|
|||
Монологическая речь.. Диалогическая речь. Задание. Творческих успехов!. Лучшие работы будут отправлены на конкурс https://www.learning-planet.org/en/prince. Глоссарий23 - 24. Монологическая речь. Диалогическая речь Задание 1. Посмотрите видео по теме урока https://resh.edu.ru/subject/lesson/2245/main/ (12 минут). 2. Прочтите теоретический материал по теме в данном документе. 3. Напишите сочинение «Разговор с Маленьким принцем», посвященное 120-летию французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери. Представьте, что Маленький принц вернулся в период пандемии и пришел проведать девочку (героиню мультфильма «Маленький принц» 2015 года) во время локдауна и самоизоляции. Каким бы мог быть их разговор? Возможно, девочка расскажет ему о своих мечтах и страхах, а принц поделится, чем занимался с тех пор, как мы в последний раз слышали о нем? Необходимо прислать воображаемый разговор ребенка и Маленького принца, объем текста – до 5000 знаков с пробелами в документе формата Word (если нет возможности, пишите текст в комментарии или присылайте фото рукописного текста). Трейлер мультфильма здесь: https://www.youtube.com/watch?v=MWsEXzk1dZQ Книгу с иллюстрациями Экзюпери можно прочитать здесь: https://www.100bestbooks.ru/read_book.php?item_id=39&page=1
Творческих успехов! Лучшие работы будут отправлены на конкурс https://www.learning-planet.org/en/prince
Глоссарий Монолог – это обычно речь от 1-го лица, не рассчитанная на ответную реакцию другого лица (или лиц), обладающая определенной композиционной организованностью и смысловой завершенностью. Диалог – основной жанр разговорной речи двух говорящих. Каждое высказывание, называемое репликой, обращено к собеседнику. Стили речи – этот системы языковых элементов внутри языка, разграниченные условиями и задачами общения. Пояснения: Полилог — разговор многих участников. При этом предполагается, что роль говорящего переходит от одного лица к другому, в противном случае разговор превращается в монолог. Жест — движение, что-то выражающее или сопровождающее речь. Мимика — движение лица, выражающее внутреннее душевное состояние. Реакция собеседника — проявление отношения к чему-то или к кому-то.
Основное содержание урока Вспомните, что такое речь. Речь – это процесс говорения, осуществленный в устной или письменной форме. Результатом это речевой деятельности является речевое произведение, или текст. Речь является реализацией языка, который только через нее может выполнять свою основную функцию – служить средством общения (такая функция называется коммуникативной). По характеру речевой деятельности речь может быть: * монологическая или диалогическая; *устная или письменная; *разговорная или книжная
Монологической является научная, деловая, во многом публицистическая речь. Однако чаще термин монолог применяют к художественной речи. Монолог можно определить как компонент художественного произведения, представляющий собой речь, обращенную к самому себе или к другим. Монолог— это обычно речь от 1-го лица, не рассчитанная на ответную реакцию другого лица (или лиц), обладающая определенной композиционной организованностью и смысловой завершенностью. Классический пример — монолог Гамлета в одноимённой трагедии Вильяма Шекспира.
Быть или не быть, вот в чём вопрос. Достойно ль смиряться под ударами судьбы, Иль надо оказать сопротивленье И в смертной схватке с целым морем бед Покончить с ними? Умереть. Забыться.
