Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Португалия



Португалия

   С началом, Второй Мировой войны Португалия заняла жесткую позицию нейтралитета, о чем было заявлено премьер-министром Португалии Салазаром в сентябре 1939 года. Более того, он сумел уговорить Франко отказаться от участия Испании в развязавшейся войне. В то же время Салазар, сохраняя нейтралитет, не забывал о тех выгодах, которые может получить страна, сотрудничая с противоборствующими сторонами. Португалия активно поставляла стратегические материалы и продовольствие воюющим сторонам, накапливая за счёт этого большие валютные резервы.

Правительство Салазара осуществляло активное сотрудничество с правительствами Германии и Италии в области поставки стратегического сырья, прежде всего, вольфрама. В 1942 году экспорт в Германию вырос в 8,5 раз по сравнению с 1935 годом, в 1943 году в 6,9 раз. До начала Второй Мировой войны, Португалия, на протяжении многих десятков лет бывшая постоянным должником Англии, в 1940 году становится её кредитором. За четыре года войны Англия задолжала Португалии около 18 млн. фунтов стерлингов, фактически общую сумму инвестиций Англии в экономику Португалии.     

  За время войны Португалия, согласно официальным данным, заработала на внешней торговле около 17 млн. фунтов стерлингов, сделав активным свой торговый баланс. Внутри страны активно модернизировались средства сообщения, расширялся торговый флот, развивалось орошаемое земледелие, гидроэнергетика и промышленность. Осознав неизбежность поражения гитлеровской Германии, Салазар в октябре 1943 года предоставляет англичанам и американцам право использовать в качестве военной базы Азорские острова. В июне 1944 года под давлением союзных держав Салазар вынужден издать распоряжение о прекращении экспорта вольфрама в Германию, хотя экспорт не прекращался вплоть до окончания войны. Во время войны десятки, сотни тысяч евреев из различных европейских стран смогли спастись от гитлеровского геноцида, воспользовавшись португальскими визами, эмигрируя из охваченной войной Европы.

 Поддержанию и нормализации отношений со странами победившей коалиции весьма способствовал тот факт, что ещё в самом начале войны Япония оккупировала португальскую колонию - Аомынь (Макао) в Китае, поставив Португалию в ряд стран - жертв агрессии стран «оси». К тому же, Салазар мудро запретил проведение в стране какой-либо антисоветской пропаганды, высоко отзываясь о мужестве и стойкости русского народа во Второй Мировой войне. В то же время Салазар сохранял последовательность и независимость своего внешнеполитического курса, объявив в мае 1945 года траур в связи с кончиной Гитлера.

После окончания Второй Мировой войны Португалия подверглась настойчивому давлению со стороны держав-победителей. В 1946 году Совет безопасности ООН отклоняет просьбу правительства Салазара о принятии Португалии в Организацию Объединенных Наций. Португалия стала членом ООН лишь в 1955 году. Салазар проводит твёрдый внешнеполитический курс на сближение с Англией, сумевшей сохранить свои позиции в экономике Португалии, и США. Играя на противоречиях между этими странами и делая ставку на активное политическое партнёрство с США, Салазар 2 февраля 1948 года предоставляет правительству США авиабазу на Азорских островах, откуда последние вытесняют англичан. В сентябре 1948 года Португалия присоединяется к плану Маршалла, а в 1949 году становится членом НАТО.

  Поражение во второй Мировой войне блока стран «оси» в значительной степени способствовало обострению социальной напряжённости и установлению нестабильной обстановки в португальском обществе. С окончанием войны ухудшилось экономическое положение Португалии, что напрямую было связано с уменьшением спроса на поставки из Португалии минерального сырья. Было закрыто значительное количество шахт и рудников; снижался и падал курс национальной валюты.

 Под давлением союзных держав португальское правительство в сентябре 1945 года вынуждено было пойти на определённое смягчение, «либерализацию» режима. Были организованы и проведены парламентские выборы, в которых впервые за годы диктатуры приняли участие оппозиционные кандидаты; объявлена амнистия; на период выборов в парламент ослаблена цензура; произведена реформа политической полиции.        

