Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





КУРСОВАЯ РАБОТА



 

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»

Финансово-экономический институт

Кафедра экономики и управления развитием территорий

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

На тему: «Современные административные системы»



 

 

Работа защищена:

«___»____________ 2018 г.

 

 

Курсовую работу выполнила:

Богданова Таисия Владимировна, студентка гр. БА-ГМУ-17

_____________________________

«___»__________________ 2018 г.

 

Научный руководитель:

Данилова Лариса Ивановна,

профессор кафедры ЭиУРТ, д.э.н.

_____________________________

«___»_________________ 2018 г.


 

 

Якутск 2018 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................. 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ СИСТЕМЫ 5

1.1 Понятие и сущность административной системы................................. 5

1.2 Факторы, влияющие на административные системы управления....... 7

1.3 Особенности административно-командной системы......................... 11

2. Административные аспекты развития системы исполнительной власти Российской Федерации..... 17

2.1 Организация исполнительной власти в Российской Федерации....... 17

2.2 Проблемы организации системы исполнительной власти в Российской Федерации............................................................................................ 21

2.3 Сравнение административных систем Российской Федерации и Великобритании ......................................................................................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................. 25

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность выбранной темы определяется тем, что проблематика административных систем различных стран всегда представляла определенный интерес в научных кругах. В условиях современного мира присутствует необходимость выявления наиболее перспективных и эффективных административных систем с учетом исторических особенностей становления и современного состояния этих систем применительно к жизни разных народов, равно как и с учетом неизбежного сближения людей в пределах одного и нескольких континентов.

Сравнительный анализ систем государственного управления имеет большую пользу для подготовки к нашей будущей профессиональной деятельности. В современных условиях существует объективная необходимость подготовки к государственной деятельности таких кадров, которые бы не испытывали трудностей в решении государственно-правовых проблем, которые были бы способны решать внутригосударственные вопросы с учетом мирового опыта.

Объектом данной курсовой работы являются непосредственно основы современной административной системы Российской Федерации, и Великобритании, как государства, в основу модели управления, которого заложено сотрудничество.

Предметом курсовой работы является рассмотрение понятий и особенностей современных систем административного управления, выбранных нами стран.

Целью курсовой работы является исследование, изучение систем государственного управления и проведение сравнительного анализа систем государственного управления Российской Федерации и Великобритании, и возможности экстраполяции зарубежной практики в современном государственном управлении Российской Федерации.

Гипотеза: в связи с тем, что в современном мире существует огромное количество стран у каждой из которых своя административная система, имеющая как достоинства, так и недостатки. Построение системы государственного управления зависит от истории становления современных административных систем различных стран, их развития, а также комплексного применения многих факторов внутри страны.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи курсовой работы:

1. исследование понятия административного управления;

2. выявление факторов и особенностей административных систем управления;

3. анализ систем административного управления Российской Федерации и Великобритании;

4. анализ проблемы организации системы исполнительной власти в Российской Федерации.

Теоретико-методологическую базу данной работы составляют общефилософские методы и принципы объективности, исторического и логического, системного анализа и другие общепризнанные требования применительно к анализу административным системам.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ СИСТЕМЫ

1.1 Понятие и сущность административной системы

 

В экономической науке и теории государственного уп­равления понятие «система» является центральным и наиболее широко применяемым. При этом следует различать простое изучение объекта как системы и методологически более узкий подход с точки зрения общей теории систем.

Административная система это совокупность ус­тоявшихся связей и отношений внутри исполнительной власти, между исполнительной и другими ветвями власти в их динамическом взаимодействии с институтами гражданского общества.[5, с. 89]

Административное управление представляет собой - вид государственной деятельности по управлению делами государства, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть ее органов и должностных лиц.

Исследования систем государственного администрирования в различных странах показали, что они имеют множество различий в структуре, формах организации и деятельности центральных и местных органов управления, но также имеют и многие схожие черты. Некоторые из этих различий могут зависеть от уровня экономического и социального развития стран.

