Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема 2. Поэзия и проза. 



Тема 2. Поэзия и проза. 

 

Вопросы:

1. В каких отношениях и с каких точек зрения можно сопоставлять поэзию и прозу? Исчерпывает ли проблему противопоставление прозы стиху с помощью понятий метра и ритма? Может ли она быть решена посредством противопоставления поэтического языка обыденной (практической) речи?

2. Существует ли закономерная взаимосвязь между ритмом и семантикой слова в стихотворной речи? Проанализируйте ритмическую организацию стихотворения А.С. Пушкина «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы».

3. Опираясь на концепцию Ю. Тынянова, приведите собственные примеры разных вариантов взаимосвязи между семантикой стихотворного слова и его ритмической функцией (единство / теснота стихового ряда, смысловое сближение рифмующихся слов, влияние инструментовки на семантику).

4. Проанализируйте фрагмент стихотворения И.Бродского «Строфы» с точки зрения влияния ритмической организации на семантику:

Чем безнадежней, тем как-то

проще. Уже не ждешь

занавеса, антракта,

как пылкая молодежь.

Свет на сцене, в кулисах

меркнет. Выходишь прочь

в рукоплесканье листьев,

в американскую ночь.

                   И.Бродский («Строфы», 1978)

5. Связана ли принципиальная чуждость стихового ритма художественной прозе с особой семантикой прозаического слова? Какие исследования с этой точки зрения считаются основополагающими?

6. Как соотносится в концепции Бахтина прямое поэтическое слово с идеей единого и единственного поэтического языка? Учитывает ли ученый при этом различную роль ритма в поэзии и прозе?

7. Какие точки соприкосновения существуют между концепциями поэзии и прозы у Тынянова и Бахтина, с одной стороны, и у А.Н. Веселовского, с другой?

8. Какую роль в истории осмысления различий между поэзией и прозой сыграла риторика? Какие научные исследования по этой проблеме продолжают традицию риторики и что они вносят нового?

 

Литература

1. Теория литературы: В 2 т. Под ред. Н.Д. Тамарченко. Т. 1. М., 2004. С. 138-142; 163-171.

2. Теоретическая поэтика. Хрестоматия-практикум. М., 2004. С. 76-87. 

3. Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка // Тынянов Ю.Н. Литературный факт. М., 1993 (или другое издание). Гл. II. Смысл стихового слова.

4. Бахтин М.М. Слово в романе // Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 72-113. 

5. Веселовский А.Н. Три главы из исторической поэтики // Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Изд. 2-е. М., 2004. С. 347-378 (III. Язык поэзии и язык прозы).

6. Гаспаров М.Л. Поэзия и проза – поэтика и риторика // Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994. С. 126-159.

7. Орлицкий Ю.Б. Стих и проза в русской литературе. М., 2002. С. 11-32.

8. Гиршман М.М. Проза // Введение в литературоведение. М., 2004. С. 434-442.

9. Томашевский Б.В. Стих и язык. М.; Л., 1959. С. 10-33.

10. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972. С. 24-29.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.