Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция 3-3 Логика и аргументы



Лекция 3-3 Логика и аргументы

 

Соглашаясь с мнением собеседника или оратора, мы говорим: «Это логично!». А уличая кого-либо в нелогичности, мы отказываемся тем самым разделять его точку зрения. Иными словами, логичное нам кажется истинным, а нелогичное - ложным. И это справедливо. Ведь законы логики как законы правильного мышления отражают объективную логику жизни, законов бытия, многовековую человеческую практику.

Именно поэтому замысел будущего выступления перед аудиторией должен прежде всего реализоваться в логике рассуждений и оформляться в логическую композицию публичного выступления. Логика речи - это способность логически правильно мыслить и излагать свои мысли. Это ответственный аспект ораторского мастерства.

 Слушатели могут простить оговорку, неверное ударение, но никогда не простят нелогичность, туманность, противоречивость изложения материала. Это всегда вызывает неудовольствие, досаду, резко снижает авторитет оратора и его выступления. В то же время стройная логика речи сама по себе может вызвать положительные эмоции, удовлетворение, восхищение. Она способна захватить слушателей, иной раз произвести на них буквально гипнотизирующее действие. Объяснение тому простое: большая или меньшая логичность есть свойство нашего сознания.

Человек в процессе воспитания и обучения вырабатывает способность мыслить и говорить, в его сознании запечатлеваются некие логические эталоны, модели, возникает определенная логическая предрасположенность независимо от того, изучал он логику или нет. Поэтому специалисты считают, что логическая теория вторична по отношению к логической культуре людей.

 

Чем логичнее выступление, стройнее логика доказательства, тем лучше доходит до сознания слушателей содержание темы, сильнее убеждающее воздействие сказанного. Сущность логического анализа состоит в мысленном расчленении изучаемого предмета на составные элементы, каждый из которых исследуется отдельно. Затем обогащенные знанием элементы при помощи синтеза снова соединяются в единое целое.

 

 Обязательный признак современного устного выступления его соответствие требованиям логики, соблюдение которых ведет к правильному выводу, к достижению истины. Кратко эти требования можно сформулировать следующим образом.

Во-первых, речь должна быть определенной, т. е. ясной, четкой, конкретной, свободной от туманных, расплывчатых, двусмысленных рассуждений, неоправданных скачков от одной мысли к другой.

Во-вторых, нельзя допускать противоречивых высказываний, важно всегда принципиально отстаивать свою точку зрения.

В-третьих, рассуждения следует тщательно обосновывать путем доказательства фактами, примерами из жизни и подтвержденными наукой истинами.

Логическая доказательность, т. е. умение обосновать свою мысль с помощью других уже известных истин, есть основа убедительности речи, показатель логической культуры оратора. Оратору нужно знать логические законы и те последствия, которые возникают при нарушении этих законов.

Формальнологические законы устанавливают наиболее простые и необходимые связи между мыслями: это закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего и закон достаточного основания.

 

Закон тождества формулируется так: «В процессе определенного рассуждения всякое понятие и суждение должны быть тождественными самим себе»^®. В мышлении закон тождества выступает в качестве нормативного правила: нельзя в процессе рассуждения подменять одну мысль другой, одно понятие — другим. Нельзя тождественные мысли выдавать за различные, а различные - за тождественные. Нарушение этого закона приводит к двусмысленностям и к логическим ошибкам, когда говорящий употребляет слова-омонимы или не учитывает многозначность слова.

Например: «Ученики прослушали разъяснение учителя». Неясно, слушали ли внимательно учителя или, наоборот, пропустили его разъяснения. Но если говорящий мастерски владеет искусством красноречия, возможна игра слов, построенная на употреблении омонимов, т. е. закон тождества намеренно нарушается ради комического эффекта. Например: «Ноздрев был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории» (Н. В. Гоголь). «Стремись уплатить свой долг, и ты достигнешь двоякой цели, ибо тем самым его исполнишь» (К. Прутков).

 

Закон непротиворечия: «Два противоположенных суждения не могут быть истинными в одно и то же время и в одном и том же месте»^'^. Формально-логическое противоречие возникает тогда, когда пытаются считать истинными два или несколько суждений, не совместимых между собой. Если человек нечто утверждает, а затем то же самое отрицает, то допускается противоречие. Это рассуждение неправильное, так как нарушен закон непротиворечия.

 

Закон исключенного третьего: «Из двух противоречащих суждений одно истинно, другое ложно, а третьего не дано». В ораторском выступлении закон исключенного третьего предполагает четкий выбор одной из двух взаимоисключающих альтернатив. Для корректного ведения дискуссии выполнение этого требования обязательно.

 

Закон достаточного основания формулируется так: «Всякая истинная мысль должна быть достаточно обоснованной». Закон достаточного основания находит важное применение в ораторских речах, в диспутах. С ним связано требование доказательности в изложении материала, оптимального отбора информации, использования прямых и косвенных доказательств.

