Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Физиология органов чувств»



«Физиология органов чувств»

 

Семинары 1, 2 (ОБЩИЕ ВОПРОСЫ РЕЦЕПЦИИ+ ЗРЕНИЕ).

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ РЕЦЕПЦИИ

Литература:

· Эккерт «Физиология животных» в первую очередь,

· От нейрона к мозгу (ЗРЕНИЕ!),

· Физиология под редакцией Камкина и Каменского;

·

Вопросы:

1) Принципы классификации рецепторов (с примерами!):

a) первичные и вторичные (короткие и длинные);

b) по модальности стимула. Понятие адекватности стимула;

2) Принципы преобразования сенсорного сигнала в рецепторный потенциал:

a) В механорецепторах, особое внимание уделить волосковым рецепторам (механизм «воротной пружины»);

b) В хеморецепторах;

c) В фоторецепторах.

3) Кодирование интенсивности сенсорного сигнала – в рецепторном потенциале и ПД (в чем принципиальное отличие). Абсолютный порог. Дифференциальный порог. Закон Вебера-Фехнера.

4) Адаптация рецепторов. Определение понятия и физиологическое значение адаптации. Проиллюстрировать разные механизмы адаптации на примере:

a) волосковых механорецепторов слуховой и вестибулярной систем;

b) механорецепторов кожи;

c) хеморецепторов;

d) фоторецепторов.

 

ЗРЕНИЕ

1) Анатомия глаза. Структура сетчатки. Фоторецепторы, биполярные, горизонтальные и амакриновые клетки. Глиальные клетки сетчатки. Где находятся и как связаны друг с другом.

2) Передача сигнала в фоторецепторах: от поглощения фотона до изменения высвобождения медиатора. Функционирование палочек.

3) Функционирование колбочек. Цветовое зрение.


4) On- и off- ответы биполярных. Роль горизонтальных клеток и ганглиозных клеток в обработке и передаче зрительной информации. В каком виде формируется информация о видимом мире на уровне сетчатки?

5) Подкорковые центры обработки зрительной информации: 1) верхние холмики четверохолмия – принципы формирования ориентировочного рефлекса (нейроны-детекторы новизны); 2) латеральное коленчатое тело таламуса: латеральное торможение как основной принцип «фильтрации» информации, поступающей в кору.

6) Общие принципы сборки зрительных образов в коре. Колончатая организация коры головного мозга. Колонки глазодоминантности. Ориентационные колонки. Простые и сложные клетки первичной и вторичной зрительной коры.

7) Распознавание сложных образов: формы, объема, движения; образы, детали, цвет. Бинокулярное зрение.

8) Зрительные иллюзии.

 

 

Семинары 3, 4. СЛУХ и ВЕСТБУЛЯРНЫЙ АППАРАТ (сенсорные системы с волосковыми рецепторами – Эккерт, все остальное – от нейрона к мозгу)

 

1) Принцип «восприятия» стимула волосковыми рецепторами: концевые белковые нити (механизм «воротной пружины»); механизм адаптации волосковых рецепторов к раздражителю.

2) Вестибулярный аппарат. Строение. Принципы работы. Проведение информации в ЦНС: не сосредоточиваться на трактах, ядрах и путях; главное – куда и зачем (как используется вестибулярная информация) – спинной мозг, мозжечок, средний мозг и кора.

3) Строение среднего и внутреннего уха. Работа кортиева органа. Принципы кодирования частоты звука. Тонотопия. Диапазон слышимости.

4) Подкорковые и корковые центры обработки слуховой информации: 1) ядра верхней оливы - определение направление источника звука; 2) нижние холмики четверохолмия – определение новизны слуховой информации; 3) слуховая кора. Сбор сложных образов – анализ речи.

5) Кожные рецепторы – тактильные, болевые, температурные.

6) Вкус: рецепторы, передача и анализ информации, результат этого анализа в коре головного мозга.

7) Обоняние: рецепторы, передача и анализ информации, результат этого анализа в коре головного мозга..

 

 

Ответы на эти два вопроса должны быть в тетради, отдельно готовить их не нужно. Но, нужно помнить при анализе анализа информации в ЦНС:

  1. Латеральное торможение как принцип а) фильтрации информации (таламус); б) «контрастирования» сенсорного сигнала (на примере обработки соматосенсорной информации) - выделения самого сильного и значимого сигнала и торможения слабых сигналов.
  2. Принцип «сохранения ближайшего соседства» в обработке сенсорной информации: соматотопия (гомункулусы), ретинотопия, тонотопия, также в обонятельной и вкусовых системах (не знаю, как назвать). До каких областей ЦНС сохраняется такой «топизм».


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.