Рис. 7.17. Наличие местных вагонов на станциях линейного района
Автоматизированные системы управления станциями (АСУ СТ) — многофункциональные системы реального времени, обеспечивающие комплексную автоматизацию выполнения технологических операций, предусмотренных технологическим процессом работы станций.
Основное назначение АСУ СТ:
- • реализация нижнего уровня оперативно-диспетчерского управления перевозочным процессом, прежде всего местной работой в пределах станций линейного района. Система призвана обеспечить сокращение затрат времени на развоз местного груза на участке и станциях;
- • комплексная автоматизация технологических цепочек операций с объектами перевозочного процесса с созданием полного набора АРМ для работников, принимающих участие в организации перевозочного процесса и его документальном оформлении на сортировочных, участковых, грузовых, припортовых, пограничных, нефтеналивных и других станциях;
- • ведение в реальном времени первичной базы данных единой модели перевозочного процесса (ЕМПП) с обеспечением полноты и достоверности данных ЕМПП.
Цели создания АСУ СТ:
- • создание достоверной динамической модели технологического процесса подразделений линейного уровня, точно отражающей технологическую ситуацию в каждый конкретный момент времени;
- • исключение в технологическом процессе повторного ввода информации;
- • ведение на базе этой модели необходимой документации (основные перевозочные и технологические документы, книги, графики, акты, бланки, учетные и отчетные формы);
- • информирование каждого участника перевозочного процесса любого уровня в полном необходимом для него объеме через создание мощной справочной системы;
- • развитие элементов управляющей системы.
Включение в АСУ СТ всех станций линейного района позволяет
осуществлять:
- • взаимодействие с грузоотправителями и грузополучателями на территории линейного района по обеспечению заявок на перевозку грузов соответствующим типом подвижного состава, годным для погрузки, планирование и обеспечение выполнения планов грузовой работы станций линейного района, организацию работы с крупными клиентами на основе единых комплексных технологических процессов;
- • взаимодействие с предприятиями пассажирского хозяйства в части организации подачи, уборки вагонов от поездов дальнего, местного и пригородного сообщения для формирования и расформирования, ремонта и экипировки указанных поездов;
- • управление местной работой линейного района (развоз местного груза, сбор выгруженных и погруженных вагонов) (рис. 7.17);
- • взаимодействие с локомотивными депо в плане обеспечения смены локомотивов и локомотивных бригад;
- • взаимодействие с вагонными депо и их подразделениями по организации ремонта неисправных вагонов и подготовке вагонов под погрузку;
- • организацию передачи вагонов в межгосударственном сообщении и различными видами транспорта, взаимодействие с пограничными станциями, портами, таможенными органами;
- • взаимодействие с другими хозяйствами по вопросам обеспечения безопасного и беспрепятственного пропуска поездов;
- • взаимодействие с ДЦУП по организации поездной, сортировочной, маневровой, местной и грузовой работы.
АСУ СТ обеспечивает:
- • подготовку натурного листа на прибывший поезд;
- • формирование и передачу в адрес И ВЦ дороги ТГНЛ на прибывший поезд;
- • подготовку технологических документов на прибывший поезд, в том числе:
- — размеченного натурного листа;
Рис. 7.17. Наличие местных вагонов на станциях линейного района
- — справки о вагонах с грузами, подлежащими охране;
- — справки о вагонах, прибывших под выгрузку;
- • подготовку сортировочного листа на поезд, подлежащий расформированию;
- • регистрацию роспуска состава;
- • контроль за специализацией путей сортировочного парка;
- • контроль накопления вагонов в сортировочном парке и расчет завершения образования поезда на заданное назначение в соответствии с нормативами;
- • регистрацию выставки сформированного состава в парк отправления;
- • подготовку натурного листа на сформированный поезд;
- • подготовку справки для заполнения маршрута машиниста и справки о тормозах;
- • реализацию в автоматизированном режиме запретных мер по недопущению нарушения сетевой технологии в части пропуска, переработки и организации вагонопотоков;
- • формирование и передачу в адрес ИВЦ дороги ТГНЛ на сформированный поезд или более общей информации;
- • регистрацию отцепок групп вагонов от поездов;
- • контроль за составом групп вагонов, не объединенных в поезда, на станционных путях;
- • регистрацию прицепок групп вагонов к поездам;
- • регистрацию обмена группами вагонов с подъездными путями клиентуры и линейных железнодорожных предприятий;
- • контроль за дислокацией вагонов на подъездных путях;
- • ведение вагонной модели региона.