 

Логика изложения материала - одно из основных средств, помогающих наилучшим образом повлиять на аудиторию, достичь поставленных целей. При помощи логики изложения выступающий возбуждает внимание слушателей, передает им результаты своих размышлений, завязывает взаимодействие, устанавливает взаимопонимание. Работая над логическим замыслом будущего выступления, подбирая аргументацию, оратор должен ориентироваться не на себя, а на своих будущих собеседников, прогнозировать движение их мысли.

Логичность проявляется как на уровне предложения, так и на уровне текста. Условия логичности на уровне предложения следующие.

Во-первых, сочетание одного слова с другими должно быть непротиворечивым. В результате объединения несовместимых понятий возникают алогизмы, приводящие к преднамеренному или к непреднамеренному комизму. Например: «Хочу выразить благодарность нашему врачу. Человек этот всегда с улыбающимся лицом и большим опытом» (из газет).

Во-вторых, важным условием создания логичности является правильный порядок слов. В предложении должно быть взаимное расположение подлежащего и сказуемого. Умелое использование порядка слов в предложении способствует логичности высказывания. Нарушение правил расположения членов предложения становится источником ошибки. Например, из школьного сочинения: «После ссоры друзей произошел быстрый отъезд с именин Онегина» (получилось: именины Онегина).

 

Нарушения логичности речи - алогизмы - может быть связаны с небольшим участком текста (отдельным словом, словосочетанием, предложением) или с целым текстом.

 

 

Проверка логичности речи требует внимания к используемым фактам, значению и сочетаемости слов, правилам синтаксического оформления высказывания, порядку слов, средствам связи отдельных высказываний и смысловых фрагментов текста, членению текста на абзацы.

В каждом отдельном случае вопрос решается конкретно, с учетом всех языковых и неязыковых факторов. Например, вопрос журналиста: «Как вы относитесь к предполагаемой реформе русского языка?» содержит алогизмы: во-первых, орфография (правописание) не является русским языком в целом; во-вторых, является ли предполагаемые изменения в правописании реформой, следует доказать, поскольку специалисты так не считают. Поэтому вопрос следовало бы задать так: «Как вы относитесь к предстоящим изменениям в русском правописании?»

 

Расположение слов в предложении зависит от того, какую цель мы ставим перед собой, создавая данное высказывание. В предложении выделяются две части: первая - это то, что нам известно из предшествующего текста или из самой обстановки речи, и вторая это то, что сообщается нового, ради чего строится высказывание. Первая часть называется основой или темой, а вторая - ядром высказывания или ремой. Такое деление предложений на эти части называется актуальным членением. Сравните значение порядка слов в предложении для актуального членения. В предложении «12 апреля 1961 года состоялся полет Ю.А. Гагарина в космос, первый в истории человечества» основой или темой высказывания является указание на дату, а ядром или ремой - остальная часть. А в предложении «Полет Ю. А. Гагарина в космос, первый в истории человечества, состоялся 12 апреля 1961 года» основой является сообщение об историческом полете Гагарина, а ядром указание на дату этого события.

 

Средством выражения и поддержания логичности в пределах правил могут стать и некоторые особенности его лексического наполнения - вводные слова и словосочетания {во-первых, во-вторых, итак, следовательно и т. п.), предлоги, союзы.

Логичность на уровне текста прежде всего зависит от его композиции. С точки зрения логичности изложения трехчастная композиция играет важную роль. Три взаимосвязанные части: вступление, основная часть, заключение - сообразны природе вещей. Все имеет свое начало, протяженность и конец.

 Мы уже говорили, ЧТО удачное начало - добрая половина успеха. Заключение также несет большую логическую и психологическую нагрузку: в конце выступления важно не только суммировать все сказанное, но и закрепить, усилить впечатление, дать слушателям стимул для собственных размышлений. В главной части необходима предельная связность, «линейность» логического построения. Опытный оратор не жалеет усилий, чтобы построить логические «мостики» для перехода от одной мысли к другой. Ораторская речь - это монологическая речь, которая организуется по правилам логики и грамматики как сложное единое целое. Все части монолога должны быть объединены и по смыслу и грамматическими средствами.

 

В зависимости от особенностей содержания и темы монологической речи используются различные способы изложения: повествование, описание, рассуждение.

Повествование - это воспроизведение в речи различных событий, связанных между собой. Последовательность и логичность изложения в повествовании определяется порядком развития событий, о которых идет речь. Так как события всегда связаны с действиями, то в повествовании используются различные глаголы, а также существительные, называющие действующих лиц и предметы.

Описание - это словесное изображение предмета, лица, явления, процесса, местности. Описывая что-либо, мы перечисляем присущие ему признаки или свойства, поэтому в описаниях много прилагательных и причастий. Описание можно построить по-разному. В одном случае целесообразно дедуктивное изложение: начать с общего впечатления от предмета, затем назвать его отдельные признаки и в завершении выразить свое отношение к описанному. В другом - индуктивное изложение: начать с перечисления признаков, а закончить общим впечатлением, возникшим в результате обобщения отдельных признаков. В любом случае описание должно быть систематизированной характеристикой особенностей предмета речи.

