|
|||
Сущность и задачи кадрового планирования. Особенности планирования персонала в гостинице
Дисциплина «Менеджмент и управление персоналом» Тема 13. Сущность и задачи кадрового планирования. Особенности планирования персонала в гостинице Планирование персонала в гостиничном бизнесе является одним из важнейших аспектов кадрового менеджмента. Планирование персонала(кадровое планирование) – это важнейший элемент общей системы планирования организацией, важная составляющая управления персоналом, т.е. кадровой политики предприятия. Сущность кадрового планирования заключается в: ü предоставлении людям рабочих мест в нужный момент времени; ü В необходимом количестве; ü В соответствии с их способностями, склонностями и требованиями организации. Ø С помощью кадрового планирования определяется: Ø Сколько работников, какой квалификации, когда и где будет необходимо; Ø Какие требования предъявляются к персоналу; Ø Каким образом привлечь нужный персонал; Ø Как использовать кадры в соответствии с потенциалом; Ø Как обеспечить развитие этого потенциала и повысить квалификацию; Ø Как организовать справедливую оплату труда, мотивацию работников; Ø Каких затрат потребуют эти мероприятия.
Одной из задач кадрового планирования является учет интересов всех работников предприятия. Кадровые задачи – см.таблицу 1
Принципы на которых базируется кадровое планирование: 1) Участие максимального числа сотрудников организации в работе над планом; 2) Непрерывность – постоянная работа, это регулярно повторяющийся процесс; 3) Преемственность – текущее основа для будущего и базирование на предшествующих результатах; 4) Г ибкость – в соответствии с изменениями; 5) Согласование планов – координация (по горизонтали), интеграция (по вертикали); 6) Соответствие требованиям трудового законодательства; 7) Учет индивидуальной и коллективной психологии работников; 8) Создание необходимых условий для выполнения плана; 9) Максимальное раскрытие способностей работников; 10) Учет экономических и социальных последствий, принимаемых в фирме кадровых решений. Измерение планирования: 1.Временное: q долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное; 2. Планирование: q стратегическое, тактическое, оперативное; Каждый из этих видов планирования имеет свои цели, мероприятия, потенциалы Стратегическое кадровое планирование– долгосрочное (от 3 до 10 лет) проблемно-ориентированное, основа для тактического планирования. Тактическое кадровое планирование– средне ориентированный перенос кадровых стратегий на конкретные проблемы управления персоналом (от 1 до 3 лет) Оперативное кадровое планирование– краткосрочное (до 1 года) ориентировано на достижение отдельных оперативных целей, подробное и детализированное. Методы планирования персонала разные: 1. Бюджетный 2. Балансовый(баланс между источниками ресурсов и расходами) 3. Нормативный - основа нормы затрат ресурсов нормы труда – нормы выработки, времени, обслуживания, численности. 4.Математико-статистический – оптимизация расчетов на основе разных моделей ( с помощью компьютеров) 5.Графические – составление документов планового характера (графиков, например, выхода на работу персонала). Количественная и качественная потребность в кадрах Планирование потребности в персонале позволяет установить на заданный период времени качественный и количественный состав персонала. Планы делятся соответственно: Ø Долгосрочные (свыше 5 лет – набор целей); Ø Среднесрочные (1-5 лет – программы); Ø Краткосрочные (до года – оперативные планы, графики). Ø Планирование потребности в качественном составе - это потребность по категориям, профессиям, специальностям, квалификации персонала. Ø Расчет качественной потребности – учет общей структуры подразделений, выполняемых работ, различной документации, требований, должностных инструкций, штатного расписания. Ø Расчет качественной потребности сопровождается одновременно с расчетом по количеству. 4 Общая потребность в персонале – это суммирование количественной потребности по отдельным качественным критериям. Количественная потребность в персонале планируется посредством определения её расчетной численности и её сравнения с фактической обеспеченностью на плановый период. Расчет качественной потребности сопровождается одновременно с расчетом по количеству. Общая потребность в персонале – это суммирование количественной потребности по отдельным качественным критериям. Количественная потребность в персонале планируется посредством определения её расчетной численности и её сравнения с фактической обеспеченностью на плановый период. Особенности кадрового планирования в гостинице. Планирование кадров включает определение потребностей отеля в сотрудниках и подбор квалифицированного персонала для удовлетворения этих потребностей. Таким образом, планирование включает в себя анализ спроса, т.е. числа потенциальных сотрудников отеля на рынке труда.
