Это позволяет проследить не только актуальный уровень развития уме­ний детей (знаний, умений, навыков), но и их «зону ближайшего развития», дает возможность разграничить в определенной мере норму и патологию и даже выявить степень патологии развития.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.