При анализе современных систем административного управления можно к одному из факторов, влияющем на структуру административного управления, отнести политические режимы, в рамках которых функционируют административные органы.

Но достаточно часто в странах со схожими политическими режимами и приблизительно одинаковым социально-экономическим уровнем (например, как в развитых странах Запада) складываются весьма разные модели административного управления. В этом случае основные различия определяются типом территориальной организации государства, а именно формой государственного устройства.

Понятие формы государственного устройства позволяет разобраться в территориальной основе формирования и функционирования властных органов. Данное понятие раскрывает принципы деления территории государства на части для целей управления и фактическую реализацию указанных принципов.

Благодаря ему удается выяснить правовое положение составных частей государства, характер взаимоотношений центральных, региональных, местных органов публичной власти. Принято различать две основные формы государственного устройства: простую (унитарное) и сложную (федерация и конфедерация). [5, c. 95-96]

Способы организации высшей государственной власти, принципы формирования ее институтов и их взаимоотношения с обществом выражаются единым понятием «форма правления».

Парламентская форма политического устройства не предусматривает четкого разделения властей. Народное большинство выявляется на основе единой системы голосования - избрания депутатов парламента. Формирование исполнительной власти осуществляется косвенным путем: глава правительства и члены кабинета избираются парламентариями. Следовательно, разделение властей косвенно осуществляется после формирования правительства. Лидер, получивший поддержку большинства в парламенте, становится главой исполнительной власти. Правительство опирается на поддержку парламента, контролируется им и отправляется в отставку. Плюрализм интересов и права меньшинства отстаивает легально действующая оппозиция.

Классический пример парламентской формы правления дает Великобритания. Ведущую роль в формировании внутриполитического и внешнеполитического курсов страны играет премьер-министр, обладающий широкими полномочиями. Он правит через парламент, чем и определяется его влияние. [9, с. 352]

Президентская форма политического устройства предполагает строгое разделение властей уже на стадии выборов, предусматривает наличие у законодательной и исполнительной ветвей власти собственного независимого электората, поэтому в странах с подобной формой правления существует двойная система голосования.

Президентская республика основывается на прямом избрании гражданами парламента и главы исполнительной власти путем выборов. Затем президент назначает членов кабинета (правительство), руководит его деятельностью. Президент несет ответственность непосредственно перед народом. Двойная система голосования обеспечивает равную легитимность исполнительной и законодательной ветвей власти.[9, с. 381]

В основе современных западных демократий лежат два принципа: мажоритарный принцип, в соответствии с которым власть принадлежит большинству народа, и правовой принцип, означающий верховенство права, равную ответственность власти и граждан перед законом. При формировании институтов государства эти принципы в разных объемах сочетаются с принципом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В зависимости от процедуры выделения народного большинства и принадлежности права юридической инвеституры (права на формирование, контроль и роспуск правительства) либо парламенту, либо президенту мажоритарный принцип порождает два институциональных типа демократии парламентский и президентский. Законодательная и исполнительная ветви власти могут быть организованы по принципу либо четкого разделения, либо отсутствия строгого разделения властей. Применение этого принципа организации ветвей власти зависит от формы правления.

 

1.2 Факторы, влияющие на административные системы управления

 

Для того, чтобы определить, что влияет на построение системы управления государством, необходимо выделить типологию административных систем.

Итак, по критерию формы территориального устройства государства традиционно выделяют три основные формы территориального устройства:

- федерация,

- конфедерация,

- унитарное государство.

Унитарное государство имеет единую политико-правовую и административную систему на всей территории, подчеркивая неделимость своего суверенитета. Унитарная система предоставляет входящим в нее территориям очень мало автономии, основное управление осуществляется непосредственно из столицы. Территориальные подразделения - графства (в Швеции и Великобритании), департаменты (во Франции), провинции (в Италии) - большей частью существуют ради административного удобства.[4, с. 84]

Федеральное государство состоит из маленьких государственных или территориальных образований, обладающих определенной политической самостоятельностью и образующих единое политическое сообщество. Наиболее существенные признаки федерализма:

- субъекты федерации имеют значительную собственную политическую жизнь (штаты в США и Бразилии, кантоны в Швейцарии, земли в Германии). Они обладают правом учредительной власти, т.е. имеют собственные конституции, самостоятельную правовую и судебную систему;

- разделение полномочий между центром и субъектами федерации осуществляется в рамках союзной конституции;

- субъекты федерации могут быть произвольно упразднены или изменены центральной властью на законном основании.

