Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Заключение



 

 

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное

Образовательное учреждение высшего образования

«Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина»

Кафедра физического воспитания

 

Реферат

На тему:

«Физическая культура в Древней Руси»

 

 

Выполнила:

Студентка факультета «лингвистика»

2 курса, группы 6922

Каменщикова Юлия Максимовна

 

Проверила:

Зав.кафедрой, доцент,

кандидат педагогических наук

Плаксина Ольга Александровна

 

 

Рязань, 2020

 

Оглавление

 

 

Введение………………………………………………………….…2

 

Глава 1. Зарождение физической культуры в Древней Руси………..……..3

 

Глава 2. Развитие физической культуры у народов Древней Руси………..4

2.1Военное дело и физическая подготовка славян……...............................4

2.2 Богатырский эпос – отражение высокой физической подготовки и

моральных качеств героев……………………………………………….6

 

2.3 Пляски и танцы – основа традиций физической культуры………...….8

 

 

2.4 Народные игрища Древней Руси – фундамент

физического воспитания…………………………………………………10

 

 

Заключение………………………………………………………….13

 

Список используемых источников………………………………..15

 

Введение

 

Физическая культура - это деятельность человека, направленная на укрепление здоровья и развитие физических способностей. Физическая культура формировалась на ранних этапах развития человеческого общества, однако ее совершенствование продолжается и в настоящее время. Она способствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства.

 

На протяжении многих веков люди занимались физической культурой, следовательно, были здоровы телесно и духовно. Мне кажется, что и мы, люди технического прогресса, должны следовать предкам.

 

В наш век значительных социальных, технических и физических преобразований научно-техническая революция, наряду с прогрессивными явлениями, внесла в жизнь и ряд неблагоприятных факторов. К ним следует отнести гиподинамию, нервные и физические перегрузки, связанные с овладением сложной современной техникой, стрессы и как следствие – нарушение обмена веществ, избыточный вес, предрасположение к сердечнососудистым заболеваниям, а подчас и сами эти болезни.

Влияние неблагоприятных факторов на здоровье человека настолько велико, что внутренние защитные функции самого организма не в состоянии справиться с ними. Как показывает опыт, лучшим противодействием неблагоприятным факторам оказались регулярные занятия физической культурой, которые помогли восстановлению и укреплению здоровья людей, адаптации организма к значительным физическим нагрузкам.

 

Именно наши далекие предки-славяне доказали своим образом жизни справедливость этого умозаключения. Еще в Древней Руси люди заметили, что регулярные физические упражнения укрепляют тело и дух, развивают смелость, выносливость, так необходимые в те непростые времена. А игрища и состязания воспитывают командный дух, способность к взаимовыручке, честность и слаженность в действиях. Я надеюсь, что информация в данном реферате способна пробудить интерес и к истории Древней Руси, и к физической культуре.

 

 

Зарождение физической культуры у народов Древней Руси

 

 

Возникновение физических упражнений у народов Древней Руси относится к первобытному обществу (можно сказать, с самого появления Древней Руси как самостоятельного государства). Исторические исследования дают основание говорить о применении различных видов физических упражнений и игр в трудовом и военном воспитании древних людей нашей Родины.

 У многих народов сохранились игры и физические упражнения, уходящие своими корнями в далекое прошлое. Эти упражнения отражали охотничью, рыболовецкую, скотоводческую, земледельческую, военную и бытовую деятельность племен и родов первобытного общества.

 Своеобразием отличалось физическое воспитание у древних славян. В VI – VII вв. восточные славяне жили еще родовым строем. Они занимались скотоводством, ремеслами, земледелием, охотой. Воспитание детей осуществлялось всей родовой общиной. Мальчиков и юношей воспитывали мужчины, а девочек и девушек – женщины. По некоторым данным, у славян, как и у других народов, существовали дома молодежи, проводились инициации, в которых основное место уделялось физической подготовке молодых славян. В воспитательной системе славян особое место занимали игрища, связанные с культовыми обрядами. Они посвящались матери-земле, богу солнца Яриле, богу войны и оружия Перуну. Игрища состояли из плясок, песен, хороводов, разнообразных игр и физических упражнений, носящих состязательный характер. Молодежь стремилась показать свое умение в стрельбе из лука, метании камней в цель и на дальность, в играх (городки, бабки и др.).

