|
|||
Физиология органов чувств»«Физиология органов чувств»
Семинары 1, 2 (ОБЩИЕ ВОПРОСЫ РЕЦЕПЦИИ+ ЗРЕНИЕ). ОБЩИЕ ВОПРОСЫ РЕЦЕПЦИИ Литература: · Эккерт «Физиология животных» в первую очередь, · От нейрона к мозгу (ЗРЕНИЕ!), · Физиология под редакцией Камкина и Каменского; · Вопросы: 1) Принципы классификации рецепторов (с примерами!): a) первичные и вторичные (короткие и длинные); b) по модальности стимула. Понятие адекватности стимула; 2) Принципы преобразования сенсорного сигнала в рецепторный потенциал: a) В механорецепторах, особое внимание уделить волосковым рецепторам (механизм «воротной пружины»); b) В хеморецепторах; c) В фоторецепторах. 3) Кодирование интенсивности сенсорного сигнала – в рецепторном потенциале и ПД (в чем принципиальное отличие). Абсолютный порог. Дифференциальный порог. Закон Вебера-Фехнера. 4) Адаптация рецепторов. Определение понятия и физиологическое значение адаптации. Проиллюстрировать разные механизмы адаптации на примере: a) волосковых механорецепторов слуховой и вестибулярной систем; b) механорецепторов кожи; c) хеморецепторов; d) фоторецепторов.
ЗРЕНИЕ 1) Анатомия глаза. Структура сетчатки. Фоторецепторы, биполярные, горизонтальные и амакриновые клетки. Глиальные клетки сетчатки. Где находятся и как связаны друг с другом. 2) Передача сигнала в фоторецепторах: от поглощения фотона до изменения высвобождения медиатора. Функционирование палочек. 3) Функционирование колбочек. Цветовое зрение. 4) On- и off- ответы биполярных. Роль горизонтальных клеток и ганглиозных клеток в обработке и передаче зрительной информации. В каком виде формируется информация о видимом мире на уровне сетчатки? 5) Подкорковые центры обработки зрительной информации: 1) верхние холмики четверохолмия – принципы формирования ориентировочного рефлекса (нейроны-детекторы новизны); 2) латеральное коленчатое тело таламуса: латеральное торможение как основной принцип «фильтрации» информации, поступающей в кору. 6) Общие принципы сборки зрительных образов в коре. Колончатая организация коры головного мозга. Колонки глазодоминантности. Ориентационные колонки. Простые и сложные клетки первичной и вторичной зрительной коры. 7) Распознавание сложных образов: формы, объема, движения; образы, детали, цвет. Бинокулярное зрение. 8) Зрительные иллюзии.
Семинары 3, 4. СЛУХ и ВЕСТБУЛЯРНЫЙ АППАРАТ (сенсорные системы с волосковыми рецепторами – Эккерт, все остальное – от нейрона к мозгу)
1) Принцип «восприятия» стимула волосковыми рецепторами: концевые белковые нити (механизм «воротной пружины»); механизм адаптации волосковых рецепторов к раздражителю. 2) Вестибулярный аппарат. Строение. Принципы работы. Проведение информации в ЦНС: не сосредоточиваться на трактах, ядрах и путях; главное – куда и зачем (как используется вестибулярная информация) – спинной мозг, мозжечок, средний мозг и кора. 3) Строение среднего и внутреннего уха. Работа кортиева органа. Принципы кодирования частоты звука. Тонотопия. Диапазон слышимости. 4) Подкорковые и корковые центры обработки слуховой информации: 1) ядра верхней оливы - определение направление источника звука; 2) нижние холмики четверохолмия – определение новизны слуховой информации; 3) слуховая кора. Сбор сложных образов – анализ речи. 5) Кожные рецепторы – тактильные, болевые, температурные. 6) Вкус: рецепторы, передача и анализ информации, результат этого анализа в коре головного мозга. 7) Обоняние: рецепторы, передача и анализ информации, результат этого анализа в коре головного мозга..
Ответы на эти два вопроса должны быть в тетради, отдельно готовить их не нужно. Но, нужно помнить при анализе анализа информации в ЦНС:
|
|||
|