Своеобразным политико-территориальным образованием является конфедерация, которая представляет собой союз самостоятельных государств. Конфедерация - более тесное объединение государств, чем международная организация, и ее можно охарактеризовать как некое промежуточное состояние между федеративным государством и международной организацией.

Отсутствие единого суверенитета на всей территории конфедерации позволяет отличать ее как союз государств от федеративного государства, тогда как от коалиции государств конфедерацию отличает определенный, сходный с государственным, территориальный элемент в ее организации. Такие образования настолько свободно сформированы, что его составные части могут успешно бороться против центральной власти. Конфедерации обычно недолговечны. Историческим примером может служить Швейцария. Эта страна до сих пор называет себя конфедерацией, но фактически она имеет федеральный тип административно-государственного управления. Наверное, только Европейский союз в настоящее время является единственным примером конфедерации, в которой слабая власть ее штаб-квартиры в Брюсселе легко блокируется правом вето отдельных стран - членов Европейского сообщества.

Очевидно, что форма государственного устройства предопределяет специфику отношений между элементами и уровнями административной системы. Следовательно, каждой из вышеназванных форм соответствует своя, особенная политико-административная структура. [11, с. 34-36]

Другие критерии исходят из выделения особых моделей управления административных систем в государствах с различными формами правления. Здесь можно определить следующие модели административных систем:

- монархии,

- парламентские республики,

- президентские республики,

- полупрезидентские (смешанные) республики.

Как показывает реальная практика административного управления, ни одна из исследованных моделей административных систем не является идеальной. Поэтому новейшей тенденцией является преодоление недостатков обеих моделей исполнительной власти и синтезирование их позитивных черт для того, чтобы сделать государственный механизм более стабильным и гибким.

Третья категория факторов различает модели административных систем управления по группам стран, объединяемых на основании общих культурных, правовых и политических традиций и практик:

- англосаксонская модель;

- модель «наполеоновских» стран;

- модель, характерная для северных стран;

- модель «германских» стран.

Помимо выделенных критериев различия административных систем управления, предлагаем использовать еще классификацию административных систем, предложенную Н.А. Барановым, различающую типы систем по принципам (механизмам) взаимосвязи структуры и окружающей среды:

1) механический — характеризуется крайне слабой структурной реакцией на изменения среды. Соответственно для систем такого рода характерен небольшой инновационный потенциал и незначительные возможности его реализации. Конфликт между бюрократией и изменениями (инновациями) здесь весьма ощутим;

2) адаптивный — характеризуется приспособлением (адаптацией) к изменениям внешней среды. Административные системы такого типа реагируют post-factum (после того, как свершилось какое-либо событие), стараясь приспособить свою организационную структуру к новым условиям. Тип обратной связи в данном случае отрицательный;

3) креативный — характеризуется активной ролью в преобразовании среды и гибкой организационной структурой. Административные системы такого типа ориентированы на внутриорганизационное развитие и развитие внешней среды.

Таким образом, среди факторов, влияющих на административные системы управления выделяются следующие:

- форма территориального устройства

- форма правления

- культурные, правовые и политические традиции и практики

- принципы (механизмы) взаимосвязи структуры и окружающей среды.

