Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция 3 — 2-ая часть СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА РЕЧИ



Лекция 3 — 2-ая часть СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА РЕЧИ

Теоретическая часть раскрывает вопросы композиции речи, логики ораторского выступления, доказательства и аргументации как основных составляющих содержания речи, а также правила ведения диалога как основы спора.

Композиция речи

 

Построение ораторского текста определяется его коммуникативной целесообразностью, содержательным единством и смысловой завершенностью.

Коммуникативная целесообразность - это отражение в строении высказывания (текста) отношений между адресатом (отправителем), адресантом (получателем) и решаемой проблемой.

Содержательное единство означает последовательность и взаимосвязанность всех мыслей высказывания.

И, наконец, смысловая завершенность высказывания означает, что цель, ради которой создавалось высказывание, достигнута с помощью необходимых и достаточных словесных средств.

Ораторское выступление имеет традиционную композицию, разработанную еще в античные времена. Композиция любой по содержанию речи должна включать три части: вступление, основная часть, заключение.

Вступление решает следующие задачи: - привлекает внимание аудитории к оратору и предмету речи; - вызывает интерес к проблеме; - устанавливает доверительные отношения между оратором и аудиторией; - создает благоприятное отношение к тем предложениям, которые выдвигает оратор, и к той аргументации, которую он применит.

Вступление имеет собственную структуру: так называемый зацеп, название темы выступления, определение цели выступления, переход к основной части.

«Зацеп» обеспечивает привлечение внимания слушателей.

Наиболее распространены следующие способы «зацепа»:

·краткое изложение интересного, поучительного факта;

·- подчеркивание общего интереса к проблеме;

·- «веселое начало»: шутка, изложение смешного случая и т. д.;

·- «град вопросов»: выступающий за короткий промежуток времени четко формулирует вопросы, среди которых выделяется один или несколько, которым посвящается выступление;

·- цитирующий способ: из официальных документов, работ ученых, писателей выбирается цитата, которая отражает существо вопроса;

·- выделение парадокса, аномалии, несоответствия, которые или озадачат аудиторию, или выделят то, что является важным в данное время;

·- резкое заявление: заострение вопроса или проблемы;

·- сопоставительный способ: предельно краткое изложение существа выступления предыдущего оратора и изложение на этом фоне своего взгляда;

·- «поворот на 180 градусов» (отработанный или стихийный): выступающий излагает свою бывшую позицию и факты, которые способствовали ее изменению;

·- «вопрос ребром»: оратор сразу задает тот вопрос, на который он пытается дать ответ в своем выступлении;

· - «напрасные усилия»: выступающий начинает с перечисления мер, которые были приняты для решения вопроса, отмечая их незначительную результативность, это создает фон для восприятия последующей речи;

·- «способ самокритики»: выступающий начинает критиковать себя, отмечая неправильные действия, меры и т. д., а затем говорит о том, что надо сделать, чтобы впредь не допускать прошлых ошибок.

 

 

Вступление - важный элемент композиции речи. Нужно помнить следующие рекомендации: - относиться к вступлению надо с особым вниманием, так как от него зависит успех речи; - вступление должно быть умеренно эмоциональным: оратор входит в речь постепенно, если речь начата слишком энергично, то эмоции аудитории будут угасать по ходу речи, а сам оратор не сможет долго удерживать напряженный строй речи; - вступление должно быть максимально кратким, затянутое вступление приводит к тому, что аудитория утрачивает представление об основном содержании речи; - вступление произносится первым, а сочиняться должно в последнюю очередь, так как только составив и подготовив речь, следует приступать к написанию вступления; - стиль вступления должен быть простым: не следует употреблять научные, труднопроизносимые слова, сложные конструкции, но и нельзя прибегать к низким, грубым, просторечным словам и выражениям.

 

Основная часть.

Содержание основной части включает анализ проблемной ситуации, определение предмета речи, темы высказывания, развертывание темы: нахождение, отбор, построение и согласование аргументов.

 Стержень основной части - аргументация. Важным условием аргументированности является логически безупречное, основанное на непротиворечивых выводах и ряде доказательств построение речи.

