|
|||
Морфологические нормы. Имя существительноеСтр 1 из 4Следующая ⇒ Морфологические нормы Имя существительное
1. Авторы литературных произведений нередко создают искусственные слова (окказионализмы). По каким формальным показателям можно определить их род? Козь, мисик, зеленавка, драколов, Юб-Юб, тум-тум, верлиока, ящук, швабрак, зелинья, джаббервокк, джуб-джуб, чумеч, зелюк, нава, мюмзик, глуща, бармаглот, мова, глущоба, брандашмыг, хрюк.
2. Определите род несклоняемых существительных иноязычного происхождения, составьте с ними предложения.
Авеню, Аи-Петри, бигуди, галифе, Гоби, Дели, Замбези, кенгуру, коммюнике, конферансье, кофе, купе, леди, меню, Миссисипи, Онтарио, пенни, реле, сабо, салями, сулугуни, танго, филе, фойе, фрау, хинди, Хоккайдо, цеце, шимпанзе, эскимо.
3. Образуйте, где возможно, от существительных мужского рода существительные женского рода. Используйте их в предложениях, обращая внимание на значение и стилистическую окраску слова.
Автор, агроном, адвокат, академик, ангел, археолог, библиограф, библиотекарь, боец, вождь, врач, гример, дворник, диктор, директор, друг, игрок, капитан, критик, лаборант, майор, машинист, певец, пилот, повар, посол, почтальон, поэт, президент, техник, товарищ, человек, юбиляр, юрист, языковед.
4. Вместо точек допишите необходимые буквы. Объясните, чем вы руководствовались, выбирая соответствующую форму.
1. «Юманите» обратил...сь с призывом принять активное участие в выборах. 2. Перу был... одной из первых жертв испанских конквистадоров. 3. Когда актер снял огромные круглые очки и надел небольш... пенсне в золотой оправе, лицо его словно преобразилось. 4. Газеты сообщают о падении цен на колумбийск... кофе. 5. В качестве вспомогательного языка эсперанто был... создан... доктором Л. Заменгофом. 6. Дв... колибри привлекли внимание орнитолога. 7. Сочи расположен... на побережье Чёрного моря, южнее его находится солнечн... Сухуми.
5. Составьте словосочетания данных слов с именами прилагательными, используйте их в предложениях в формах косвенных падежей.
Автомат-закусочная, альма-матер, вагон-ресторан, генерал-губернатор, идея-фикс, комедия-буфф, клей-паста, театр-студия, книга-справочник, крем-сода, кресло-кровать, луна-парк, машина-автомат, платье-халат, роман-газета, роман-хроника, самолет-амфибия, школа-интернат, диван-кровать, кресло-кровать. 6. От данных существительных образуйте формы именительного падежа множественного числа. Сгруппируйте слова, имеющие одинаковые окончания. Подчеркните существительные, имеющие вариантные окончания, укажите особенности каждого варианта.
Абзац, альпинист, баян, богатырь, волжанин, двор, директор, импульс, карандаш, комбикорм, корпус, кубик, мех, орден, парус, плащ, победитель, поэт, пояс, пропуск, пустяк, римлянин, сорт, суп, тон, трубач, фильм, цех, шарф, шифр. 7. Выберите правильный вариант из скобок, объясните свой выбор.
1. Для проведения бесед и докладов были приглашены квалифицированные (лекторы–лектора). 2. Ничего хорошего не получится, если вливать новое вино в старые (меха–мехи). 3. Из ворот выехали пятитонные грузовики, (кузовы–кузова) их до краев были наполнены мешками и ящиками. 4. Крупные (лоскуты–лоскутья) разноцветной кожи лежали в углу сапожной мастерской. 5. Мальчик в изодранной курточке и брюках бежал вперед, (лоскуты–лоскутья) его одежды развевались по ветру. 6. Пастух приложил к губам свою дудочку, и медленно стали разноситься тихие, переливчатые (тоны–тона) свирели. 7. Речь идет о том, чтобы устранить все (тормозы–тормоза), мешающие нашему движению вперед. 8. Яркая луна взошла над горизонтом, небо и море окрасились в мягкие темно-синие (тоны–тона). 9. На постоянную работу требуются квалифицированные (токари–токаря) и (слесари–слесаря)-инструменталыцики. 10. Важнейшие отделы и (секторы–сектора) учреждения были реорганизованы. 11. Во всю ширину реки были растянуты большие (неводы–невода). 12. У причала столпились военные (катера–катеры); на внешнем рейде стояли (крейсеры–крейсера). 13. Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные (шофера–шоферы). 14. По обе стороны строительной площадки возвышались аккуратно сложенные (штабели–штабеля) кирпичей.