В сентябре 1945 года создаётся первый предвыборный оппозиционный блок - «Движение демократического единства», в который вошли представители различных сил: коммунисты, социалисты, республиканцы, масоны и многие другие.

Умело играя на противоречиях внутри оппозиционного блока, Салазар сумел добиться его раскола - в 1951 году «Движение демократического единства» прекращает своё существование. В этом же году Салазар сумел ограничить участие оппозиции на внеочередных выборах президента республики, после смерти президента Кармоны. Новым президентом был избран правительственный кандидат - генерал Кравейро Лопес. В то же время почти одновременно с этими событиями внутри самого Национального Союза возникают серьёзные трения и разногласия между различными группировками, его составляющими.

    В экономической области в 50-х годах отмечен процесс усиления темпов индустриализации Португалии. В 1952 году правительство принимает первый шестилетний план экономического развития Португалии на 1953-58 годы. Повышается процент экспорта, рынок сбыта экспортируемых товаров, в стране появляются большие валютные резервы. При активной государственной поддержке происходит концентрация и централизация производства, возрастают капиталовложения в ключевые отрасли промышленности.       

  Социальные последствия быстрого темпа промышленного развития имели, однако, неблагоприятные последствия для правительства. Жизненный уровень значительной части населения страны оставался низким. Рост заработной платы не покрывал увеличения стоимости жизни, хотя в 1956 году заработная плата была повышена от 10 до 30 процентов. Политика государственного сдерживания роста цен на продовольственные товары, в свою очередь, осложнила положение крестьян. По стране прокатилась волна антиправительственных выступлений и забастовок. В 1957 году на выборах в парламент республики, оппозиционные кандидаты добиваются значительных успехов, в то время, как Национальный Союз оказывается на грани раскола.

  В 1958 году на выборах президента республики наблюдался пик противостояния правительства и оппозиции. Оппозиция выставила двух кандидатов на президентский пост: от левых кандидатуру адвоката Арлинду Висенти; от правых республиканцев, социалистов и монархистов кандидатуру генерала Умберту Делгаду.

  Президентом республики на выборах в июле 1958 года был избран адмирал Америко Томаш, правительственный кандидат, выдвинутый и поддержанный Национальным Союзом. За генерала Делгаду, по официальным данным проголосовало около 23,5%, что свидетельствовало о росте оппозиционных настроений в португальском обществе и о, всё более обозначающемся кризисе салазаровского режима.

   В стране расширились масштабы забастовочного движения и антиправительственных выступлений. В армии, в среде офицерского корпуса, где традиционно для Португалии XX века были сильны позиции левых партий, было раскрыто несколько заговоров. По стране прокатилась волна террористических актов. В апреле 1961 года едва не удалась попытка государственного переворота. Во главе заговора стояли бывший президент страны Крайверо Лопес и Министр обороны - генерал Бателью Мониш. Ограничение устремлений военной верхушки, стремящейся к захвату власти в стране, было постоянной головной болью Салазара с момента его прихода к власти. В январе 1962 года войсками была пресечена попытка захвата казарм в городе Бежа. В марте 1962 года в стране прошли массовые студенческие волнения.

В 1961 году начинается распад колониальной системы Португалии. В декабре 1961 года, не придя к мирному решению территориального вопроса, индийское правительство оккупирует португальские провинции Гоа, Диу и Даман в Индостане. В португальских колониях в Африке возникает ряд национально-освободительных движений. В феврале 1961 года начинается национально-освободительная война в Анголе; в 1963 году - в Португальской Гвинее; в 1964 году — в Мозамбике. Все эти войны, приобретшие затяжной характер, требовали значительных средств и сил, подрывали социальную стабильность в стране. По ходу войн наблюдался устойчивый рост пацифистских настроений, как в армии, так и среди гражданского населения. Салазар для наведения порядка в стране был вынужден пойти на ряд репрессивных мер. В стране была запрещена деятельность ряда оппозиционных организаций, закрыты органы их печати. В 1963 году был заново открыт «лагерь смерти» Таррафал, закрытый в 50-х годах на волне «либерализации» режима. Стабилизации обстановки в стране не способствовал и высокий темп развития экономики Португалии.      Неуклонно, в среднем на 7,2% в год повышалась производительность труда, и на 6,2% ежегодно увеличивался валовый национальный продукт. В страну активно поступают иностранные инвестиции, идёт проникновение иностранного капитала, прежде всего американского и западногерманского. В 1960 году Португалия присоединилась к экономическому объединению европейских стран - ЕАСТ.

