|
|||
Тема № 4. Дизонтогенез и его психологические параметры. Отраслевая дифференциация специальной психологииТема № 4. Дизонтогенез и его психологические параметры. Отраслевая дифференциация специальной психологии Цели:введение понятия дизонтогенеза, изучение различных типов дизонтогенеза. Основные понятия:дизонтогенез, недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие. План: 1.Понятие аномального развития (дизонтогенез). 2. Психологические параметры дизонтогенеза. 3.Типы нарушений психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие. У детей с проблемами в развитии имеются физические и (или) психические недостатки (дефекты), которые приводят к отклонениям в общем развитии. В зависимости от характера дефекта, времени его наступления одни недостатки могут преодолеваться полностью, другие - лишь коррегироваться, а некоторые - компенсироваться. Раннее психолого-педагогическое вмешательство позволяет в значительной мере нейтрализовать отрицательное влияние первичного дефекта. Психолого-педагогическая коррекция и реабилитация детей с проблемами в развитии возможна в том случае, если определен характер нарушения нормального развития ребенка. В настоящее время в специальной психологии существуют различные классификации нарушений в развитии (В.В.Лебединский; В.А.Лапшин и Б.П.Пузанов; О.Н.Усанова). На наш взгляд, большой интерес представляют исследования В.В.Лебединского, который рассматривает проблемы психического дизонтогенеза. Термином «дизонтогенез» обозначают различные формы нарушений онтогенёза развития индивида в отличие от развития вида (филогенез). Характер дизонтогенеза зависит от определенных психологических параметров: - особенностей функциональной локализации нарушения. В зависимости от нарушения выделяются два основных вида дефекта - частный (недоразвитие или повреждение отдельных анализаторных систем) и общий (нарушения регуляторных корковых и подкорковых систем: -времени поражения. Чем раньше произошло поражение, тем больше вероятность психического недоразвития; -взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом. Первичные нарушения вытекают из биологического характера дефекта (нарушение слуха, зрения при поражении анализаторов; органическое поражение мозга и т.д.). Вторичные нарушения возникают опосредованно в процессе аномального развития; - межфункциональных взаимодействий. К ним относятся механизмы изоляции, патологической фиксации, временные и стойкие регрессии, которые играют большую роль в формировании раз- личных видов асинхронии развития. Перечисленные психологические параметры по-разному проявляются при различных видах дизонтогенеза В.В.Лебединский представил следующие варианты дизонтогенеза: 1. Дизонтогенез по типу общего стойкого недоразвития. Для этого варианта типично раннее время поражения, когда наблюдается выраженная незрелость мозговых систем. Типичный пример стойкого недоразвития - олигофрения. 2.Задержанное развитие. Характеризуется оно замедленным 3.Поврежденное развитие. В этиологии поврежденного разви 4.Дефицитарное развитие. Этот вид связан с тяжелыми нару 5.Искаженное развитие. В данном случае наблюдаются слож 6.Дисгармоничное развитие. При этом варианте наблюдается Характерная модель дисгармоничного развития - психопатия и патологическое формирование личности. Наиболее рабочей классификацией в практической деятельности специалистов является классификация Б.П.Пузанова и В.А.Лапшина. К первой группе относятся дети с нарушениями слуха и зрения. Всех детей с недостатками слуха делят на 2 группы: глухие (неслышащие) дети - с тотальным (полным) выпадением слуха или остаточным слухом, который не может быть самостоятельно использован для накопления речевого запаса. Среди не-слышащих детей различают: а) неслышащих без речи (ранооглох-ших); б) неслышащих, сохранивших в той или иной мере речь (позднооглохших). У неслышащих детей понижение слуха от 75-80 дБ; слабослышащие (тугоухие) дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но сохраняющей возможность самостоятельного накопления речевого запаса при помощи слухового анализатора. У слабослышащих понижение слуха от 20-75 дБ. Всех детей со стойкими дефектами зрения делят на 2 группы: слепые (незрячие) дети - с полным отсутствием зрительных ощущений или сохранившимся светоощущением либо остаточным зрением (с максимальной остротой зрения 0,04 на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции - очков); слабовидящие дети - с остротой зрения на лучше видящем глазу от 0,05-0,4 (с применением очков). Ко второй группе относятся умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития. f Умственная отсталость - стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга. Умственная отсталость выражается в двух формах: олигофрения и деменция. Олигофрения проявляется на более ранних этапах онтогенеза (до 1,5-2 лет), деменция (распад психики) - на более поздних этапах онтогенеза (после 1,5-2 лет). Деменция может быть выражена в двух вариантах: резидуалъная (остаточная) и прогредиентная (прогрессирующая). Выделяют три степени интеллектуального недоразвития: идиотия (самая тяжелая степень), имбецильностъ (более легкая по сравнению с идиотией), дебилъностъ - наиболее легкая степень (по сравнению с идиотией и имбецильностью). В последние годы предпринимаются попытки провести более дифференцированную классификацию степеней интеллектуальной недостаточности, поэтому в основном пользуются классификацией Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) с применением шифров, обозначающих степень интеллектуального нарушения: 317.00 - легкая степень умственной отсталости; 318.00 - умеренная умственная отсталость; 318.10 -выраженная умственная отсталость; 318.20 - глубокая умственная отсталость. Детей с задержкой психического развития (ЗПР) подразделяют на 4 группы: ЗПР конституционного происхождения или гармонический инфантилизм; ЗПР соматогенного происхождения; ЗПР психогенного происхождения; ЗПР церебрастенического характера. К третьей группе относятся дети с тяжелыми нарушениями речи (логопаты). Все виды речевых нарушений можно разделить на 2 большие группы: нарушения устной речи (дисфония, брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, афазия); нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия). К четвертой группе относятся дети с нарушениями опорно-двигательной системы. Основной контингент этой категории - дети, страдающие детским церебральным параличом (ДЦП). ДЦП - заболевание незрелого мозга, которое возникает под влиянием различных вредных факторов, действующих в период внутриутробного развития, в момент родов и на первом году жизни ребенка. К детям с комбинированным дефектом, т.е. к пятой группе, относятся дети со смешанным (сложным) дефектом, например: умственно отсталые неслышащие или слабослышащие; умственно отсталые слабовидящие или незрячие; слепоглухонемые и т.п. К шестой группе относятся дети с искаженным развитием -психопатией (стойкий дисгармонический склад психики), с патологией влечений. Литература: 1. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / Под редакцией В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2001. 2. Специальная психология / Под редакцией В.И. Лубовского. - М., Академия, 2005. 3. Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М., Академия, 2002. 4. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. - М., Академия, 2002. 5. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М., 1990.
|
|||
|