Если выступающий нарушает правила аргументации, то слушатель не принимает аргументов оратора. Это имеет место в том случае, если используются ложные предпосылки или обобщения, если доказательств явно недостаточно, если тезисы оратора противоречивы.

 

Доказательство должно быть не только логичным, но и достаточно эффективным - прежде всего за счет выбора аргументов в соответствии с опытом, интересами и убеждениями слушателей.

 

Такой подход способствует лучшему восприятию аргументов слушателями, позволяя тем самым добиваться необходимой убедительности речи.

При изложении доводов оратор должен помнить о трех систематизирующих элементах: что, как и почему.

Ответы на эти вопросы составляют структуру аргументации, помогают выявить скрытые проблемные взаимосвязи, лучше понять содержание аргументов.

 

Существуют проверенные временем варианты построения системы аргументации: - проблемное изложение (формулирование темы как проблемы: выявление и анализ противоречий, путей их разрешения); - хронологическое изложение; - изложение от причин к следствиям; - индуктивное изложение (от частного к общему); - дедуктивное изложение (от общего к частному). Если у аудитории нет необходимых теоретических знаний по затронутой тематике и навыков абстрактного теоретического мышления, надо пользоваться индуктивным методом: от изложения типичных, конкретных, известных явлений переходить к выявлению закономерностей и выработке выводов с помощью разных обобщений. Если слушатели привыкли мыслить абстрактными категориями, то надо пользоваться дедуктивным методом: идти от общих закономерностей к детальным характеристикам и оценкам конкретных процессов и явлений.

 

В процессе аргументации некоторые ораторы прибегают к «молниеносному старту»: они переносят самые убедительные и интересные аргументы в начало изложения. Другие ораторы сильнейшие аргументы приводят «под занавес», готовя слушателей постепенно согласиться с выводами.

Правильно построенная аргументация стимулирует мышление, приглашает слушателей к участию в дискуссии.

Важным компонентом основной части является тщательно сформулированная применительно к обстановке, конкретной композиции произведения - главная мысль - тема. Но оратор иногда забывает, что тема требует своего решения, которое предлагается на рассмотрение аудитории.

Это предлагаемое решение остается главной мыслью, которая обосновывается и воспроизводится во всех частях выступления. Предлагаемое решение обычно находится в начале высказывания, после формулировки темы.

 

Таким образом, основным компонентом выступления является аргументация позиции автора. 

 

Заключение.

Заключение - важнейшая часть высказывания. Нужно не только умело «войти в речь», но и «выйти из нее». Опытный оратор большое внимание уделяет и заключительной части своего выступления. Слабое заключение может свести на нет хорошую речь, а эффектное - спасти даже посредственную речь. Поэтому при подготовке к выступлению, надо уделять особое внимание как началу речи, так и заключению. Хорошее заключение должно содержать:

 

·краткое подведение итогов, но не простое повторение главной мысли;

·- развитие основной мысли, чтобы оно возбуждало дальнейший интерес к предмету речи;

·заключение должно быть кратким, ясным и энергичным: аудитория должна понять, к чему ее призывает оратор.

 

Если недостатки вступления могут компенсироваться хорошей основной частью, то неудачное заключение компенсировать нельзя ничем. Поэтому важно знать варианты неудачного заключения и по мере возможности избегать их:

·В заключении нельзя говорить, что не уложился в отведенное время, поэтому о самом важном, интересном, к сожалению, не удалось сказать. Такое заключение подчеркивает неподготовленность выступающего, неумение или нежелание эффективно использовать время и может вызвать у слушателей лишь досаду и недоумение.

·Заключение не должно противоречить логике выступления. Нелогичная концовка является, как правило, результатом неудачной импровизации или непродуманного заключения.

·В заключении нельзя рисовать мрачную, безысходную картину. Даже если предмет речи связан с печальными событиями, угрозой, надвигающейся опасностью, заключение должно быть оптимистичным, потому что оптимизм предполагает возможность решения задачи.

·Речь нельзя заканчивать шуткой, не относящейся к теме выступления: это отвлечет внимание аудитории от главных проблем выступления.

