Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема 6. Финансовые результаты деятельности организации



Тема 6. Финансовые результаты деятельности организации

1. Сущность финансовых результатов деятельности организации

2. Функции прибыли

3. Виды прибыли

4. Показатели рентабельности

Вопрос 1.

Финансовые результаты фирмы демонстрируют результативность и рамки ее деятельности. Категория «доход» достаточно распространена как на макро-, так и на микроэкономическом уровне, и ее содержание не является однозначным.

Доход – есть денежная оценка результатов деятельности организации в форме денежной суммы, поступающей в ее непосредственное распоряжение. Она отражает экономическую результативность хозяйственной деятельности организации. На уровне фирмы она означает общую выручку организации от всех видов хозяйственной деятельности и хозяйственных операций до уплаты налоговых платежей, которые входят в цену продукции, акцизных, таможенных сборов.

Получение организацией дохода свидетельствует о реализации продукции, целесообразности произведенных затрат, об общественном признании потребительских свойств продукта.

Общий (валовой) доход – это совокупная денежная сумма, полученная от продажи определенного количества товара. Он определяется умножением цены товара на его количество

Средний доход- это выручка от реализации единицы продукции, т. е. валовой доход, приходящийся на единицу проданной продукции. Он выступает как цена за единицу продукции для покупателя и как доход от единицы продукции для продавца.

Доходы организации на практике состоят из 2-х частей:

1. из выручки от реализации продукции (товаров или услуг). Она представляет собой определенную сумму денежных средств от основной и не основной деятельности фирмы, конечным результатом которой является произведенная и реализованная продукция или оказанные услуги, оплаченные покупателем или заказчиком:

2. из прочих доходов, являющимися побочными финансовыми поступлениями фирмы. Они непосредственно не связаны с основной производственной деятельностью. Их источниками служат:

• дивиденды на вложенные нам или приобретенные акции и другие ценные бумаги;

• штрафы, полученные от контрагентов;

• пени, неустойки.

Практическое значение дохода заключается в определении общей суммы средств, которая поступает на предприятие в течение определенного периода, и после отчислений налогов может быть использована на личное и производственное потребление (инвестирование).

Важным показателем, который характеризует конечные результаты деятельности предприятий, является прибыль. Прибыль - разница между доходом (выручкой) от хозяйственной деятельности и суммой затрат на эту деятельность.

Прибыль как экономический показатель объединяет экономические интересы государства, фирмы, работников фирм (предприятий), что связано с определенной пропорциональность в его распределении и использовании. Это проявляется в том, что: объектом экономических интересов государства есть часть прибыли, которая выплачивается в виде налогов и обязательных платежей; экономический интерес фирмы обобщается в объеме прибыли, остающийся в ее распоряжении и используется для удовлетворения производственных и социальных нужд и дальнейшего развития; экономический интерес работников связан с размером прибыли, направляется на материальное поощрение, социальные выплаты, социальное развитие; инвесторы (пайщики, акционеры) заинтересованы в прибыли как норме дохода на вложенный капитал.

Следовательно, прибыль играет главную роль в ориентации товаропроизводителей относительно определения сфер, объемов, снижения издержек производства. Он является сигналом, который указывает, где и как можно добиться наибольшего прироста стоимости, стимулирует инвестирования в эти сферы. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей.

 

 

Вопрос 2.

Прибыль — экономическая категория, которая отражает чистый доход организации, созданный в процессе предпринимательской деятельности, являющийся основным источником самофинансирования и дальнейшего развития.

При этом прибыль — это положительный результат деятельности организации. Отрицательный результат его деятельности называется убытком.

Экономическое содержание прибыли проявляется в выполняемых функциях, среди которых можно выделить следующие.

1. Стимулирующая функция прибыли заключается в том, что прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов организации, обеспечивающих ее развитие, атакже источником выплаты дивидендов ее акционерам и владельцам и в этом смысле служит главной мотивацией предпринимательской инициативы. При этом в отличие от других внутренних источников формирования финансовых ресурсов организации прибыль является постоянно воспроизводимым источником и ее воспроизводство в успешных условиях хозяйствования осуществляется на расширенной основе.

2. Фискальная функция прибыли состоит в том, что она выступает источником формирования средств бюджетов различных уровней в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, для реализации государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и других программ.

3. Социальная функция прибыли проявляется и в том, что она служит источником внешней благотворительной деятельности организации, направленной на финансирование социальной сферы, оказание материальной помощи отдельным категориям граждан. Кроме всего прочего, прибыль служит источником материального стимулирования работников предприятий, так как именно за счет прибыли предприятием может производиться премирование персонала сверх размеров выплат, предусмотренных законодательством по системам текущего премирования; выплата материальной помощи; оплата дополнительных отпусков сверх норм, предусмотренных законодательством; выплата надбавок к пенсиям, единовременной помощи пенсионерам организации.

Прибыль есть особый систематически воспроизводимый ресурс организации, конечная цель осуществления бизнеса, основной внутренний источник развития и роста рыночной стоимости организации; индикатор его кредитоспособности и конкурентоспособности, гарантия выполнения организацией своих обязательств перед государством, источник удовлетворения социальных потребностей общества.

Поддержание необходимого уровня прибыльности — объективная закономерность нормального функционирования организации в рыночной экономике. Систематическая нехватка прибытии ее неудовлетворительная динамика свидетельствуют о неэффективности бизнеса.

Главная цель управления прибылью — максимизация благосостояния собственников в текущем периоде и в перспективе. Это означает:

• получение максимальной прибыли, соответствующей ресурсам организации и рыночной конъюнктуре;

• обеспечение оптимальной пропорции между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска;

• обеспечение выплаты дохода на инвестированный собственниками капитал;

• получение достаточного объема инвестиционных ресурсов, сформированных за счет прибыли, в соответствии с задачами развития бизнеса;

• обеспечение роста рыночной стоимости организации и эффективности программ участия персонала в распределении прибыли.

