|
|||
Лекция 113Лекция 113 Тема: Новые эколого-экономические подходы к природоохранной деятельности.
Новые эколого-экономические подходы предполагают материальную заинтересованность природопользователя в осуществлении природоохранной деятельности. Экономический механизм охраны окружающей природной среды начал формироваться у нас в стране в конце 80-х гг. В настоящее время новые экономические подходы находят все более широкое применение в области охраны окружающей природной среды. Основными структурными элементами экономического механизма являются: учет природных ресурсов; финансирование природоохранной деятельности; лимитирование, лицензирование и плата за природопользование; экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды. Государственный учет природных ресурсов.Такой учет осуществляется по единой системе органами статистического учета по видам и подвидам ресурсов (земель, вод и другим объектам природы), их количеству и качеству. На основании этих данных создаются кадастры природных ресурсов государственного уровня. Кадастр- это систематизированный свод данных, включающий опись объектов или явлений в ряде случаев с их экономической, экологической, социальной оценкой; содержит характеристику объектов, их классификацию, данные о динамике, степени изученности; может включать рекомендации по использованию, предложения по охране. Различаются земельный, водный, лесной государственные кадастры; государственный кадастр животного мира; государственный кадастр полезных ископаемых. Данные кадастровой оценки земель используются при определении платежей за землю, для оценки использования земель. Финансирование природоохранной деятельности.При рыночной экономике на первое место выступает самофинансирование предприятий всех форм собственности, которое производится из собственных средств предприятия, за счет кредитов, за счет экологического страхования. Некоторые мероприятия финансируются государством (Федерацией, ее субъектами), муниципальными органами, а также за счет экологических фондов и добровольных пожертвований. Кредитына экологические мероприятия могут предоставляться различными системами банков, но существуют и специализированные экологические банки (в Перми — Экопромбанк, в Саратове — Поволжский Экобанк), дающие предприятиям возможность финансирования своей экологической деятельности. Экологическое страхование,физических и юридических лиц предусматривает возмещение вреда при наступлении предусмотренного договором страхового случая (экологического или стихийного бедствия, аварии, катастрофы). Выплата возмещения производится за счет денежных средств (фондов), которые создаются из уплачиваемых страховых взносов. На экологическое страхование заключается договор. Государственное финансированиеидет главным образом на выполнение целевых программ, на ликвидацию последствий техногенных и экологических аварий и катастроф, на строительство наиболее значимых природоохранных сооружений (очистных установок, контрольно-измерительных приборов). Экологические фондыфункционируют на всей территории России. В систему экологических фондов входит Федеральный экологический фонд; фонды субъектов Российской Федерации; местные (муниципальные) экологические фонды. Средства фондов формируются за счет платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду; за размещение отходов и другие виды захоронений; средств, полученных по искам о возмещении вреда, а также средств от реализации конфискованных орудий охоты, рыболовства и незаконно добытого с их помощью. Экологические фонды расходуются на: · мероприятия, направленные на оздоровление окружающей среды; · проведение мероприятий и программ по охране окружающей природной среды; · научные исследования; · внедрение экологически чистых технологий; · строительство очистных сооружений; · выплату компенсаций гражданам на возмещение вреда, причиненного здоровью загрязнением окружающей природной среды. Лимитирование природопользования — то система экологических ограничений по территориям, которая представляет собой установленные предприятию - природопользователю на определенный срок предельные объемы использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства. Эти лимиты устанавливаются предприятиям - природопользователям специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Природопользование лимитируется по двум направлениям: 1. изъятие природных ресурсов из окружающей среды (добыча полезных ископаемых, забор воды и т. п.); 2. привнесение веществ и энергии в окружающую среду (сбросы и выбросы загрязняющих веществ, размещение бытовых и промышленных отходов и т. п.). При установлении лимитов учитывается экологическая обстановка в регионе, необходимость сокращения сбросов и выбросов, сроки достижения государственных и региональных экологических программ. Лицензирование природопользованияпроводится практически по всем видам природопользовательской деятельности. Лицензия — это разрешение, выдаваемое природопользователю специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды. В лицензии указываются: цели пользования, срок действия, требования по рациональному использованию и охране природных ресурсов, лимиты использования, нормативы платы и другие условия.
Виды лицензий: ü на использование отдельных ресурсов (земли, воды, недр, лесов, животного мира); ü на отдельные виды деятельности (изучение недр, захоронение отходов и т. д.); ü на сбросы и выбросы загрязняющих веществ; ü лицензия на комплексное природопользование. Плата за природопользованиевключает: - плату за право пользования природными ресурсами; (землей, водой, недрами и т. д.) в пределах установленных - лимитов; - плату за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; - плату за загрязнение окружающей среды, т. е. за» выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов в пределах установленных лимитов; - плату за загрязнение сверх установленных лимитов. Внесение платы не освобождает от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также от возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением. Экономическое стимулирование охраны окружающей природной средынаправлено на то, чтобы природопользователь был материально заинтересован в проведении природоохранных мероприятий и рациональном использовании природных ресурсов. Основными мерами стимулирования являются следующие: Ø налоговые и иные льготы за внедрение малоотходных и безотходных технологий, строительство очистных сооружений, иную природоохранную деятельность (по налогу на прибыль, на имущество предприятий, земельному налогу); Ø освобождение от налогообложения экологических фондов; Ø установление повышенных норм амортизации основных производственных природоохранных фондов; Ø применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию; Ø введение специального налогообложения экологически вредной продукции и технологий; Ø льготное кредитование природоохранной деятельности.
|
|||
|