·Речь нельзя заканчивать внезапно: «Вот и все, что я хотел сказать». Это звучит как признание в том, что больше оратору сказать нечего. Итак, первые слова заключения должны привлечь внимание слушателей, а последние - усилить эффект выступления. Поэтому перед заключительной фразой необходимо сделать паузу, помогающую слушателю сконцентрировать внимание.

 

Последние слова оратора должны воодушевлять слушателей, призывать их к активной деятельности.

Если говорить о хронологических параметрах композиции, то на вступление и заключение нужно тратить одну треть времени, отведенного на выступление, а две трети на основную часть.

Устная форма речи диктует принципиально иное ее построение по сравнению с письменной речью. Связанность ораторского выступления обеспечивается когезией, ретроспекцией и проспекцией, благодаря которым отдельные части речи, отстоящие друг от друга на некотором или даже значительном расстоянии оказываются в той или иной степени связанными.

 

Рассмотрим эти понятия.

Когезия - это особый вид сцепления, связи, обеспечивающий последовательность и взаимозависимость отдельных частей ораторской речи. Благодаря когезии отдельные части речи, отстоящие друг от друга на некотором расстоянии, оказываются в той или иной степени связанными между собой. Когезия обеспечивается следующими средствами: вводными словами и словосочетаниями, выражающими отношение говорящего к тому, о чем он сообщает (с моей точки зрения, мне кажется, принимая во внимание, как видите)-, словами, обозначающими последовательность явлений, пространственные, причинно-следственные отношения {во-первых, во-вторых, следующий вопрос, как видно из материалов); синтаксическими структурами - вводными предложениями (мы видим, из этого следует сделать вывод), некоторыми риторическими фигурами: повторами, анафорическими местоимениями и др.

Ретроспекция - это форма речевого выражения, отсылающая слушателя к предшествующей содержательной информации. Ретроспекция проявляется в следующих случаях: - когда оратор отсылает слушателя к информации, которая содержится не в его выступлении, таким образом происходит связь данного выступления с общим контекстом информации; - когда оратор отсылает слушателей к информации, которая содержится в предыдущих его выступлениях, таким образом происходит связь данного выступления с предыдущими; - когда оратор еще раз сообщает информацию, изложенную ранее и необходимую для связи событий, мыслей и т. д., прерывая поступательное движение речи. Ретроспекция помогает восстанавливать в памяти сведения, данные ранее, сообщать слушателям новые сведения, относящие ся К прошлому, актуализировать отдельные части высказывания для понимания новой информации.

Классический пример ретроспекции - заключение речи, в котором суммируется ранее сказанное и делаются выводы.

 

Проспекция — один из элементов речи, относящих содержательную информацию к тому, о чем будет говориться в последующих частях речи.

Проспекция дает возможность слушателю яснее представить себе связь и обусловленность мыслей и идей выступления. Проспекция проявляется в тех случаях, когда оратор: - обещает слушателям информацию, которая будет дана позднее в этой же речи; - обещает слушателям информацию, которая будет дана другим оратором; - приводит некоторую часть информации в целях связи в речи, причем эта информация будет подробно изложена позднее. Классическим примером проспекции является вступление, в котором оратор указывает, о чем он будет говорить далее.

 

Итак, образцовая ораторская речь должна иметь стройную и соразмерную композицию. Каждая мысль должна быть связана с темой или главным положением речи ясным для самого оратора образом. Содержание высказывания должно быть подобно статуе, которую скульптор высекает из камня, устраняя все лишнее: в речи должно быть только целесообразное, необходимое и достаточное для выражения и обоснования главной мысли.

 

Задание

 

Проанализируйте отрывок из текста речей П. Сорокина и с точки зрения их структуры и аргументации. Найдите введение и заключение. Какие выразительные средства используют авторы речей для эмоционального воздействия на слушателей? Какие средства контакта со слушателями используют авторы? Являются ли мысли, высказанные авторами, актуальными для нашего времени?

 

Питирим Сорокин

ИСТОРИЯ НЕ ЖДЕТ, ОНА СТАВИТ УЛЬТИМАТУМ

(Речь на торжественном собрании в день 103-й годовщины Петербургского университета, 21 февраля 1922 г.)