В АСУ СТ получила развитие задача «Планирование подач. Организация подбора составов на предыдущих сортировочных станциях». Сформировать подачу вагонов в нужный район предприятия или причал порта можно только на основе анализа полных данных перевозочных документов (например, станции отправления и отправителя, экспедитора, веса, длины и расположения грузов и т.п.). При отсутствии этих сведений часто появляется необходимость повторной переработки вагонов, что ведет к снижению перерабатывающей способности станции. Каждое предприятие определяет свои критерии подачи вагонов в зависимости от технологического процесса его работы. В системе решена проблема формализации скрытых в перевозочном документе сведений, прежде описываемых общим текстом, таких как стивидорная компания или уточняющая марка груза, не имеющая собственного кода в номенклатуре грузов.
На основе всех совокупных сведений о вагоне рассчитывается место выполнения грузовой операции, причем рассчитано оно может быть сразу по поступлении сведений о вагоне, возможно еще с места погрузки, и уточнено по прибытии на станцию назначения по результатам технического и коммерческого осмотров.
Работа крупной грузовой станции часто зависит от размещения (подборки) вагонов в прибывающих поездах. Подборка вагонов по грузовым районам в местных поездах может значительно сократить маневровую работу, уменьшить простои вагонов до подачи их к местам выполнения грузовых операций и увеличить размер погрузки-выгрузки вагонов.
Для таких грузовых станций на станциях формирования местных поездов вагоны подбирают группами по грузовым районам с учетом различных требований.
Поездная работа в АСУ СТ включает:
- • прием и обработку сообщений о поездах, находящихся на подходе к региону;
- • расчет времени ожидаемого прибытия поездов на станции региона;
- • регистрацию основных операций с поездами на станциях региона, в том числе:
- — прибытие поездов на станции;
- — готовность к отправлению;
- — отправление поездов со станций;
- — проследование поездов по станциям без остановки;
- — «бросание» поездов на станциях;
- — расформирование поездов»;
- — деление и объединение поездов;
- — смена номера или индекса поезда;
- — ведение журналов движения поездов и локомотивов по станциям;
- — формирование и передачу в адрес дорожных вычислительных центров сообщений об операциях с поездами на станциях района управления;
- — учет информации о предупреждениях на участках следования поездов;
- — выдачу предупреждений на отправляемые поезда;
- — ведение поездной модели района управления.