От наличия и сочетания данных факторов будет зависеть эффективность системы административного управления.[6]

 

1.3 Особенности административно-командной системы

 

Особенности хозяйственного механизма командно-административной системы: централизованное управление предприятиями, отсутствие их самостоятельной деятельности; полный государственный контроль производства и распределения товаров, между предприятиями отсутствуют свободные экономические отношения; низкая материальная заинтересованность в результате труда как следствие использования государственных административно-распорядительных методов управления, каждый работник получает фиксированный оклад, а большую часть прибыли получает государство. [5]

Все виды экономик в современном мире условно можно свести к трем основным типам:

1. Свободно-рыночная система, или экономика свободного рынка. В качестве примера такой экономики можно привести экономику Англии XIX века. В современности этот тип экономики как экономики какой-либо отдельно взятой страны уже не существует. Однако классические элементы подобной системы проявляются и действуют в любой современной промышленно развитой стране. Главным принципом экономики данного типа является принцип "Laissezfaire" - свобода выбора, определяемая взаимодействием сил спроса и предложения на конкурентном рынке.

2. Административно-командная система экономики. Сутью данной системы является плановое административное регулирование экономики страны из единого центра чиновничеством (бюрократией). Примером такого типа может служить экономика тоталитарных режимов, например, бывшего СССР. Журналисты, политики и литераторы еще ее называют "плановой экономикой", "экономикой государственного социализма", "социалистической экономикой", "коммунистической экономикой", "административной экономикой".

3. Экономика "смешанного" типа. К этому типу можно отнести экономики современных промышленно развитых стран. Суть данной системы экономики состоит в определенном (в разных странах в разной степени) вмешательстве государства и его воздействие на рыночный механизм.

Экономику любой современной страны невозможно жестко отнести к одному или другому вышеуказанному типу. В той или иной степени, элементы каждого типа присутствуют в любой экономике с преобладанием в ней ведущих элементов, по которым её можно отнести к тому или иному типу. Подобная классификация экономик земного шара применяется экономистами для построения эконометрических моделей развития экономики той или иной страны для последующей выработки прогнозов ее тенденций.

Другой вид разграничения экономических систем – формы координации. Поскольку любая социальная система складывается из взаимоотношений людей и организаций, то любую систему можно представить через ту или иную форму координации. Выделяет четыре формы координации:

1. Бюрократическая координация. Её характерные черты:

а) преобладают вертикальные взаимосвязи от распорядителя к исполнителю;

б) наблюдается многоуровневая иерархия;

в) присутствует жесткая регламентация взаимосвязей;

г) обмен, сделки не обязательно носят денежный характер, но если и имеют денежный характер, то совершающие их лица или организации финансово зависят от вышестоящего органа.

2. Рыночная координация. Её характерные черты:

а) между юридически равноправными лицами и организациями существуют горизонтальные связи;

б) главный мотив поведения в такой системе - получение прибыли;

в) сделки совершаются только в денежной форме.

3. Этическая координация. Её характерные черты:

а) между равноправными лицами или организациями существуют горизонтальные связи;

б) поведение определяется не административным принуждением и не получением прибыли, а ожиданием взаимной помощи;

в) лежащие в основе принципы поведения возведены до моральных норм и достаточно долговечны, если отложились в обычаях и традициях.

4. Агрессивная координация. Её характерные черты:

а) вертикальные связи подчинения слабых более сильным;

б) результат достигается с помощью силы, которая не признана ни законом, ни моралью;

в) сделки совершаются как в денежной, так и в безденежной форме.

Административно-командная система экономики использует в основном два вида координации: бюрократическую и агрессивную; и та, и другая, как правило, порождают дефицит и неограниченный спрос. Ведомства в такой системе пытаются имитировать рынок. Но такая имитация отличается от рынка главной чертой: зависимостью потребителя от ведомства, а не продавца от покупателя, от соотношения спроса и предложения, как это проявляется на конкурентном рынке. Чем чаще и неуместнее бюрократия, государственные органы вмешиваются в рыночные отношения, тем слабее они становятся. А это вынуждает власти ещё более интенсивно вмешиваться в экономику для её регулирования и тем самым рынок атрофируется.

