Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ И НАУКА ТОРГОВОГО ПРАВА



 

Документ предоставлен КонсультантПлюс

 

 

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ И НАУКА ТОРГОВОГО ПРАВА

 

Е.А. АБРОСИМОВА

 

Абросимова Елена Антоновна, заведующая кафедрой коммерческого права и основ правоведения Юридического факультета Московского государственного университета (МГУ) имени М.В. Ломоносова, доктор юридических наук.

 

В статье исследуется фундаментальная взаимосвязь принципов, закрепленных в Конституции РФ, с принципами и основными институтами науки коммерческого права, взаимосвязь конституционных принципов и научных проблем современной коммерциалистики, которые находятся на пике исследовательской активности. Автор анализирует основные тенденции развития науки коммерческого права в России с позиций реализации основных положений Конституции, регулирующих экономические отношения на федеральном и региональном уровне. Коммерческое законодательство с учетом конституционных принципов должно стать для участников торговли простым для понимания, прямо отражающим реальную потребность в правовом регулировании отношений в сфере торговли.

 

Ключевые слова: Конституция РФ, конституционный принцип, наука коммерческого права, принципы коммерческого права, торговые отношения, управление торговлей, государственно-частное партнерство.

 

CONSTITUTIONAL PRINCIPLES AND THE SCIENCE OF TRADE LAW

E.A. Abrosimova

 

Abrosimova Elena A., Head of the Department of Commercial Law and Legal Methods of the Law Faculty of the Lomonosov Moscow State University (MSU), Doctor of Law.

 

The article discusses the fundamental relationship of the Constitution of the Russian Federation principles with the principles and basic institutions of commercial law doctrine, the relationship of constitutional principles and scientific problems of modern commercialism, which are demonstrate the peak of research activity. The author analyzes the main trends in the development of commercial law in Russia in light of the implementation of the main provisions of the Constitution on economic relations at the federal and regional levels. Commercial legislation under the influence of the constitutional principles should become for business community easy understandable, directly reflecting the real need for legal regulation of trade relations.

 

Key words: the Constitution of the Russian Federation, the constitutional principle, commercial law science, the principles of commercial law, trade relations, trade management, public-private partnership.

 

Современное развитие науки коммерческого права прежде всего связано с именем доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста Российской Федерации Бориса Ивановича Пугинского. Формирование научных постулатов российской школы коммерческого права и акцентирование внимания научного сообщества на необходимости правового регулирования новых коммерческих институтов и правовых средств, развивающих отечественную экономику, - в этом состоит заслуга ученых-коммерциалистов.

Фундамент научной школы составляют принципы, на которых выстраиваются доктринальные подходы, формирующие методологическую основу любого исследования.

К принципам нормативной части коммерческого права можно отнести: 1) принцип удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции; 2) принцип обеспечения доступности товаров для населения; 3) принцип формирования конкурентной среды; 4) принцип поддержки российских производителей товаров; 5) принцип обеспечения соблюдения прав и законных интересов поставщиков товаров и населения. Все эти принципы в основе своей являются развитием принципов Конституции РФ <1>.

--------------------------------

<1> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 21.07.2014 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. 01.08.2014.

 

Основным Законом Российской Федерации, определяющим основы правового регулирования любых, в том числе торговых, отношений, является Конституция Российской Федерации. Именно Конституция устанавливает разграничение компетенции в сфере правового регулирования общественных отношений между Российской Федерацией и ее субъектами. Торговая деятельность включает в себя частноправовые отношения, правовое регулирование которых Конституцией отнесено к исключительному ведению Российской Федерации (п. "е", "ж" ст. 71), а также отношения в области управления торговлей, относящиеся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. "к" ст. 72). В Конституции же заложены основы правового регулирования торговых отношений, составляющие базу для формирования принципов нормативной части торгового права, о которых шла речь выше.

Рассмотрим взаимосвязь конституционных принципов и тех научных проблем, которые сейчас будируют ученых и находятся на пике исследовательской активности.

Развитием положений ст. 7 Конституции РФ, признающей Российскую Федерацию социальным государством, проводящим политику, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, являются принципы удовлетворения потребностей отраслей экономики и обеспечения доступности товаров для населения. При этом предметом научного исследования в области коммерческого права становится правовое регулирование торговой деятельности, направленной на устранение лишних барьеров в продвижении товара по каналам сбыта.

Особо интересной с точки зрения создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, является часть науки, посвященная потребительскому праву. Наряду с этим перед наукой коммерческого права стоит задача предложить эффективные правовые механизмы для применения в сфере регулирования рынков отдельных товарных кластеров, включая рынки органических товаров, а также закупку лекарственных препаратов для государственных и муниципальных нужд. С очевидностью здесь речь идет о реализации в том числе конституционного права граждан России на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Благодаря влиянию Конституции РФ исследовательские горизонты в сфере коммерческого права значительно расширяются и включают в себя не только вопросы, связанные с конечным потребителем товаров, но и с целым спектром договорных отношений, в которых реализуется конституционный принцип (ст. 7 Конституции РФ) удовлетворения потребностей отраслей экономики и обеспечения доступности товаров для населения. Как известно, на нашей кафедре успешно реализуются программы подготовки магистров "Коммерческое и договорное право" и "Договорное право и техника договорной работы", выпускники которых формируют новую плеяду исследователей коммерческого права.