Выполнение грузовых и коммерческих операций включает:
• подготовку информации об ожидаемом прибытии вагонов под выгрузку для информирования клиентуры;
- • ведение памяток приемосдатчиков грузов;
- • регистрацию выполнения грузовых операций;
- • ведение книг: приема груза, выдачи груза, уведомлений о завершении грузовых операций, пломбирования вагонов и передачи перевозочных документов в товарную контору;
- • оформление ведомостей подач и уборок вагонов;
- • оформление вагонных листов;
- • оформление коммерческих операций по приему груза к перевозке;
- • оформление и автоматизированный расчет платежей, взимаемых на станции с грузоотправителей;
- • визирование отправок грузов, предъявляемых к перевозке;
- • ведение базы данных по согласованным заявкам;
- • ведение конвенционных запрещений;
- • расчет провозных платежей на принятые к перевозке отправки грузов;
- • оформление перевозочных документов;
- • формирование сопроводительной ведомости корешков дорожных ведомостей формы ГУ-3 и ГУ-4;
- • оформление переадресовки, заадресовки, досылки;
- • ведение книги прибытия грузов;
- • регистрацию раскредитования документов на прибывшие грузы;
- • таксировку по отправлению, повторную проверочную таксировку отправок по прибытии;
- • ведение и выдачу накопительных карточек по клиентуре;
- • оформление актов общей формы;
- • формирование станционной отчетности;
- • оформление ведомостей простоя вагонов;
- • формирование и передачу в адрес ИВЦ дороги сообщений по результатам выполненных грузовых и коммерческих операций. Подготовка вагонов под погрузку, в том числе организация работы промывочно-пропарочных предприятий, включает:
- • учет выявленных цистерн с остатками химических и неизвестных грузов;
- • учет выявленных цистерн с остатком груза, не соответствующим указанному в пересылочной накладной;
- • регистрацию операций с вагонами на моечных путях;
- • ведение книги формы ВУ-17 «Номерной учет цистерн, обработанных на ППС»;
- • оформление акта формы ВУ-19 на цистерны, подготовленные для ремонта;
- • оформление акта формы ВУ-20 о годности цистерны под налив. Контроль вагонов нерабочего парка предусматривает:
- • оформление результатов осмотра прибывших вагонов на грузовую станцию, в том числе ведение книги предъявления вагонов грузового парка к техническому обслуживанию формы ВУ-14 и оформление наряда на выполнение безотцепочного ремонта вагонов;
- • слежение перемещений вагонов на пункты технической подготовки;
- • оформление результатов технической подготовки;
- • оформление результатов ремонта вагонов;
- • подготовку акта об изъятии вагонов из рабочего парка или обратном перечислении в рабочий парк формы ВУ-10М;
- • регистрацию отстановки вагонов в запас и изъятия вагонов из запаса (автоматизированная подготовка первичных железнодорожных документов: ВУ-23 — уведомление на ремонт вагона, ВУ-26 — сопроводительный лист на пересылку неисправного вагона, ВУ-36 — уведомления о приемке вагона из ремонта);
- • ведение номерного учета неисправных вагонов и вагонов, подготовленных под погрузку (ВУ-31, ВУ-17);
- • ведение отчетных форм ДО-1, ДО-2, ДО-6, ДУ-8, ДУ-9;
- • получение сведений о пробегах вагонов;
- • формирование и передача в ИВЦ дороги сообщений об операциях с вагонами нерабочего парка.
Организация слежения за перемещением груза включает автоматическую обработку, архивацию и хранение данных о подходе грузов и их продвижении с целью формирования полной модели подхода поездов, порожних вагонов, контейнеров, местного и экспортного грузов и последующего предоставления этой информации в регламенте и по запросу в любой момент времени.
Припортовые и пограничные районы управления обеспечиваются информацией из перевозочных документов сразу после их оформления на месте погрузки.
Далее включается так называемое дальнее информирование. Свежая информация о местонахождении и состоянии груза в вагоне, контейнере поступает в центр при отправлении груза в составе поезда со станции погрузки, при проходе междорожных стыков, при «бросании» поезда независимо от того, является ли станция бросания стыковой или нет, при проследовании крупных (или важных с точки зрения дороги) станций своей дороги. При этом неважно, в какие составы организованы вагоны и сколько раз вагон будет менять поезда на пути следования к месту выгрузки.
Получаемые сообщения дополняют централизованную динамическую модель системы, отражая дислокацию интересуемого вагона (груза в вагоне) в текущий момент времени. Последовательное продвижение вагонов по сети железных дорог находит свое отражение в архиве системы. Это дает возможность составить историю продвижения груза в вагоне, определить последнее местопребывание потерянного вагона.
Оперативный анализ и планирование работы района управления включают:
- • информирование руководителей различных уровней о текущей ситуации;
- • сменно-суточное планирование погрузки и выгрузки на станциях, по клиентам, подъездным путям с учетом обеспечения погрузки подвижным составом;
- • текущее планирование развоза местного груза и порожних вагонов. Информационной базой для решения задач являются заявки грузоотправителей, информация о подходе, текущее состояние путей станции и мест погрузки и выгрузки.
