Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Международная политика и дипломатические связи»



ЛЕКЦИЯ

учебная дисциплина:

«Международная политика и дипломатические связи»

от 17.11.2020 г.

Тема

Международные отношения на постсоветском пространстве

Вопросы:

1. Дипломатические отношения России с Таджикистаном, Киргизией, Молдавией, Арменией, Туркменией

2. Дипломатические отношения России с Азербайджаном и Казахстаном.

3. Белоруссия как союзник России на евразийском континенте.

Вопрос 1.

 

Рассмотрим, каким образом складываются современные отношения России с другими постсоветскими странами. По географическому и культурному принципам, а также в зависимости от исторически сложившихся отношений с Россией их можно разделить на следующие группы:

1. Страны Восточной Европы: Белоруссия, Украина, Молдавия;

2. Закавказье: Армения, Грузия, Азербайджан;

3. Центральная Азия. Сюда относятся Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Таджикистан и Киргизия;

4. Прибалтика: Литва, Латвия, Эстония.

Наиболее благоприятно складываются дипломатические отношения России с такими странами постсоветского пространства, как Таджикистан, Киргизия, Молдавия, Армения. Эти страны объединяет то, что все они занимают сравнительно небольшую площадь и находятся в определенной зависимости от России.

Так, без участия России стало бы невозможным перемирие в Карабахе и под угрозой была бы защищенность власти в Таджикистане от внутренних исламистских движений и внешнего вторжения (сейчас этому препятствует размещенная там российская 201-я база). Кроме того, страны экономически связаны с Россией, которая является рынком сбыта, «биржей труда» и источником дешевых энергоносителей. Таким образом, Россия играет существенную стабилизирующую роль в экономической и политической жизни вышеупомянутых государств.

Несмотря на определенные разногласия с Молдавией, причиной которых являются, во-первых, приднестровская проблема, а во-вторых, деятельность прорумынских унионистов, для этой страны также важно союзничество с Россией в экономических интересах. В этом отношении ключевая роль, как и в случае с вышеупомянутыми странами, отводится рынку труда для молдавских граждан, рынку сбыта и энергоносителям.

Россия же заинтересована в дипломатическом союзе с данными странами в первую очередь по причине военно-политического укрепления своего глобально-стратегического положения.

Туркмения и Узбекистан являются довольно закрытыми странами по отношению к внешнему миру. В отношениях с Туркменией есть ряд проблем. Первая - это нерешенный вопрос гражданства российских граждан, проживающих в Туркменистане, где принятая в 2008 году и действующая ныне Конституция запрещает гражданам страны иметь двойное гражданство. Сегодня Российская Федерация официально не ратифицировала протокол о прекращении действия соглашения 1993 года, которым страны признали за своими гражданами право получать двойное гражданство (российское и туркменское). Вторая проблема - импорт газа из Туркмении. «Газпром» прекратил его в 2016 году, однако в конце 2018 года велись переговоры о возобновлении импорта туркменского газа.

Еще один камень преткновения в отношениях России и Туркмении - это афгано-туркменская граница, которую Россия предпочла бы укрепить с помощью своих военных сил (в 2016 г. министр обороны РФ предложил Президенту Туркмении помощь в охране границы, но получил отказ). Тем не менее, страны осуществляют дипломатические отношения на основании Договора о дружбе и сотрудничестве от 23 апреля 2002 года и 2 октября 2017 года. А в августе 2018 года вступил в силу подписанный годом ранее межгосударственный Договор о стратегическом партнерстве, которым страны подтвердили свой взаимный интерес в сотрудничестве в различных сферах государственной жизни и обеспечении взаимной безопасности и региональной стабильности на основе противодействия глобальным угрозам и вызовам. Немаловажно для России и Туркмении торговое взаимодействие. Россия сегодня - третий по величине импорта из Туркмении торговый партнер страны (после Китая и Турции).

Еще один фокус интересов сосредоточен вокруг каспийского вопроса. Россия и Туркмения, равно как Казахстан и Азербайджан (а также Иран), делят между собой Каспийское море. В этом вопросе был достигнут определенный консенсус в 2018 году на саммите в Актау, где президенты стран подписали конвенцию, которая зафиксировала право сторон на «добычу водных биоресурсов в пределах 25 морских миль прибрежного пространства».

Дипломатические отношения между Россией и Узбекистаном характеризуются регулярными встречами на высшем и высоком уровнях. Более интенсивно они стали осуществляться с приходом к власти в Узбекистане Шавката Мирзиёева. Так, в ходе визита Президента Узбекистана в Россию в 2017 году были подписаны договоры о совместных инвестиционных проектах, стоимость которых составила около 12 млрд. долларов, а также контракт с «Газпромом» на поставку газа.

Узбекистан и Россия тесно сотрудничают сегодня в области торговли, инвестиций, трудовой миграции, образования и культуры. Следует отметить военно-техническое сотрудничество стран, которое подразумевает взаимные поставки продукции военного назначения, ремонт и обслуживание военной техники, проведение опытно-конструкторских работ.

Вопрос 2.