По мере распада родовой общины воспитательные функции переходили к семье. Родители воспитывали и обучали своих детей, передавали им навыки и умения в охоте, верховой езде, стрельбе из лука, метании копья, плавании. По наследству детям передавались занятия своих родителей. Часто славянам приходилось вести войны, отражать набеги кочевых племен. Это требовало военной подготовки молодежи и взрослых. Византийский историк Маврикий (VI в.) так оценивал воинское умение славян: «Племена славян многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах, с выгодой для себя пользуются внезапными атаками, хитростью. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом всех людей».

 

 

Развитие физической культуры в Древней Руси

 

 

Военное дело и физическая подготовка у восточных славян

 

 

Великий русский просветитель, историк и писатель Николай Михайлович Карамзин связывает происхождение наименования СЛАВЯН, людей мужественных и воинственных, со СЛАВОЙ, которую стяжали храбрые славянские воины, защищая свою землю, народ, семьи.

. Военное дело и физическая подготовка во времена до изобретения пороха, как известно, были связаны теснейшим образом, представляя собой, по сути, единое целое. На вооружении славян были лук и стрелы, дротики, а такжетяжелые, прочные щиты. Исследователи отмечают хорошее владение ими оружием. Древнерусские стрелки-лучники имели хорошую выучку, занимаясь обучением стрельбе с детских лет одновременно с обучением верховой езде. «В результате постоянной тренировки в стрельбе из лука сконя восточные конные стрелки добивались удивительной меткости. Они поражали цель на полном скаку…

Живя на границе со степью, постоянно защищаясь от набегов кочевников, поляне раньше других восточнославянских племен создали у себя систему централизованного управления и постоянную, фактически профессиональную армию в виде большой боярской и малой княжеской дружин.

Высоким физическим развитием, недюжинной силой и смелостью отличались многие русские князья. Так, князь Мстислав, брат Ярослава Мудрого, княживший в отдаленной Тмутаракани, плотный телом, отважный в битве, прославился своей богатырской удалью.

Занимавшиеся военным делом должны были хорошо владеть всеми видами оружия и обладать прикладными навыками. К ним относились верховая  езда, гребля,  плавание и др.  Поэтому в дружинах «старшими воями»  проводилось обучение молодых воинов –  «гридней». А при дворах великого князя, удельных князей и посадников время от времени устраивались конные «ристания» – состязания в скачке, вольтижировке, рубке на скаку, стрельбе из лука по мишени, метании в цель копий, фехтованию, борьбе.

 

Представление о физической подготовке киевских князей дает князь Владимир Мономах, создавший одно из первых литературно-педагогических произведений на Руси «Поучение князя Владимира Мономаха своим детям».

 

 

Умный государственный деятель Владимир Мономах дает своим детям советы как жить, призывает их любить Родину, защищать ее от врагов, быть деятельными, трудолюбивыми, развивать в себе храбрость, силу и выносливость. Сам он участвовал только в 83 крупных походах (помимо мелких), совершал длительные переходы верхом, на охоте отражал нападения диких зверей, был закаленным воином. Это произведение позволяет предположить наличие в Древней Руси определенной системы военно-физической подготовки знати.
Обилие рек и озер, в том числе и пригодных для судоходства, способствовало созданию такой крупной, особенно по тем временам, водной артерии, как известный «путь из варяг в греки». Водные пути сообщения намного превосходили в ту пору в количественном отношении сухопутные, ибо прокладывание последних в те времена было делом очень сложным.       Такая ситуация требовала внимания к подготовке гребцов, умеющихплавать. Русские воины были хорошими гребцами, умело управлялись с парусом.

Несколько слов о физической подготовке знати – князей, бояр и других представителей господствовавшего класса. Средства физического воспитания ими заимствовались из народной физической культуры, но обставлялись они более пышно.

 Примером может служить княжеская охота, которая была и забавой, и отчасти господским промыслом, а также средством военно-физической подготовки. В княжеском хозяйстве имелись службы егерей и сокольничих, охотничьи заказники, псарни и т. п.

