|
|||
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ УРОКА. Музыкальная литература ФГТ 8-летнее обучение. Преподаватель Иванькова О.М.. инструментальное (отделение). группы 5 класс (группа, класс). дата урока по расписанию). Франц Йо́зеф Гайдн. нем. Franz Joseph Haydn)МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ УРОКА Музыкальная литература ФГТ 8-летнее обучение Преподаватель Иванькова О.М. инструментальное (отделение) 1- 2 группы 5 класс (группа, класс) 5,10.11. 2020 (дата урока по расписанию) Устный материал: Тема: Й. Гайдн. Жизненный и творческий путь Франц Йо́зеф Гайдн (нем. Franz Joseph Haydn) (1732 — 1809) Франц Йо́зеф Гайдн — австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет. Создатель мелодии, впоследствии лёгшей в основу гимнов Германии и Австро-Венгрии. Родился в деревне Рорау, недалеко от Вены. Сын каретного мастера, Гайдн обнаружил редкие музыкальные способности. В шестилетнем возрасте он переезжает в Хайнбург, поет в церковном хоре, обучается игре на скрипке и клавесине, а с 1740 г. живет в Вене, где продолжает учиться, служа певчим в капелле собора Св. Стефана (кафедральном соборе Вены). Когда же голос начал ломаться, Гайдн был вынужден оставить капеллу. Последующий десятилетний период был для него весьма трудным. Однако вопреки превратностям судьбы Гайдн сохранил и открытость характера, и чувство юмора, никогда ему не изменявшее, и серьезность профессиональных устремлений — он изучает клавирное творчество Ф. Э. Баха, самостоятельно занимается контрапунктом, знакомится с трудами крупнейших немецких теоретиков, берет уроки композиции у Н. Порпоры — известного итальянского оперного композитора и педагога. Первыми крупными его сочинениями были две мессы brevis, F-dur и G-dur, написанные Гайдном в 1749 году ещё до ухода его из капеллы собора святого Стефана. В 50-х годах XVIII века Йозеф написал целый ряд произведений, положивших начало его известности как композитора: зингшпиль «Хромой бес» (был поставлен в 1752 году в Вене и других городах Австрии, не сохранился до наших дней), дивертисментыисеренады, струнные квартетыдля музыкального кружка барона Фюрнберга,около десятка квартетов(1755),первая симфония(1759). В период с 1754 по 1756 год Гайдн работал при венском дворе на правах свободного художника. В 1759 году он получил должность капельмейстера при дворе графа Карла фон Морцина, где под его началом оказался небольшой оркестр — для него композитор сочинил свои первые симфонии. Однако вскоре фон Морцин начал испытывать финансовые трудности и прекратил деятельность своего музыкального проекта. Для его придворной капеллы были написаны первые инструментальные произведения (симфонии, квартеты, клавирные сонаты). В 1760 году Гайдн женился на Марии-Анне Келлер. С 29 лет Гайдн, уже известный композитор, приглашен на службу к богатому венгерскому князю Эстергази. Гайдн меняет акцент в своей композиторской деятельности: меньше пишет опер и больше создаёт квартетов и симфоний. Драматическими, тревожными настроениями окрашены минорные симфонии — «Траурная», «Страдание», «Прощальная». Множество поводов для различных толкований — автобиографических, юмористических, лирико-философских — дал финал «Прощальной». Особенность этой симфонии в том, что она исполняется при свечах, закреплённых на нотных пультах музыкантов; за традиционным по форме финалом следует дополнительная медленная часть, во время исполнения которой музыканты один за другим прекращают играть, гасят свечи и покидают сцену. Сначала исключаются все духовые инструменты. В струнной группе выключаются контрабасы, затем виолончели, альты и вторые скрипки. Симфонию доигрывают лишь 2 первые скрипки, допевающие мелодию, тихую и нежную – на одной из этих скрипок в своё время играл сам Гайдн, будучи одновременно первым скрипачом и дирижером оркестра. После завершения музыки музыканты гасят свечи и уходят вслед за остальными. Почти 