Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Занятие по теме Водная экосистема



Занятие по теме "Водная экосистема"

Тип занятия : урок- путешествие.

Цели занятия:

· Образовательные– продолжить развитие знаний учащихся о среде обитания организмов; об экологических факторах как свойствах среды обитания организмов; познакомить обучающихся с особенностями водной среды обитания, с различными водными животными и растениями, простейшими, приспособленностью организмов к жизни в воде.

  • Развивающие– развитие у учащихся системного мышления, умения анализировать и обобщать, развитие речи, памяти.
  • Воспитывающие– содействие формированию мировоззренческого понятия: познаваемости мира и природы; воспитание бережного отношения к природе, ответственного отношения к труду и учебе, самостоятельности в действиях, усидчивости и внимания.

Методы: словесный, наглядный, информационный самостоятельная работа с учебником.

Оборудование: маршрутные листы, учебник, компьютер, проектор, мультимедийная доска.

Эпиграфы:« Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию.»( Я. А. Коменский)

«Если будет вода, а в ней ни одной рыбки –я не поверю воде…» (М. М. Пришвин)

 

«Нет ничего более драгоценного ископаемого, чем вода, без которой жить нельзя…»

( Академик А.П. Карпинский)

Ход урока

Учитель:Сегодня мы отправимся с вами в необычное путешествие: нам предстоит вспомнить изученное, освоить новую среду обитания и запомнить её жителей.

У каждого из вас есть маршрутный лист сегодняшнего путешествия, который вы сами будете заполнять на каждой станции. Когда путешествие подойдёт к концу, я поставлю вам оценки, на основании набранных баллов. (Максимальное количество баллов на каждой станции – 5).

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

Фамилия, имяучащегося Станция «А, ну-ка вспомни!» Станция «Новая» Станция «Привал»  Станция «Подумай!» Оценка
           

- Итак, вперёд! Желаю удачи!

Первая станция на нашем пути называется « А, ну-ка вспомни!» На этой станции вам предстоит ответить на вопросы  

1. Как называется наука о связях живых организмов между собой и с окружающей средой?

2. Что такое среда обитания?

3. Какие среды обитания вам известны? Сколько их?

4. Что такое экологический фактор?

5. Какие экологические факторы вы знаете?

6. К какой группе факторов относятся лиса, цапля, лягушка, птица, трава?

7. К какой группе факторов относят свет, температуру, влажность воздуха, ветер, радиоактивность, состав воды?

Прочитайте стихотворение Р. Рождественского, подумайте, о каком факторе идет в нем речь?

Кромсаем лед,
Меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот…
Но мы ещё придем просить прощенья
У этих рек, барханов и болот.
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька…
Пока об этом думать неохота.
Сейчас нам не до этого. Пока.
Аэродромы, пирсы и перроны
Леса без птиц и земли без воды…
Всё меньше – окружающей природы.
Всё больше – окружающей среды.

(Речь идет об антропогенном факторе.)

8. А какой фактор называют антропогенным?

9. Приведите примеры воздействия на природу хозяйственной деятельности человека.(Строительство городов, промышленных предприятий, развитие автомобильного транспорта, осушение болот, переселение растений и животных и др. приводят к загрязнению окружающей среды и к сокращению численности живых организмов.)

Ребята, занесите свои ответы в маршрутный лист.

Учитель:Вторая станция «Новая».Ребята, чтобы определить тему сегодняшнего урока внимательно прослушайте стихотворение.

В трёх состояньях находиться я могу:
Когда на улице мороз – я стану льдом холодным,
С весенними лучами – ручейком бегу,
А, если солнце припечёт, то испаряюсь я свободно.

Во мне живут и рыбы, и киты,
Моллюски, иглокожие и раки,
Простейших много, есть ещё моржи.
И царство моё словно в полумраке.

А глубже окунись – увидишь только ночь,
Но и на дне есть жизнь, хоть нет там света,
Светящиеся органы помочь
Смогли передвигаться рыбам этим.

Богата жизнь во мне и я горда!
Вы знаете меня я – … среда.

- О какой среде идёт речь в стихотворении?

- О каких трёх состояниях воды шла речь в стихотворении?

- Итак, тема нашего урока «Водная среда обитания.» 

Вода была средой обитания первых живых организмов на Земле. Именно в ней зародилась жизнь. Попробуйте охарактеризовать условия жизни в водной среде  самостоятельно.

