Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Инфляция. Продукция



Инфляция

Инфляция представляет собой обесценение денег, падение их покупательной способности, вызываемое повышением цен, товарным дефицитом и снижением качества товаров и услуг.

Характер товарного производства оказывает влияние на проявление инфляции и ее социально-экономические последствия. Она ведет к перераспределению национального дохода между отраслями экономики, коммерческими структурами, группами населения и пр.

Инфляция свойственна любым моделям экономического развития, в которых не сбалансированы государственные доходы и расходы, ограничены возможности ЦБ в проведении самостоятельной денежно-кредитной политики.

Понятие «инфляция» впервые стало применяться в Северной Америке в 1861-1865 гг. Оно означало процесс, приводящий к увеличению налично-денежной массы. В экономической литературе этот термин появился в начале XX века после перехода к массовому использованию правительствами многих стран бумажных денег. Инфляция существовала и в условиях металлического обращения, что было связано с порчей монет, уменьшением их металлического содержания. С XX века инфляция становится постоянным явлением в экономике большинства государств.

Сущность инфляции экономисты трактуют по-разному:

- как переполнение каналов денежного обращения избыточными бумажными деньгами, вызывающими их обесценение по отношению к золоту, товарам, иностранной валюте, сохраняющей прежнюю реальную ценность или обесценившейся в меньшей степени;

- как любое обесценение бумажных денег;

- как повышение общего уровня цен;

- как многофакторный процесс, не имеющий однозначного толкования.

Хотя внешним признаком инфляции чаще всего является повышение цен, она представляет собой сложный социально-экономический процесс, свидетельствующий о разбалансированности хозяйства страны.

Глубинные причины инфляции находятся как в сфере обращения, так и в сфере производства и очень часто обуславливаются экономическими и политическими отношениями в обществе.

К факторам денежного обращения относятся: переполнение сферы обращения избыточной массой денежных средств; перенасыщение кредитом народного хозяйства; меры правительства по поддержанию курса национальной валюты и др.

К неденежным факторам инфляции относятся: факторы, связанные со структурными диспропорциями в общественном воспроизводстве, затратным механизмом хозяйствования, государственной экономической политикой (налоговой, ценообразования, внешнеэкономической и пр.)

В России в августе 1998 года денежная масса сократилась по сравнению с 1 января 1989 года, а инфляция была спровоцирована дефолтом и ажиотажным спросом на иностранную валюту.

При инфляции капитал перемещается из сферы производства в сферу обращения, в которой скорость оборота значительно выше, что дает огромные прибыли, но одновременно усиливает инфляционные тенденции.

Полностью исключить инфляцию в рыночных условиях невозможно, речь может идти только об управляемой инфляции.

Государство может пытаться сдержать инфляцию путем регулируемого ценообразования. Цены, регулируемые государством, могут долгое время оставаться неизменными, но купить многие товары по фиксированным ценам практически не возможно – их нет в свободной продаже. В таких случаях, как правило, усиливаются распределительные отношения в стране, в хозяйстве появляются различные рынки, на которых товары реализуются по повышенным ценам. Такая инфляция называется подавленной (скрытой). Она проявляется в том, что за прежние суммы приобретается продукция низкого качества и в меньшем количестве. В народном хозяйстве из-за роста издержек производства и сохранения стабильных цен снижается рентабельность, возрастают государственные дотации, происходит натурализация хозяйственных отношений, наблюдается кризис неплатежей и падение объемов производства. Для достижения заданного уровня инфляции государство задерживает платежи по государственным заказам, оплате труда, выдачу пенсий и финансирование бюджетных отраслей.

Инфляция, как правило, измеряется ростом цен, но не всякое повышение цен связано с инфляцией. Повышение товарных цен может происходить и в условиях обращения золотой валюты, и в период оживления и подъема экономики, когда наряду с ростом цен растут и доходы. Общий рост цен, связанный с появлением более современных или новых товаров, может и не иметь негативных социально-экономических последствий.

В экономически развитых странах при расчетах индекса цен исключается рост цен, который вызван улучшением качества продукции.

При инфляции неравномерно возрастают цены на различные группы товаров, в результате меняется структура цен и национальный доход перераспределяется не только между сферами производства и отраслями народного хозяйства, но и между группами населения.

Итак, инфляция представляет собойнесбалансированное состояние денежного и реального секторов экономики, при котором наблюдается избыток платежно-расчетных средств в обращении, не обеспеченный товарной массой.Не существует строгого и общепринятого определения инфляции. Более того, причины инфляции понимаются неоднозначно. Можно разграничить две различные концепции инфляции: инфляцию спроса и инфляцию издержек.

Инфляция спроса возникает при избыточном спросе, вызванном тем, что спрос на товары растет быстрее, чем предложение товаров. Реальный сектор экономики не в состоянии удовлетворить потребности населения. Избыток спроса ведет к росту цен. Инфляция спроса возникает, если рост цен происходит под влиянием общего увеличения совокупного спроса. В основе инфляции спроса - инфляционная спираль. Сущность теории инфляционной спирали представляет последовательное и взаимосвязанное увеличение доходов и цен: растущие доходы населения приводят к повышению спроса, возросший спрос приводит к образованию цены равновесия на новом, более высоком уровне - растут цены. Возросшие цены требуют в силу социальных причин нового роста доходов. Инфляционная спираль раскручивается. При этом на ее характер влияет ряд факторов.

1.Милитаризация экономики и рост военных расходов. Поскольку военная техника не функционирует в воспроизводственных процессах, то доходы, полученные при ее производстве и использовании, не сопровождаются ростом товарной массы на потребительском рынке. Возникает недостаток предложения потребительских товаров по отношению к полученным доходам. Исключение могут составлять случаи производства военной техники для продажи за рубеж.