   В соответствии с законом 1965 года иностранным капиталам в экономике Португалии представлялись большие льготы. За счёт привлечения иностранных инвестиций происходила активная модернизация португальской промышленности, развивались нефтехимическая, сталелитейная, электро и радиотехническая отрасли, военное производство. Успешно развивалась сфера туристического бизнеса.

   Колониальные войны нанесли серьёзный удар по экономике Португалии. Увеличение военных расходов, направленных на подавление национально-освободительной борьбы населения колоний, привело к тому, что около 40% бюджета страны ежегодно выделялись под эти цели. В стране усилились инфляционные процессы, произошло резкое падение уровня жизни населения, до минимума сузилась социальная база режима.

   Ухудшилось и международное положение Португалии. Страна оказалась на грани международной изоляции, многие африканские и азиатские государства разорвали дипломатические отношения с правительством Салазара. Под их давлением ООН вынесла резолюцию, осуждающую политику правительства Португалии в колониальном вопросе и развязанную им кровавую войну в Африке.

  26 сентября 1968 года поражённого параличом Салазара на посту председателя совета министров и диктатора Португалии сменяет его преемник и помощник - Марселу Каэтану. Однако до самой смерти Салазара 27.07.1970 года он сохранял свои посты, пассивно воздействуя на управление государством.

   Марселу Каэтану продолжил политический курс «нового государства», пытаясь противодействовать установлению в Португалии массового общества и потере колоний. Национальный Союз был переименован им в Национальное Народное Движение, ослаблена цензура. В июле 1971 года заморским провинциям были предоставлены права политической автономии и титулы государств. Однако процессы, охватившие к этому времени Португалию, продолжавшиеся колониальные войны, курс на усиление процессов западноевропейской интеграции делали напрасными его усилия.

25 апреля 1974 года в результате вооружённого восстания, организованного группой офицеров левой ориентации оппозиционного Движения

Вооружённых Сил, правительство Марселу Каэтану было свергнуто. «Новое государство» прекратило своё существование; в Португалии установился химерный либерально-демократический режим.

  Процесс развития западноевропейской культуры, приведший к рождению феномена «массового общества», а как следствие этого, и установлению тоталитарных и либерально-демократических «химер», был в принципе необратим. Европейский фашизм, как реакция противодействия этому процессу, в силу одного этого был обречён. В иных культурных пространствах, ситуация не столь однозначна. Исторический опыт ряда стран (например, Ирана, Индии и др.) показал, что вне пределов распространения западноевропейской культуры, реакция противодействия процессам подмены гражданских обществ обществами масс, может приводить к положительным результатам.

   В 1986 году Португалия вступила в Европейское экономическое сообщество, стимулируя сильный и устойчивый экономический рост. Как и в других странах Западной Европы, в экономике Португалии сейчас преобладают услуги. Производство составляет значительную долю производства, в то время как сельскохозяйственное производство является относительно небольшим, составляя менее 3 процентов производства. В начале 21-го века экономический рост значительно улучшил жизненный уровень, поднял доходы и уменьшил безработицу. Кроме того, после вступления Португалии в ЕС, большой приток структурных фондов, частного капитала и прямых инвестиций способствовал и устойчивое развитие. Португалия была одной из стран, наиболее пострадавших от долгового кризиса еврозоны, однако, это произошло в 2009 году, и целый ряд правительственных мер оказался неэффективным, чтобы остановить экономический кризис в стране. В 2011 году ЕС и Международный валютный фонд одобрили пакет помощи в размере 78 млрд. Евро (около 116 млрд. Долларов США) для Португалии в зависимости от принятия строгих принципов жесткой экономии.

 Урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность животных в Португалии значительно ниже среднего показателя по ЕС из-за низких инвестиций в сельское хозяйство, минимальной механизации, небольшого использования удобрений и фрагментарной системы землепользования.

