|
||||||||||||||
Занятие по теме Водная экосистемаЗанятие по теме "Водная экосистема" Тип занятия : урок- путешествие. Цели занятия: · Образовательные– продолжить развитие знаний учащихся о среде обитания организмов; об экологических факторах как свойствах среды обитания организмов; познакомить обучающихся с особенностями водной среды обитания, с различными водными животными и растениями, простейшими, приспособленностью организмов к жизни в воде.
Методы: словесный, наглядный, информационный самостоятельная работа с учебником. Оборудование: маршрутные листы, учебник, компьютер, проектор, мультимедийная доска. Эпиграфы:« Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию.»( Я. А. Коменский) «Если будет вода, а в ней ни одной рыбки –я не поверю воде…» (М. М. Пришвин)
«Нет ничего более драгоценного ископаемого, чем вода, без которой жить нельзя…» ( Академик А.П. Карпинский) Ход урока Учитель:Сегодня мы отправимся с вами в необычное путешествие: нам предстоит вспомнить изученное, освоить новую среду обитания и запомнить её жителей. У каждого из вас есть маршрутный лист сегодняшнего путешествия, который вы сами будете заполнять на каждой станции. Когда путешествие подойдёт к концу, я поставлю вам оценки, на основании набранных баллов. (Максимальное количество баллов на каждой станции – 5). МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
- Итак, вперёд! Желаю удачи! Первая станция на нашем пути называется « А, ну-ка вспомни!» На этой станции вам предстоит ответить на вопросы 1. Как называется наука о связях живых организмов между собой и с окружающей средой? 2. Что такое среда обитания? 3. Какие среды обитания вам известны? Сколько их? 4. Что такое экологический фактор? 5. Какие экологические факторы вы знаете? 6. К какой группе факторов относятся лиса, цапля, лягушка, птица, трава? 7. К какой группе факторов относят свет, температуру, влажность воздуха, ветер, радиоактивность, состав воды? Прочитайте стихотворение Р. Рождественского, подумайте, о каком факторе идет в нем речь? Кромсаем лед, (Речь идет об антропогенном факторе.) 8. А какой фактор называют антропогенным? 9. Приведите примеры воздействия на природу хозяйственной деятельности человека.(Строительство городов, промышленных предприятий, развитие автомобильного транспорта, осушение болот, переселение растений и животных и др. приводят к загрязнению окружающей среды и к сокращению численности живых организмов.) Ребята, занесите свои ответы в маршрутный лист. Учитель:Вторая станция «Новая».Ребята, чтобы определить тему сегодняшнего урока внимательно прослушайте стихотворение. В трёх состояньях находиться я могу: Во мне живут и рыбы, и киты, А глубже окунись – увидишь только ночь, Богата жизнь во мне и я горда! - О какой среде идёт речь в стихотворении? - О каких трёх состояниях воды шла речь в стихотворении? - Итак, тема нашего урока «Водная среда обитания.» Вода была средой обитания первых живых организмов на Земле. Именно в ней зародилась жизнь. Попробуйте охарактеризовать условия жизни в водной среде самостоятельно. Условия жизни в водной среде: 1. Свет (недостаточно)
- А сейчас нам предстоит знакомство с водными жителями. О каких животных идет речь в загадках? 1. Не хожу и не летаю, А попробуй догони! Я бываю золотая. Ну-ка в сказку загляни! (Рыба.)
2. Выпуча глаза сидит, Не по-русски говорит. Этот маленький герой Все воюет с мошкарой. Родился герой в воде, Но скачет быстро по земле. (Лягушка.) 3. Работящие зверьки Строят дом среди реки. Если в гости кто придет, Знайте, что из речки вход. (Бобры.)
4. На мели речной сидит И усами шевелит. А гулять пойдет – Задом-наперед. (Речной рак.) 5. В реках Африки живет Злой зеленый пароход! Кто б навстречу не поплыл Всех проглотит… (Крокодил.)
6. Ты со мною не знаком Я живу на дне морском. Голова и восемь ног, Кто такой я ?(Осьминог.)
7. Зверь клыкастый Вместо ног – ласты. Хвост по льду волочится, Мороза зверь не боится. (Морж.) 8. Плывет чудо-великан, На спине везет фонтан. Пряча ус во рту, Растянулся на версту. (Кит.) Какие же особенности строения животных обеспечили их обитание в водной среде? Обратите внимание на строение водных обитателей и назовите особенности их строения, связанные с водной средой обитания. Сделайте записи в своих маршрутных листах Приспособления животных к жизни в воде: 1. Обтекаемая форма тела. 2. Приспособления для плавания: плавники (рыбы, киты, дельфины); ласты (моржи, тюлени); перепонки между пальцами конечностей (лягушки, выдры, бобры, водоплавающие птицы); плавательные ножки, похожие на весла (жук-плавунец). 3. Наличие слизи на теле, отсутствие шерсти. (Для снижения силы трения при движении в воде.) 4. Толстый слой подкожного жира. (Для сохранения тепла у животных, обитающих в холодных водоемах.) 5. Специальные органы дыхания – жабры. Учитель: В воде, как известно, обитают также и растения. О каких растениях идет речь в следующих загадках? 1. Под водой змея таиться, Над водой – краса-девица, В блузке белоснежной, Близ травы прибрежной. (Кувшинка.) 2. Есть змеи стометровые, Зеленые, бордовые, А капитану в море От них большое горе. (Морские водоросли.) - Почему растительный мир водоемов можно обнаружить на глубинах до 200 м? (На большие глубины свет не проникает, а растениям для фотосинтеза свет необходим.) - Какие растения преобладают в водоемах? (Водоросли.) - Почему растительный мир водоемов беден, его можно обнаружить на глубинах до 200 м? (На большие глубины свет не проникает, а растениям для фотосинтеза необходим свет.) - Кроме животных и растений в воде также обитают простейшие (одноклеточные) и бактерии. Они в основном составляют планктон. Планктон(с греч. – блуждающий) – пассивно плавающие организмы. Чтобы удержаться в воде они имеют очень уплощенную форму тела или же многочисленные шипы и выросты, действующие как парашют. - Какие простейшие, обитающие в водоемах вам известны? (Эвглена зеленая, амеба обыкновенная, инфузория-туфелька, радиолярии, фораминиферы и др.) Учитель:Устали? Давайте сделаем привал!(Физкультминутка.) Третья станция так и называется - «Привал». Давайте представим, что мы водные обитатели и подвигаемся, как: - рыбы - медузы - раки - лягушки Учащиеся выполняют разнообразные движения. Учитель:Четвёртая станция «Подумай!».Наше путешествие подходит к концу. Ответьте на следующие вопросы:
Итогом занятия будет составление синквейна по теме сегодняшнего урока. Пример синквейна: Среда Жидкая, прозрачная Течет, замерзает, испаряется Источник жизни Вода
Учитель:В завершении занятия хотелось бы пожелать всем: Пусть на Земле не умирают реки,
|
||||||||||||||
|