Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция 113



Лекция 113

Тема: Новые эколого-экономические подходы к природоохранной деятельности.

 

Новые эколого-экономические подходы предполагают материальную заинтересованность природопользователя в осуществлении природоохранной деятельности. Экономический механизм охраны окружающей природной среды начал формироваться у нас в стране в конце 80-х гг. В настоящее время новые экономические подходы находят все более широкое применение в области охраны окружающей природной среды. Основными структурными элементами экономического механизма являются: учет природных ресурсов; финансирование природоохранной деятельности; лимитирование, лицензирование и плата за природопользование; экономическое стимулирование охраны окружающей при­родной среды.

Государственный учет природных ресурсов.Такой учет осуществляется по единой системе органами статистичес­кого учета по видам и подвидам ресурсов (земель, вод и другим объектам природы), их количеству и качеству. На основании этих данных создаются кадастры природных ре­сурсов государственного уровня.

Кадастр- это систематизированный свод данных, включающий опись объектов или явлений в ряде случаев с их экономической, экологической, социальной оценкой; со­держит характеристику объектов, их классификацию, дан­ные о динамике, степени изученности; может включать ре­комендации по использованию, предложения по охране.

Различаются земельный, водный, лесной государствен­ные кадастры; государственный кадастр животного мира; государственный кадастр полезных ископаемых. Данные кадастровой оценки земель ис­пользуются при определении платежей за землю, для оценки использования земель.

Финансирование природоохранной деятельности.При рыночной экономике на первое место выступает самофи­нансирование предприятий всех форм собственности, ко­торое производится из собственных средств предприятия, за счет кредитов, за счет экологического страхования. Не­которые мероприятия финансируются государством (Фе­дерацией, ее субъектами), муниципальными органами, а также за счет экологических фондов и добровольных по­жертвований.

Кредитына экологические мероприятия могут предо­ставляться различными системами банков, но существуют и специализированные экологические банки (в Перми — Экопромбанк, в Саратове — Поволжский Экобанк), даю­щие предприятиям возможность финансирования своей эко­логической деятельности.

Экологическое страхование,физических и юридичес­ких лиц предусматривает возмещение вреда при наступле­нии предусмотренного договором страхового случая (эко­логического или стихийного бедствия, аварии, катастро­фы). Выплата возмещения производится за счет денежных средств (фондов), которые создаются из уплачиваемых страховых взносов. На экологическое страхование заключается договор.

Государственное финансированиеидет главным об­разом на выполнение целевых программ, на ликвидацию последствий техногенных и экологических аварий и катаст­роф, на строительство наиболее значимых природоохранных сооружений (очистных установок, контрольно-измери­тельных приборов).

Экологические фондыфункционируют на всей терри­тории России. В систему экологических фондов входит Фе­деральный экологический фонд; фонды субъектов Российс­кой Федерации; местные (муниципальные) экологические фонды. Средства фондов формируются за счет платы за выб­росы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую при­родную среду; за размещение отходов и другие виды захо­ронений; средств, полученных по искам о возмещении вре­да, а также средств от реализации конфискованных орудий охоты, рыболовства и незаконно добытого с их помощью.

Экологические фонды расходуются на:

· мероприятия, направленные на оздоровление ок­ружающей среды;

·  проведение мероприятий и программ по охране ок­ружающей природной среды;

·  научные исследования;

·  внедрение экологически чистых технологий;

·  строительство очистных сооружений;

·  выплату компенсаций гражданам на возмещение вре­да, причиненного здоровью загрязнением окружающей при­родной среды.

Лимитирование природопользования — то система эко­логических ограничений по территориям, которая представ­ляет собой установленные предприятию - природопользователю на определенный срок предельные объемы использо­вания (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства.

Эти лимиты устанавливаются предприятиям - природопользователям специально уполномоченными на то госу­дарственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

Природопользова­ние лимитируется по двум направлениям:

1. изъятие природных ресурсов из окружающей среды (добыча полезных ископаемых, забор воды и т. п.);

2. привнесение веществ и энергии в окружающую сре­ду (сбросы и выбросы загрязняющих веществ, размещение бытовых и промышленных отходов и т. п.).

При установлении лимитов учитывается экологическая обстановка в регионе, необходимость сокращения сбросов и выбросов, сроки достижения государственных и региональ­ных экологических программ.

Лицензирование природопользованияпроводится практически по всем видам природопользовательской деятель­ности.

Лицензияэто разрешение, выдаваемое природопользователю специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды.

В лицензии указываются: цели пользования, срок действия, требования по рациональному использованию и охране при­родных ресурсов, лимиты использования, нормативы пла­ты и другие условия.

 

Виды лицензий:

ü на использование отдельных ресурсов (земли, воды, недр, лесов, животного мира);

ü  на отдельные виды деятельности (изучение недр, захоронение отходов и т. д.);

ü  на сбросы и выбросы загрязняющих веществ;

ü  лицензия на комплексное природопользование.

Плата за природопользованиевключает:

- плату за право пользования природными ресурсами; (землей, водой, недрами и т. д.) в пределах установленных

- лимитов;

- плату за сверхлимитное и нерациональное исполь­зование природных ресурсов;

- плату за загрязнение окружающей среды, т. е. за» выб­росы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов в пределах установленных лимитов;

- плату за загрязнение сверх установленных лимитов.

Внесение платы не освобождает от выполнения мероп­риятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также от возмеще­ния вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Экономическое стимулирование охраны окружающей природной средынаправлено на то, чтобы природопользователь был материально заинтересован в проведении при­родоохранных мероприятий и рациональном использовании природных ресурсов.

Основными мерами стимулирования являются следую­щие:

Ø налоговые и иные льготы за внедрение малоотход­ных и безотходных технологий, строительство очистных со­оружений, иную природоохранную деятельность (по нало­гу на прибыль, на имущество предприятий, земельному налогу);

Ø освобождение от налогообложения экологических фондов;

Ø установление повышенных норм амортизации основ­ных производственных природоохранных фондов;

Ø применение поощрительных цен и надбавок на эко­логически чистую продукцию;

Ø введение специального налогообложения экологичес­ки вредной продукции и технологий;

Ø льготное кредитование природоохранной деятель­ности.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.