![]()
|
|||||
ОСНОВНЫЕ ЕДИНИЦЫ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫОСНОВНЫЕ ЕДИНИЦЫ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Производные (мотивированные) слова – слова, значение и форма выражения которых обусловлены другими однокоренными словами. Словообразовательная пара – два однокоренных слова, связанных отношениями словообразовательной мотивации (мотивированное и мотивирующее: учитель ← учить). Словообразовательная цепочка – ряд однокоренных слов, находящихся в отношениях последовательной мотивированности. Начальным, исходным звеном цепочки является немотивированное слово. Каждое следующее мотивированное слово - очередная ступень мотивированности. В цепочке учить → научить → наука → научный → ненаучный, состоящей из 5 слов (исходного и 4-х производных), мотивированное ненаучный находится на IV ступени мотивированности. Слова второй, третьей ступени словообразования мотивируются не только ближайшим предшествующим словом (непосредственная мотивация), но и другими предшествующими словами (опосредствованная мотивация). Словообразовательная парадигма –это совокупность слов, непосредственно мотивированных одним и тем же мотивирующим словом. Это однокорневые слова, которые находятся на одной и той же ступени СО и имеют одну и ту же мотивирующую базу:
–зеленоватый зелёный → – зелень –зеленеть –зелёнка –зеленить Словообразовательное гнездо – это группа однокоренных слов, упорядоченная в соответствии с отношениями словообразовательной последовательной мотивации. СО-ное гнездо возглавляет исходное немотивированное слово.
СО-ное гнездо можно определить как совокупность СО-ных цепочек с одним тем же исходным словом. Словообразовательный тип – ряд слов, которые имеют общие признаки: 1) принадлежат одной части речи; 2) образованы от слов одной части речи; 3) образованы с помощью одного и того же словообразовательного форманта. Примеры: писатель, житель, мечтатель, смотритель;выключатель, обогреватель, двигатель 1) существительные, 2) образованы от глаголов, 3) формант – суффикс -тель/-итель со словообразовательным значением ‘действующее лицо, предмет для совершения действия’
молодость, смелость, известность, свежесть 1) существительные, 2) образованы от прилагательных, 3) формант – суффикс -ость/-есть с отвлечённым значением признака, свойства.
|
|||||
|