Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Проработав Федеральный закон Об образовании, сформулируйте в чем выражается экономическая самостоятельность образовательного учреждения.



Проработав Федеральный закон "Об образовании", сформулируйте в чем выражается экономическая самостоятельность образовательного учреждения.

ОТВЕТ:

В настоящее время начался повсеместный перевод бюджетных учреждений образования, культуры, здравоохранения на автономию. Она не означает полного прекращения финансирования учреждения. Суть состоит в том, что учреждение имеет право и возможность за счет введения платных услуг зарабатывать денежные средства и распоряжаться ими в полной мере для нужд учреждения. Соответственно, за все придется платить населению.

Экономическая самостоятельность дает образовательным учреждениям возможность определения конкретного производителя образовательного продукта (ресурсы, технология, результат); определения объема ресурсного обеспечения производства образовательного продукта в конкретном образовательном учреждении; определения соотношения затрат и результата; определения возможностей и ограничений для определенной организационной формы производителя образовательного продукта; нести ответственность за конечный результат [25].

Согласно Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы новое продлена на 2015 – 2020 год, за это время было достигнуто следующее:

- внедрение модели финансирования образовательных организаций всех уровней образования, обеспечивающей многоканальное поступление средств и расширение самостоятельности их использования;

- внедрение механизмов, способствующих развитию экономической самостоятельности образовательных организаций (учреждений) для повышения эффективности использования ресурсов, выделяемых на образование;

- реализация комплекса мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности образования, способствующих притоку инвестиций, финансовых, материальных, интеллектуальных и иных ресурсов в систему образования и последовательному переводу ее развития на принципы разработки и реализации инвестиционных проектов.

Образовательное учреждение как самостоятельный участник экономических отношений имеет статус юридического лица. Юридическим лицом считается организация, признаваемая государством субъектом права, то есть участником правоотношений и, отсюда, обладателем прав, обязанностей и носителем ответственности.

Для образовательных учреждений принцип автономии состоит в том, что образовательное учреждение является юридическим лицом и самостоятельно в рамках утвержденного устава и договора с учредителем:

- формирует внутреннюю структуру управления, создает структурные подразделения (кроме филиалов);

- самостоятельно реализует различные виды уставной деятельности, в том числе предпринимательской;

- распоряжается доходами, полученными от осуществления самостоятельной деятельности;

- арендует и сдает в аренду имущество, в том числе переданное ему учредителем;

- привлекает для обеспечения своей деятельности различные финансовые источники;

- оказывает услуги, реализует производимую продукцию, результаты работы;

- самостоятельно определяет направления использования всех своих бюджетных и внебюджетных средств;

- самостоятельно определяет применяемую систему оплаты труда и материального поощрения работников [25].

Автономия образовательного учреждения усилена тем, что законодательство обязывает учредителя строить свои взаимоотношения с образовательным учреждением на договорной, т.е. равноправной, основе. Фактически этим положением признается равноправие образовательного учреждения и его учредителя в построении взаимоотношений после того, как учреждение создано (учреждено).

Госдума 23 апреля 2011 года приняла в третьем окончательном чтении закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», который реформирует сеть бюджетных учреждений в РФ. Нормативный документ предоставляет бюджетным учреждениям право заниматься деятельностью, приносящей доход, которым они смогут распоряжаться сами. Закон вводит новый тип учреждений - казенные. В этот новый тип переводится большое количество бюджетников, в том числе армия и силовики. Для образовательных учреждений преимущественно предполагается перевод в автономные бюджетные учреждения [6].

Законопроект делит все бюджетные учреждения на три категории: казенные, бюджетные и автономные.

Казенные учреждения сохранят за собой все признаки сегодняшних бюджетных учреждений, при которых весь приход и расход денег строго регламентирован сметой. Заработанные дополнительные средства такое учреждение должно будет перечислить в бюджет.

