Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема проекта»



 

 

«Тема проекта»

«Участие в проекте – это такая степень свободы, которой другое участие в

изучении предметов не дает»

 

Проекты - деятельность обучающихся под руководством наставников, которая сопровождается получением продуктового результата и образовательного результата. Проект инициируется, чтобы изменить жизнь к лучшему, преобразовать проблемные ситуации.

Классификации проектов

● по типу продуктового результата,

● по типу деятельности (например, исследовательский или инженерный проект)

● по сфере, в которой происходят изменения (например, социальный или инфраструктурный проект).

Ищешь тему – найди проблему

Варианты выхода на тему:

 

1. От проблемы. Участники видят в ситуации, в которую они включены, нечто их не устраивающее. Появляется желание что-то сделать.

2. От идеи. У человека появляется идея, ему хочется сделать что-то, а в процессе реализации своей идеи он сталкивается с проблемой, которую его идея решает.


 

 

 

Удобно использовать схему «Шаг развития» для движения от проблемной ситуации.

1. Описать ситуацию: что на старте является объективным препятствием к развитию, не дает развернуть деятельность, которую мы хотели бы осуществлять, чтобы преобразовать ситуацию, которая нам не нравится.

Ситуация должна быть рассмотрена в более широком контексте, с выходом за рамки единичного случая. Важно, чтобы участники разобрались с тем, как устроена в проблемной ситуации инфраструктура, которая дает (или не дает) возможность осуществлять нужную деятельность, рассмотрели  какие есть перспективные направления, какие есть устойчивые виды деятельности в решении подобной проблемы. Нужно добиваться понимания, в какую более широкую и масштабную часть жизни этот проект

встраивается.

2. Определить проблему - р азрыв в деятельности, нерешаемую задачу,

 препятствие.Нужно разобраться в том, почему имеющаяся проблема не может

 быть решена существующими средствами.

3. Определить, кто те люди, которые сталкиваются с проблемой в продолжении деятельности, кто задумывается как это можно преобразовать (субъект).


4. Определить, в чем позиция этих людей по отношению к проблеме, особенность их личного отношения, самоопределение к проблеме. Определить, с каких позиций высказываются те или иные мнения о том, что нужно делать в этой ситуации. Понять, есть ли различия во взглядах, приводящие к тому, что позиции не могут договориться друг с другом, поэтому этот нужный проект пока не реализован.

5. Продумать образ желаемого будущего, в котором все работает, взглянуть на будущее межпредметно. Реальные проблемы часто требуют

 междисциплинарного, многозадачного решения. Оно не сводится к одному простому действию, решению конкретной задачи.

При анализе ситуации нужно смотреть на контекст.

После анализа ситуации можно предлагать вариант решения, который будет учитывать

а) ситуацию; б) проблему

в)возможные позиции по поводу предлагаемого решения.

 

Решение должно быть конкретным, затрагивать тот фрагмент проблемы, на который участники действительно могут повлиять своим продуктом.

Результатом проекта должно быть изменение ситуации, его продуктом должны воспользоваться конкретные заинтересованные в нем люди.

Как участнику можно выбрать проблему?

1.  Выбрать то, что волнует его самого (личный интерес, ситуация

 близких, которую важно разрешить) и присоединиться к проектным

 движениям, которые уже решают похожие проблемы вокруг него.

2. Превратить мечту в некий проект.

3. Присоединиться к работе родственников или знакомых, которые находятся в сфере профессиональной деятельности и обсуждают проекты, куда привлекают молодежь. Работа с проблемами близкого круга.

 4. Связаться с конкретными организациями и выяснить, какие их

 проблемы могут быть решены вашими силами, попробовать получить заказ.


5. Изучить перечень перспективных для страны и мира сфер деятельности и выбрать проект этом направлении.

 6. Изучить перечень олимпиад и конкурсов, работающих с

 фронтирными, актуальными вопросами, трендами;

 

Кто может инициировать проект?

● Сами учащиеся, инициативные группы предлагают интересную им

тему.

● Педагоги-наставники предлагают набор тем на выбор

 

Важно отталкиваться от того, что реально волнует школьника и педагога. Без интереса – это не проект, а выполнение задания. Проект не сводится к набору задач для получения опыта и продукта, где все, что стоит до постановки задач, и анализ ситуации, и выделение проблемы, и целеполагание в таких предложенных темах бывают уже предзаданы. Такая деятельность может быть частью тренировочной работы, когда педагог дает задание, требующее экспериментальной проверки.

Метапредметный подход к работе над проектом

Если проект исходит из того, что нужно решить проблему, то для решения проблемы знаний из одного предмета практически никогда не хватает. Постановка проблемы, выделение позиций, понимание сложности инфраструктуры изучается как метапредмет. Предметные знания на углубленному уровне нужны для создания решения проблемы. Проектная деятельность выступает как интеграционный принцип. Знания предмета и метапредмета выступают как средства реализации проектной деятельности,

они все включаются в процессы проектирования и занимают определенное место относительно друг друга.

Критерий реализуемости проекта

Проект как замысел зачастую разбивается о реалии жизни, когда приходится проект реализовывать. Реализация практически всегда связана с выходом в более широкий социум, в построении контактов, донесении своей мысли до ближайшего окружения и тех людей, которые за пределами твоей школы или группы. Нужно понимать масштаб проекта, на который вы замахиваетесь.

Наставник включает участников в осмысление проектов, которые они хотели бы осуществить, показывает возможности одного человека, группы детей и большого коллектива, чтобы каждый мог найти свое место.

Нужно выделять главную цель, раскрывать ее через постановку конкретных и измеримых задач. Работу над задачами нужно планировать реалистично, чтобы укладываться во времени и ресурсах.

Реалистичное планирование, работа в проекте с посильными вызовами позволяет реализовать проект до какой-то намеченной цели без выгорания и потери мотивации на полпути.

Оценка замысла и промежуточных результатов

Если замысел проекта сложный, участники не могут его реализовать полноценно,

то нужно чтобы они качественно проработали проект в рамках тех этапов, которые им под силу. Нужно находить экспертов и помогать сам замысел довести до приемлемой культурной формы, даже если он пока не будет реализован. Оценивать такие результаты нужно по отношению к целям этапа, который сделан.

При оценивании проекта, особенно с привлечением внешних экспертов из профессиональной сферы, важно и у участников, и у экспертов формировать опыт культурных способов критики, которая направлена не на уничижение, а на показ слабых или недостающих сторон и возможностей их усиления.

Командная работа над сложными темами

 При формулировании темы необходимо учитывать, что ее будут представлять

 различным партнерам, экспертам. Она должна отражать содержание проекта, указывать

 на решаемую проблему и вариант решения, при этом должна быть сформулирована

 понятно для эксперта или другого стейкхолдера, не вовлеченного в проект.

 

Если группа хочет взяться за масштабную или долгосрочную тему, стоит распределять усилия участников и сопровождающих педагогов, разделять проект с учетом того, что дети будут приходить и уходить из команд.

Принципы разделения:

 

● иерархичная структура

● «матрешка» (проект в проекте)

● ответвления от проекта

 

Внутри проектной команды нужно выделять функции каждого участника. Важно, чтобы ребенок увидел свою роль и свое место, которое лучше него никто не сделает.

Возможные роли – лидер, аналитик, оппонент в дискуссиях.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.