Рассуждение - это логическое развитие какого-либо утверждения. В рассуждении выделяются следующие три части: утверждение, доказательство, выводы. Основной частью рассуждения являются доказательства (цепочка доказательств). С помощью доказательств говорящий развивает какое-либо общее положение-утверждение, являющиеся началом рассуждения. Поэтому, чтобы научиться рассуждать, необходимо научиться доказывать, обосновывать выдвинутое в начале утверждение, объяснять причины явлений, группировать факты, сравнивая и сопоставляя их. Суждения по поводу выдвинутого утверждения должны располагаться одно за другим в строгой логической последовательности, чтобы из мысли предшествующей необходимо вытекала последующая мысль, а в результате получался бы вывод - ответ на поставленный вопрос. Очень важно подобрать материал, который служил бы убедительным доказательством именно данного утверждения. Рассуждение - самый сложный способ изложения, но овладение им необходимо выступающему.

 

Рассмотренные способы изложения используются в речевой практике, как правило, не изолированно друг от друга. В пределах одной речи способы изложения могут меняться в зависимости от развития темы, но один из способов будет преобладающим.

 

Итак, логическая культура - это сложный комплекс знаний, умений и навыков. Уверенное владение логическими механизмами доказательства, опровержения, умение раскрыть логическую ошибку в аргументах оппонента - важнейшие составляющие логической культуры. Продуманная композиционно-логическая организация материала - один из наиболее эффективных методов активизации творческих способностей как оратора, так и слушателей.

 

 

ЗАДАНИЯ

 

Проведите смысловой и стилистический разбор приведенного ниже текста. Для этого ответьте на вопросы: 1) Отвечает ли текст теме? 2) Последовательно ли развивается основная мысль? 3) Последовательно ли изложено содержание и какие средства связи использованы? 4) Доказываются ли выдвигаемые положения и как это делается? 5) Какие средства выразительности речи используются?

 

Какого человека можно назвать красивым?

 

                                                                                Спит красота в любом из нас.

                                                                                Мы все красивы от рожденья.

                                                                                Однажды, вдруг, хотя б на час

                                                                                Или хотя бы на мгновенье.

                                                                                Н. Доризо

 

Почему так: одни красивы, другие - нет? Почему только о красивых пишут книги и стихи? Разве кто-нибудь виноват, что он некрасивый? Это волнует и огорчает многих. И, наверное, некоторые, переживая втихомолку, считают себя самыми несчастными людьми на свете. Есть у Николая Заболоцкого стихи, которые называются «Некрасивая девочка». Значит и о некрасивых пишут стихи. И какие замечательные стихи, какие книги! Впрочем, каждый большой художник, вообще каждый настоящий человек действительно воспевает красоту, восхищается ею. Но о какой красоте идет речь, что мы понимаем под этим словом?

 Николай Заболоцкий начинает свои стихи строфой, в которой без прикрас описывает некрасивую девочку:

...Колечки рыжеватые кудрей

Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы.

Черты лица остры и некрасивы.

 

Но присмотрелся к ней поэт глазами умного, доброго, душевного человека и увидел:

...Чужая радость, так же как своя.

Томит ее и вон из сердца рвется.

 И девочка ликует и смеется.

Охваченная счастьем бытия.

 

Теперь девочка не кажется поэту некрасивой. Он разглядел ее внутреннюю красоту - живой и ясный ум, отзывчивое и пылкое сердце. И восхитился ею как существом истинно прекрасным.

Поэт кончает стихи строфой, проникнутой страстной верой в то, что люди должны видеть и понимать истинную красоту:

А если это так, то что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота.

Или огонь, мерцающий в сосуде?

 

 

Лучшие качества человеческой души - любовь к людям и к жизни, жажда творчества, неукротимая тяга к знаниям, к труду, справедливости - вот что такое настояшщая красота. Ее-то и воспевают большие поэты, настоящие художники. Виноват ли человек в том, что он некрасив? Да, виноват, если он себялюбив, груб, равнодушен к людям или живет мелкими, мещанскими интересами. Такому человеку непонятен смысл жизни, он не ош;уш;ает ее красоты, И сам он, как бы ни было прекрасно его лицо, отвратителен, уродлив, жалок.

 

Большинство людей обладает душевной красотой. Наше великое счастье в том, что мы можем беспредельно умножать свои душевные богатства, щедро дарить их людям.

 

Невозможно передать то обаяние, тот внутренний свет, который излучает хороший, добрый человек, человек с красивой душой. И подлинная красота непременно проявится. Не сегодня - так завтра, через месяц, в тот день, когда при каких-то обстоятельствах раскроются людям все душевные богатства этого человека. Вот к какой красоте стоит стремиться. Нет, не стоит, а просто обязательно надо!

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.