Существует три основных источника получения прибыли.

Первый источник образуется за счет монопольного положения организации по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий;

Второй источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства под эту постоянно меняющуюся конъюнктуру. Величина прибыли в данном случае зависит:

§ во-первых, от правильности выбора производственной направленности организации по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом);

§ во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т.д.);

§ в-третьих, от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли);

§ в-четвертых, от структуры снижения издержек производства;

Третий источник вытекает из инновационной деятельности организации, его использование предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.

 

 

Вопрос 3.

Для характеристики прибыли рассмотрим основные ее виды, определенные нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету и законодательством РФ по налогам и сборам.

Валовая прибыль определяется как разница между суммой выручки от продажи продукции (без косвенных налогов и таможенных пошлин по импортным товарам) и ее себестоимостью:

Пвал = Выр–Себ,

 

Прибыль от продаж - это валовая прибыль, уменьшенная на сумму коммерческих и управленческих расходов:

 Преал = Пвал – Рупр – Рком

 

Прибыль до налогообложения определяется на основе прибыли от продаж с учетом прочих доходов и расходов:

Пдо НО =  Преал + (Дпр - Рпр)

 

Состав прочих доходов и расходов определен ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации».

Прочие доходы: от продажи имущества и основных средств, проценты, полученные по выданным займам, проценты за использование банком денежных средств организации, находящихся на счетах, поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам), активы, полученные безвозмездно, полученные штрафы, пени, неустойки за нарушение договоров, сумма дооценки активов, курсовые разницы и т.п.

Прочие расходы это расходы, связанные с получением операционных доходов. Например, выплаченные проценты по кредитам и займам, суммы налогов и сборов, относимые на финансовый результат, связанные с выбытием основных средств, штрафы, пени, неустойки за нарушение договоров, признанные организацией, курсовые разницы, суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, средства на благотворительную деятельность, спортивные мероприятия, отдых и т.п.

Чистая прибыль или прибыль после налогообложения определяется как разница между балансовой прибылью и налогом на прибыль:

Ппосле НО =  Пдо НО + (Дпр - Рпр)

Чистая прибыль остается в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно.

Чистая прибыль распределяется по следующим направлениям:

- на формирование резервных фондов;

- на выплату доходов учредителям;

- на создание фондов целевого назначения (накопления, потребления, социальной сферы).

Для определения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли, факторы, влияющие на ее получение, классифицируются по различным признакам.

Внутренние факторы действуют на величину прибыли:

- через увеличение объема выпуска и реализации продукции;

- через улучшение качества продукции;

- через повышение отпускных цен и снижение издержек производства и реализации.

К внутренним факторам относятся:

- уровень хозяйствования;

- компетенция руководства и менеджеров;

- конкурентоспособность продукции;

- уровень организации производства и труда;

- производительность труда;

- состояние и эффективность производственного и финансового планирования.

Производственные факторы делятся на производственные и непроизводственные.

Производственные факторыхарактеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и подразделяются на интенсивные и экстенсивные.

Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала и т.п.

Интенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через «качественные» изменения: повышение производительности оборудования и его качества; использование современных видов материалов и совершенствование технологии его обработки; ускорение оборачиваемости оборотных средств; повышение квалификации и производительности труда персонала; снижение трудоемкости и материалоемкости продукции; совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов.

К непроизводственным факторам относятся снабженческо-сбытовая, природоохранная деятельность, социальные условия труда и т.п.

Внешние факторы: конъюнктура рынка; уровень цен на потребляемые ресурсы; нормы амортизационных отчислений; природные условия; государственное регулирование цен, тарифов, процентных ставок, налоговых ставок и льгот и т.п.

Эти факторы не зависят от деятельности предприятия, но могут оказывать значительное влияние на величину прибыли.

 

Вопрос 4.

Для оценки уровня эффективности работы предприятия получаемый результат сопоставляется с затратами или используемыми ресурсами. Рентабельность – относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных и др. ресурсов. Уровень рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам или потокам, её формирующим.Рентабельность – это показатель, который выражается в относительных величинах и показывает доходность бизнеса, выраженную в процентах. Рентабельность показывает, как результат предпринимательской деятельности фирмы покрывает расходы.

Показатель рентабельности тесно связан с показателем прибыли, но в отличие от последней является относительным показателем, позволяющим оценить эффективность потребляемых ресурсов.

Рентабельность это относительный показатель эффективности, характеризует уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов.

Показатели рентабельности можно подразделить на следующие основные группы:

- рентабельность продукции;

- рентабельность продаж;

- рентабельность активов;

- рентабельность собственного капитала.

Рентабельность продукции (Рпр) показывает, какую прибыль от продаж получается организация на один рубля затрат, включаемых в себестоимость продукции

Рпр = (Пр / Себ) * 100

 

Рентабельность продаж или рентабельность оборота (Rпр) дает представление об эффективности текущих затрат организации и доходности реализованной продукции, показывает, какую прибыль от продаж получает предприятие с 1 рубля выручки реализации.

Рпр = (Пр / Выр) * 100

 

Рентабельность капитала (Ркап) дает представление об эффективности использования капитала и показывает, какую прибыль до или после налогообложения получает организация с 1 рубля, вложенного в капитал.

 

Ркап = (Пдо НО / Капитал) * 100 или Ркап = (Ппосле НО / Капитал) * 100

 

Рентабельность капитала может рассчитываться для разных видов капитала организации, в том числе собственного, акционерного, производственного, основного, оборотного.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.