Достоверная динамическая модель технологического процесса подразделений линейного уровня точно отражает технологическую ситуацию в каждый конкретный момент времени. На базе этой модели ведется необходимая документация, создана мощная справочная система, развиваются элементы управляющей системы.
Используя данные со станций о времени отправления (проследования) вагона, а также специальные нормативные таблицы, рассчитывается ожидаемое время прибытия грузов, в том числе экспортных, порожняка по нужному типу.
Анализ выполнения плана производится на текущий момент времени, за текущую смену, за прошедшую смену, за текущие или прошедшие сутки.
Автоматизация планирования и организации локомотивов и локомотивных бригад включает следующие функции:
- • ведение паспортных данных по локомотивам и работникам;
- • ведение журналов ТЧ;
- • ведение НСИ (по нормам накладного времени на проведение подготовительно-заключительных операций, по ниткам графика отправления поездов, по нормам простоя локомотивов на всех видах ремонта);
- • обеспечение графика ниток отправления поездов локомотивами и локомотивными бригадами (с возможностью коррекции графика);
- • осуществление контроля над установленным режимом работы локомотивных бригад (продолжительности непрерывной работы, минимальной продолжительности отдыха);
- • осуществление контроля над установленным режимом работы локомотивов (прогнозирование постановки локомотивов на ремонт и осмотр, прогнозирование выхода локомотивов из ремонта);
- • определение дислокации локомотивов и локомотивных бригад;
- • планирование поездок локомотивных бригад;
- • регистрация операций с локомотивами и локомотивными бригадами;
- • формирование документа «Маршрут машиниста»;
- • выдача справок об использовании локомотивов и локомотивных бригад;
- • определение технического состояния локомотивов;
- • формирование запросов и выдача статистических отчетов установленной формы;
- • оформление маршрута машиниста (ММ) с выдачей данных, подготавливаемых в подсистеме АСУ ТР — «Интегрированная обработка маршрута машиниста» (ИОММ), о выработке локомотивных бригад, расходе топлива и начислении заработной платы работникам;
- • расчет показателей по утвержденным учетным формам. Предусмотрено ведение всех установленных для станций учетных
и отчетных форм.
- 1. ДУ-2 и ДУ-3. Журнал движения поездов и локомотивов.
- 2. ДУ-4. Балансовый журнал.
- 3. Журнал подачи/уборки.
- 4. ДУ-8. Книга номерного учета простоя вагонов на станции. Как вариант можно запросить список вагонов, долго стоящих на станции.
- 5. ДУ-9. Книга безномерного учета простоя вагонов на станции.
- 6. ДО-2. Отчет о вагонном парке.
- 7. ДО-6. Отчет о простое вагонов.
- 8. ДО-15, раздел 3. Наличие груженых вагонов на станции.
- 9. ДО-17. Вагонопотоки по назначениям плана формирования.
- 10. ДО-24. Справка о работе станции.
Список форм постоянно увеличивается за счет справок, не входящих в обязательный утвержденный перечень, но выдаваемых станцией по указанию вышестоящих руководителей.
АСУ СТ взаимодействует:
• с Автоматизированной системой оперативного управления перевозочным процессом на железной дороге (АСОУП), в том числе
Автоматизированной системой пономерного учета, контроля дислокации, анализа использования и регулирования вагонным парком на железных дорогах России (ДИСПАРК);
- • Автоматизированными системами диспетчерского управления эксплуатационной работой;
- • Автоматизированной комплексной системой фирменного транспортного обслуживания (АКС ФТО);
- • Системами автоматизации и механизации технологических процессов на сортировочных станциях.
Взаимодействие с ними определено информационными сообщениями и стандартными интерфейсами и обеспечивает необходимый уровень достоверности исходной информации методом логического контроля по требованиям ИС на основании утвержденных нормативных документов.
https://studref.com/651844/tehnika/obschie_svedeniya_rabote_stantsiy
|