Изложенное дает возможность сделать вывод о том, что еще в сложных условиях родоплеменных отношений в Древней Руси закладывались основы народной системы физического воспитания, включавшей в себя разнообразные, преимущественно военно-прикладные, физические упражнения. При этом, как свидетельствует летопись, довольно широкое распространение имели состязания, проводимые в качестве многолюдных зрелищ, игравших заметную роль в общественной жизни в то время.

Популярностью среди россиян разного возраста пользовались также катание на лодках, состязания в метании камня, фехтование на палках, лазание, ходьба на лыжах, катание на коньках, тогда еще деревянных.
Господствующие классы использовали главным образом те же средства физического воспитания, что и народные массы. Но занятия знати носили более систематический характер, проводились с привлечением наставников и обставлялись несравненно более богато. Например, для детей из богатых семей сани для катания с гор зимой и качели обивались дорогим сукном или мехом.

 

Богатырский эпос - отражение высокой физической подготовки и моральных качеств героев

 

 

 Древняя Русь славится подвигами своих богатырей не одну сотню лет. Русские дружинники наводили страх на иноземные народы благодаря своей силе духа, отваге и могучему телосложению. Иначе и быть не могло, ведь выжить в то время было непросто. Приходилось защищать от врагов не только себя, но и свой народ.

 С русским воинством, защитой Отечества связано появление богатырского эпоса, былин, рассказывающих о богатырях, стоящих на страже родной земли, готовых прийти на помощь слабым и немощным. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и другие богатыри – любимые герои самых широких слоев населения. Молодое поколение воспитывали на рассказах о подвигах богатырей, былинах о храбрости знатных воевод.

Идеи защиты родного края и единства восточных славян, населявших земли Киевского государства, особенно сильно проявившиеся после крещения Руси, были той питательной почвой, на которой возник русский исторический эпос.
Одним из самых любимых народом былинных героев был «сын крестьянский» Илья Муромец. В нем воплотились все лучшие черты русских богатырей. Илья выступает в народном эпосе как идеальный воин, патриот, защитник трудового народа, «вдов и сирот», надежный страж границ земли Русской, горячий сторонник ее единства и могущества.
Нас в данном случае особенно интересуют так называемые «потехи» богатырей, описанные в былинах, так как они дают представление о характере и средствах военно-физической подготовки воина Древней Руси. Так, из былины «Илья Муромец и Добрыня Никитич» мы узнаем:

Стал-то Добрынюшка в возрасте,
Как ясный сокол на возлете.
Изучил Добрынюшка бороться,
Прошла про него слава великая.
… Смотрит осудар Илья Муромец, —
Смотрит по чисту полю —
Завидел во чисту поле —
Богатырь потешается:
Высоко он мечет палицу по поднебесью,
На беленеки ручки подхватывает.

Поехал осудар Илья Муромец,
Приехал ко Добрынюшке Никитичу…
… И вздумал он, удалой добрый молодец, потешиться.
И стал он, серый селезень, поплавати,
И стал он, ярой гоголь, поныривать.
Через первую струичку он переплыл
И через вторую струичку он переплыл.
У Добрыни сердце возъярилося,
И могучи плечи расходилися.


В этом отрывке представлена только часть «упражнений» богатырей. В былине говорится и о фехтовании на саблях, копьях, обмене ударами палицей, охоте и многом другом.

 Образ былинного богатыря является олицетворением гармонично развитой личности . Богатырь предстает не только как физически непобедимая личность, но и как человек в совершенстве владеющий трудовыми навыками, обладающий умственным превосходством над своими врагами.

 По описанию поединков богатырей можно судить об арсенале их воинского мастерства. Они владели приемами и борьбы и рукопашного боя, мастерски использовали холодное оружие, умели стрелять из лука, играть в шахматы. Есть описания установившейся динамики схватки. Сначала соперники сражаются на конях: бьются на копьях, клинках, палицах, а затем поединок продолжается в рукопашной борцовской схватке.

 Целью физического воспитания вплоть до XVIII в. была военно-физическая подготовка, что объясняется тем, что Русь вынуждена была вести много войн. Поэтому основными источниками физической культуры на Руси, являлись былины, летописи, сказания. Они воспитывали в будущих воинах смелость, силу духа, патриотизм и уверенность в победе.

