Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОСНОВНЫЕ ЕДИНИЦЫ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ



ОСНОВНЫЕ ЕДИНИЦЫ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Производные (мотивированные) слова – слова, значение и форма выражения которых обусловлены другими однокоренными словами.

Словообразовательная пара – два однокоренных слова, связанных отношениями словообразовательной мотивации (мотивированное и мотивирующее: учитель ← учить).

Словообразовательная цепочка – ряд однокоренных слов, находящихся в отношениях последовательной мотивированности. Начальным, исходным звеном цепочки является немотивированное слово. Каждое следующее мотивированное слово - очередная ступень мотивированности. В цепочке

учить → научить → наука → научный → ненаучный,

состоящей из 5 слов (исходного и 4-х производных), мотивированное ненаучный находится на IV ступени мотивированности. Слова второй, третьей ступени словообразования мотивируются не только ближайшим предшествующим словом (непосредственная мотивация), но и другими предшествующими словами (опосредствованная мотивация).

Словообразовательная парадигма –это совокупность слов, непосредственно мотивированных одним и тем же мотивирующим словом.

Это однокорневые слова, которые находятся на одной и той же ступени СО и имеют одну и ту же мотивирующую базу:

зелёненький

                   зеленоватый

 зелёный →  зелень

                   зеленеть

                   зелёнка

                   зеленить

Словообразовательное гнездо – это группа однокоренных слов, упорядоченная в соответствии с отношениями словообразовательной последовательной мотивации. 

СО-ное гнездо возглавляет исходное немотивированное слово.

смелый → смелость → смело → смельчак → смелеть → осмелиться  → осмелеть  → посмелеть

СО-ное  гнездо можно определить как совокупность СО-ных цепочек с одним тем же исходным словом.

Словообразовательный тип – ряд слов, которые имеют общие признаки:

1) принадлежат одной части речи;

2) образованы от слов одной части речи;

3) образованы с помощью одного и того же словообразовательного форманта.

Примеры:

писатель, житель, мечтатель, смотритель;выключатель, обогреватель, двигатель

1) существительные,

2) образованы от глаголов,

3) формант – суффикс -тель/-итель со словообразовательным значением ‘действующее лицо, предмет для совершения действия’

 

молодость, смелость, известность, свежесть

1) существительные,

2) образованы от прилагательных,

3) формант – суффикс -ость/-есть с отвлечённым значением признака, свойства.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.