|
|||
Инструкция (23.11.20):. Изучение нового материала: БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ОП.Инструкция (23.11.20): 1. Изучить тему, сделать краткий конспект 2. Выполнить домашнее задание 3. Сфотографировать тетрадь с конспектом и выполненным заданием и отправить её на проверку преподавателю до следующей пары по расписанию. В качестве обратной связи использовать группу в контакте https://vk.com/id158038825 1.Изучение нового материала: БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ОП. Для реализации проекта предприятия общественного питания необходим документ, который содержит в себе в структурированном виде всю информацию о проекте, плане и порядке действий, необходимых для его осуществления. Производственное планирование – неотъемлемая часть управления предприятием. Его можно определить как умение предвидеть цели и результаты действий субъекта экономики (предприятия) и определять ресурсы, необходимые для достижения конкретных целей. В чисто логическом смысле план, прежде всего, содержит в себе ту систему перспектив и результатов, реализация которых имеется в виду или уже намечена соответствующим органом управления данным хозяйствующим объектом. Система планирования любого предприятия включает три тесно взаимосвязанные подсистемы стратегического, текущего и оперативного планирования. Стратегическое планирование, как правило, включает разработку долгосрочных планов, рассчитанные на 10-15 лет. При разработке долгосрочных планов определяются главные направления, по которым будет развиваться предприятие, устанавливаются содержание и последовательность выполнения важнейших организационно-экономических и технических мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных главных целей. Процесс стратегического планирования предприятия начинается с определения цели предприятия, его положения в деловой среде с помощью портфельного анализа сфер деятельности. Важной частью процесса стратегического планирования является выработка целей для существующих и новых сфер деятельности. Бизнес-планирование – необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений. Планирование, в целом, является центральной функцией менеджмента, поскольку именно оно устанавливает миссию, цели и программу деятельности предприятия, создавая поле задач для последующей организации и управления деятельностью. Однако, в настоящее время, при формировании рыночных условий, бизнес-план определяет не только основные параметры системы менеджмента, но и является важнейшим инструментом взаимодействия со средой. Бизнес-план – это краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важный инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, дающий возможность выбрать наиболее перспективное решение и определить средства для его достижения. Бизнес-план служит документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля. Бизнес-план является одним из элементов стратегического планирования, он охватывает достаточно длительный период – обычно трех-пяти и более лет. Однако между бизнес-планом и стратегическим планом существует ряд различий: • в отличие от стратегического плана бизнес-план включает не весь комплекс общих целей фирмы, а только одну из них, ту, которая связана с созданием и развитием определенно нового бизнеса; • стратегический план – это обычно план с растущим горизонтом времени (по мере выполнения очередного годового плана его результаты анализируются, корректируются или пересматриваются). Бизнес-план имеет четко очерченные временные рамки, по истечении которых определенные цели и задачи должны быть выполнены; • в бизнес-плане функциональные элементы имеют гораздо более высокое значение, чем в стратегическом плане, и являются равноправными частями структуры бизнес-плана. Основная цель разработки бизнес-плана заключается в планировании хозяйственной деятельности предприятия на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Целями бизнес-плана могут быть: – привлечение кредитов или инвестиций; – определение степени реальности достижения намеченных результатов; – доказательство целесообразности реорганизации работы существующего предприятия или создание нового; – убеждение сотрудников фирмы в возможности достижения начальных и конечных показателей намеченных проектов. Главная цель бизнес-плана — выработка стратегических решений путем рассмотрения предлагаемого объекта бизнеса с позиций маркетингового синтеза. Другие цели разработки бизнес-плана могут быть различными, например: получение кредитов или привлечение инвестиций; определение степени реальности достижения намеченных результатов; доказательство целесообразности реорганизации работы уже существующей фирмы или создания новой; убеждение сотрудников компании в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в проекте, и другие. В современной практике бизнес-план выполняет пять функций. Первая функция связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности. Вторая функция — планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы. Третья функция позволяет привлекать извне денежные средства — ссуды, кредиты. В современных условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект. Однако получить кредит непросто не столько из-за высоких процентных ставок, сколько из-за возросшей невозвратности кредитов. В этой ситуации банки принимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, среди которых требования банковских гарантий, реального залога и другие. Однако решающим фактором при предоставлении кредита является наличие тщательно проработанного бизнес-плана. Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития компании на определенный период времени. Пятая функция позволяет путем вовлечения всех сотрудников в процесс составления бизнес-плана улучшить информированность всех сотрудников о предстоящих действиях, скоординировать их усилия, распределить обязанности, создать мотивацию достижения цели. Разрабатывая бизнес-план необходимо соблюдать следующие принципы: - объективность и надежность входной и выходной информации; - необходимость и достаточность параметров, выходных и промежуточных данных для принятия обоснованных решений на всех фазах и циклах реализации проекта; - комплексность и системность рассмотрения влияния всех факторов и условий на ход и результаты осуществления проекта; - краткость и лаконичность бизнес-плана. Как правило, стандартный бизнес-план не превышает 20 страниц, за исключением сложных сфер бизнеса, а также венчурных проектов; - отсутствие общих и неконкретных формулировок, выделение привлекательных, конкретных, бесспорных преимуществ анализируемого проекта; - отсутствие приукрашиваний и искаженной интерпретации выходных и других данных, влияющих на принятие решений. Не существует жестко регламентированной структуры и содержания бизнес-плана, но обычно он включает титульный лист и разделы. Титульный лист должен быть лаконичным и привлекательным. На нем указываются наименование предприятия, его местоположение, название бизнес-плана, дата составления, а также данные адресата к которому направляется. 