Азербайджан является более крупной и независимой от России страной, которая не заинтересована в интеграционных процессах с Россией и находится в особых партнерских отношениях с Турцией. Проблемным вопросом в 1990-х - начале 2000-х годов было противостояние Азербайджана и Армении в Карабахе, где Россия поддерживала Армению. Тем не менее, сегодня Россия и Азербайджан осуществляют стратегическое взаимодействие в равной степени важное для обеих стран. Оно построено на прагматичной основе и выражается в торгово-экономическом и военно-техническом сотрудничестве. Азербайджан не является членом Евразийского экономического союза, однако, по мнению специалистов, не исключено его вхождение в ЕАЭС в ближайшем будущем, поскольку и союзник Азербайджана - Турция рассматривает такой вариант как альтернативу ЕС.

XXI век был ознаменован решением ряда важных вопросов для обеих стран. В 2003 году было подписано пограничное соглашение, с 2010 года действует Совместная азербайджано-российская комиссия по разделу водных ресурсов трансграничной реки Самур, последнее заседание которой состоялось в июне 2019 года, был найден консенсус между Москвой, Баку и Астаной по статусу Каспийского моря. Немаловажное значение для мирного сотрудничества играет урегулирование армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта.

Дипломатические отношения России с Казахстаном продиктованы в первую очередь необходимостью сохранить влияние в Центральной Азии. Казахстан, находящийся между Китаем и Россией, все же более тяготеет к интеграции с Россией, что подтверждается успешным и эффективным взаимодействием стран на протяжении более 20 лет. Министр иностранных дел Республики Казахстан К.Абдрахманов в своей статье в «Российской газете» заявил, что все вопросы между Россией и Казахстаном могут быть решены «путем конструктивного диалога и учета взаимных интересов».

В основе отношений между Россией и Казахстаном лежит торгово-экономическое взаимодействие (на долю России приходится четверть товарооборота Казахстана), энерго-топливное и инвестиционное сотрудничество. Наиболее масштабными совместными проектами стран являются действующий Каспийский трубопроводный консорциум (Рис. 2) и разработка Имашевского месторождения нефти и газа.

Казахстану невыгодно удаляться от России, прежде всего по причине сохранения экономических связей, которые означают более низкие тарифы на транзит грузов, авиаперевозки, импортные пошлины и т. д. Специалисты говорят о том, что «отказ от ориентации на Россию» приведет к одновременному упадку нескольких отраслей в Казахстане, две-три отрасли полностью. Кроме того, страны тесно сотрудничают в сфере культуры и образования, а также трудовой миграции. Огромное значение имеет историческая общность двух государств. Наконец, последовательные усилия направляются на дальнейшее становление и укрепление российско-казахстанских дипломатических отношений.

Вопрос 3.

Беларусь является наиболее близким союзником России на протяжении всех лет после распада СССР. В 1995 году был Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, в 1997 году - Договор о Союзе Беларуси и России, а в 2000 году вступил в силу Договор о создании Союзного государства.

В экономическом плане Белоруссия наиболее сильно зависит от российских рынков сбыта по сравнению с другими странами постсоветского пространства, в то же время политика действующего Президента Белоруссии сделала невозможным ориентацию на Запад. Несмотря на это, белорусская элита дорожит независимостью страны, поэтому взаимное проникновение стран ограничено. До 2017 года точкой преткновения в отношениях России и Белоруссии был «газовый» конфликт, а именно - цены на российский газ. Однако страны нашли консенсус. В последнее время усиливается курс на интеграцию двух стран. В конце 2019 года подписан ряд договоров в рамках программы экономической и политической интеграции. По словам бывшего премьер-министра России Д. Медведева, от проведенной работы «зависит успех Союзного государства».

По итогам января-апреля 2020 года внешнеторговый оборот России и Белоруссии составил 7,9 миллиарда долларов, в том числе российский экспорт – 4,3 миллиарда долларов и импорт – 3,6 миллиарда долларов.

Основу российского экспорта составляют минеральные продукты, машины, оборудование и транспортные средства, металлы и изделия из них, продукция химической промышленности и др. Российский импорт представлен продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем, машинами, оборудованием и транспортными средствами, продукцией химической промышленности, металлами и изделиями из них, текстилем и обувь и др.

По накопленным инвестициям в белорусскую экономику Россия прочно удерживает первое место. В январе-марте 2020 году они составили 3,85 миллиардов долларов.

В 2019 году Москва обеспечила Белоруссии 45,1% всех поступивших иностранных инвестиций в реальный сектор экономики.

Крупнейшим двусторонним инвестиционным проектом является строительство Белорусской АЭС. Генеральный контракт на строительство АЭС подписан 18 июля 2012 года. Она будет состоять из двух энергоблоков ВВЭР-1200 суммарной электрической мощностью до 2400 мегаватт. В качестве генподрядчика выступает инжиниринговый дивизион госкорпорации "Росатом". Планируется, что первый блок Белорусской АЭС полностью заработает в феврале 2021 года.

Россия является главным партнером Белоруссии в топливно-энергетической сфере. Через территорию Белоруссии идут стабильные поставки и транзит нефти, газа, а также угля, поступательно развивается сотрудничество двух стран и в сфере электроэнергетики.

В то же время, между странами продолжается интенсивная работа по формированию объединенных рынков газа, нефти и нефтепродуктов, электрической энергии Союзного государства и общих энергетических рынков ЕАЭС к 2025 году.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.