8. Вместо точек вставьте окончания и мотивируйте свой выбор. Прохожий купил в киоске пачку табак... и зажигалку. В компот положили много изюм... и чернослив... Хозяйка протянула гостю чашку горячего ча... Больной принял таблетку валидол... и выпил ложку бром... Столько этого крик... и визг... было, что барабанные перепонки чуть не лопнули. Всадники быстро промчались и скрылись из вид... Отбо... нет от разных заманчивых предложений. Иные судят обо всём с наскок... Возьмите на складе побольше цемент... и немного алебастр... Трудно даже представить себе, сколько доход... получит в этом году наш завод. Во все фруктовые магазины привезли превосходного виноград... Уступите ему смех., ради. К обеду хотите щей или борщ... ? Эх, хорошо бы поддать пар...! За ночь навалило снег..., так что не пройти от дома к калитке.
9. Раскройте скобки, ставя существительные в нужном падеже. Объясните особенности образования падежных форм.
1. На прохожих сиротливо глядели несколько подслеповатых (окошко). 2. Десятки (тонна) болгарских (помидор), украинских (яблоко), крымских (мандарин), вьетнамских (банан), африканских (апельсин) доставляют в промышленные центры в специальных рефрижераторных поездах. 3. Для своей работы кочегар располагает целым набором больших и малых (кочерга). 4. Из свежих (опёнок) молодая хозяйка приготовила к обеду второе блюдо. 5. Уже не разогнуть старику согбенных годами (плечо). 6. На фестивале молодежи и студентов можно было видеть национальные одежды (таджик, киргиз, якут, узбек, монгол, мордвин, осетин, башкир, бурят, туркмен). 7. Миша обнаружил, что у него кончился запас (лезвие) для бритвы. 8. Из всех (кушанье) больше всего понравились гостям пироги с зеленым луком. 9. В универмаге был богатый ассортимент изящных (туфля), узорных (чулок), безразмерных (носок), модных дамских (сапог). 10. Пищей для болотных (цапля) служат лягушки, водяные черви, пиявки. 11. В общежитие поступили комплекты новых (наволочка, простыня, одеяло). 12. Из открытых детских (ясли) слышались веселые голоса. 13. Хозяевами многих (дупло) стали дикие пчелы и осы. 14. Пора летних (сумерки) в лесу – желанное время для охотника.
10. Вставьте пропущенные буквы и объясните выбор варианта. 1. Говоря о подвигах русских моряков, вспоминаем и легендарн... «Потёмкин...». 2. Аквалангист с удивлением смотрел на странны... чудовищ... , проплывавши... мимо него. 3. Ветер подхватил бумажн... зме... и отнёс далеко от места, где стояли дети. 4. Во второй серии кинофильма зрители увидят новы... персонаж..., которы... режиссёр собирается вывести на экран. 5. Глядя восхищенными глазами на витрину детского универмага, девочка умоляла мать купить ей все... эти... кук...л.... 6. Жюри отметило как лучших 32 участник... смотра художественной самодеятельности. 7. Иностранные туристы с большим любопытством ели дальневосточны... краб... . 8. Ипподром приобрел прекрасны... скаковы... лошад.... 9. Кукольник ловко дергал свои... ма-рионет...к... за ниточки. 10. Ранней весной нужно уничтожать личин...к... вредных насекомых. 11. Вследствие особых астрономических условий трудно даже при помощи очень сильного телескопа наблюдать Меркури.... 11. Раскройте скобки, употребив нужную форму выделенного имени (отчества) и фамилии. Свой ответ мотивируйте.
1. Наталья не любила произведения (Эрих-Мария Ремарк). 2. Мне очень нравились фильмы с (Фани Ардан). 3. Ответ на этот вопрос вы найдете в пособии (Дитмар Эльяшевич Розенталь). 4. После матча Игорю удалось взять автограф у самого (Александр Буре). 5. На занятии мы долго спорили о концепции (Александр Владимирович Бондарко). 6. Этот подход был разработан (Чарльз Дарвин). 1. На кинофестивале я познакомился с (Мишель Пфайфер). 8. Эту пантомиму уже показывали по НТВ в исполнении (Марсель Марсо). 9. Эта роль была блестяще сыграна (Питер Устинов). 10. Мы прочитали новое эссе об (Эрнст Теодор Амадей Гофман). 11. У (Этель Лилиан Войнич) только три законченных романа. 12. Он состоял в охране при (Катрин Денёв). 13. Константин купил книгу (Анна Луиза Жермена де Сталь). 14. После просмотра фильма мы очень долго говорили об (Изабель Арджани). 15. В молодости он снимался с (Чарльз Чаплин). 16. Об этом ты можешь прочесть у (Марсель Пруст). 17. Это пособие составлено (Валентина Даниловна Черняк). 18. Эта композиция была написана (Джордж Гершвин) в 20-е годы. 19. У (Остап Сулейман Берта Мария Бендер-бей) было много способов раздобыть деньги. 20. Режиссер уже получил от (Николъ Кидман) согласие на участие в съемках. 21. Сценарий к «Дерсу Узала» Ю. Нагибин писал совместно с (Акира Куросава).
|
|||
|