Выполнила ст. гр. ПО д/б 19-1-з: Береговая Л.А.
Выполнила ст. гр. ПО д/б 19-1-з: Береговая Л.А.
Задание 1.Ниже даны 14 утверждений (по материалам лекции «Общение и его виды»). Укажите через запятую цифры верных утверждений.
1. Общение – это взаимодействие людей с целью передачи информации, опыта, эмоций.
2. Чтобы общение состоялось, необходимо наличие не менее двух человек и наличие общей темы для разговора.
3. Успех общения не зависит от того, насколько удачно выбрана тема разговора, насколько в ней заинтересованы собеседники.
4. Общение выполняет три основных функции: коммуникативную, интерактивную, перцептивную.
5.По виду деятельности общение делится на контактное и дистантное.
6.По наличию/отсутствию опосредующего аппарата общение делится на непосредственное и опосредованное.
7.Деловое общение – это многогранный процесс коммуникации людей на улице, общение в семье, транспорте и других публичных местах.
8. Цель делового общения – организация совместной предметной деятельности.
9. Одной из черт делового общения является регламентированность, под которой понимается умение четко формулировать цели коммуникации.
10. Установление контакта с участниками общения – самый ответственный этап, во время которого необходимо понять цели и мотивы поведения партнеров, их установки и ожидания, определить стратегию и тактику ведения общения.
11. Выход из контакта – этап, на котором собеседники должны показать свое желание сотрудничать, взаимодействовать в дальнейшем.
12. Профессиональное общение – это взаимодействие специалиста с другими специалистами и клиентами организации в ходе осуществления профессиональной деятельности.
13. Культура профессиональной речи включает следующие основные характеристики: а) владение терминологией данной специальности; б) умение строить выступление на профессиональную тему; в) умение организовать профессиональный диалог и управлять им; г) умение проводить научные исследования.
14. Для успеха в профессиональной деятельности современному специалисту необходимо в совершенстве владеть навыками культуры речи, обладать лингвистической, коммуникативной и поведенческой компетенцией в профессиональном общении.
Ответ:
1, 2, 4, 6, 8, 9, 10, 11,
Задание 2. Опираясь на материал лекции «Культура речи делового человека», ответьте на вопросы, представленные в первом столбике. Ответы должны быть лаконичными и по существу!!!!!
Вопросы
| Ответы
| 1. Понятие «культура речи» в научно-методической литературе трактуется неоднозначно. Обоснуйте данный тезис.
| Под культурой речи понимают и владение языковыми нормами (в произношении, ударении, словоупотреблении, в построении фраз и т.п.). Это так называемый нормативный аспект культуры речи.
Под культурой речи понимают и умение отбирать и употреблять языковые средства в процессе речевого общения в соответствии с коммуникативными задачами (Кто? Кому? Что? Где? Когда? Почему? Зачем? Человек должен понимать: где, кому и с какой целью он говорит или пишет). Это коммуникативный аспект культуры речи.
Под культурой речи понимают и владение этическими нормами общения – речевыми формулами приветствия, просьбы, вопроса, благодарности, поздравления; обращение на «ты» и «вы»; выбор полного или сокращенного имени, формы обращения и т.д. Это этический компонент культуры речи, который накладывает строгий запрет на сквернословие в процессе общения, осуждает разговор на «повышенных тонах».
| 2. Что необходимо осмыслить, понять, работая над текстом, чтобы речь была содержательной, информативной?
| Чтобы речь была содержательной, информативной, обогащала слушателей, привлекала их внимание, важно, работая над текстом, осмыслить:
- какие положения будут развиты;
- что нового вносится в решение вопроса;
- что остается спорным и требует дальнейших размышлений;
- насколько высказываемые мысли аргументированы;
- какова авторская позиция.
| 3. От чего зависит такое качество речи, как точность словоупотребления?
| Точность словоупотребления зависит от того, насколько говорящий знает предмет речи, насколько он эрудирован, умеет ли логически мыслить, знает ли законы русского языка, его правила.
| 4. В автобусе (троллейбусе, трамвае) Вы на следующей остановке сходите? Закончите фразу.
| 5. Какие слова называются паронимами? Приведите примеры.
| Паронимами (para — рядом, onima — имя) называются слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению. Например: адресант — адресат, экскаватор — эскалатор, кворум — форум, контракт — контакт, факт — фактор, описка — отписка, внеклассный — внеклассовый.
