|
|||
Веснянки. Вийди-вийди, ІванкуВеснянки
Приход весны праздновали разные народы. Особенно активно такие обычаи укрепились в период развития земледелия. В весенние песни и обряды древние народы Европы вкладывали особый магический смысл. Они призывали весну и верили в силу произносимых заговоров. Также древние племена совершали различные ритуалы для скорейшего пробуждения природы. Основная отличительная черта веснянок – их связь с движением и танцами. В хороводах все испытывали радостные чувства. Однако с течением лет произошло устаревание значимости веснянок для народа. А встречу весны стали воспринимать, как обычный молодежный праздник. В отдельных регионах Украины и по сей день отмечают веснянки. Они имеют игровую форму и делятся на два типа: веснянки и гагилки. Гагилки принято исполнять во время Пасхальных праздников, а веснянки с ранней весны и до русальной недели. Чем они различаются между собой? Гагилки – танцевально-игровые песни, а веснянки – молодежные игры и песни, которые также могут исполнятся без движения (то есть без танцев). Весенняя обрядовость делится на: · пантомические сценки и игры; · пение весенних песен-зазывалок; · вождение танцев и игр с пением.
В песнях-зазывалках также пелось и о любви, и о супружеской жизни. Их пели в начале марта. Молодежь выпрашивала у весны скорейшего наступления щедрого лета. Общим типичным признаком веснянок и гагилок (гаивок) принято считать неразрывное единство напева, а в некоторых случаях также текста и движения. Веснянки считались девичьими песнями, потому что в них освещались заботы молодых незамужних девушек – поиск жениха, знакомство, ухаживания и прочее. Вийди-вийди, Іванку
Исполнение веснянки связано с игрой, хороводом, сценическим действием. В веснянках багатство поетических образов и ритмических форм. Строка может состоять из двух двухсложных и одного трехсложного слова, а две строки объединяться в строфу: (4+3) Вийди, вийди/сонечко, На дідове/полечко, (6) Благослови, мати, Весну закликати.
(4+3+3) А ми просо /сіяли, /сіяли, Ой дід-ладо/ сіяли,/ сіяли. Такие мелодики были мягкими, лирическими и радостными.
Вопросы для закрепления материала: 1. Какие идеи были заложены в веснянки во время языческих времен? 2. Какие разновидности песен сохранились до наших времен? 3. Какие особенности весенних обрядовых песен вы знаете? 4. Как построены мелодии веснянок? Каков характер этих песен, и о чем в них пелось? Использованная литература 1. И. Казак. Украинская музыкальная литература. 2. Личные наработки преподавателя. 3. Редакторская обработка лекции И. Соповой.
|
|||
|