Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема № 4. Дизонтогенез и его психологические параметры. Отраслевая дифферен­циация специальной психологии



Тема № 4. Дизонтогенез и его психологические параметры. Отраслевая дифферен­циация специальной психологии

Цели:введение понятия дизонтогенеза, изучение различных типов дизонтогенеза.

Основные понятия:дизонтогенез, недоразвитие, задержанное развитие, поврежден­ное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие.

План:

1.Понятие аномального развития (дизонтогенез).

2. Психологические параметры дизонтогенеза.

3.Типы нарушений психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, поврежден­ное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие.

У детей с проблемами в развитии имеются физические и (или) психические недостатки (дефекты), которые приводят к отклоне­ниям в общем развитии. В зависимости от характера дефекта, времени его наступления одни недостатки могут преодолеваться полностью, другие - лишь коррегироваться, а некоторые - ком­пенсироваться. Раннее психолого-педагогическое вмешательство позволяет в значительной мере нейтрализовать отрицательное влияние первичного дефекта.

Психолого-педагогическая коррекция и реабилитация детей с проблемами в развитии возможна в том случае, если определен характер нарушения нормального развития ребенка. В настоящее время в специальной психологии существуют различные классификации нарушений в развитии (В.В.Лебединский; В.А.Лапшин и Б.П.Пузанов; О.Н.Усанова). На наш взгляд, большой интерес представляют исследования В.В.Лебединского, который рассматривает проблемы психического дизонтогенеза. Термином «дизонтогенез» обозначают различные формы нарушений онтогенёза развития индивида в отличие от развития вида (филогенез).

Характер дизонтогенеза зависит от определенных психологи­ческих параметров:

- особенностей функциональной локализации нарушения. В зависимости от нарушения выделяются два основных вида дефекта - частный (недоразвитие или повреждение отдельных анализаторных

систем) и общий (нарушения регуляторных корковых и под­корковых систем:

-времени поражения. Чем раньше произошло поражение, тем больше вероятность психического недоразвития;

-взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом. Первичные нарушения вытекают из биологического характера дефекта (нарушение слуха, зрения при поражении анализаторов; органическое поражение мозга и т.д.). Вторичные нарушения возникают опосредованно в процессе аномального развития;

- межфункциональных взаимодействий. К ним относятся меха­низмы изоляции, патологической фиксации, временные и стойкие регрессии, которые играют большую роль в формировании раз- личных видов асинхронии развития.

 Перечисленные психологические параметры по-разному проявляются при различных видах дизонтогенеза В.В.Лебединский представил следующие варианты дизонтогенеза:

1. Дизонтогенез по типу общего стойкого недоразвития.

Для этого варианта типично раннее время поражения, когда наблюдается выраженная незрелость мозговых систем. Типичный пример стойкого недоразвития - олигофрения.

2.Задержанное развитие. Характеризуется оно замедленным
темпом формирования познавательной деятельности и эмоциональ­
ной сферы с их временной фиксацией на более ранних возрастных
этапах. Варианты задержанного развития: конституционный, сома­
тогенный, психогенный, церебральный (церебрально-органический).

3.Поврежденное развитие. В этиологии поврежденного разви­
тия наследственные заболевания, внутриутробные, родовые и
послеродовые инфекции, интоксикации и травмы центральной
нервной системы, но патологическое воздействие на мозг идет на
более поздних этапах онтогенеза (после 2-3 лет). Характерная
модель поврежденного развития - органическая деменция.

4.Дефицитарное развитие. Этот вид связан с тяжелыми нару­
шениями отдельных анализаторных систем (зрения, слуха, речи,
опорно-двигательного аппарата).

5.Искаженное развитие. В данном случае наблюдаются слож­
ные сочетания общего недоразвития, задержанного, поврежден­
ного и ускоренного развития отдельных психических функций.
Характерным примером является ранний детский аутизм (РДА).
Аутизм проявляется в отсутствии или значительном снижении
контактов, в «уходе» в свой внутренний мир.

6.Дисгармоничное развитие. При этом варианте наблюдается
врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорцио­
нальность психического развития в эмоционально-волевой сфере.