"Смешанная" рыночная система экономики в основном использует рыночную и бюрократическую координацию. Бюрократию невозможно искоренить полностью, поскольку при любом типе экономики требуется некоторое административное вмешательство для урегулирования отрицательных последствий действия любого экономического механизма. И главная проблема состоит не в том, чтобы полностью уничтожить бюрократию, а в том, чтобы ограничить её действие до такой степени, чтобы она не мешала развитию рыночной координации. [8]

Всякая социальная система, и экономическая в том числе, имеет свои собственные механизмы функционирования, развития, которые воспроизводят её как относительно самостоятельную систему, саморегулирующуюся, и не дают ей погибнуть. В этом смысле всякая система консервативна.

Структура хозяйственной системы, как уже сложившейся, предлагает устойчивые взаимосвязи между её элементами, между частью и целым. И если недостает элемента, система его вырабатывает из имеющегося в данной стране общественного материала, приспосабливает к себе этот материал. И стабильность, оптимальность, устойчивость системы зависит от того, какой тип координации в ней доминирует.

В любой экономике в разные времена для ее положительной динамики было важно вовлечь в данный процесс непосредственных производителей с положительным результатом. Положительный результат участия индивидов в экономических процессах количественно выражается в росте производительности труда. Но активное вовлечение в данный процесс трудового населения - это, в общем и целом, прерогатива государства. Какой механизм применит государство, таким будет и результат.

Активизация индивида в экономических процессах общества не наступает сама по себе, автоматически. Она невозможна без ощутимых изменений в методах хозяйствования, национальном менеджменте, направленных на формирование условий реализации насущных потребностей индивидов. [7]

В отечественной экономической литературе в качестве основных механизмов, влияющих на "мотивацию труда" выделяют следующие:

1. Оплата труда. Суть данного механизма или рычага достаточно проста – "давайте будем хорошо платить работнику, и он будет хорошо работать". Однако, как показывает и отечественный, и зарубежный опыт, данный механизм более или менее выполняет предназначенную ему роль, если соблюдаются три условия:

а) зарплата достаточно велика, чтобы обеспечить работнику достойные условия жизни;

б) она действительно заработана, а не начислена;

в) она становится средством для приобретения любых необходимых для жизни товаров и услуг, а не знаками для обозначения дефицита.

Поскольку в отечественной экономике, особенно в ее советский период, все эти три условия не обеспечивались, постольку данный механизм, стимулирующий труд, работал плохо, или совсем даже не работал.

2. Использование для стимулирования не денег, а различных материальных и социальных благ. Его суть тоже достаточно проста - "будешь хорошо работать, дадим квартиру, путевку в санаторий, талончик на холодильник" и т.д. Этот механизм применим только в дефицитной экономике и работает еще хуже, чем первый. Ибо дефицит на то он и есть дефицит, что продукты быстро заканчиваются, и их не хватает даже для хорошо работающих работников, не говоря уже обо всех остальных.

3. Так называемый "патернализм", или "забота о людях", забота директоров о работниках своих предприятий. Хотя большинство директоров понимает значение такого механизма, но его мало кто по-настоящему использует; там же, где он используется, после ухода такого директора, коллектив, как правило, "проваливается".

4. Создание на производстве условий для привлекательной, содержательной работы. Он ориентирован, прежде всего, на талантливых работников, кто хотел бы в труде реализовать свой потенциал личности. И если в производстве более половины всякой деятельности составляет рутинный, жестко регламентированный труд, то этот механизм не действует.

Но данный, основной механизм может действовать только в условиях частной собственности на средства производства; в государственном производстве он не действует. Как видим, так называемая "мотивация труда" - аморфный термин; он не отражает сущностных связей. [16]

Командно-административная экономика осуществляет общегосударственное планирование благодаря тому, что вся собственность общественная (государственная).

Особенности хозяйственного механизма командно-административной системы: централизованное управление предприятиями, отсутствие их самостоятельной деятельности; полный государственный контроль производства и распределения товаров, между предприятиями отсутствуют свободные экономические отношения; низкая материальная заинтересованность в результате труда как следствие использования государственных административно-распорядительных методов управления, каждый работник получает фиксированный оклад, а большую часть прибыли получает государство.[14]

 

 

2. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Организация исполнительной власти в Российской Федерации

 

Принцип, на котором базируется российская система органов исполнительной власти, - федерализм. Сама система является юридически закрепленной главным нормативно-правовым актом Российской Федерации – Конституцией, а также федеральными законами, конституциями республик, законами и иными нормативными актами субъектов Федерации.