30 лет оставался Гайдн на придворной службе. Живя вдали от света, почти не соприкасаясь с широким музыкальным миром, он стал за время службы у Эстергази величайшим мастером европейского масштаба. Произведения Гайдна с успехом исполнялись в крупнейших музыкальных столицах. Кроме того, он ведёт переговоры с несколькими издателями, как австрийскими так и зарубежными. Так, в середине 1780-х гг. французская публика познакомилась с шестью симфониями, получившими название «Парижских». В 1781 году во время пребывания в Вене Гайдн познакомился и подружился с Вольфгангом Амадеем Моцартом. Он давал уроки музыки Сигизмунду фон Нейкому, который в дальнейшем стал его близким другом. 11 февраля 1785 года Гайдн был посвящён в масонскую ложу «К истинной гармонии» («Zur wahren Eintracht»). В 1790 году, после смерти Николая Эстерхази, его сын и преемник, князь Антон Эстерхази, не будучи любителем музыки, распустил капеллу. Гайдн, полностью освободившийся от службы и сохранивший лишь звание капельмейстера, стал получать согласно завещанию старого князя пожизненную пенсию. Вскоре появилась возможность осуществить давнюю мечту — выехать за пределы Австрии. В 1790-х гг. Гайдн совершил две гастрольные поездки в Лондон (1791-92, 1794-95). Написанные по этому случаю 12 «Лондонских» симфоний завершили развитие этого жанра в творчестве Гайдна, утвердили зрелость венского классического симфонизма (несколько ранее, в конце 1780-х гг. появились 3 последние симфонии Моцарта) и остались вершинными явлениями в истории симфонической музыки. В 1791 году Йозефу Гайдну присуждена степень почётного доктора Оксфордского университета. Гайдн вернулся в Вену в 1795 году. Проезжая через Бонн в 1792 году, он познакомился с молодым Бетховеном и взял его в ученики. К тому времени принц Антон умер и его преемник Николай II предложил возродить музыкальные учреждения Эстерхази под руководством Гайдна. Композитор вновь провёл своё лето с Эстерхази в городе Айзенштадт, и в течение нескольких лет написал шесть месс. В этот период Гайдн становится общественным деятелем в Вене и проводит бо́льшую часть своего времени в своём собственном большом доме в Гумпендорфе, где написал несколько работ для публичного исполнения. Под впечатлением услышанных в Лондоне ораторий Г. Ф. Генделя были созданы 2 светские оратории— «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801). Работа над ораториями подорвала силы композитора. Последними его произведениями стали «Harmoniemesse» (1802) и неоконченный струнный квартет опус 103 (1802). Примерно к 1802 году, его состояние ухудшилось до такой степени, что он стал физически не в состоянии сочинять. Последние наброски относятся к 1806 году, после этой даты Гайдн уже не писал ничего. Гайдн ушел из жизни в тревожное время, в самый разгар наполеоновских походов. Скончался композитор в Вене. Он умер в возрасте 77 лет 31 мая 1809 года, вскоре после нападения на Вену французской армии под предводительством Наполеона. Среди его последних слов была попытка успокоить своих слуг, когда в окрестностях дома упало пушечное ядро: «Не бойтесь, дети мои, ибо там, где Гайдн, никакого вреда быть не может». Две недели спустя, 15 июня 1809 года, в церкви Шотландского монастыря (нем. Shottenkirche) состоялась панихида, на которой был исполнен Реквием Моцарта. Задание:ответить письменно на вопросы: 1) Годы жизни И.Гайдна. Где родился и где умер? 2) Где Гайдн обучался музыке и пел в хоре? 3) Назовите основные жанры в творчестве Гайдна? 4) Какие произведения Гайдна связаны с его поездками в Лондон?
Источники: 1) Интернет-ресурсы:music-historу-Wix.com 2) Учебник О.К.Ермаковой. Уроки музыкальной литературы. второй год обучения, Феникс, 20152.
ВНИМАНИЕ! ВЫПОЛНЕННОЕ ЗАДАНИ НЕОБХОДИМО ПРИСЛАТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ПО АДРЕСУ:_olgakanusevich@gmail.com_________________ ДО:_11.11.2020___________________(дата) Тел. 911 167 32 17
|
|||
|