Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ УРОКА. Музыкальная литература ФГТ 8-летнее обучение. Преподаватель Иванькова О.М.. инструментальное (отделение). группы 5 класс (группа, класс). дата урока по расписанию). Франц Йо́зеф Гайдн. нем. Franz Joseph Haydn)



МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ УРОКА

Музыкальная литература ФГТ 8-летнее обучение

Преподаватель Иванькова О.М.

инструментальное (отделение)

1- 2 группы 5 класс (группа, класс)

5,10.11. 2020 (дата урока по расписанию)

Устный материал:

Тема: Й. Гайдн. Жизненный и творческий путь

  Франц Йо́зеф Гайдн

(нем. Franz Joseph Haydn)

(1732 — 1809)

Франц Йо́зеф Гайдн — австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет. Создатель мелодии, впоследствии лёгшей в основу гимнов Германии и Австро-Венгрии.

​ Родился в деревне Рорау, недалеко от Вены. Сын каретного мастера, Гайдн обнаружил редкие музыкальные способности.

     В шестилетнем возрасте он переезжает в Хайнбург, поет в церковном хоре, обучается игре на скрипке и клавесине, а с 1740 г. живет в Вене, где продолжает учиться, служа певчим в капелле собора Св. Стефана (кафедральном соборе Вены). Когда же голос начал ломаться, Гайдн был вынужден оставить капеллу.

​ Последующий десятилетний период был для него весьма трудным. Однако вопреки превратностям судьбы Гайдн сохранил и открытость характера, и чувство юмора, никогда ему не изменявшее, и серьезность профессиональных устремлений — он изучает клавирное творчество Ф. Э. Баха, самостоятельно занимается контрапунктом, знакомится с трудами крупнейших немецких теоретиков, берет уроки композиции у Н. Порпоры — известного итальянского оперного композитора и педагога.

      Первыми крупными его сочинениями были две мессы brevis, F-dur и G-dur, написанные Гайдном в 1749 году ещё до ухода его из капеллы собора святого Стефана. В 50-х годах XVIII века Йозеф написал целый ряд произведений, положивших начало его известности как композитора: зингшпиль «Хромой бес» (был поставлен в 1752 году в Вене и других городах Австрии, не сохранился до наших дней), дивертисментыисеренады, струнные квартетыдля музыкального кружка барона Фюрнберга,около десятка квартетов(1755),первая симфония(1759).

​        В период с 1754 по 1756 год Гайдн работал при венском дворе на правах свободного художника. В 1759 году он получил должность капельмейстера при дворе графа Карла фон Морцина, где под его началом оказался небольшой оркестр — для него композитор сочинил свои первые симфонии. Однако вскоре фон Морцин начал испытывать финансовые трудности и прекратил деятельность своего музыкального проекта. Для его придворной капеллы были написаны первые инструментальные произведения (симфонии, квартеты, клавирные сонаты).

   В 1760 году Гайдн женился на Марии-Анне Келлер.

   С 29 лет Гайдн, уже известный композитор, приглашен на службу к богатому венгерскому князю Эстергази. Гайдн меняет акцент в своей композиторской деятельности: меньше пишет опер и больше создаёт квартетов и симфоний.

Драматическими, тревожными настроениями окрашены минорные симфонии«Траурная», «Страдание», «Прощальная». Множество поводов для различных толкований — автобиографических, юмористических, лирико-философских — дал финал «Прощальной». Особенность этой симфонии в том, что она исполняется при свечах, закреплённых на нотных пультах музыкантов; за традиционным по форме финалом следует дополнительная медленная часть, во время исполнения которой музыканты один за другим прекращают играть, гасят свечи и покидают сцену. Сначала исключаются все духовые инструменты. В струнной группе выключаются контрабасы, затем виолончели, альты и вторые скрипки. Симфонию доигрывают лишь 2 первые скрипки, допевающие мелодию, тихую и нежную – на одной из этих скрипок в своё время играл сам Гайдн, будучи одновременно первым скрипачом и дирижером оркестра. После завершения музыки музыканты гасят свечи и уходят вслед за остальными.

