|
||||||||||||||||||||
МРЯ 3 Имя существительное как часть речи.Стр 1 из 2Следующая ⇒ МРЯ 3 Имя существительное как часть речи. 1. Категория падежа имен существительных. 2. Падеж – категория имени, выражающая с помощью окончания его синтаксические отношения к другим словам высказывания или к высказыванию в целом. 3. Понятие «падеж» (перевод греческого πτώσις), по видимому, взято из практики игроков в кости: это падение брошенной кости той или другой стороной кверху. В.В. Виноградов 4. Происхождение традиционной системы падежей.
5. Именительный падеж используется для называния и для обозначения субъекта действия. 6. Это стол – за ним сидят, это стул – на нем сидят. С. Я. Маршак 7. Дробясь о мрачные скалы Шумят и пенятся валы, И надо мной кричат орлы, И ропщет бор, И блещут средь волнистой мглы Вершины гор. 8. Родительный падеж имеет четыре основных значения: определительное, количественно-отделительное (с окончанием у), причинно-целевое и значение даты. 9. Труд ученого, особенности стиля, воспоминанье прошлых дней, программа телепередач, час обеда, человек кроткого нрава. 10. Горсть песку, кусочек сахарку, отрезать сырку, пачка чаю, пять дней, много работы, начитаться книг, натворить бед. 11. Из милости, из сострадания, из-за пустяков, от радости, от страха, от скуки, с разрешения, с молотка. 12. Седьмого ноября две тысячи пятого года. 13. Дательный падеж имеет только одно значение, именно то, которое принято называть значением дальнейшего объекта или косвенного объекта… (значение адресата, пункта, куда направлено действие). А. М. Пешковский 14. Всем сестрам по серьгам. 15. Винительный падеж обозначает прямой объект действия. 16. Accusativus обозначает самое полное, самое бесповоротное овладение предметом со стороны понятия, заключенного в глаголе… Я. Гримм 17. Носить воду, колоть дрова, забить гвоздь, поставить на стол, положить в сумку. 18. Возьмите первого мужика, хотя крошечку смышленого. А. С. Пушкин 19. Творительный падеж имеет значения инструмента, субъекта, пространства, времени, образа, совместности и другие. 20. Машет рукой, сорвало ветром, ехали лесом, встретимся вечером, летит стрелой, говорить с другом. 21. Большинство русских грамматистов различают в том, что школьная грамматика называет предложным падежом, два падежа: изъяснительный и местный. В.В. Виноградов 22. О доме, о лесе, о своем угле – на дому, в лесу, в углу.
|
||||||||||||||||||||
|