Паронимы встречаются и среди собственных имен: Эйзенштейн — Эйнштейн, Капри — Кипр, Швеция — Швейцария.
| 6. Может ли употребление в речи омонимов привести к смысловой неточности, двузначности высказывания? Если да, приведите примеры.
| «Издали закон об упразднении транспортных судов» звучит двусмысленно из-за наличия в языке омонимов; судов — форма родительного падежа множественного числа существительного суд и судов — форма родительного падежа множественного числа существительного судно. Возникает вопрос, что упразднили — транспортные суды или транспортные суда? Неудачное употребление омонимов может привести к комическому эффекту. Так, фраза «совместный отдых, как и труд, спаивает людей» обязательно вызывает нежелательную реакцию.
| 7. Что означает такое качество речи, как чистота речи?
| Чистота речи – отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков, слов-паразитов. Конечно, в языке названных слов нет, такими они становятся в речи говорящего из-за частого, неуместного их употребления. К сожалению, многие активно вставляют в свою речь «любимые словечки»: так сказать, значит, вот, собственно говоря, видите ли, понятно, да, так, понимаете и др. Это производит очень неприятное впечатление.
Слова-сорняки, слова-паразиты не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью. Они просто засоряют речь говорящего, затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания. Кроме того, лишние слова психологически действуют на слушателей, которые начинают подсчитывать количество таких слов в устном выступлении.
| 8. Назовите основные условия, от которых зависит выразительность речи человека.
| Первое условие — самостоятельность мышления, деятельности сознания автора речи. Если думаешь только по шпаргалке, а чувствуешь по шаблону и стандарту, не удивляйся тому, что шпаргалочное мышление и шаблонное чувство не позволяют пробиться робким росткам выразительности.
Второе условие — неравнодушие, интерес автора речи к тому, о чем он говорит или пишет, к тому, что он говорит или пишет, и к тем, для кого он говорит или пишет.
Третье условие - хорошее знание языка, его выразительных возможностей. Такое знание редко достигается без помощи науки о языке. Вот почему желательно широкое лингвистическое просвещение.
Необходимо знать о звуках и их выразительных возможностях. Об ударении и его выразительных свойствах. О словах и их воздействии на речевую выразительность.
Четвертое условие — хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей — так как каждый из них налагает свой отпечаток на отдельные группы и слои средств языка, которые, _.таким образом, оказываются стилистически окрашенными. Эта окрашенность предоставляет очень большие возможности авторам речи и в усилении речевой выразительности.
Пятое условие — систематическая и осознанная тренировка речевых навыков. Нужно учиться контролировать свою речь, замечать, что в ней выразительно, а что шаблонно и серо. Навык самоконтроля необходим любому человеку, если он хочет постепенно улучшать свою речь.
| 9. В каких источниках отражено лексическое богатство русского языка?
| Лексическое богатство русского языка отражено в различных лингвистических словарях. Так, «Словарь церковнославянского и русского языка», изданный в 1847 году, содержит около 115 тыс. слов. В.И. Даль включил в «Словарь живого великорусского языка» более 200 тыс. слов, Д.Н. Ушаков в «Толковый словарь русского языка» — около 90 тыс. слов.
| 10. Какие умения формируются у тех людей, кто стремится излагать свои мысли кратко?
|
| 11. Уместность речи охватывает разные уровни языка. Какие виды уместности различают в связи с этим?
| Уместность речи – это соответствие содержания речи, её языковых средств целям и условиям общения.
Уместность речи охватывает разные уровни языка, и, в связи с этим, различают уместность:
· стилевую,
· контекстуальную,
· ситуативную,
· личностно-психологическую
| 12. Как бы вы объяснили, что такое личностно-психологическая уместность?
| Это уместность использования речевых средств отдельным человеком в соответствии с культурой его мышления, с его чутким, доброжелательным и уважительным отношением к людям, в соответствии с его идейной позицией и убежденностью. Умение найти нужные слова, интонацию в той или иной ситуации общения.
| 13. Что такое языковые нормы?
| Языковые нормы (нормы литературного языка, литературные нормы) – это правила использования языковых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, правописания, словоупотребления, грамматики.
|
Задание 3.Распределите слова по трём столбикам: в 1-й – слова с ударением на 1-й слог, во 2-й – с ударением на второй слог, в 3-й – с ударением на 3-й слог.
Жалюзи, щавель, балованный, средства, столяр, откупорить, бармен, каталог, торты, шарфы, ходатайство, премировать, корысть, газопровод, красивее, квартал, договор, поняла, облегчить, завидно, сироты, досуг, сливовый, банты, включит, ворожея, диспансер, кухонный, отрочество, эксперт.
С ударением на 1-й слог
| С ударением на 2-й слог
| С ударением на 3-й слог
| С ударением на 4-й слог
| средства
| щавель
| жалюзи
| премировать
| бармен
| балованный
| каталог
| газопровод
| торты
| столяр
| договор
|
| шарфы
| откупорить
| поняла
|
| сливовый
| ходатайство
| облегчить
|
| банты
| корысть
| ворожея
|
| кухонный
| красивее
| диспансер
|
| отрочество
| квартал
|
|
| эксперт
| завидно
|
|
|
| сироты
|
|
|
| досуг
|
|
|
| включит
|
|
|
|