|
|||
Теоретические принципы разработки диагностических методик для работы психолога в специальных (коррекционных) учреждениях.12. Теоретические принципы разработки диагностических методик для работы психолога в специальных (коррекционных) учреждениях. Каждая диагностическая методика конструируется с учетом возрастных особенностей детской психики на основе возрастной периодизации, предложенной Л.С.Выготским и конкретизированной Д. Б. Элькониным. Учет качественных возрастных новообразований служит основанием для уровневого подхода к анализу сформированности основных компонентов общей способности к учению: интеллектуального и неинтеллектуальных компонентов — саморегуляции и положительного эмоционального отношения к умственной деятельности. Диагностический комплекс включил в себя методики как отдельных структурных компонентов, так и всего комплекса в целом. Характерными особенностями данных методик является приближение экспериментальных занятий к обычным, проводимым с детьми в дошкольном учреждении: игра, продуктивная деятельность в различных вариациях и т. п. Длительность занятия — 15 — 20 мин, результаты, характерные для каждого ребенка (особенности деятельности, поведения, варьирование формы и содержания предъявляемого задания, особенности учебных действий по подчинению общей цели и программе деятельности, техническому исполнению), фиксируются в индивидуальном протоколе. Обработка данных идет в строгом соответствии с выделенными оценочными критериями: например, в соответствии с критериями овладения детьми основными компонентами учебной деятельности: мотивационным (интерес ребенка к заданию, особенности эмоционального отношения к процессу и результату деятельности, ее возможному продолжению); ориентировочно-операциональным (особенности вербализации задания — осознания общей цели, средств и способов его выполнения — и программирования ребенком предстоящей деятельности, уровень выполнения и осознания учебных действий); регуляционным (степень полноты принятия и сохранения задания до конца занятия, качество самоконтроля по ходу выполнения и при оценке результата деятельности). способствующих изучению не отдельной мыслительной операции, не самого по себе факта достижения или недостижения окончательного результата в процессе решения задачи, а изучению качественных особенностей мыслительной деятельности ребенка, который ставится в позицию субъекта этой деятельности. ЗПР, является построение их по принципу обучающего эксперимента (т. е. во всех заданиях предусмотрена возможность оказания строго дозированной помощи). Это позволяет проследить не только актуальный уровень развития умений детей (знаний, умений, навыков), но и их «зону ближайшего развития», дает возможность разграничить в определенной мере норму и патологию и даже выявить степень патологии развития.
|
|||
|