Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





План урока. III. Введение в новый материал. IV. Работа по теме уроков. Расширение территории Российского государства



План урока

1. Государи всея Руси. 2. Завершение объединения русских земель.

3. Как управлялось государство. Проблемный вопрос

— Было ли объединение Руси неизбежным?

III. Введение в новый материал

Многие историки считают, что о России начала XVI в. можно говорить как о едином государстве. Так ли это? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить известные вам признаки централизованного государства.

(Ученики вспоминают признаки. Учитель записывает на доске ответы учеников.)

Признаки централизованного государства:

1) подчинение всех органов самоуправления единому центру; 2) единое законодательство;

3) общее гражданство; 4) общая судебная система; 5) общая налоговая система; 6) единый бюджет.

IV. Работа по теме уроков

1. Государи всея Руси

На прошлом уроке мы сравнивали процесс формирования единых государств. Как вы думаете, почему мы начинаем изучение темы «Российское государство в первой трети XVI в.», с вопроса «Государи всея Руси»?

(Ученики высказывают свои предположения.) Действительно, в формировании единого Российского государства решающую роль сыграла политика Ивана III и Василия III.

— Разделившись на две группы, работая с п. 1 § 4 учебника и дополнительным материалом:

1) представьте исторические портреты первых государей всея Руси;

2) проанализируйте их деятельность;

3) выясните, какова их роль в создании единого государства. Первая группа — Иван III.

Вторая группа — Василий III.

Расширение территории Российского государства

Дата

Событие

Василий III (1505-1533)

Включение Пскова в состав Русского государства

Возвращение Смоленска в ходе войны с княжеством Литовским

Присоединение Волоколамского княжества

Присоединение Калужского княжества

Присоединение Угличского и Рязанского княжеств

3. Как управлялось государство

Мы выяснили, что в первой трети XVI в. закончился процесс собирания русских земель. Предстояло решить еще несколько важных задач: установить единую систему управления страной, ввести общее законодательство, провести административное деление государства и создать единое войско.

— Работая с п. 3 § 4 учебника, составьте схему «Управление Российским государством в первой трети XVI в.».

В государев двор входили не только бояре, служившие верховной власти из поколения в поколение, но и дворяне. Они были особенно преданны государю, потому что за свою службу получали землю — поместья.

Запись в тетради

Поместье — это участок казенной земли с крестьянами, отданный конкретному лицу на условии несения им военной службы. Поместье нельзя было продать, подарить или заложить, но можно было передать по наследству, если сын выходил на службу «в отца место».

Домашнее задание

1. Прочитать § 4.

2. Выполнить задания 1, 2 или 4 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на с. 34 учебника (на выбор).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.