|
|||
Типология политических режимов. Демократия, её основные ценности и признаки. Гражданское общество и правовое государствоТипология политических режимов. Демократия, её основные ценности и признаки. Гражданское общество и правовое государство ЗАДАНИЕ ответить на следующие вопросы: 1. Что такое политический режим? 2. В чём состоят различия между авторитаризмом, тоталитаризмом и демократией? 3. Что такое гражданское общество? 4. В чём состоит сущность правового государства? Политический режим– это совокупность методов, средств и приёмов осуществления политической власти, отражающая уровень политической свободы. Политический режим формируется в результате взаимодействия всех компонентов, которые принадлежат к политической системе общества, то есть государства, политических партий и движений, политических институтов и так далее. Главный признак, по которому различаются политические режимы – это характер отношений между властью и народом, личностью и обществом. По этому признаку выделяют следующие основные типы политических режимов: недемократические и демократические. К недемократическим режимам принято относить: авторитаризм и тоталитаризм. Авторитаризм – это политический режим, при котором носитель власти (например: диктатор, монарх, тиран) провозглашает сам себя имеющим право на власть. Основными чертами авторитаризма являются: · жёсткий контроль политической сферы общественной жизни; · правящая партия государства; · деятельность оппозиции возможна, но она ограничена очень жёсткими рамками; · права и свободы граждан декларируются, но не защищены законом от произвола властей, поскольку политические права фактически отсутствуют; · закон защищает государство, а не личность; · в сферах, не связанных с политикой, может быть относительная свобода (например, могут проявляться рыночные отношения в экономике). Авторитаризм или его элементы широко распространены в современных обществах. Ярким примером страны с авторитарным режимом может быть Республика Куба. Руководитель страны – Рауль Кастро – одновременно является главой государства, правительства, главнокомандующим её вооружённых сил, а Тоталитари́зм – это политический режим, подразумевающий полнейший (тотальный) контроль государства над всеми аспектами общественной и частной жизни. Основными чертами тоталитаризма являются: · государство осуществляет контроль всех сторон общественной и частной жизни; · запрещено всё, что не разрешено законом; · существует однопартийная система, деятельность оппозиции не допускается; · существует единая обязательная идеология; · права граждан не защищены от произвола властей, осуществляются массовые репрессии; · в экономике господствует государственная, командно-административная система; · происходит милитаризация общества. Тоталитаризм – это явление 20 века. Именно технические достижения позволили осуществлять массовую пропаганду, всеобщее принуждение и подавление. При использовании в настоящее время термина «тоталитаризм», как правило, подразумеваются режимы Адольфа Гитлера в Германии, Иосифа Сталина в СССР и Бенито Муссолини в Италии. Противоположностью авторитаризму и тоталитаризму является демократия. Демократия – это политический режим, при котором народ или его большинство служит источником и носителем политической, государственной власти. Демократический способ правления известен со времён античности и Древней Греции. Символом и родиной демократических традиций часто называют город Афины. В современном мире в значительной части государств провозглашены демократические политические режимы. Основные принципы демократии это: · Признание народа источником власти и носителем суверенитета. · При демократии граждане формируют законодательные органы власти страны и субъекта федерации, выбирают главу государства, органы местного самоуправления. По принципиальным вопросам общественной жизни они могут высказать своё мнение, участвуя в референдуме. Референдум – это форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения. · Развитая система органов местного самоуправления. · Равноправие граждан, равная возможность участия в политической жизни. · Формальное равенство – равенство всех перед законом. · Наличие фундаментальных прав и свобод человека, их признание, гарантированность и защита со стороны государства. · Свободные, всеобщие, прямые, равные выборы при тайном голосовании. · Соблюдение принципа большинства, согласно которому большинство, а не меньшинство выражает через институты демократии свою волю. · Право меньшинства на оппозицию (при условии подчинения решениям большинства). · Наличие различных автономных социально-политических партий, движений, групп, которые находятся в состоянии свободной конкуренции в политической сфере. · Плюрализм – многообразие мнений, взглядов, политических направлений и тому подобное как один из принципов демократического устройства общества. · Наличие независимых средств массовой информации. · Гласность в действиях государственных органов и должностных лиц, возможность беспрепятственного контроля за ними со стороны общества. · Правовое государство, то есть форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина. · Развитое гражданское общество. Среди условий, необходимых для существования демократии можно выделить следующие: · Высокий уровень социально-экономического развития, способный обеспечить необходимое благосостояние всем гражданам. · Многообразие форм собственности, обязательное признание и гарантированность права частной собственности как основы независимости (пусть даже и относительной) человека от государства. · Высокая степень развития общей и политической культуры общества, социальная и политическая активность граждан и их добровольных объединений, развитость гражданского общества. Основной классификацией разновидностей демократии выступает её подразделение на типы в зависимости от того, каким образом население страны участвует в управлении, а также от того, кто и как непосредственно выполняет властные функции. В соответствии с данной типологией принято выделять прямую, представительную и плебисцитную демократию. Припрямой (непосредственной) демократии граждане сами непосредственно участвуют в подготовке и принятии решений. Данный вид демократии используется главным образом на уровне местного самоуправления. При представительной демократии граждане участвуют в принятии решений через своих представителей, например: депутатов, избранного ими главу города, области, государства и так далее. При плебисцитной демократии граждане могут только поддержать или отвергнуть предлагаемое решение, однако сами принять участие в его подготовке и контролировать его выполнение граждане не в силах. Это могут быть референдум, прямое голосование, всенародное обсуждение и другое. Важнейшей предпосылкой и одновременно фактором формирования политической системы демократического типа является наличие гражданского общества. Понятие «гражданское общество» было введено Джоном Локком и Адамом Смитом для отражения исторического развития общества, перехода его от дикого природного состояния к цивилизованному. Сегодня мы можем говорить о том, что гражданское общество – это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, ограждённых соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Так жегражданское общество – это и совокупность негосударственных добровольных объединений граждан, которые преследуют личные и групповые интересы. И ещё мы можем сказать, что гражданское общество – это особое пространство свободного проявления людей, которое защищено от вмешательства государства и других сил. В отличие от государственных структур, в гражданском обществе преобладают не вертикальные (иерархические), а горизонтальные связи – отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнёрами. Можно выделить следующие предпосылки возникновения гражданского общества. Экономические: · частная собственность; · многоукладная экономика; · свободный рынок и конкуренция. Социальные: · большой удельный вес в обществе среднего класса. Политико-правовые: · юридическое равенство граждан; · обеспечение прав и их защита; · децентрализация власти; · политический плюрализм. Культурные: · обеспечение прав человека на информацию; · высокий образовательный уровень населения; · свобода слова и совести. Исходя из сущности гражданского общества, в политической науке выделены его основные структурные элементы, такие как: Во-первых, общности людей: · Политические партии и лоббистские организации (комитеты, комиссии, советы), создаваемые при органах власти. · Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и др.). · Группы интересов – добровольные или вынужденные объединения людей для удовлетворения и отстаивания жизненно значимых интересов её членов в отношениях с государством, остальной частью общества, политическими институтами и другими субъектами. Например: o профсоюзы рабочих и служащих; o фермерские (крестьянские) организации и союзы; o профессиональные ассоциации предпринимателей; o феминистские, экологические, правозащитные, пацифистские и тому подобные движения; o союзы ветеранов и другие. Во-вторых, муниципальные коммуны и другие органы самоуправления по месту жительства и работы. В-третьих, добровольные хозяйственные объединения людей (союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды, кооперативы, арендные коллективы, акционерные общества). Также в структуру гражданского общества входят: · Научные и культурные организации, спортивные общества, клубы по интересам. · Независимые средства массовой информации. · Церковь. · Семья. Есть множество определений функций гражданского общества, но в основном их можно свести к следующему: · Гражданское общество воздействует на человека (с помощью негосударственных способов и санкций), вынуждая его соблюдать общепринятые нормы, обеспечивает социализацию и воспитание индивидов. · Гражданское общество защищает граждан и их объединения, интересы и потребности от незаконного вмешательства в их жизнь государства и его органов, защищает права и свободы личности. · Гражданское общество способствует формированию органов государства, демократическому и гуманистическому развитию всей политической системы общества. · Гражданское общество выступает в качестве необходимой демократической прослойки между человеком и государством, не позволяющей последнему узурпировать власть. И действительно, государство и гражданское общество постоянно находятся во взаимосвязи. Они взаимодополняют друг друга. Без зрелого гражданского общества невозможно построение демократической политической системы. Только сознательные, свободные и политически активные граждане способны создавать наиболее рациональные формы коллективной жизни. С другой стороны, государство призвано обеспечивать условия для реализации прав и свобод личностей и групп. Развитое гражданское общество выступает исторической предпосылкой становления правового государства. Правовое государство– это форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина. Можно выделить следующие признаки правового государства: · главенство права и закона во всех сферах жизни общества; · равенство всех перед законом; · разделение властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Они не вмешиваются в сферу деятельности друг друга, но могут контролировать друг друга с помощью системы сдержек и противовесов. Этот принцип исключает возможность монополизации политической власти в стране; · реальность естественных прав и свобод человека, их правовая и социальная защищённость, поскольку эти права даются человеку благодаря факту его рождения, а не дарятся правителями; · признание прав и свобод человека высшей ценностью; · взаимная ответственность личности и государства. Они в равной степени несут ответственность за свои действия перед законом. Их действия охватываются формулой: «Человеку разрешено всё, что не запрещено законом; государству запрещено всё, что не разрешено законом»; · политический и идеологический плюрализм; · стабильность законности и правопорядка в обществе; · контроль над осуществлением законов со стороны прокуратуры, суда, арбитража, налоговых служб, правозащитных организаций, средств массовой информации и других субъектов политики.
|
|||
|