|
|||
Хомячок Хомка
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы «Гармония» г.Тихорецка
Разработала: педагог дополнительного образования Белавина Вера Викторовна
г.Тихорецк 2016г.
Цель: сформировать представление о древнерусском быте, культуре Древней Руси. Задачи: 1.Познакомить с предметами быта, научить определять их предназначение, сформировать общее представление о том, что такое быт. 2.Развивать интерес к истории своей страны, к предметам старины, развивать словарный запас детей, логическое мышление, фантазию, творческие способности детей. 3.Воспитывать уважение к рукоделию, труду. Ход урока: Здравствуйте, ребята. Посмотрите, что это такое? Показывать поочерёдно предметы быта: фартук, скалку, деревянную посуду, матерчатых кукол, матрёшек, колпак на чайник, деревянная разделочная доска, платок вязаный, прихватку и т.д.Сначала спросить у детей – что это, для чего использовали? А потом дополнить их ответы своим рассказом. Правильно, всё это – предметы быта древней Руси. А что такое быт? Это все то, что окружает нас дома, каждый день, чем мы пользуемся постоянно. Презентация «Быт людей на Руси». Слайд 1-2 В древние времена почти вся Русь была деревянной. На Руси считалось, что дерево благоприятно влияет на человека, оно полезно для его здоровья. Именно дерево с давних пор считается символом рождения жизни и ее продолжения. Избы в старину строили из ели или сосны. От бревен в избе стоял приятный смолистый запах. Слайд 3-4 Изба (деревенский дом) – самая распространенная постройка того времени. Крестьянин ставил дом прочно, на века. Слайд 5 Обстановка в избе была скромная, строгая, все на своих местах, все для пользы дела. Оказывается, при входе в избу можно было споткнуться. В избе был высокий порог и низкая притолока. Так крестьяне берегли тепло, старались его не выпускать. Центральное место занимает печь. Печь ставили так, чтобы она была подальше от стены, чтобы не случилось пожара. Слайд 6-7 Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, большую лопату, кочергу. Печь в крестьянской семье любили все. Она не только кормила всю семью. Она грела дом, там было тепло и уютно даже в самые лютые морозы. На печи спали дети и старики. Молодым и здоровым на печи лежать не разрешалось. Больше всего времени у печи проводила хозяйка. Ее место у печи называлось «бабий кут» (то есть «женский угол»). Здесь хозяйка готовила еду, здесь в специальном шкафу – «посуднике» хранилась кухонная посуда. Около печи было много полок, на полках вдоль стен стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки. Слайд 8 В крестьянской избе вдоль стен были сделаны самодельные лавки. На лавках сидели члены семьи , работал хозяин, иногда спал на ней же. Свои инструменты хозяин хранил под лавкой. Слайд 9-10 В центре крепили детскую люльку. Крестьянка, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама работала: пряла, шила, вышивала. В наше время уже нет таких люлек, дети спят в красивых детских кроватках. Слайд 11 Главный угол в крестьянской избе назывался «красный угол». В красном углу, самом чистом и светлом, размещалась божница – полочка с иконами. Божница заботливо украшалась нарядным полотенцем – «рушником». Иногда божницу подсвечивали лампадкой – сосудом с маслом или свечами. Входящий в избу человек обязательно снимал шапку, поворачивался лицом к иконам, крестился, низко кланялся. И только потом входил в дом. Иконы бережно хранили и передавали из поколения в поколение. Слайд 12-13 Обеденный стол по православному обычаю всегда ставился в красном углу. За столом вся семья «трапезничала» - принимала пищу. Стол обычно накрывался скатертью. На столе всегда стояла солонка, и лежал каравай хлеба: соль и хлеб были символами благополучия и достатка семьи. Большая крестьянская семья за столом рассаживалась согласно обычаю. Почетное место во главе стола занимал отец – «большак». Справа от хозяина на лавке сидели сыновья. Левая лавка была для женской половины семейства. Хозяйка к столу присаживалась редко, да и то с краю лавки. Она хлопотала у печи, подавала на стол еду. Дочери ей помогали. Усевшись за стол, все ждали, когда хозяин скомандует: «С Богом, начали», и только после этого начинали есть. За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать по столу, вертеться, спорить. Родители говорили, что от этого слетятся к столу голодные «злыдни» - уродливые человечки, принесут голод, нищету и болезни. Слайд 14 Дети называют предметы быта на картинке. Слайд 15-17 Много предметов использовалось в русском быту. И почти все они делались собственными руками. Самодельной была и мебель – стол, лавки, прибитые к стенам, переносные скамьи. В каждой семье были «коробейки» - лубяные сундучки, обитые железом деревянные сундуки. В сундуках хранили семейные ценности: одежду, приданое. Сундуки закрывались на замки. Чем больше было сундуков в доме, тем богаче считалась семья. Слайд 18-19 Особой гордостью хозяек были прялки: точеные, резные, расписные, которые обычно ставили на видное место. Прялки были не только орудием труда, но и украшением жилища. Считалось, что узоры на прялках оберегают жилище от сглаза и лихих людей. Слайд 20-25 В крестьянской избе было много посуды: глиняные горшки и латки (низкие плоские миски), кринки для хранения молока, разных размеров чугуны, ендовы и братины для кваса. Использовали в хозяйстве разные бочки, кадки, чаны, ушаты, лохани, шайки. Слайд 26 Крестьянские семьи были большими. Слайд 27-28 Сыновья помогали отцу в поле Слайд 29 А матери и бабушки сидели с малыми детьми Слайд 30 Ходили лаптях Слайд 31 Каждая крестьянская семья держала о дворе скотину. Скажите, какой был быт древней Руси? Назовите предметы быта, которые вы запомнили. Для чего они служили? Что такое быт? Физминутка: Хомячок Хомка
(дети имитируют все движения хомячка)
Загадки о предметах быта: 1.Маленькая собачка Свернувшись лежит, Не кусает, Не лает, А в дом не пускает. ( Замок ) 2.Два конца, два кольца, посередине гвоздик. (ножницы) 3.Всех накормлю с охотою, А сама безротая. (ложка) 4.Стоит «толстячок» подбоченивши бочок, Шипит и кипит, всем пить чай велит. (самовар) 5. Маленький Ерофейка подпоясан коротенько, По полу скок- скок и сел в уголок. (веник). 6.На веревке пальцы, держат одеяльце. (прищепки). 7.Кто ходит ночь и ходит день, 8.Пузыри пускало, Мыло. 9.Я увидел свой портрет, 10.Она снаружи вроде груши, А теперь нарисуем предмет быта, который вам больше всего понравился. Рисунок «Предметы быта».
|
|||
|