Бюджетным учреждениям нового типа государство будет выделять не деньги по смете, а субсидии на выполнение госзадания. То есть основной вид деятельности лечебного или образовательного учреждения (лечение и обучение) будет финансироваться из госбюджета. В госзадании будут установлены показатели эффективности и объема услуги. Таким образом, устанавливается связь между объемом финансирования и качеством работы учреждения. Также эти организации получат право самостоятельно зарабатывать средства, предоставляя дополнительные платные услуги, и, что особенно важно, самостоятельно же и решать, как потратить полученные деньги.

Автономные учреждения очень похожи на «новые» бюджетные, но на них не распространяется закон о госзакупках и они вправе выбирать, где иметь счета: в казначействе (как бюджетные), или в банке.

Общеобразовательные школы предполагается отнести к новым бюджетным учреждениям. Что это означает на практике?

Обязательные предметы школьной программы – математика, физика, химия, русский язык и т.д. (всего их 25, и они закреплены Госстандартом), будут преподаваться бесплатно. Платить (по желанию родителей) придется за дополнительные занятия, кружки и факультативы. Например, за дополнительные занятия в бассейне, уроки игры в шахматы или кружок кройки и шитья. Как утверждает Андрей Фурсенко, образование детей станет дешевле для родителей: они будут точно знать, за какие занятия им придется доплатить, а какие уроки уже профинансированы из госбюджета. Оплачивать одну и ту же услугу дважды (из казны и кармана родителей) закон запрещает.

Кроме того, вместе с правом оказывать платные услуги школы получат возможность сократить издержки на их предоставление. Дело в том, что и сейчас кружки и факультативы для детей в большинстве случаев платные. Чтобы взимать деньги официально, школа должна зарегистрировать какое-либо юридическое лицо. У этой структуры должно быть помещение, руководитель и бухгалтер. Работники конторы должны вести отчетность, платить налоги, их проверяют санэпиднадзор, пожарная охрана, фискальные органы. За все это приходится тратить деньги, что удорожает стоимость дополнительного обучения [6].

Закон не только позволит эффективнее управлять денежными потоками, но и сделает использование госсредств более прозрачным. Помимо того, что счета образовательных учреждений по-прежнему будут открыты в Федеральном казначействе, и проверяющие смогут отслеживать финансовые операции, в Интернете появится дополнительная информация. Любой желающий сможет ознакомиться с учредительными документами и свидетельством о регистрации, а также с финансовыми показателями, например, бухгалтерской отчетностью, самим госзаданием для образовательного учреждения, результатами проверок школы контролирующими органами и отчетом школы об использовании закрепленного госимущества. Сейчас такой информации в открытом доступе нет.

Степень ответственности руководителя образовательного учреждения также будет повышена. Он может быть уволен за просроченную кредиторскую задолженность организации. Если деятельность руководства не была согласована с учредителем (то есть государством) и привела к убыткам, то покрываться они будут из кармана самого директора.

Рыночные условия хозяйствования привели к появлению нового для бюджетных учреждений явления как предпринимательская деятельность. В соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждения такого типа могут осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они создано, и соответствующую этим целям. В соответствии с главой 25 части второй Налогового кодекса РФ, к доходам от предпринимательской деятельности, например образовательных, бюджетных организаций относятся доходы, получаемые от оказания платных услуг юридическим и физическим лицам. Услуги, относимые к предпринимательской деятельности бюджетных учреждений, определяются законодательными актами Российской Федерации в области образования [3].

Таким образом, бюджетное учреждение может иметь два источника получения имущества и денежных средств:

- выделение бюджетных средств на целевое финансирование деятельности учреждения;

- получение доходов от ведения предпринимательской деятельности, которая рассматривается как один из основных источников финансирования.

В соответствии со ст. 47 Закона Российской Федерации «Об образовании» к предпринимательской деятельности образовательных учреждений относятся:

- продажа и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения;

- торговля покупными товарами, оборудованием;

- оказание посреднических услуг;

- долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;

- приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

- ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно несвязанных с собственным производством, предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией [4].

