Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: «Функции частей музыкальной формы. Типы изложения музыкального материала»



23.10.2020

Тема: «Функции частей музыкальной формы. Типы изложения музыкального материала»

Каждая часть произведения выполняет определенную функцию в форме. Основных функций – шесть:

· 1) вступительная – вступление к основной форме или какой-либо ее части;

· 2) экспозиционная – изложение, т.е. первоначальное проведение тематического материала;

· 3) связующая – связка между какими-либо основными частями формы или между темами внутри одной части;

· 4) серединная – построение, расположенное между двумя другими, чаще сходными по содержанию частями, развивающее предшествующий материал; важной разновидностью середины является разработка;

· 5) репризная – повторное проведение тематического материала после нового раздела;

· 6) заключительная – дополнительное построение к основной форме или ее части, следующее после заключительной каденции (окончания) основной формы или ее части; разновидность заключения – кода.

Перечисленным функциям частей соответствуют определенные типы изложения музыкального материала.

Тип изложения музыкального материала (тип ИММ) – взаимодействие характерных средств на уровне тематизма, гармонии и структуры.

Основных типов изложения – три:

· экспозиционный;

· серединный;

· заключительный.

 

I. Экспозиционный тип изложения музыкального материала

 

1. Тематизм

Характерно применение однородных, не контрастных тем (сонатная экспозиция – это отдельная категория, здесь ее не рассматриваем).

2. Гармония

Характерны доминирующее положение основной тональности и тоники, применение отклонений и модуляции в тональности I степени родства (если применяется отклонение в тональности хроматического родства, то с последующим возвращением в главную тональность), гармоническая устойчивость – равновесие устойчивых и неустойчивых функций.

3. Структура.

Характерны квадратность, периодичность структуры. В структуре преобладают замкнутые кадансами квадратные (четырех- или восьмитактовые) построения, или, по крайней мере, двутактовые построения. Реже встречается последование неквадратных структур (3 + 3, 5 + 5 и т.п.).

В целом, для экспозиционного типа ИММ характерна устойчивость изложения на всех трех уровнях. Этот тип изложения соответствует первоначальному проведению темы, а также ее репризному проведению.

 

II. Серединный тип изложения музыкального материала

1. Тематизм.

Характерно применение тематических фрагментов, секвенцирование или секвенцеобразные построения, прием вычленения.

2. Гармония.

Для гармонии характерно избегание тоники, преобладание неустойчивых гармонических функций, отклонений, новых тональностей.

3. Структура.

В структуре преобладают дробные, разномасштабные построения, не завершенные устойчивыми каденциями.

В целом, серединный тип ИММ определяется неустойчивостью структуры и гармонии. Этот тип изложения соответствует серединным (развивающим) или связующим участкам формы.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.