2.Дефицит государственного бюджета. В этом случае государство использует для покрытия дефицита выпуск денег, не обеспеченных товарной массой и услугами.

3.Рост государственного долга. Следует учитывать, что данный фактор, традиционно рассматриваемый как фактор инфляции, может нести и дефляционную нагрузку, как, например, в России 90-х годов. Инфляционный или дефляционный эффект зависит от того, каким образом погашается задолженность по государственному долгу. Инфляционный эффект возникает при дополнительной эмиссии денег, не обеспеченных товарной массой и услугами.

4.Кредитная экспансия коммерческих банков. Расширение кредитных операций коммерческих банков приводит к увеличению отдельных составляющих денежной массы и, соответственно, вызывает дополнительный спрос на рынках товаров и услуг.

5.Импортируемая инфляция связана с эмиссией национальной валюты сверх потребностей товарооборота при покупке иностранной валюты странами с активным платежным балансом.

Инфляция издержек. Сторонники концепции инфляции издержек считают ее результатом действия объективного закона убывающей производительности факторов производства. В таком случае, инфляция выступает не как феномен сферы денежного обращения, а как процесс, характерный для реального сектора экономики. Помимо причинно-следственных связей, характерных для инфляции издержек, ее особенности связаны с действие ряда факторов.

1.Исчерпание освоенных запасов природных ресурсов, вызывающее необходимость в значительных расходах, связанных с освоением новых месторождений, как правило, худшего качества или более удаленных от мест их потребления.

2.Снижение роста производительности труда, вызываемое циклическими колебаниями или структурными изменениями в производстве и приводящее к росту производственных издержек и, зачастую, к уменьшению предложения.

3.Расширение сферы услуг,часто с большим удельным весом заработной платы.

4.Повышение оплаты трудав результате деятельности профсоюзов, контролирующих номинальную заработную плату. Сокращение рабочего дня, не компенсируемое ростом производительности труда.

5.Высокие косвенные налоги, включаемые в цену товаров и приводящие к росту общего уровня цен.

Для оценки и измерения инфляции используют показатель индекса цен. Индекс цен представляет собой соотношение между ценой определенного набора потребительских товаров и услуг в определенный период времени с совокупной ценой идентичной или сходной группы товаров и услуг в базовом периоде.

К негативным процессам в экономике, сопровождающим инфляцию, принято относить:

1.Снижение объемов инвестиций в связи с неуверенностью в перспективах развития производства.

2.Перелив капитала из производства в торговлю и посреднические операции, где выше скорость оборота капитала.

3.Расширение спекулятивных операций.

4.Ограничение кредитных операций в связи со снижением реальной нормы ссудного процента.

5.Обесценение финансовых ресурсов государства.

6.Снижение реальных доходов населения, особенно лиц с фиксированными доходами, и возникновение в связи с этим социальной напряженности.

7.Обесценение сбережений граждан.

Виды инфляции:

В зависимости от темпов роста цен на рынке различают:

- ползучую инфляцию. При ежегодных темпах прироста цен на 3-4%. Такая инфляция характерна для развитых стран, которые рассматривают ее как стимулирующий фактор;

- галопирующую инфляцию. При среднегодовых темпах прироста цен на 10-50%, которая преобладает в развивающихся странах;

- гиперинфляцию. При ежегодных темпах прироста цен свыше 100%, свойственную странам в отдельные периоды, когда они переживают коренную ломку своей экономической структуры.

Грань межу названными видами инфляции условна, но общим признаком является возрастание скорости оборота денежных средств, резкое снижение совокупной покупательной способности денежной массы и уход из денежного оборота не только разменной монеты, но и последовательно мелких бумажных купюр.

Галопирующая инфляция делает бессмысленным и денежные накопления с целью приобретения товаров длительного пользования и непродовольственных товаров повседневного спроса. В результате усиливаются инфляционные ожидания и происходит переориентация покупательского спроса полностью на продовольственные товары.

В рамках гиперинфляции следует выделить супергиперинфляцию, при которой рост цен составляет свыше 50% и более в месяц. В России в 1992 году цены возросли более чем в 26 раз (2600%). Общий индекс цен за 4 года к концу 1995 г. повысился в 4500 раз.

Примером гиперинфляции может служить состояние денежного обращения после войны. В Германии в 1923 году цены выросли в 1, 3 трлн. раз (при проведении денежной реформы одна новая марка обменивалась на 1 трлн. старых марок). В Венгрии в 1946 году один довоенный форинт приравнивался к 829 октильонам (1 с 22 нулями) форинтов.

Измерители инфляции:

1. Индекс потребительских цен (индекс стоимости жизни).

Показывает, во сколько раз изменились цены за рассматриваемый период на отдельный товар или группу товаров. Он представляет собой соотношение между стоимостью определенного набора потребительских товаров и услуг (потребительская корзина) для данного периода и стоимостью этой же самой корзины в базовом периоде (обычно год).

ИПЦ =  

Q1 – количество товара или объем продаж товара в текущем периоде (шт., кг, л)

Q0 количество товара или объем продаж товара в базовом периоде (шт., кг, л)

Р0 – цены базового периода (прошлого года, квартала, месяца)

Р1 – цены текущего периода (текущего года, квартала, месяца).

Товаров может быть несколько.

Если речь идет только об одном товаре, то тогда:

ИПЦ = ( Р1/Р0 ) * 100%

Можно ИПЦ умножить на 100%, тогда ИПЦ получится в процентах.

2. Темп инфляции показывает, на сколько % изменились цены за рассматриваемый период.

Темп инфляции = ИПЦ текущего периода (в %) – 100%

 Пример:

Исходные данные: имеется следующая информация о реализации товаров предприятиями города:

Продукция



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.