Сущность и содержание должностных инструкций. Основным инструментом, используемым для планирования наполнения конкретных вакансий, является должностная инструкция. Как правило, любая должностная инструкция содержит следующую основную информацию. 1.Общая информация о работе: название должности, принадлежность к отделу внутри отеля, название должности непосредственного руководителя и т.д. Например, для должности менеджера по продажам в отеле это выглядело бы следующим образом: Название должности: менеджер по продажам Прямое подчинение: директор по продажам и маркетингу Отдел: продаж и маркетинга 2. Описание работы – короткое определение основных функций и задач. Для менеджера по продажам – управление базой корпоративных клиентов, способствование максимизации доходов путем оптимизации существующего и привлечения нового бизнеса в отель. 3. Обязанности работника – перечисление функций и обязанностей в данной позиции с указанием предполагаемого распределения времени, например: - проведение переговоров о сотрудничестве с компаниями через личные встречи и другие коммуникационные каналы – 40%; - разработка и управление стратегий продаж, планирование базы данных своих клиентов – 20%; - привлечение новых компаний к сотрудничеству – 20%; - анализ рынка и конкуренции – 10%;
- администрирование работ ( работа с документами) – 10%. 4.Спецификация работы – ключевые требования к профессионализму работника, критерии оценки его работы, права работника, предполагаемые основные контакты внутри и вне отеля, например: Основные требования: - минимум 2 года опыта в продажах; - навыки проведения презентаций, коммуникативные и проведения переговоров; - навыки проактивных продаж, нацеленность на результат и достижение запланированных показателей; - навыки убеждения, способность оказывать влияние в процессе переговоров. Основные критерии оценки: 1.Достижение запланированных финансовых показателей. 2.Достижение запланированного числа встреч( объема работ) 3.разработка и выполнение стратегического плана для каждого клиента. Основные контакты внутри отеля: - директор по продажам - менеджер по доходам - сотрудники службы размещения - отдел бронирования Основные контакты вне отеля: - административные директора компаний - секретари департаментов - агенты по бронированию - организаторы конференций.
Прогнозирование потребности в персонале Отметим, что гостиничный бизнес характеризуется высокой степенью сезонности продаж: в периоды высокой активности потребность в персонале возрастает, а в сезоны низкой – уменьшается. Менеджменту отелей необходимо постоянно планировать потребность в персонале для оптимизации затрат на обслуживание. Для этого прежде всего следует выявлять ключевой фактор, определяющий потребность в персонале. В гостиничном бизнесе таким фактором является загрузка номерного фонда гостиницы: с этим показателем связана интенсивность работы службы горничных, службы приема и размещения, официантов и менеджмента ресторанов и баров. Если в гостинице проживает мало гостей, значит, требуется небольшое количество горничных для уборки занятых номеров, а в ресторане – официантов и поваров на кухне для обслуживания гостей, и наоборот. Процесс планирования потребности в персонале состоит из 5 шагов. 1 шаг- анализ исторических данных загрузки номерного фонда; 2шаг – прогнозирование загрузки отеля на требуемые даты; 3 шаг – расчет средней величины производительности труда; 4 шаг – расчет необходимого числа сотрудников на конкретный период; 5 шаг – корректировка числа сотрудников 1шаг предусматривает анализ аналогичного периода прошлых лет количества занятых в этот период сотрудников.
Шаг 2 прогнозирование загрузки отеля происходит через анализ трендов, имеющихся бронирований, ежегодных мероприятий. Шаг 3 расчет средней величины производительности труда – расчет количества сотрудников отеля на проданный гостиничный номер в разные периоды существования отеля. Например, если в среднем в году каждый день в отеле занято 70 номеров из 100 при среднем количестве работников в отеле 110, то производительность будет равна приблизительно 1,5 сотрудника на номер: 110 сотрудников/70 занятых номеров равно( =) 1,5 сотрудника на номер. 4 шаг- расчет необходимого числа сотрудников на конкретный период – сопоставление прогнозной загрузки отеля со среднестатистической производительностью. Так , например, если отель ( 100 номеров)ожидает загрузку на конкретную дату 90%, т.е. 90 проданных номеров, то при средней производительности 1,5 человека на номер для обслуживания гостей ему необходимо иметь 90*1,5=135 сотрудников. 5 шаг – корректировка числа сотрудников: для определения более достоверного числа сотрудников, требующихся отелю на определенную дату, необходимо предусмотреть факторы, которые могут не учитываться статистическими данными отеля за прошлые годы, - мероприятия в городе, проходящие не каждый год, новые выставки и конвенции, группа или конференция, которая не проходила в отеле в прошлом году и т.п. База данных кадрового менеджмента создается отделом кадров отеля и предназначена для сбора, обработки, систематизации, хранения, анализа и составления отчетности информации о бывших, настоящих и потенциальных сотрудников отеля. В базе данных могут быть следующие данные: - личная информация; - информация о найме; - опыт работы; - компенсационный пакет/оценка работы; - социальное поощрение; - информация об увольнении. База данных рекомендуется для управления информацией о кадрах наиболее эффективным способом.
|
|||
|