 

 

Пляски и танцы славян – основа традиций физической культуры 

 

По старинным документам известно, что восточные славяне отличались удивительной стойкостью в бою даже с превосходящим по численности противником. Причем стойкость духа подкреплялась уникальным навыком, который получил у специалистов название русский боевой пляс. Строго говоря, так называется одна из форм самовыражения через ритмичные движения, что роднит его с обычным танцем. Но здесь есть и кардинальное отличие – боевой пляс обязательно содержит множество элементов боевой подготовки, которые впоследствии очень пригодятся в бою, причем изначально он был направлен именно на готовность к жестким столкновениям с разнообразным холодным оружием.

Ни для кого не секрет, что хорошие бойцы- рукопашники почти всегда отлично танцуют. Это связанно со схожестью движений в танце и рукопашном бою. Наши предки это поняли тысячи лет назад, создав целую систему боевого пляса, который помог выжить и одержать победу миллионам русский воинов, которые на притяжении многих веков обороняли от захватчиков.

Славянская пляска создавалась не как развлечение, а как специфическая система игровой тренировки славянских воинов, помогающая вырабатывать боевые двигательные навыки, выносливость развить ловкость и силу. 

Гопак, трепак, "казачок", "барыня", матросское "яблочко" и другие пляски носят в себе остаточные элементы пешего боя и единоборства.

Например, суть известнейшего русского танца "Барыня" заключалась не просто в том, чтобы сплясать с женщиной. А в том, чтобы бороться за партнершу с другими плясунами, причем, бороться не силой, не грубостью, а плясовым мастерством. Плясали с женщиной, стараясь не подпустить к ней соперника. Тот, в свою очередь стремился отбить плясунью, оттерев умелым движением соперника и самому продолжить пляс.

 

 Поэтому настоящая "Барыня" очень трудна - требуется тщательный контроль над сложными боевыми переходами.

Недопустимым считалось не только коснуться ударом партнёрши, но даже напугать её опасным движением. Получается, не танец, а поединок. так и в паре с соперником. На плясунов "спорили" и делали ставки, а победители получали призы: подарки, деньги или вино.

Плясуны постоянно тренировались, выдумывали новые сочетания "коленцев", неизвестные соперникам и зрителям. До состязаний наработки держали в большом секрете. Это постоянно пополняло и обогащало технику русского пляса.

Различали парный и одиночный перепляс. В первом случае один из плясунов показывал какое-либо движение или связку, соперник должен был их в точности повторить, потом показывал свои. Во втором - соревнующиеся попеременно показывали свои движения, при этом нельзя было повторять предыдущие. Проигрывал тот, у кого первого заканчивался набор "выкрутасов".

Кроме воинских плясок существовали и многочисленные мирные танцы-игры, обрядового и просто развлекательного назначения. Великий историк Н.М.Карамзин писал, что большое место в жизни славян занимает музыка и что они берут обыкновенно с собой в путь не оружие, а кифары или гусли, ими придуманные. Удовольствие, производимое музыкой, продолжает Н. М. Карамзин, заставляет людей сопровождать ее различными телодвижениями. Так рождается пляска, которая «состоит в том, чтобы в сильном напряжении мышц взмахивать руками, вертеться на одном месте, приседать, топать ногами, и соответствует характеру людей крепких, деятельных, неутомимых».

 Недаром танцы сродни физическим упражнениям. Первыми представителями в этом виде искусства в России были скоморохи – народные музыканты, танцоры, акробаты, без которых не обходился ни один праздник на Руси.

Народные игрища Древней Руси – фундамент физического воспитания

Многие игры славян носили магический, культовый характер, связанный с языческими представлениями. Например, прыжки через костер были очищением. Масленица, берущая начало в весенних празднествах древних славян, своей обрядовой символикой связана с древнеславянскими традициями проводов зимы (сжигание чучела или куклы зимы – Масленицы) и встречи весны, а также и культом предков.

До наших времен сохранились следы древних игр в виде восклицаний «чур, не я!», когда первобытные люди искали защиту у пращура – родоначальника. Такие народные игры, как «просо», «лен», «гуси-лебеди» и многие другие, своими корнями уходят в первобытное общество.