Сегодняшняя годовщина Петербургского университета знаменательна не только тем, что она 103-я годовщина, но и тем, что она совпадает с моментом величайшего катаклизма в истории человечества и нашей родины. В результате войны и революции наше отечество лежит в развалинах. Великая Русская Равнина стала великим кладбищем, где смерть пожинает обильную жатву, где люди едят друг друга.

Задача возрождения России падает на ваши плечи, задача бесконечно трудная и тяжелая. Сумеете ли вы выполнить ее? Сможете ли выдержать этот экзамен истории? Огромная трудность ее усугубляется еще и тем, что вы оказались на великом распутье, без путей, дорог и спасительного плана. «Отцы» ваши не могут помочь вам: они сами оказались банкротами: их опыт, в форме традиционного мировоззрения русской интеллигенции, оказался недостаточным, иначе трагедии бы не было. От берега этого мировоззрения волей-неволей вам приходится оттолкнуться: он не спас нас, не спасет и вас. Он надолго исчез в зареве войны, в грохоте революции; и в темной бездне могил, все растущих и умножающихся на русской равнине. Если не мы сами, эти могилы вопиют о неполноте опыта «отцов» и ошибочности их патентованных спасительных рецептов.

Но раз старые пути негодны, где же новые? Есть ли они у нас? Если есть - продуманы и осознаны ли? Боюсь, что нет. Мы сейчас похожи на людей, ошарашенных ударом дубины, заблудившихся и ищущих, страстно и горячо, до боли, до исступления - нужного до смерти выхода. Ищем, тычемся туда и сюда, подобно слепым щенятам, но темно кругом. А история не ждет, она ставит ультиматум: бьет грозное: memento mori, бьет двенадцатый час нашей судьбы и решается наше: быть или не быть. В таких условиях вы поймете меня и не найдете нетактичным, если я позволю наметить некоторые «вехи» того пути, по которому, с моей точки зрения - возможно, ошибочной, возможно, близорукой, - мы должны двинуться в дальнейшее историческое странствие. Это даже не «вехи», а скорее указание на то, чем мы должны запастись, пускаясь в этот темный путь, чтобы выбраться вновь на светлую дорогу жизни в живой истории из мрачных бездн долины Смерти.

Первое, что вы должны взять с собой в дорогу, - это знание, это чистую науку, обязательную для всех, кроме дураков, не лакействующую ни перед кем и не склоняющую покорно главу перед чем бы то ни было, науку точную, как проверенный компас, безошибочно указывающую, где Истина и где Заблуждение. Берите ее в максимально большом количестве. Без нее вам не выбраться на широкий путь истории.<...>

Второе, что вы должны взять с собой, это любовь и волю к производительному труду - тяжелому, упорному, умственному и физическому. Времена «сладкого ничегонеделанья» - кончились. Мир - не зал для праздношатающихся, а великая мастерская, и человек - не мешок для переваривания пищи и пустого прожигания жизни, а прежде всего - творец и созидатель. <...>

Отправляясь в путь, запаситесь далее совестью, моральными богатствами. Не о высоких словах я говорю: они дешевы и никогда в таком изобилии не вращались на житейской бирже, как теперь, а говорю о моральных поступках, о нравственном поведении и делах. Это гораздо труднее, но это нужно сделать, ибо я не знаю ни одного великого народа, не имеющего здоровой морали в действиях. Иначе... смердяковщина и шигалевщина потопят нас. Иначе вы будете иметь ту вакханалию зверства, хищничества, мошенничества, взяточничества, обмана, лжи, спекуляции, бессовестности, тот «шакализм», в котором мы сейчас захлебываемся и задыхаемся.

Позволю обратить ваше внимание и еш;е на один факт: на семью. Вы знаете, что она разлагается. Но вы должны знать и то, что без здоровой семьи невозможно здоровое общество. Слишком далеко зашел здесь развал и духовный, и биологический, через половые болезни ускоряющий вымирание и вырождение русского народа. Пора остановить это бедствие. ...

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.