По предмету: Теория и методика обучения музыке, театральному искусству и хореографии
2 задание по теме:
"Методы и приемы развития музыкальных способностей обучающихся на уроке музыки"
По предмету: "Теория и методика обучения музыке, театральному искусству и хореографии"
Выполнила студентка группы 401 СнИ - Екатерина Гапонова
Вопросы к заданиям:
1. Основные направления деятельности педагога по развитию музыкальных способностей в зависимости от возраста обучающихся.
2. Кратко обозначьте круг исследовательской деятельности. 3. Перечислите основные труды и вклад в музыкальную педагогику.
ФИО педагога
| Возрастная категория учащихся
| Направления деятельности
| Труды, вклад
в музыкальную педагогику,
круг исследовательской деятельности
| Зенонас Антано Ринкявичус
| Мл.школьный возраст
7 - 11 лет
| Психолого- педагогических исследования Музыкальное развитие ученика трактуется значительно шире развития его специальных способностей и на передний план выдвигаются задачи формирования личности ученика.
| Развитие восприятия полифонической музыки у младших школьников
Воспринимают ли дети полифонию?
| Гарри Степанович Тарасов
| Мл.школьный возраст
7 - 11 лет,
студенты
| Музыкальные способности определяются современной психологией и педагогической как специфическая форма познавательных способностей, которые проявляются в особой духовной деятельности человека
выявляет связь между музыкальными и общими умственными способностями, некоторые
проанализирован подход к музыкальному восприятию как общему психологическому звену всех форм музыкальной деятельности, а также введения понятия культуры восприятия музыки, которая определяется как особая структурно - функциональная организация комплекса музыкальных способностей человека, обеспечивающая возможность понимать музыку адекватно замыслу композитора.
музыкальное развитие ученика трактуется значительно шире развития его специальных способностей и на передний план выдвигаются задачи формирования личности ученика.
| Педагогика в системе музыкального образования : Учеб. пособие по курсу "Педагогика" для студентов муз. вузов
К вопросу об интонационной природе музыкального слуха // Психологический журнал. 1996. Т.17. № 5.
Психологические особенности младших школьников //
Спутник учителя музыки / Сост. Т.В. Челышева. – М., 1993
| Виталий Исаакович
Муцмахер
| Мл.школьный возраст
7 - 11 лет,
Андрагогика
| музыкальное развитие ученика трактуется значительно шире развития его специальных способностей и на передний план выдвигаются задачи формирования личности ученика.
| Формирование профессионально значимых качеств личности будущего учителя музыки
Осмысленное запоминание как условие успешного усвоения музыкальных произведений (в процессе обучения игры на фортепиано)
| Геннадий Моисеевич Цыпин
| Мл.школьный возраст
7 - 11 лет,
| музыкальное развитие ученика трактуется значительно шире развития его специальных способностей и на передний план выдвигаются задачи формирования личности ученика.
| Обучение игре на фортепиано. М.: Музыка, 1984
О художественно-творческом потенциале ребенка.
«Явное» и «тайное» в детской одаренности//Психология музыкальной
деятельности: Теория и практика / Под редакцией Г.М. Цыпина. – М., 2003
| Алла Григорьевна Каузова,
| Юноши 15-17 лет
| музыкальное развитие ученика трактуется значительно шире развития его специальных способностей и на передний план выдвигаются задачи формирования личности ученика.
| Развитие полифонического слуха учащегося-пианиста в процессе работы над современным репертуаром : Учеб. пособие
| А. Н. Николаева
| 15-17 лет
| музыкальное развитие ученика трактуется значительно шире развития его специальных способностей и на передний план выдвигаются задачи формирования личности ученика.
|
| Сергей Леонидович Рубинштейн
| 15-17 лет,
| В современной психологии под способностями принято понимать совокупность функциональных свойств (качеств) системы, проявляющихся в эффективной реализации конкретной деятельности.
Развитие способностей совершается «по спирали»: сначала возможности реализуются, при этом возможности представляют способности одного уровня, в результате чего открываются возможности для дальнейшего развития, т.е. для развития способностей более высокого уровня.
| Основы общей психологии. – М.: Педагогика, 2002
|
Алексей Николаевич Леонтьев
| 15-17 лет,
Андрагогика
| В современной психологии под способностями принято понимать совокупность функциональных свойств (качеств) системы, проявляющихся в эффективной реализации конкретной деятельности.
| Психологические основы развития ребенка и обучения
Избранные психологические произведения.
Проблемы развития психики
Лекции по общей психологии
Деятельность. Сознание. Личность
Деятельность. Сознание. Личность
Становление психологии деятельности
| Борис Герасимович
Ананьев
| 11-15 лет
| В современной психологии под способностями принято понимать совокупность функциональных свойств (качеств) системы, проявляющихся в эффективной реализации конкретной деятельности.
| Психология и проблемы человекознания : избранные психологические труды
| Владимир Дмитриевич Шадриков
| 15-17 лет
| В современной психологии под способностями принято понимать совокупность функциональных свойств (качеств) системы, проявляющихся в эффективной реализации конкретной деятельности.
| Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: уч.
