Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Светская музыка. Тема героизма в музыке



Светская музыка. Тема героизма в музыке

Выразительные возможности музыки поистине безграничны. Она может передать самые тонкие душевные движения, самые сильные человеческие чувства.

Героическая тема – одна из ведущих в искусстве. Подвиги простых людей и знаменитых полководцев вдохновляли композиторов на создание опер и симфоний, ораторий и кантат.

На этом уроке

Вы узнаете:

§ Каким историческим событиям были посвящены музыкальные произведения русских композиторов на героическую тему.

§ Какими выразительными средствами пользуются композиторы при создании героических образов.

§ Что побудило Бетховена написать «Гейлигенштадтское завещание»

 

Вы научитесь

§ Различать изобразительные моменты борьбы, сражений и «тихий героизм», наполненный внутренней решимостью героев музыкальных произведений.

 

Вы сможете

§ Соприкоснуться с внутренним миром Людвига ван Бетховена, почувствовать силу духа этого великого человека, проникнуться решимостью и мужеством образов его «Героической» симфонии.

Ключевые слова:

Симфония, кантата, опера, образ, героика, трагизм.

Кантата С. С. Прокофьева «Александр Невский» посвящена героическим страницам истории Руси. Наши войска под предводительством князя Александра Невского сражались с отрядами тевтонских рыцарей. Художественный фильм на эту тему снял режиссёр Сергей Эйзенштейн в 1938 г.

Это было время, когда над Европой уже сгущались тучи. Приближалась Вторая мировая война, в которой нашей стране предстояли жестокие испытания. И фильм Сергея Эйзенштейна прозвучал очень точным эмоциональным акцентом. Он напомнил людям о благородстве подвига по имя счастья и свободы Родины, показал образец героизма и мужества в преддверии грозных сражений.

Композитор Сергей Прокофьев, сочиняя музыку к этому фильму, воплотил образ русских воинов в хоровых эпизодах. Хор «Вставайте люди русские» - это колокольный набат, призыв, сила и мощь хорового звучания.

Другие «русские» номера выдержаны в более спокойном, величавом, распевном характере. Контрастом к ним, по замыслу композитора, должны были стать оркестровые фрагменты, изображающие вражеское войско.

Военный приём рыцарей назывался «скок свиньи» и композитор Прокофьев почти буквально трактует это название. Рычащие тембры низких духовых инструментов дополняются визгливым тембром флейт, диссонансами скрипок… Но это не те мелодичные струнные, которые знакомы нам по лирическим темам П. И. Чайковского – здесь они именно скрипят, скрежещут. И всё это поддерживается механистичным ритмом ударных инструментов… Когда в бой вступает русское войско, композитор почти наглядно рисует лязг железа, бешеную скачку конницы, грохот смертельной битвы. Такая звукопись создает небывалое эмоциональное напряжение.

В опере «Иван Сусанин» композитор М. И. Глинка не использовал жёстких созвучий, не изображал лязг железа и грохот битвы. Вражеский стан представлен в высшей степени благородно. Польские сцены полны изящества: красивые танцы, пленительные мелодии, эффектные костюмы.

Подвиг простого костромского крестьянина, сосредоточенный в кульминации оперы – это «тихий» героизм. Сурово молчит заснеженный лес. И степенно звучит монолог в прощальной арии Сусанина. Героизм этой музыки – в спокойных интонациях, полных достоинства и глубокого внутреннего благородства.

Героические образы широко и разнообразно представлены в музыке русских композиторов. Это «Богатырская» симфония и опера «Князь Игорь» А. П. Бородина. Победе над французскими войсками посвятил свою увертюру «1812 год»
П. И. Чайковский. В опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о Невидимом граде Китеже и деве Февронии» есть яркий симфонический фрагмент «Сеча при Керженце». Героическими интонациями наполнены произведения А. Н. Скрябина: поэма «Прометей», «Революционный» этюд…

Если же речь заходит о музыке зарубежных композиторов, то в памяти сразу возникают образы, созданные Людвигом ван Бетховеном. Его называют музыкальным титаном, а многие страницы бетховенских симфоний могут считаться практически синонимом слову «героизм».

Судьба композитора – подлинный образец силы человеческого духа. Борьба не с внешним врагом, но с жестокой судьбой. И победа! Победа над обстоятельствами, перед которыми люди обычно готовы смириться.

Бетховен, будучи уже известным композитором, узнал о своей тяжёлой болезни. В надежде на поправку он уехал от столичной суеты в небольшой пригород Вены – Гейлигенштадт. Но болезнь неуклонно прогрессировала – он стремительно терял слух. Сама жизнь музыканта, казалось, становилась бессмысленной…

В минуты глубокого отчаяния композитор составил письмо, которое ныне всем известно как «Гейлигенштадтское завещание». Вот фрагменты из этого документа.

Моим братьям ...
прочесть и исполнить после моей смерти.

«О люди, считающие меня неприязненным, упрямым, как несправедливы вы ко мне! Вы не знаете тайной причины того, что вам мнится. Моё сердце и разум с детства склонны были к нежному чувству доброты. Я готов был даже на подвиги. Но подумайте только: шесть лет, как я страдаю неизлечимой болезнью…

С каждым годом всё больше теряя надежду на выздоровление, я стою перед длительной болезнью (излечение которой возьмёт годы или, должно быть, совершенно невозможно).

Если временами я хотел всем этим пренебречь, о, как жестоко, с какой удвоенной силой напоминал мне о горькой действительности мой повреждённый слух! И все-таки у меня не доставало духу сказать людям: говорите громче, кричите, ведь я глух… Ах, как мог я дать заметить слабость того чувства, которое должно быть у меня совершеннее, чем у других, чувства, высшей степенью совершенства которого я обладал, как им обладают и обладали лишь немногие представители моей профессии. О, этого сделать я не в силах.

Моё несчастье для меня вдвойне мучительно потому, что мне приходится скрывать его. Я почти совсем одинок и могу появляться в обществе только в случаях крайней необходимости. Я должен жить изгнанником.

Когда же я бываю в обществе, то меня кидает в жар от страха, что моё состояние обнаружится. …Такие случаи доводили меня до отчаяния, ещё немного и я покончил бы с собою. Меня удержало только одно - искусство. Ах, мне казалось немыслимым покинуть свет раньше, чем я исполню всё, к чему я чувствовал себя призванным.

Терпение - так зовётся то, что должно стать моим руководителем. У меня оно есть… О люди, если вы когда-нибудь это прочтёте, то вспомните, что вы были ко мне несправедливы; несчастный же пусть утешится, видя собрата по несчастью, который, несмотря на всё противодействие природы, сделал всё, чтобы стать в ряды достойных артистов и людей.

Прощайте, братья мои, любите друг друга…

…Итак, пусть свершится. С радостью спешу я навстречу смерти. - Приходи, когда хочешь: я мужественно встречу тебя. - Прощайте и не забывайте меня после смерти.

Будьте же счастливы.

Гейлигенштадт,

6 октября 1802 года.

Людвиг ван Бетховен

 

В 3-й «Героической» симфонии Бетховена нашли отражение все эти чувства. Мысль о смерти – это траурный марш во второй части. Но на смену его трагическим аккордам приходит музыка светлой танцевальной третьей части и затем финал – яркий, жизнеутверждающий! Вот она – настоящая победа мужества и силы воли над жестокими обстоятельствами!

 

Выполните задание :

 

  1. Напишите небольшое эссэ на тему «Зачем нужна героическая музыка?»

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.