В настоящее время начинается перевод бюджетных учреждений образования, культуры, здравоохранения на автономию. Она не означает полного прекращения финансирования учреждения. Суть состоит в том, что учреждение имеет право и возможность за счет введения платных услуг зарабатывать денежные средства и распоряжаться ими в полной мере для нужд учреждения. Соответственно, за все придется платить населению.

Закон определяет, что на бюджетные и автономные учреждения будет распространена норма, ранее действовавшая только для унитарных предприятий, - о том, что инвестиции в эти учреждения влекут за собой увеличение стоимости основных средств этих учреждений. Также сохранен порядок применения упрощенной системы налогообложения для автономных учреждений. Главная задача закона - сокращение внутренних издержек, повышение эффективности работы и привлечение внебюджетных источников финансирования.

Закон, реформирующий сеть бюджетных учреждений, должен вступить в силу с 1 января 2011 года, но до 1 июля 2012 года предлагается установить переходный период [24].

Речь идет о внесении элементов рыночных отношений в сферу бюджетных услуг. Новый статус бюджетного учреждения и статус автономного учреждения означает: учредитель, то есть государство, будет ставить перед учебным заведением определенные задания и деньги выделять в соответствии с ними. Учреждения вправе расширить свое финансирование сверх того, путем оказания платных услуг населению.

Субсидиарная ответственность государства (муниципалитета) исчезает: учредитель перестает отвечать по долгам школ и других бюджетных (или) автономных учреждений. Новый закон приведет к уменьшению ответственности государства за систему образования.

До сих пор факт существования учреждения был основанием для его государственного финансирования: смета формировалась по показателям предыдущего года с учетом индексации. Теперь – государство (или муниципалитет) формирует задание, и оно выполняется за определенную цену. И если автономное учреждение отказаться от его выполнения может, то бюджетное – нет. Как будет определяться стоимость задания или цена услуги, которую государство «покупает»? Пока неясно.

В документах не обозначено, чтобы одна и та же услуга стоила одинаково. То есть если у руководителя учреждения отношения с властями хорошие, ему за услугу будут платить больше, а если плохие – меньше. А это первый признак неэффективности системы. Во многом сегодня так и происходит. Качество услуги автоматически отходит на второй план, зато сильно возрастает риск коррупции.

Образовательное учреждение столкнется при смене статуса с трудностями нормативного плана: еще не отработаны вопросы формирования заданий, механизмов финансирования в целом, механизмы отзыва средств. Так, если задание автономному учреждению сформировано на 900 учащихся, а обучалось 880 человек, то Счетная палата потребует вернуть деньги за «неоказанные услуги» в бюджет. Но деньги истрачены: число учителей и классов было то же. Где выход? Погасить «долг» из бюджета следующего года? Это «нецелевое использование» средств. И счет подобным примерам при массовой смене статуса пойдет на тысячи. Еще одна нерешенная проблема такая: государство, переставая нести ответственность за учреждение, сохраняет его имущество за собой. Но кто и какую будет нести ответственность за школьное здание, землю?

Предполагается, что автономные учреждения смогут брать в банках кредиты. Но подо что? Статус автономных привлекателен для учреждений с хорошей материальной базой, для имеющих возможность получения внебюджетных средств. Ведь вопрос, кто должен заниматься, к примеру, ремонтом, так и не прояснен. Не случайно один директор спортивной школы в Чувашской Республике на предложение сделать школу автономным учреждением ответил: «Пусть мне сначала отремонтируют бассейн». Это вполне понятно: если бассейн хороший, там можно открыть платные группы.

Некоторые субъекты Федерации к примеру Чувашская Республика ввели ограничитель для перевода учреждения в статус автономного - доля его внебюджетных доходов должна составлять не менее 40% от бюджетного финансирования. Это разумно [24].

Но перевод предполагал добровольность. Теперь законопроект предполагает, что все бюджетные учреждения (за исключением тех, кто перейдет в казенные) будут иметь почти те же характеристики, что автономные. И изменение статуса не предполагает добровольности.

С принятием же нового закона для учреждения значительно более выгодно стать автономным, чем остаться бюджетным: ответственность становится одинаковой, а прав у автономного учреждения больше.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.