Игры, физические упражнения предков носили, как правило, состязательныйхарактер. Взять, к примеру, тризны, проводившиеся при погребении воинов. Н. М. Карамзин сообщает: «Славяне Российские – кривичи, северяне, вятичи, радимичи – творили над умершими тризну: показывали силу свою в разных играх воинских, сожигали труп на большом костре и, заключив пепел в урну, ставили ее на столпе в окрестности дорог». Этот обряд, как отмечает историк, показывает воинственный дух народа, который праздновал смерть, чтобы не страшиться ее в битвах.

Слово «тризна» в древнеславянском языке означало состязание, применялся термин «тризницы и борцы». На состязательный характер тризны указывает чешский исследователь Любор Нидерле. «Из всех свидетельств, – пишет он, – видно, что при погребении, а в некоторых местах и при поминках, которые впоследствии повторялись периодически, исполнялась какая-то игра, состоящая из символических движений, причем главным моментом ее была военная сцена – собственно тризна-состязание, сопровождаемое бряцанием оружия, криками и военными песнями».

 Позднее тризны стали проводить и без реальных похорон, именно как состязания, где погребальный костер с покойником заменялся сжиганием чучела. Сжигание чучел проходило в любые времена года, но среди этих празднеств особое место занимал праздник Ивана Купалы, проводившийся в самый длинный летний день.

 

 Зажигание костра или чучела, круговые танцы вокруг пламени сопровождались самыми разнообразными формами борьбы, конных ристаний и другими состязательными упражнениями. Победа была очень почетной. А о проигравшем говорит пословица: «На Ивана Купала кого побьют, тому пропало! Лучших невест проигравшему не видать, да и свадьбе его долго не бывать».

Крупные состязания древних именовались игрищами и проводились в честь языческих богов – Перуна, Сварога, Велеса. Для понимания их места и роли в жизни древних славян обратимся к важнейшему литературному памятнику, в котором уже нашла отражение церковная (христианская) идеология, – к «Повести временных лет» (XI век), точнее, к ее страницам, посвященным народной физической культуре. Из этого бесценного источника российской истории, автором которого был летописец-писатель, монах Киево-Печерского монастыря Нестор, мы узнаем о широком распространении в  Киевской Руси народных игр и физических упражнений, их огромной популярности. Летописец свидетельствует о том, что проводились игры между селами: «Сходились на игрища, на плясание и все бесовские песни и умыкали себе жен по взаимному согласию, имели же по две или три жены».

Игрища славян, как и древнегреческие Олимпийские игры, посвящались языческим богам, носили религиозный характер. Кто знает, возможно по своим масштабам и социальной значимости эти состязания, зрелища, собиравшие толпы народа, не уступали античным Олимпийским играм?! Но с уверенностью можно сказать, что социальная значимость их была весьма весомой.

В летописи отмечается одна из социальных ролей древних славянских зрелищ, состоявшая в «умыкании» жен. Надо полагать, что этого права удостаивались в первую очередь победители состязаний. Касаясь этого вопроса, В. О. Ключевский считает, что это служило взаимному сближению родов, одним из средств которого являлся брак. Говоря об игрищах между селами, В. Ключевский пишет: «Эти села – родственные поселки, разросшиеся из отдельных дворов, какими расселялись восточные славяне. На играх между селами похищали невест из чужих сел, т. е, родов, которые не уступали их добровольно при недостатке невест вследствие господствовавшего тогда многоженства». Таким образом, игрища служили сплочению славянских родов.

 

Очевидно, они выполняли и другие важные социальные функции: способствуя развитию физических и морально-волевых качеств, они играли важную роль в подготовке молодого поколения к трудовой и военной деятельности.

Разрозненные источники дают возможность составить представление о видах физических упражнений, демонстрировавшихся на этих состязаниях. Это бег наперегонки, прыжки через костер, метание различных предметов, вбегание на гору, прыжки с обрыва в воду, стрельба из лука, конные ристания, кулачный бой, палочные бои, лазание по оголенному стволу дерева, а также игры, пляски, акробатические упражнения скоморохов. Имелось и место проведения состязаний – «чистое поле». Игрища заложили основы народных традиций физического воспитания.

Сведения об играх-зрелищах у славян позволяют глубже осмыслить особенности физической культуры русского народа в последующие эпохи, а также понять истоки, корни, откуда берет начало любовь современного человека к спортивным зрелищам, самым популярным в мире.

 

Заключение



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.