Система исполнительной власти, действующая в настоящее время в Российской Федерации, делится на два уровня:

1. федеральные органы исполнительной власти;

2. органы исполнительной власти субъектов. [2]

Данная система сохраняет свое единство благодаря тому, что акты федеральных органов исполнительной власти обязательны для соответствующих органов в субъектах Российской Федерации, в свою очередь, акты последних должны соблюдаться органами исполнительной власти на федеральном уровне.

К федеральным органам исполнительной власти относятся: Правительство Российской Федерации, федеральные министерства и другие органы исполнительной власти федерального масштаба.

Федеральные органы исполнительной власти возглавляет Правительство Российской Федерации, являющееся высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации. [11, с.]

Согласно Федеральному Конституционному Закону №2 «О Правительстве Российской Федерации», Правительство Российской Федерации – коллегиальный орган, который возглавляет единую систему исполнительной ветви власти в России. Председателя Правительства назначает Президент Российской Федерации при согласии Госдумы. Других членов Правительства Президент назначает, обращая внимание на предложения Председателя Правительства.

Правительство по Конституции исполняет следующие функции:

— разработка и представление в Государственную Думу федерального бюджета и обеспечение его исполнения;

— отчет перед Государственной Думой об исполнении федерального бюджета;

— обеспечение проведения в Российской Федерации единой финансово-кредитной и денежной политики;

— проведение единой государственной политики в таких направлениях, как культура, наука, образование, здравоохранение, соцобеспечение, экология;

— управление федеральной собственностью;

— осуществление мер, обеспечивающих оборону Российской Федерации, госбезопасность и реализацию внешней политики страны;

— воплощение мер по защите законных прав и свобод россиян, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

— формирование федеральных целевых программ и обеспечение их реализации.

Правительством осуществляются и другие функции, которые возложены на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

По регламенту работу Правительства осуществляют, основываясь на плане который разрабатывается на 6 месяцев и который утверждает его Председатель. Правительственные заседания, в соответствии с этим документом, проводят не реже 1-го раза в месяц. Также существуют и внеочередные заседания, за проведение которых отвечает Председатель Правительства или его заместитель, если первый по каким-либо причинам отсутствует.

Достаточно присутствия на Заседании 50% членов Правительства, чтобы считать его правомочным. Каждое из решений, принятых в ходе заседания оформляют по протоколам.

Для решения экстренных вопросов Правительство приказом Председателя может создать Президиум.

Правовые формы полномочий Правительства – это постановления и распоряжения, которые принимаются на основе и в целях исполнения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, а также нормативных указов Президента.

Правительство лишается своих полномочий, когда избирается новый Президент. Однако ему позволено подать в отставку и раньше назначения новоизбранного главы государства. Отставку может принять только Президент, он же может ее и отклонить. Государственная Дума, приняв большинством депутатов соответствующее постановление, может выразить свое недоверие Правительству. После этого Президент может либо уволить Правительство, либо отвергнуть предложение Государственной Думы.

Организационно-правовыми формами органов федеральной исполнительной власти являются 3 элемента:

— федеральные министерства;

— федеральные службы;

— федеральные агентства.

Первый уровень данной системы – министерства Российской Федерации.

Министерство Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет полномочия по разработке государственной политики и нормативно-правовых актов в отдельной сфере деятельности.

На данный момент в Российской Федерации министерства подразделяются на две группы:

— под руководством Президента Российской Федерации (МВД, МЧС, Министерство иностранных дел; Министерство обороны, Министерство юстиции);

— под руководством Правительства Российской Федерации (Министерство здравоохранения, Министерство культуры и массовых коммуникаций; Министерство образования и науки, Министерство природы, Министерство промышленности и энергетики, Министерство регионального развития, Министерство сельского хозяйства, Министерство информационных технологий и связи, Министерство финансов , Министерство экономического развития).