1-й раздел – Резюме. В нем содержаться суть проекта, цели и задачи бизнес-плана, экономическое обоснование и эффективность проекта, сведения о предприятии, финансирование, план возврата заемных средств. 2-й раздел – Описание предприятия и отрасли. Включается название предприятия, его адрес, организационно-правовая форма, местоположение, распределение акций, уставный капитал, краткая история. 3-й раздел – Характеристика продукции (услуг). Здесь приводится описание продукции с позиции потребителя и дается их комплексная оценка. С этой целью приводятся следующие сведения: потребности, удовлетворяемые товаром; показатели качества; экономические показатели (цена потребления); внешнее оформление; сравнение с другими аналогичными товарами; патентная защищенность; основные направления совершенствования продукции и т.д. 4-й раздел – Исследование и анализ рынков сбыта и конкуренции. При анализе рынков сбыта определяется спрос и емкость каждого конкретного рынка по каждому виду товаров, наличие конкурентов на нем, анализируются возможности предприятия в конкурентной борьбе, отбираются целевые сегменты (наиболее привлекательные для предприятия в данный момент). 5-й раздел – План маркетинга. При разработке плана маркетинга нужно обеспечить максимальное приспособление производства к требованиям рынка, активно воздействовать на потребителя с помощью рекламы, ценовой политики, качества. Раздел может включать следующие составляющие: стратегию маркетинга; ассортиментную политику; ценовую политику. 6-й раздел – Производственный план. Здесь определяется производственная программа предприятия, дается подробное описание производственного процесса. Важным аспектом данного раздела является точное определение себестоимости производимой продукции. В описании технологического процесса указываются: требуемые производственные мощности, потребность и условия приобретения технологического и прочего оборудования; потребность в сырье, материалах; контроль качества продукции; требования к квалификации и наличию необходимого персонала. 7-й раздел – Организационный план. В нем раскрывается организационно-правовая форма, обосновывается организационная структура предприятия и приводятся показатели эффективности. 8-й раздел – План по рискам содержит перечень рисков (социальные, финансовые, экономические, технологические, политические), из которых выбираются наиболее важные для данного проекта. Особое внимание уделяется финансово-экономическим рискам (неустойчивость спроса, снижение цен, недостаток оборотных средств и т.д.) 9-й раздел – Финансовый план. В нем обобщаются все предшествующие материалы. Финансовый план представлен в виде финансовых формулировок и стоимостных показателей. Раздел объединяет два направления: финансово-экономические результаты деятельности предприятии (финансовая отчетность предприятия, анализ финансово-экономического состояния) и планирование основных финансовых показателей. В зависимости от типа вашего предприятия, целей и задач структура плана может варьироваться. Существует множество различных стандартов, по которым бизнес-план имеет свою четкую структуру. Так, например, согласно стандартам KPMG (международной компании, предоставляющей аудиторские, налоговые и консультационные услуги) структура бизнес-плана имеет следующий вид Бизнес-плана: 1. Резюме · Краткий обзор · Предлагаемая продукция и услуги · Миссия, цели и задачи 2. Продукция и услуги · Введение · Продукция и услуги · Сопутствующие товары и услуги 3. Анализ рынка и отрасли · Использование продукта и услуги · Демографический анализ · Конкуренция · SWOT-анализ 4. Целевые рынки · Целевые потребители · Географический целевой рынок · Ценообразование 5. Стратегии рекламы и продвижения · Стратегия продвижения · Средства распространения рекламы · Прогноз продаж 6. Управление · Организация и ключевой персонал · Постоянное потребление активов · Затраты на подготовку производства 7. Финансовый анализ · Себестоимость реализованной продукции · Анализ безубыточности · Количественный анализ · Доходы и убытки · Движение денежных средств · Балансы предприятия · Риски 8. Приложения Бизнес-план отличается от других плановых документов предприятия тем, что учитывает не только внутренние цели предприятия, но и цели внешних лиц, которые могут быть полезны новому проекту. Помимо инвесторов заинтересованными лицами являются потенциальные потребители и поставщики предприятия. Кроме того, в бизнес-плане основное внимание сосредоточено на маркетинговых и финансово-экономических аспектах, в то время как научно-технические и социальные стороны представлены менее детально.
2. Домашнее задание: - составить краткий конспект по пройденному материалу, - составить бизнес-план для предприятия на котором Вы проходили практику (на выбор студента:кафе, ресторан, столовая и тп.) - ответить на вопросы: 1.Что такое бизнес-план и зачем он нужен? 2.Цели бизнес-планирования. 3.Функции бизнес-плана. 4. Чем отличаются бизнес-плана предприятий общественного питания от других бизнес-планов?
3.Отправить выполненную работу преподавателю. Критерии оценки конспекта: • содержательность конспекта, соответствие плану; • отражение основных положений, результатов работы автора, выводов; • ясность, лаконичность изложения мыслей студента; • наличие схем, графическое выделение особо значимой информации; • соответствие оформления требованиям; • грамотность изложения; • конспект сдан в срок. Оценка «5» - конспект составлен по плану, соблюдается логичность, последовательность изложения материала, качественное внешнее оформление, объем – 4-5 тетрадных страниц; Оценка «4» - конспект выполнен по плану, но некоторые вопросы раскрыты не полностью, есть небольшие недочеты в работе, объем – 4 тетрадные страницы; Оценка «3» - при выполнении конспекта наблюдается отклонение от плана, нарушена логичность, отсутствует внутренняя логика изложения, удовлетворительное внешнее оформление, объем менее 4 страниц; Оценка «2» - тема не раскрыта, неудовлетворительное внешнее оформление, объем менее 2 страниц.
|
|||
|