Характерная модель дисгармоничного развития - психопатия и патологическое формирование личности.

Наиболее рабочей классификацией в практической деятель­ности специалистов является классификация Б.П.Пузанова и В.А.Лапшина.

К первой группе относятся дети с нарушениями слуха и зре­ния. Всех детей с недостатками слуха делят на 2 группы:

глухие (неслышащие) дети - с тотальным (полным) выпадением слуха или остаточным слухом, который не может быть самостоя­тельно использован для накопления речевого запаса. Среди не-слышащих детей различают: а) неслышащих без речи (ранооглох-ших); б) неслышащих, сохранивших в той или иной мере речь (позднооглохших). У неслышащих детей понижение слуха от 75-80 дБ;

слабослышащие (тугоухие) дети с частичной слуховой недоста­точностью, затрудняющей речевое развитие, но сохраняющей возможность самостоятельного накопления речевого запаса при помощи слухового анализатора. У слабослышащих понижение слуха от 20-75 дБ.

Всех детей со стойкими дефектами зрения делят на 2 группы:

слепые (незрячие) дети - с полным отсутствием зрительных ощущений или сохранившимся светоощущением либо остаточ­ным зрением (с максимальной остротой зрения 0,04 на лучше ви­дящем глазу с применением обычных средств коррекции - очков);

слабовидящие дети - с остротой зрения на лучше видящем глазу от 0,05-0,4 (с применением очков).

Ко второй группе относятся умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития.

f Умственная отсталость - стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга. Умственная отсталость выражается в двух формах: оли­гофрения и деменция.

Олигофрения проявляется на более ранних этапах онтогенеза (до 1,5-2 лет), деменция (распад психики) - на более поздних эта­пах онтогенеза (после 1,5-2 лет). Деменция может быть выражена в двух вариантах: резидуалъная (остаточная) и прогредиентная (прогрессирующая).

Выделяют три степени интеллектуального недоразвития: идио­тия (самая тяжелая степень), имбецильностъ (более легкая по срав­нению с идиотией), дебилъностъ - наиболее легкая степень (по сравнению с идиотией и имбецильностью).

В последние годы предпринимаются попытки провести более дифференцированную классификацию степеней интеллектуальной недостаточности, поэтому в основном пользуются классификацией

Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) с применением шифров, обозначающих степень интеллектуального нарушения:

317.00 - легкая степень умственной отсталости;

318.00 - умеренная умственная отсталость;

318.10 -выраженная умственная отсталость;

318.20 - глубокая умственная отсталость.

Детей с задержкой психического развития (ЗПР) подразделяют на 4 группы:

ЗПР конституционного происхождения или гармонический инфантилизм;

ЗПР соматогенного происхождения;

ЗПР психогенного происхождения;

ЗПР церебрастенического характера.

К третьей группе относятся дети с тяжелыми нарушениями речи (логопаты).

Все виды речевых нарушений можно разделить на 2 большие группы:

нарушения устной речи (дисфония, брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, афазия);

нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия).

К четвертой группе относятся дети с нарушениями опорно-двигательной системы.

Основной контингент этой категории - дети, страдающие дет­ским церебральным параличом (ДЦП). ДЦП - заболевание незрело­го мозга, которое возникает под влиянием различных вредных факторов, действующих в период внутриутробного развития, в момент родов и на первом году жизни ребенка.

К детям с комбинированным дефектом, т.е. к пятой группе, относятся дети со смешанным (сложным) дефектом, например:

умственно отсталые неслышащие или слабослышащие;

умственно отсталые слабовидящие или незрячие;

слепоглухонемые и т.п.

К шестой группе относятся дети с искаженным развитием -психопатией (стойкий дисгармонический склад психики), с пато­логией влечений.

Литература:

1. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / Под редакцией В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2001.

2. Специальная психология / Под редакцией В.И. Лубовского. - М., Академия, 2005.

3.  Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М., Академия, 2002.                        

4.  Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. - М., Академия, 2002.

5. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М., 1990.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.