 Португалия импортирует около четырех пятых своих энергоносителей, это в значительной степени зависит от импорта нефти и нефтепродуктов, а также уголь , на долю которого приходится около 25 процентов производства электроэнергии в стране. А природный газ газопровод из Северной Африки, было завершено в 1997 году почти одна пятая часть электроэнергии в Португалии, обеспечивается гидроэнергией, и меньшей пропорции  от тепловой энергии.

      В начале XXI века Португалия расширила использование альтернативных источников энергии. Большая ветряная электростанция - самая большая в Европе на момент ее постройки- была открыта в 2008 году в северной Португалии, а одна из крупнейших фотоэлектрических ферм в мире (для производства электроэнергии которой используются солнечные батареи) находится недалеко от города Моура в юго-восточной Португалии. Страна также экспериментировала с волновой технологией.

     К началу 21-го века, когда установилась полная либерализация, финансовые рынки были значительно модернизированы, а страховые компании и банки приватизированы. Португальская банковская система была сильно потрясена кризисом еврозоны, и в 2012 году банки с недостаточной капитализацией были вынуждены принять катапультирующие фонды, которые поступили из Международного валютного фонда и ЕС.

Достижения в области технологий и телекоммуникаций ускорили преобразование финансового и делового сектора Португалии. Исторически расширение стационарных телефонных линий в Португалии было медленным; В результате многие люди приняли сотовые телефоны, что делает Португалию одним из первых европейских лидеров (к концу первого десятилетия XXI века в стране было 1,4 абонента на мобильный телефон) на душу населения. Португалия осуществила реформы в своем секторе телекоммуникаций, которые способствовали либерализации и приватизации. Использование Интернета резко возросло в конце 1990-х и начале 21-го века, хотя использование компьютеров в Португалии оставалось низким по сравнению с большинством других стран ЕС.

Греция

      После окончания Второй мировой войны Греция стала плацдармом в оборонительной системе Запада на Балканском полуострове. В связи  с  этим события, происходившие в этой стране, приобрели международный масштаб.

     В 1946 г. в результате плебисцита в стране утвердился монархический режим во главе с королем Георгом II. В апреле 1947 г. он скончался, и на трон вступил его брат Павел (1901-1964), который правил 17 лет. После его смерти трон унаследовал его сын Константин , пользовавшийся огромной популярностью в стране. 13 декабря 1967 г, после безуспешной попытки свергнуть диктатуру полковников, захвативших власть, он вынужден был эмигрировать в Италию. После ликвидации власти полковников 8 декабря 1974 г. в Греции был проведен референдум, чтобы окончательно определить конституционное положение короля Константина. 70% греков проголосовали против реставрации монархии, и страна была объявлена республикой.

     Утверждение  в 1946 г.  власти короля дало сигнал к новому этапу гражданской войны. Коммунистическая  партия Греции сумела из разрозненных отрядов бывших партизан, воевавших против фашизма, создать в октябре 1946 г довольно сильную Демократическую армию Греции (ДАГ), занявшую 2/3 территории страны - весь ее север, который поддержал ДАГ. Правительственные войска были оттеснены в южные районы. Когда ДАГ начала успешное наступление и провела ряд удачных операций, большую помощь правительству Греции оказала администрация президента Трумэна («доктрина Трумэна» 1947 г.). По этой программе Греция получила оружия, продовольствия, одежды, оборудования на 200 млн. долларов. В Афинах была сформирована американская миссия с широкими полномочиями и группа военных советников. В то же время в период решающих  сражений  армия лишилась важной поддержки Югославии, которая в результате ссоры между И. Б. Тито и Сталиным полностью изменила политику и прекратила оказывать помощь ДАГ 30 августа 1949 г. вооруженные силы Демократической армии попали в засаду в горах Граммос, близи албанской границы, и потерпели поражение. через семь недель руководство армии объявило о превращении огня и стало выводить остатки войск в Албанию и Болгарию. Греческий народ заплатил большую цену за гражданскую войну. С обеих  сторон  погибло  21  тыс. солдат свыше 5 тыс. гражданских лиц, разрушено более 12 тыс. жилых домов. Поражение демократических сил в гражданской войне укрепило монархический строй в Греции. В стране сохранялся полицейский режим, при котором действовали «чрезвычайные законы» периода гражданской войны. Тысячи людей подверглись репрессиям.