В монологе героя не только передаются его собственные размышления, переживания, но и нередко в нем заключены важные, ключевые для произведения идеи. Особая разновидность монолога — внутренний монолог, цель которого — выразить, имитировать процесс эмоционально-мыслительной деятельности человека, "поток сознания". Для такого монолога типичны прерывистость речи, незаконченные фразы. Диалог– основной жанр разговорной речи двух говорящих. Каждое высказывание, называемое репликой, обращено к собеседнику. Для диалога характерна частая смена ролей "говорящий – слушающий", так что собеседники поочередно выступают то в одной, то в другой роли. Реплики могут также выражать добавление, пояснение, распространение, согласие, возражение, побуждение и т. д. Обычно обмен репликами опирается на известную собеседникам ситуацию и общие знания. Поэтому диалогическая речь часто неполна, эллиптична. Форма диалогической речи (чередование реплик) издавна использовалась в философско-публицистическом жанре, например диалоги Платона, Галилея и других. Современные дискуссии, интервью, "беседы за круглым столом" и другие жанры также используют форму диалогов, правда не всегда удачно: часто в них не звучит подлинно живая диалогическая речь. В реальной разговорной речи монолог и диалог представлены обычно не в чистом виде, а в пересекающихся формах: диалог может содержать элементы монолога (микрорассказы, минимонологи), а монолог – перебиваться репликами собеседников. Полилог - разговор между несколькими лицами. В полилоге возможны разные формы взаимодействия говорящих. Например, собеседник может прервать одну тему разговора (оставить своего партнера) и вклиниться в реплики других участников полилога, может вести разговор, участвуя в двух и более темах сразу, и т.п. Полилог широко используется в художественной литературе. Это, прежде всего массовые сцены, позволяющие представить масштабные события, показать народ не как безликую массу, толпу, а как собрание характеров, типов. Стили речи – этот системы языковых элементов внутри языка, разграниченные условиями и задачами общения. Форма наших высказываний зависит от того, где, с кем и зачем мы говорим. Выделяют пять основных языковых стилей; четыре так называемых книжных: научный, официально-деловой, публицистический, художественный – и разговорный стиль. Для каждого стиля характерны определенные языковые средства: слова, их формы, словосочетания, типы предложений. Каждый стиль речи может быть представлен и в устной, и в письменной форме. Если стиль называется книжным, это не значит, что у него нет устных воплощений, например: научный доклад (соответственно, научный стиль) или заявление (официально-деловой стиль). Стили речи реализуются в определенных формах, которые называются жанрами речи. Каждый жанр относится к определенному стилю речи (роман – к художественному, приказ или распоряжение – к официально-деловому). Жанры речи – это форма организации речи, которая отличается заданным характером речевой деятельности (сравните два жанра – статью и интервью; жанр статьи предполагает монологическую речь, а интервью – это всегда диалог). Научный стиль – это один из книжных стилей, который используется в научных трудах, учебниках и учебных пособиях, устных выступлениях на научные темы. Задача научного стиля – сообщить научную информацию, объяснить ее, представив систему научной аргументации. Этот стиль используется в официальной обстановке, характеризуется логичностью, объективностью, смысловой точностью. В научном стиле выделяют следующие разновидности: 1. собственно научный стиль, который присущ научным трудам – монографиям, диссертациям, статьям в научных журналах, книгах, энциклопедиях; научным докладам; 2. научно-популярный стиль, который присущ текстам, предназначенным для популяризации научных знаний, то есть научно-популярной литературе, статьям в неспециальных журналах, газетах, выступлениям на радио и телевидении, публичным лекциям перед массовой аудиторией; 3. научно-учебный стиль, который используется в учебниках, учебных пособиях, справочниках, предназначенных для учащихся. Официально-деловой стиль – один из книжных стилей, который используется в сфере деловых отношений, деловых бумагах, то есть законах, документах, актах, договорах, постановлениях, уставах, служебной переписке и т.д. Задача этого стиля – сообщить информацию, дать инструкцию. Он характеризуется точностью, однозначностью, отсутствуем субъективности, особым построением текста. Жанр речи определяет и форму использования языка (доклад – это устный жанр, а статья – письменный). Основные жанры – учебник, статья, доклад, диссертация, научная монография, энциклопедическая статья, аннотация, резюме, рецензия. Основные жанры официально-делового стиля – приказ, служебное распоряжение, инструкция, заявление, запрос, жалоба, рекомендация, отчет, обзор; собрание, совещание, переговоры, интервью. Публицистический стиль – один из книжных стилей, который используется в общественно-публицистической и литературно-критической литературе, средствах массовой информации, на митингах, собраниях и т.д. Задача этого стиля – воздействие на массовое сознание. Характерные черты публицистического стиля – логичность, образность, эмоциональность. Основные жанры публицистического стиля – публичное выступление (речь, доклад), дискуссия, критическая заметка, репортаж, интервью, статья, рецензия, очерк, зарисовка. Разговорный стиль противопоставлен книжным и используется в ситуации непринужденной беседы, чаще в неофициальной обстановке. Основная форма его существования – устная, но он может быть реализован и в письменной форме (записки, частные письма). Задача разговорной речи – общение, обмен впечатлениями. Отличительными признаками разговорного стиля являются неофициальность, непринужденность, неподготовленность и эмоциональность речи, использование мимики и жестов. Новой и чрезвычайно интересной формой существования разговорной речи являются электронные жанры, существующие в масштабах реального времени и широко представленные в Интернете – форумы, чаты. Художественный стиль используется в произведениях художественной литературы и относится к книжной речи. Задача этого стиля – нарисовать словами картину, выразить отношение к изображаемому воздействовать на чувства и воображение читателя. Особенностью этого стиля является высокая образность. В художественной речи не только передается определенная информация об окружающем мире – художественный текст создает свой собственный, образный мир. Основные жанры: рассказ, сказка, стихотворение, комедия, драма, роман, басня и другие.
Ключевые слова Речевая деятельность, монолог, диалог, полилог, стилистика, разговорный стиль, публицистический стиль, научный стиль, официально-деловой стиль, художественный стиль, жанры.
|
|||
|