Статья 8 Конституции РФ гарантирует единое экономическое пространство, свободное перемещение товаров, работ, услуг, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности, а в соответствии со ст. 34 запрещена недобросовестная конкуренция. Реализация этих принципов влечет за собой необходимость решения обширного перечня задач, стоящих перед исследователями конкурентных отношений в торговом обороте. Таким образом, лежащий в основе науки коммерческого права принцип формирования конкурентной среды в торговле также представляет собой результат конкретизации конституционного общеправового начала. В соответствии с этим принципом система нормативного правового регулирования торговой деятельности должна способствовать свободному перемещению товаров на территории Российской Федерации, обеспечению равных возможностей всем субъектам торговли для участия в предпринимательской деятельности с использованием любых не противоречащих закону способов продвижения товаров.

Термин "свобода экономической деятельности", впервые прозвучавший в Конституции РФ 1993 г., в настоящее время закреплен и широко используется в нормативных правовых актах, регулирующих торговый оборот. В этой связи особый интерес для науки коммерческого права представляют вопросы организации и управления торговым оборотом. В частности, разработка действенных правовых инструментов, препятствующих незаконным ограничениям конституционного права на свободу экономической деятельности, является важнейшей научной задачей науки коммерческого права. Особенно если речь идет о реализации органами государственной власти и местного самоуправления контрольно-надзорных, регистрационных и разрешительных функций, включая непростые с научной точки зрения вопросы государственно-частного партнерства.

Законодательство о государственно-частном партнерстве нуждается в серьезной помощи со стороны научного юридического сообщества. Так, согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона о государственно-частном партнерстве в рамках исполнения соглашения о государственно-частном партнерстве частному партнеру гарантируется защита его прав и законных интересов в соответствии с Конституцией РФ. Изложенная в такой редакции норма не несет самостоятельной нормативной нагрузки, поскольку провозглашенные в Конституции РФ гарантии не нуждаются в дополнительном регулировании. Наряду с этим стоит отметить дублирование положений Федерального закона о государственно-частном партнерстве в рамках этой же статьи. Речь идет о п. 4 ст. 15 названного нормативного акта, согласно которому частным партнерам гарантируются равные права, которые предусмотрены российским законодательством, а также правовой режим деятельности, который исключает применение мер дискриминационного характера и иных мер, препятствующих частным партнерам свободно распоряжаться инвестициями и полученными в результате осуществления предусмотренной соглашением деятельности продукцией и доходами. Для юриста очевидно, что равные права гарантированы в ст. 19 Конституции РФ, а запрет на меры дискриминационного характера провозглашен в ст. 8 и 34 Конституции РФ.

Особое внимание следует обратить на влияние Конституции РФ на новые исследовательские направления в коммерческом праве. Речь идет о реалиях современного российского права, где до настоящего времени отсутствует нормативное закрепление дефиниции "деньги", в связи с чем указанный термин считается философским, экономическим и т.п., т.е. базовым (аксиоматичным), заимствованным в нормативные акты из юридической герменевтики (ст. 128, п. 2 ст. 130, п. 4 и 5 ст. 63, ст. 75 и, наконец, ст. 140 ГК РФ). Как известно, "денежной единицей" является рубль, при этом российской Конституцией не допускаются "введение и эмиссия других денег в Российской Федерации" (ст. 75 Конституции РФ). В этой связи интерес для научных исследований могут представлять использующиеся законодателем и правоприменителями понятия: "цифровые деньги" <2> (для определения криптовалют и токенов), "электронные деньги", "безналичные деньги (расчеты)" <3>, "электронные денежные средства" <4>, "денежная запись по счету" <5>. Если речь идет о "других" деньгах, то следует ли менять положения Конституции РФ или дать точное юридическое определение этим явлениям?

--------------------------------

<2> См.: проект Федерального закона "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации" N 424632-7 от 26 марта 2018 г. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации (официальный сайт). 2018. URL: http://sozd.parlament.gov.ru/bill/424632-7 (дата обращения: 26.11.2018).

<3> Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" // СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3418.

<4> Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" // СЗ РФ. 2011. N 27. Ст. 3872.

<5> Определение Верховного Суда РФ от 19 марта 2018 г. N 306-ЭС17-17686 по делу N А55-21700/2014 // СПС "КонсультантПлюс".

 

Наряду с правовым регулированием частноправовых отношений в торговой деятельности, которое Конституцией РФ отнесено к исключительному ведению Российской Федерации (п. "е", "ж" ст. 71), отношения в области управления торговлей относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. "к" ст. 72). Конституционное разграничение предметов федерального ведения с предметами совместного и регионального ведения приводит к тому, что законы субъектов РФ, регулирующие вопросы управления торговлей, на которые ученые обращали недостаточно внимания, должны применяться в части, не противоречащей федеральному законодательству, и только по вопросам, регулирование которых отнесено к ведению субъектов РФ. Исследователям коммерческого права известны законы о торговле и торговых отношениях, принятые некоторыми субъектами РФ (Москва, Санкт-Петербург и др.), и в условиях существования не вполне соответствующего современным реалиям торговли Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", ученым-юристам, специализирующимся на коммерческом праве, следует обратить свой взгляд на региональное законотворчество в сфере торговли и примеры лучшей практики на уровне отдельных коммерческих объединений в части саморегулирования в торговой деятельности.

Конституция РФ, как известно, является актом прямого действия. Важно, чтобы и коммерческое законодательство с учетом конституционных принципов стало для участников торговли простым для понимания, прямо отражающим реальную (не выдуманную) потребность в правовом регулировании отношений в сфере торговли.

 

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.