      Однако, понимая, что для сохранения монархического режима и его легитимизации мало одной победы в гражданской войне, правящие круги решили провести в стране парламентские выборы. В качестве главы будущего правительства был избран маршал Александр Папагос (1883-1955). Во время гражданской войны он командовал вооруженными силами монархистов и заслужил полное доверие правящих кругов. В 1951 г.  А. Папагос ушел со всех постов в армии.  Он создал новую партию «Греческий сбор», которая и одержала победу на парламентских выборах в ноябре 1952 г. А. Папагос являлся премьер-министром страны до 1955 г. он совершил крутой поворот во внешней политике, превратив Грецию в союзника США и важное звено американской политики в Восточном Средиземноморье.

      После смерти А. Папагоса в октябре 1955 г. король назначает премьер-министром Константина Караманлиса. Поддержка Америки помогла К. Караманлису преодолеть экономические трудности. Благодаря американским инвестициям развивались металлургическая, машиностроительная, судостроительная, химическая и нефтеперерабатывающая отрасли промышленности. Началась индустриализация страны. Вступление Греции в «Общий рынок» на правах ассоциированного члена позволило еще больше укрепить связи с западной экономикой и увеличить инвестиции в экономику Греция из аграрно-индустриальной начала превращаться в индустриально-аграрную страну.

      Когда общественности стало известно, что К. Караманлис стремится расширить участие Греции в «холодной войне»,  и тайно дал согласие на строительство в Греции американских ракетных баз. Ему пришлось подать в отставку. На выборах в ноябре 1963 г. и феврале 1964 г. правые потерпели поражение, и к власти пришло правительство Союза центра во главе с Георгиосом Папандреу (1888-1968). Союз центра состоял из радикальных демократов и социалистов, и назначение Папандреу премьер-министром вызвало возмущение в правящих кругах Греции. Более того, правительство Г. Папандреу провело некоторые мероприятия по демократизации общественно-политической жизни страны, которые вызвали раздражение короля, и в июле 1965 г. он отстранил Г. Папандреу с поста премьер-министра. Военная диктатура 1967–1974 годов. Восстановление демократии. Благодаря подключению Греции к «плану Маршалла» (1948 год) тяжёлое экономическое положение удалось выправить: уже в 1951 году экономика была

восстановлена практически до довоенного уровня. В феврале 1952 года Греция официально стала членом НАТО. Пришедшая к власти в ноябре 1952 года партия «Греческий сбор» во главе с маршалом А. Папагосом (в 1956 году на её основе была сформирована партия «Национальный радикальный союз - ЭРЭ» во главе с К. Караманлисом) взяли жёсткий курс на поддержание стабильности в стране. Ориентиром во внешней политике оставались США, на греческой территории были размещены американские военные базы.

Недовольство политикой правых, нарушения в процедуре парламентских выборов 1961 года, политические процессы и убийства привели к отставке правительства ЭРЭ, которое сменил «Союз центра» во главе с Г. Папандреу. Некоторая либерализация внутриполитической жизни вызвала противодействие со стороны правых сил, а также короля, и летом 1965 года кабинет Г. Папандреу ушёл в отставку. Рост забастовочного движения и частая смена кабинетов привели к выступлению военных, которые (не без ведома США) 21 апреля 1967 года совершили переворот и установили диктатуру. Была упразднена конституция, запрещены демократические организации, ограничивалась свобода прессы, более 5 тысяч человек были арестованы. «Контрпереворот» 13 декабря 1967 года, возглавленный королём Константином, оказался неудачным, король бежал в Италию. Военная хунта оказалась крайне непопулярной в обществе — её не поддерживали ни правые, ни левые. Кульминацией сопротивления стало выступление студентов Афинского политехнического университета в ноябре 1973 года, жестоко подавленное войсками. Стремясь повысить собственную популярность, хунта в июле 1974 года организовала военный переворот на Кипре, добиваясь «энозиса» — присоединения острова к Греции. Турецкое военное вторжение на Кипр и международная изоляция Греции продемонстрировали полное политическое банкротство хунты, которая была вынуждена отказаться от власти. Из парижской эмиграции вернулся К. Караманлис, занявший пост премьер-министра. В знак протеста против политики США в кипрских делах Греция покинула военную структуру НАТО.