пособие. – М.: Логос, 1996
| Яков Александрович Пономарёв
| 11-15 лет
| В современной психологии под способностями принято понимать совокупность функциональных свойств (качеств) системы, проявляющихся в эффективной реализации конкретной деятельности.
исследование общих способностей как компонентов специальных способностей посвящён ряд работ в области когнитивного обучения
| Исследование психологических механизмов творческого (продуктивного) мышления. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук (по психологии), М., 1958.
Психология творческого мышления. М. 1960.
Знания, мышление и умственное развитие.
Проблемы психологии творчества. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора психологических наук, М., 1972.
Психология творения. Воронеж, 1999.
| Александр Наумович Лук
| 11-15 лет
| В современной психологии под способностями принято понимать совокупность функциональных свойств (качеств) системы, проявляющихся в эффективной реализации конкретной деятельности.
выделяет среди специальных способностей творческие способности, к которым относит:
1)способность видеть проблему там, где её не видят другие;
2)способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы;
3)способность применять навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой;
4)способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части;
5)способность легко ассоциировать отдалённые понятия;
6) способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту;
7)гибкость мышления;
8)способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки;
9) способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющуюся систему знаний;
10)способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией;
11)легкость генерирования идей;
12)творческое воображение
13)способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.
| Интуиция и научное творчество : Науч.-аналит. обзор.
Мотивация научного творчества : Обзор амер. и западноевроп. лит. — М : ИНИОН, 1980.
Психология творчества / Отв. ред. В. А. Лекторский. — М.: Наука, 1978.
Теоретические основы выявления творческих способностей : Науч.-аналит. обзор. — М.: ИНИОН, 1979
| Дина Константиновна
Кирнарская
| 11-15 лет
| В современной психологии под способностями принято понимать совокупность функциональных свойств (качеств) системы, проявляющихся в эффективной реализации конкретной деятельности.
Дина Кирнарская в 2000-х изучала музыку в цвете
теоретический анализ и обоснование различного рода сочетаний способностей, в частности, музыкальных с языковым, основанных на сходстве словесного и музыкального языка.
интеллектуальные процессы, в основе которых лежит «языковой слой музыкального мышления», делающий возможной музыкальную и исполнительскую коммуникацию.
| · Классическая музыка для всех. — М., 1998.
· Музыкальное восприятие. — М., 1997.
· Музыкальные способности. — М., 2004.
| Борис Михайлович Теплов
| 15-17 лет
| Музыкальные способности определяются современной психологией и педагогической как специфическая форма познавательных способностей, которые проявляются в особой духовной деятельности человека
считал, что структура музыкальных способностей состоит:
1) из ладового чувства;
2) слухового представления;
3) музыкально-ритмического чувства.
Эти три частные способности образуют стержень музыкальности, т. е. способности воспринимать смысловое содержание музыки.
были разработаны категории музыкальной одарённости « качественно своеобразного сочетания способностей, от которых зависит возможность успешного осуществления музыкальной деятельности и которое определяется самой природой музыки как таковой», и музыкальности - «способности переживания музыки как выражения некоторого содержания», центром которой является « эмоциональная отзывчивость на музыку». Две стороны музыкальности - эмоциональную и слуховую Б. М. Теплов рассматривает в единстве, так как « взятые в отдельности, они лишают музыкального восприятия и переживания музыки предметной определённости».
| · Психология музыкальных способностей. — М., 1947 (2-е изд. 1961; 3-е изд. 2003)
· Психологические вопросы художественного восприятия // «Советская психология», 1946, № 6.
| Лев Аронович Баренбойм
| 15-17 лет
| Музыкальные способности как условие успешной деятельности музыкантов.
предлагал ввести в элементарный музыкальный комплекс такие, как умение наблюдать за течением музыки и читать её с листа, способность переживать музыкальную форму как процесс.
| Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства (1969);
Музыкальная педагогика и исполнительство (1974);
Путь к музицированию (1973);
Фортепианно-педагогические принципы Ф. М. Блуменфельда (1964) — (В помощь педагогу — музыканту);
Фортепианная педагогика Л. А. Баренбойм, ч. 1, (1937);
Вопросы музыкально-исполнительского искусства, вып. 3 (1962);
Система музыкального воспитания Карла Орфа, [пер. с нем.], под ред. Л. А. Баренбойма (1970).
| Самарий Ильич Савшинский
| 15-17 лет
| Музыкальные способности как условие успешной деятельности музыкантов.
| Работа пианиста над музыкальным произведением.
Изд-во Музыка, Москва-Ленинград, 1964
| Владимир Григорьевич Ражников
| 15-17 лет
| Музыкальные способности как условие успешной деятельности музыкантов.
|
| Генрих Густавович Нейгауз
| 15-17 лет
| Музыкальные способности как условие успешной деятельности музыкантов.
| "Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога"
| Яков Исаакович Мильштейн
| 15-17 лет
| Музыкальные способности как условие успешной деятельности музыкантов.
| Советы Шопена пианистам. - М.: Музыка, 1967
|
|