   Почти 30 лет оставался Гайдн на придворной службе. Живя вдали от света, почти не соприкасаясь с широким музыкальным миром, он стал за время службы у Эстергази величайшим мастером европейского масштаба. Произведения Гайдна с успехом исполнялись в крупнейших музыкальных столицах. Кроме того, он ведёт переговоры с несколькими издателями, как австрийскими так и зарубежными. Так, в середине 1780-х гг. французская публика познакомилась с шестью симфониями, получившими название «Парижских».

    В 1781 году во время пребывания в Вене Гайдн познакомился и подружился с Вольфгангом Амадеем Моцартом. Он давал уроки музыки Сигизмунду фон Нейкому, который в дальнейшем стал его близким другом.

11 февраля 1785 года Гайдн был посвящён в масонскую ложу «К истинной гармонии» («Zur wahren Eintracht»).

   В 1790 году, после смерти Николая Эстерхази, его сын и преемник, князь Антон Эстерхази, не будучи любителем музыки, распустил капеллу. Гайдн, полностью освободившийся от службы и сохранивший лишь звание капельмейстера, стал получать согласно завещанию старого князя пожизненную пенсию. Вскоре появилась возможность осуществить давнюю мечту — выехать за пределы Австрии. В 1790-х гг. Гайдн совершил две гастрольные поездки в Лондон (1791-92, 1794-95). Написанные по этому случаю 12 «Лондонских» симфоний завершили развитие этого жанра в творчестве Гайдна, утвердили зрелость венского классического симфонизма (несколько ранее, в конце 1780-х гг. появились 3 последние симфонии Моцарта) и остались вершинными явлениями в истории симфонической музыки.

​    В 1791 году Йозефу Гайдну присуждена степень почётного доктора Оксфордского университета.

​   Гайдн вернулся в Вену в 1795 году. Проезжая через Бонн в 1792 году, он познакомился с молодым Бетховеном и взял его в ученики. К тому времени принц Антон умер и его преемник Николай II предложил возродить музыкальные учреждения Эстерхази под руководством Гайдна. Композитор вновь провёл своё лето с Эстерхази в городе Айзенштадт, и в течение нескольких лет написал шесть месс.

    В этот период Гайдн становится общественным деятелем в Вене и проводит бо́льшую часть своего времени в своём собственном большом доме в Гумпендорфе, где написал несколько работ для публичного исполнения.

Под впечатлением услышанных в Лондоне ораторий Г. Ф. Генделя были созданы 2 светские оратории«Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801).

   Работа над ораториями подорвала силы композитора. Последними его произведениями стали «Harmoniemesse» (1802) и неоконченный струнный квартет опус 103 (1802). Примерно к 1802 году, его состояние ухудшилось до такой степени, что он стал физически не в состоянии сочинять. Последние наброски относятся к 1806 году, после этой даты Гайдн уже не писал ничего.

Гайдн ушел из жизни в тревожное время, в самый разгар наполеоновских походов.

   Скончался композитор в Вене. Он умер в возрасте 77 лет 31 мая 1809 года, вскоре после нападения на Вену французской армии под предводительством Наполеона. Среди его последних слов была попытка успокоить своих слуг, когда в окрестностях дома упало пушечное ядро: «Не бойтесь, дети мои, ибо там, где Гайдн, никакого вреда быть не может». Две недели спустя, 15 июня 1809 года, в церкви Шотландского монастыря (нем. Shottenkirche) состоялась панихида, на которой был исполнен Реквием Моцарта.

Задание:ответить письменно на вопросы:

1) Годы жизни И.Гайдна. Где родился и где умер?

2) Где Гайдн обучался музыке и пел в хоре?

3) Назовите основные жанры в творчестве Гайдна?

4) Какие произведения Гайдна связаны с его поездками в Лондон?                

  

  Источники: 1) Интернет-ресурсы:music-historу-Wix.com

                    2) Учебник О.К.Ермаковой. Уроки музыкальной литературы. второй год обучения, Феникс, 20152.

                

                                   ВНИМАНИЕ! ВЫПОЛНЕННОЕ ЗАДАНИ

НЕОБХОДИМО ПРИСЛАТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ПО АДРЕСУ:_olgakanusevich@gmail.com_________________

ДО:_11.11.2020___________________(дата)

Тел. 911 167 32 17

 

 

                                    

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.