    В стране была восстановлена деятельность политических партий, в том числе коммунистов, которые впервые после гражданской войны смогли выйти из подполья. На референдуме 8 декабря 1974 года монархия была упразднена. На выборах в 1974 и 1977 годах победу одержала правоцентристская партия К. Караманлиса «Новая демократия», которую затем (выборы 1981 и 1985 годов) сменило левоцентристское «Всегреческое социалистическое движение ПАСОК» во главе с А. Папандреу. Социалисты продолжили курс на демократизацию и либерализацию внутриполитической жизни страны. К настоящему времени в Греции сформировалась устойчивая партийная система, главными политическими силами которой являются партии «Новая демократия» (у власти в 1990-1993 годах, а также с 2004 по 2009 годы) и ПАСОК (у власти с 1993 по 2004 годы). В стране оформились развитые демократические традиции и институты западного типа. Греция вернулась в военную структуру НАТО (1980 год) и вступила в ЕЭС (1981 год).    Начиная с середины 80-х годы XX века её внешнеполитический курс, при сохранении членства в НАТО и тесного сотрудничества с США, стал все более ориентироваться на единую Европу. Греция - твёрдый сторонник углубления европейской интеграции (в 2002 году Греция перешла на общеевропейскую валюту евро), укрепления и координации единой внешнеполитической линии. Одновременно Афины начали активизировать сотрудничество с СССР (с 1991 года - Россией) в сфере политического диалога, энергетического взаимодействия и военно-технического сотрудничества. С приходом к власти правительства «Новой демократии» по итогам выборов 2004 и 2007 годов во главе с К. Караманлисом эти процессы обрели дополнительную динамику.

   Претендуя на роль политического и экономического лидера Балкан, Греция поддерживает «европерспективу» всего региона как гарантию его стабильности и экономического развития. Греция активно выступала против дезинтеграции Югославии, в том числе на этапе косовского кризиса, отказавшись от участия в натовских операциях против С. Милошевича. С 1992 года неурегулированным остаётся греко-македонский спор о государственном наименовании Бывшей Югославской Республики Македония: в использовании Скопье топонима «Македония» Афины усматривают потенциальные территориальные претензии на греческую провинцию с одноимённым названием. Сложными остаются отношения с Турцией: при неурегулированности целого комплекса двусторонних претензий, а также кипрской проблемы, Афины с конца 90-х годов XX века взяли курс на поддержку перспективы вступления Турции в Европейский союз, рассчитывая, что Анкара, вынужденная соответствовать критериям ЕС, станет более предсказуемым и уступчивым партнёром. Усилия греческой дипломатии помогли обеспечить успешное вступление Кипра в Евросоюз в 2004 году. 8 февраля 2005 года при поддержке основных политических сил Греции на пост президента избран участник антифашистского сопротивления, лидер партии ПАСОК Каролос Папульяс.

     Из-за фальсификации правительством страны реальных экономических показателей в стремлении соответствовать требованиям Еврозоны, на фоне ухудшения собираемости налогов и общего мирового кризиса в 2007–2008 годах произошел обвал греческой экономики. И в 2019 году экономика Греции по показателю свободы находится на 106-м месте среди остальных государств мира. В конце 2008 года Греция была охвачена беспорядками, которые наблюдатели и власти оценили как самые масштабные за последние 30 лет.

       Спад экономики, наблюдаемый в 2009 году в Греции, привел к ужесточению условий кредитования и неспособности Афин справиться с быстро растущим дефицитом бюджета. Поскольку дефицит достиг 15 % ВВП, это нарушило условия ЕС (разрешенные 3 % от ВВП). Затем показатель дефицита составил 10,5 % ВВП в 2010 году, и 11 % – в 2011 году. В 2010 и 2012 годах правительство МВФ и Еврозона предоставили Греции первые 2 пакета кредитов на 110 и 130 млрд. долларов США. Условием предоставления последнего транша было списание частными кредиторами 53,5 % госдолга по облигациям.