Условия жизни в водной среде:

1. Свет (недостаточно)

    1. Кислород (недостаточно)
    2. Температура (постоянная)
    3. Давление (высокое)
    4. Влажность (повышенная)

- А сейчас нам предстоит знакомство с водными жителями. О каких животных идет речь в загадках?

1. Не хожу и не летаю,

А попробуй догони!

Я бываю золотая.

Ну-ка в сказку загляни! (Рыба.)

 

2. Выпуча глаза сидит,

Не по-русски говорит.

Этот маленький герой

Все воюет с мошкарой.

Родился герой в воде,

Но скачет быстро по земле. (Лягушка.)

3. Работящие зверьки

Строят дом среди реки.

Если в гости кто придет,

Знайте, что из речки вход. (Бобры.)

 

4. На мели речной сидит

И усами шевелит.

А гулять пойдет –

Задом-наперед. (Речной рак.)

5. В реках Африки живет

Злой зеленый пароход!

Кто б навстречу не поплыл

Всех проглотит… (Крокодил.)

 

6. Ты со мною не знаком

Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног,

Кто такой я ?(Осьминог.)

 

7. Зверь клыкастый

Вместо ног – ласты.

Хвост по льду волочится,

Мороза зверь не боится. (Морж.)

8. Плывет чудо-великан,

На спине везет фонтан.

Пряча ус во рту,

Растянулся на версту. (Кит.)

Какие же особенности строения животных обеспечили их обитание в водной среде? Обратите внимание на строение водных обитателей и назовите особенности их строения, связанные с водной средой обитания.

Сделайте записи в своих маршрутных листах

Приспособления животных к жизни в воде:

1. Обтекаемая форма тела.

2. Приспособления для плавания: плавники (рыбы, киты, дельфины); ласты (моржи, тюлени); перепонки между пальцами конечностей (лягушки, выдры, бобры, водоплавающие птицы); плавательные ножки, похожие на весла (жук-плавунец).

3. Наличие слизи на теле, отсутствие шерсти. (Для снижения силы трения при движении в воде.)

4. Толстый слой подкожного жира. (Для сохранения тепла у животных, обитающих в холодных водоемах.)

5. Специальные органы дыхания – жабры.

Учитель: В воде, как известно, обитают также и растения. О каких растениях идет речь в следующих загадках? 

1. Под водой змея таиться,

Над водой – краса-девица,

В блузке белоснежной,

Близ травы прибрежной. (Кувшинка.)

2. Есть змеи стометровые,

Зеленые, бордовые,

А капитану в море

От них большое горе. (Морские водоросли.)

- Почему растительный мир водоемов можно обнаружить на глубинах до 200 м? (На большие глубины свет не проникает, а растениям для фотосинтеза свет необходим.)

- Какие растения преобладают в водоемах? (Водоросли.)

- Почему растительный мир водоемов беден, его можно обнаружить на глубинах до 200 м? (На большие глубины свет не проникает, а растениям для фотосинтеза необходим свет.)

- Кроме животных и растений в воде также обитают простейшие (одноклеточные) и бактерии. Они в основном составляют планктон.

Планктон(с греч. – блуждающий) – пассивно плавающие организмы. Чтобы удержаться в воде они имеют очень уплощенную форму тела или же многочисленные шипы и выросты, действующие как парашют.

- Какие простейшие, обитающие в водоемах вам известны? (Эвглена зеленая, амеба обыкновенная, инфузория-туфелька, радиолярии, фораминиферы и др.)

Учитель:Устали? Давайте сделаем привал!(Физкультминутка.)

Третья станция так и называется - «Привал». Давайте представим, что мы водные обитатели и подвигаемся, как:

- рыбы

- медузы

- раки

- лягушки

Учащиеся выполняют разнообразные движения.

Учитель:Четвёртая станция «Подумай!».Наше путешествие подходит к концу. Ответьте на следующие вопросы:

  • Перечислите условия жизни в водной среде
  • Назовите благоприятные и неблагоприятные условия для развития и жизни живых организмов в водной среде.
  • Почему в зимний период на реках делают проруби?
  • Назовите организмы, которые живут в воде.
  • Как приспособились к жизни в воде рыбы? Моржи? Лягушки? Жук – плавунец?

Итогом занятия будет составление синквейна по теме сегодняшнего урока.

Пример синквейна:

Среда

Жидкая, прозрачная

Течет, замерзает, испаряется

Источник жизни

Вода

 

Учитель:В завершении занятия хотелось бы пожелать всем:

Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда.
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.