Следующее звено – федеральные службы, также относятся к федеральным органам исполнительной власти. Федеральные службы осуществляют полномочия по контролю и надзору в определенной сфере деятельности, а также исполняют специальные функции в области обороны, госбезопасности, защиты госграницы России, борьбы с преступностью и общественной безопасности.

По Указу Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314, не все федеральные службы имеют самостоятельность, часть из них входит в структуру федеральных министерств. Одни службы находятся в ведении Президента Российской Федерации, другие относятся к Правительству Российской Федерации.

Самостоятельными федеральными службами, которыми руководит Президент Российской Федерации, являются: Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральная Служба Безопасности Российской Федерации, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральная служба охраны Российской Федерации.

Последнее звено системы федеральных органов исполнительной власти – федеральные агентства. Они представляют собой орган, который осуществляет деятельность в определенной сфере государственных услуг, управляющий госимуществом и занимающийся применением правовых функций, за исключением контроля и надзора.

Основную часть федеральных агентств включили в состав федеральных министерств. К примеру, Министерство природных ресурсов имеет 3 федеральных агентства: водных ресурсов, лесного хозяйства и по недропользованию. Еще два их федеральных агентства – по атомной энергетике и космическое агентство – самостоятельные, ими заведует Правительство Российской Федерации.[12, с. 48-50]

 

2.2 Проблемы организации системы исполнительной власти в Российской Федерации

 

Конституция Российской Федерации закрепила принцип разделения власти, согласно которому органы исполнительной власти в Российской Федерации являются самостоятельными в пределах своей компетенции, установила но- вые институты исполнительной власти как на федеральном, так и субфедеральном уровне. В то же время заложенная в Конституции Российской Федерации «конструкция» исполнительной власти в настоящее время не получила окончательного и, самое главное, эффективного законодательного и организационного оформления. Так, к сожалению, и через 20 лет после принятия Конституции Российской Федерации система и структура федеральных органов исполнительной власти не отличается стабильностью. [17]

Функциональная размытость между видами федеральных органов исполнительной власти и отсутствие четких критериев, на которых должна строиться система органов исполнительной власти Российской Федерации, продолжает отрицательно сказываться на функционировании всей системы исполнительной власти. За это время было проведено несколько организационных перестроек данной системы, суть которых сводилась к поискам рациональной структуры, прежде всего, федеральных органов России. По мнению Н.Ю. Хаманевой, «в ряде случаев изменения отдельных структурных подразделений этой системы были неоправданными и не были вызваны объективной необходимостью. При этом отсутствовало организационно-правовое обоснование образования, слияния, разделения органов исполнительной власти. Опыт государственного строительства свидетельствует о том, что каждый орган исполнительной власти должен иметь свой чет- кий правовой статус, зависящий от характера и объема выполняемых функций и полномочий. Только тогда можно говорить об обоснованных реорганизациях, минимизации или сокращениях в системе государственного управления. Именно поэтому и в целях повышения эффективности всей системы государственного управления в Российской Федерации необходимо, наконец, законодательно закрепить строгую классификацию органов и учреждений исполнительной власти.

Еще одна немаловажная проблема, требующая своего решения в ходе реформы государственного управления в Российской Федерации, касается реального повышения статуса Правительства Российской Федерации как высшего исполнительного органа государственной власти. Как представляется, необходимо наделить Правительство Российской Федерации более четкими полномочиями по осуществлению непосредственного контроля над деятельностью системы исполнительной власти в целом. Например, в целях реализации конституционного положения о единой системе исполнительной власти в Российской Федерации, повышения эффективности государственного управления, укрепления исполнительной дисциплины и ответственности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за принимаемые решения следовало бы наделить Правительство Российской Федерации правом приостанавливать действие неправомерных актов органов управления субъектов Российской Федерации в сфере предметов совместного ведения до решения спора в судебном порядке



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.