                 2014 год стал временем начала восстановления экономики страны: государственный бюджет Греции был сбалансирован (однако без погашения долга), ВВП вырос на 0,7 %, госдолг был выпущен на финансовых рынках. Но уже в 2015 году, после формирования нового правительства, стране пришлось увеличить долг перед греческими банками и поставщиками, чтобы выполнить условия для очередного займа от ЕС и МВФ.

     Для скорейшего выхода из кризиса новая бюджетная система Греции-2019 направлена на временный отказ от развития социальной сферы и сокращение налогообложения недвижимости, распределенных доходов, фермеров и юридических лиц. Кроме того, планируется обновить схему субсидирования и поддерживать молодежь до 25 лет, повышая количество профессионально подготовленных специалистов. В 2019 и 2020 годах также ожидается прирост ВВП в среднем на 2 % ежегодно. В валовой продукт вносят значительный вклад: торговля, гостиничные услуги, транспорт и связь – 27,7 %; финансовые и деловые услуги – 26,4 %. Доля экспорта составляет 33 %, импорта – 34 %.

 Специфические природные условия и ресурсы Греции, не отличающиеся особым богатством, причина того, что сельское хозяйство и промышленность делают небольшой вклад в общий ВВП государства: 4,2 и 14,9 % в 2017 году по данным UNECE). Строительная сфера вносит 2,3 % в ВВП. Из-за кризиса экономики минимальная заработная плата греков с 2008 года уменьшается, чего не наблюдается больше ни в одном государстве Европейского союза. В 2011 году размер оплаты труда был равен 876 евро, а в 2012 снизился на 193 евро, и составил 683 евро. В 2019 году минимальный доход населения остается на уровне 7-летней давности. В последние 5 лет основу греческого экспорта составляют нефтепродукты, которые производят в Греции, перерабатывая импортное сырье. В 2006 году на них приходилось 12 % всего вывоза товаров, а в 2012 – уже 37 %. Также высокими остаются поставки в страны ЕС алюминия (5 %), медикаментов (4 %), фруктов, орехов, овощей, рыбы (по 2 %). Экспорт сельскохозяйственных товаров за 2006–2012 гг. снизился с 21 до 11 %.

    В 2019 году экспорт в Греции составил 3,04 млрд. евро (вырос на 16,3 % за год), а импорт - 4,59 млрд. евро (увеличился на 12,5 % за год). Основные страны-партнеры Греции по импорту: Германия - 11 % от всего объема импорта; Италия - 8 %; Россия - 7 %; Южная Корея и Ирак - по 6 %.Внешние экономические связи Греции по экспорту поддерживаются прежде всего с Италией (11 %), Германией (7 %), Турцией (7 %), Кипром (6 %), Болгарией (5 %).

  Как показывают текущие макроэкономические показатели Греции, положение страны понемногу начинает восстанавливаться после резкого падения в 2008 году. По прогнозам Еврокомиссии, ожидается небольшая стабилизация прироста ВВП в 2019–2020 годах. Предсказывается снижение экспорта и вместе с тем рост импорта за счет набирающего обороты развития домашних хозяйств.

Также, по мнению экспертов, на 1,8 % вырастет занятость населения в текущем году, а к 2020 году до 17 % снизится уровень безработицы. Из благоприятных прогнозов: снижение инфляции в связи с падением цен на нефть в 2020 г., рост реальной заработной платы в соответствии с увеличением производительности.

 

 

Список литературы:

1. Страны и народы. Зарубежная Европа. Южная Европа. Москва « Мысль» 1983 г.

2. Новейшая история стран Европы и Америки ХХ в. в 3- х. частях. Часть 3. 1945-2000гг. под редакцией доктора исторических наук А.М.Родригеса. Москва. Владос. ИМПЭ им. А.С.Грибоедова 2001

3. История Новейшего времени стран Европы и Америки 1945-1990гг. под редакцией Е.Ф.Язькова Москва. « Высшая школа» 1993



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.